Постановление Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2006 г. № 14
Об утверждении и
введении в действие руководства по безопасности "Анализ результатов
контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок"
Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить
и ввести в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемое руководство по безопасности
"Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной
безопасности исследовательских ядерных установок" (РБ-037-06).
Руководитель
К.Б. Пуликовский
Руководства по безопасности Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору
Анализ результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок
РБ-037-06
Введено в
действие с 1 марта 2007 г.
Руководство по безопасности "Анализ
результатов контроля и оценка состояния ядерной и радиационной безопасности
исследовательских ядерных установок" разработано в соответствии с
требованиями Общих положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных
установок, действующих на исследовательских ядерных установках правил ядерной
безопасности и учитывает рекомендации МАГАТЭ, представленные в руководстве
DS260 "Maintenance, periodic testing and inspection of research
reactors".
Выпускается впервые*
* Руководство разработано в НТЦ ЯРБ. В процессе
разработки учтены замечания и предложения специалистов Ростехнадзора, ФГУ РНЦ «Курчатовский
институт» и ФГУП «ГНЦ РФ НИИАР».
1.1.
Настоящее руководство по безопасности "Анализ результатов контроля и
оценка состояния ядерной и радиационной безопасности исследовательских ядерных
установок" (далее - Руководство) имеет рекомендательный характер и
содержит возможные способы выполнения требований пункта 5.1.10 "Общих
положений обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок",
раздела 5 "Правил ядерной безопасности исследовательских реакторов",
раздела 4 "Правил ядерной безопасности импульсных исследовательских
ядерных реакторов", раздела 6 "Правил ядерной безопасности
критических стендов", раздела 4 "Правил ядерной безопасности
подкритических стендов", касающихся контроля и оценки состояния ядерной и
радиационной безопасности (далее - ЯРБ) исследовательских ядерных установок
(далее - ИЯУ). В настоящем руководстве приведены общие рекомендации по
проведению анализа результатов проверки состояния ЯРБ ИЯУ с целью ранжирования
выявленных недостатков по их влиянию на ЯРБ ИЯУ и качественной оценки состояния
ЯРБ ИЯУ.
1.2.
Настоящее руководство предназначено для специалистов и должностных лиц,
осуществляющих проверку состояния ЯРБ ИЯУ на этапах ввода в эксплуатацию,
эксплуатации и вывода из эксплуатации ИЯУ или выполняющих экспертизу
документов, обосновывающих ЯРБ ИЯУ.
1.3.
В случае несоответствия способов, используемых при оценке состояния ЯРБ ИЯУ,
рекомендациям настоящего руководства в итоговых документах по результатам
проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует привести соответствующее обоснование
имеющегося несоответствия.
2.1.
Проверка и контроль ЯРБ ИЯУ проводятся с целью оценки возможностей и наличия в
эксплуатирующей организации (далее - ЭО) условий для осуществления заявленной
деятельности с соблюдением требований, установленных действующим
законодательством Российской Федерации, федеральными нормами и правилами,
условиями действия лицензий, проектной, конструкторской, технологической и
эксплуатационной документацией ИЯУ и другими нормативно-техническими
документами в области использования атомной энергии, распространяющимися на
ИЯУ.
2.2.
Оценка состояния ЯРБ ИЯУ может проводиться:
-
комиссиями и соответствующими службами (должностными лицами) ЭО - при
проведении внутреннего контроля состояния ЯРБ ИЯУ;
-
комиссиями органа государственного управления использованием атомной энергии -
при ведомственном контроле состояния ЯРБ ИЯУ;
-
экспертной организацией - при экспертизе документов, обосновывающих ЯРБ в
составе заявки ЭО на получение лицензии на право деятельности на ИЯУ;
-
комиссией (инспектором) Межрегионального территориального округа по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - при проведении инспекций состояния ЯРБ
ИЯУ.
2.3.
В настоящем руководстве используются термины, установленные федеральными
нормами и правилами в области использования атомной энергии.
3.1.
В качестве индикаторов (показателей) уровня ЯРБ ИЯУ следует использовать
требования нормативно-технических документов по следующим направлениям:
-
наличие и выполнение требований и условий разрешительных документов органов
государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии
(лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии,
санитарно-эпидемиологические заключения, разрешения на выбросы и сбросы,
разрешения работникам (персоналу) ИЯУ на право ведения работ в области
использования атомной энергии и др.);
-
организационное обеспечение деятельности на ИЯУ;
-
состояние документации;
-
техническое обеспечение ЯРБ (состояние физических барьеров, элементов и систем,
важных для безопасности, зданий и сооружений, электроснабжения ИЯУ и др.);
-
обеспечение ЯРБ при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами
и радиоактивными отходами;
-
техническая безопасность (состояние грузоподъемных механизмов, трубопроводов,
сосудов, работающих под давлением);
-
обеспечение физической защиты, учет и контроль ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
-
соответствие ИЯУ паспортным данным и выполнение установленных в ЭО порядка и
сроков переоформления паспорта ИЯУ;
-
обеспечение пожарной безопасности;
-
противоаварийная готовность ИЯУ;
-
обеспечение качества деятельности на ИЯУ;
-
организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) к
ядерно- и радиационно опасным работам и работам с системами, важными для
безопасности;
-
культура безопасности.
3.2.
При проведении проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует проанализировать влияние на
ЯРБ ИЯУ выявленных несоответствий требованиям действующих
нормативно-технических документов, исходя из возможных радиационных последствий
несоответствий. При необходимости, ЭО следует обеспечить проведение
дополнительного расчета надежности систем, важных для безопасности, и
дополнительного анализа безопасности с учетом нового перечня исходных событий и
фактического состояния ИЯУ.
3.3.
По результатам проверки ЯРБ ИЯУ следует оценить уровень ЯРБ ИЯУ как
качественной характеристики состояния безопасности ИЯУ, устанавливаемой путем
проведения анализа и оценки соответствия ИЯУ требованиям действующих
нормативно-технических документов и с учетом фактического состояния систем и
элементов, важных для безопасности.
3.4.
Состояние ЯРБ ИЯУ может быть оценено одним из следующих уровней безопасности:
-
уровень удовлетворительный (У1) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
отсутствием несоответствий или наличием несоответствий ИЯУ требованиям
действующих нормативно-технических документов, которые не могут быть
непосредственной причиной событий (нарушений), имеющих радиационные
последствия, при этом радиационное воздействие ИЯУ на работников (персонал),
население и окружающую среду не превышает пределов, установленных для
нормальной эксплуатации;
-
уровень недостаточный (У2) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов по безопасности ИЯУ, которые при проведении работ следующего этапа
жизненного цикла ИЯУ или при проведении работ по новой программе текущего
жизненного цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные
последствия;
-
уровень низкий (У3) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся наличием
несоответствий требованиям действующих нормативно-технических документов,
которые могут привести или привели к нарушению эксплуатационных пределов и
условий и (или) превышению контрольных уровней радиационного воздействия ИЯУ и
требуют оперативной реализации компенсирующих мер по обеспечению безопасности
при проведении текущих работ на ИЯУ;
-
уровень недопустимый (У4) - уровень безопасности ИЯУ, характеризующийся
наличием таких несоответствий требованиям действующих нормативно-технических
документов, которые могут привести к нарушению пределов и условий безопасной
эксплуатации ИЯУ и (или) вызывают необходимость прекращения ядерно- и (или)
радиационно опасных работ с целью исключения радиационного воздействия на
работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых пределов.
3.5.
Установленный уровень безопасности ИЯУ должен быть зафиксирован в итоговых
документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ.
3.6.
В итоговых документах по результатам проверки состояния ЯРБ ИЯУ следует
представить предложения по повышению безопасности ИЯУ и контролю их выполнения
с указанием сроков последующих проверок, цели (программы) проверок, при этом:
-
если уровень безопасности признан удовлетворительным, могут быть представлены
предложения по срокам устранения выявленных несоответствий требованиям
нормативно-технических документов;
-
если уровень безопасности ИЯУ признан недостаточным, следует привести
информацию о выполнении (невыполнении) имеющегося в ЭО плана мероприятий по
устранению несоответствий ИЯУ требованиям нормативно-технических документов и о
приемлемости установленных сроков их устранения;
-
если уровень безопасности ИЯУ признан низким, следует привести условия, при
которых возможно дальнейшее продолжение работ;
-
если уровень безопасности ИЯУ признан недопустимым, следует привести
мероприятия, после выполнения которых можно возобновить ядерно- и (или)
радиационно опасные работы на ИЯУ, а также предложения по программе
комиссионной проверки состояния ЯРБ ИЯУ, которая должна предшествовать
возобновлению работ.
3.7.
В приложении приведены примеры возможной оценки уровня ЯРБ ИЯУ.
Имеющиеся несоответствия ИЯУ требованиям
нормативно-технических документов
|
Уровень ЯРБ ИЯУ
|
1. Не
выполняется установленный порядок подготовки работников (персонала).
|
У1
|
2. Не обеспечивается
непрерывность страхования гражданской
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием ИЯУ.
|
3.
Своевременно не вводятся в действие в
ЭО новые нормативные документы по обеспечению безопасности ИЯУ.
|
4. Требуют корректировки
инструкции по ЯРБ с учетом вновь введенных нормативных документов.
|
5. Не
проведена аттестация членов постоянно действующей комиссии для проверки
знаний работников (персонала) ЭО.
|
6. Другие
несоответствия требования нормативно-технических документов, которые не могут
быть непосредственной причиной событий, имеющих радиационные последствия.
|
1. Не
ведется необходимая для обеспечения безопасности предстоящих работ по выводу ИЯУ
из эксплуатации база данных о радиационной обстановке, о загрязнении
территории, систем и оборудования радиоактивными веществами.
|
У2
|
2.
Отсутствует программа работ по продлению установленного срока эксплуатации
ИЯУ.
|
3. Не
корректируется своевременно план аварийных мероприятий в части возможных
исполнителей аварийных работ и их домашних (служебных) телефонов и т.д.
|
4. Не
обеспечивается периодичность аварийных тренировок.
|
5.
Отсутствует расчетное
(экспериментальное) подтверждение
безопасности ИЯУ при использовании в предстоящих работах новых
экспериментальных устройств.
|
6. Другие
несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые при изменении характера (программы) работ на ИЯУ или этапа жизненного
цикла ИЯУ могут привести к событиям, имеющим радиационные последствия.
|
1. Истек
(не продлен) срок действия санитарно-эпидемиологического заключения.
|
У3
|
2. Не в
полном объеме смена укомплектована персоналом при работе ИЯУ на мощности.
|
3. Нарушен
срок поверки измерительных средств и приборов систем управления и защиты.
|
4.
Несвоевременно проводится планово-предупредительный ремонт.
|
5. В режиме
временного останова ИЯУ ядерно-опасные работы проводятся в отсутствие
контроля за мощностью.
|
6. Другие
несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые при
проведении текущих работ могут привести или привели к событиям, имеющим
радиационные последствия, или к нарушениям эксплуатационных пределов
безопасности.
|
1. Не
соответствует требованиям проекта состояние строительных конструкций и (или)
сооружений.
|
У4
|
2. Не
определены права и обязанности должностных лиц, структурных подразделений и
работников ЭО в части обеспечения ЯРБ ИЯУ.
|
3. Не
соответствует паспортным данным фактическое состояние систем, важных для
безопасности.
|
4. Не
проводится проверка работоспособности систем, важных для безопасности после
окончания планово-предупредительного ремонта.
|
5. Имеют место
периодически кратковременные выбросы (сбросы), превышающие пределы безопасной
эксплуатации.
|
6. Другие
несоответствия требованиям нормативно-технических документов, которые могут
привести к нарушению пределов безопасной эксплуатации ИЯУ и (или) требуют
прекращения работ с целью исключения радиационного воздействия ИЯУ на
работников (персонал), население и окружающую среду сверх допустимых
пределов.
|