НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК 4/2001
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА
РАБОТ ПО СООРУЖЕНИЮ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ
МЕТОДОМ НЕПРЕРЫВНО ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ
ШНЕКА
Канд. техн. наук Н.Р. Гадаев
(ООО "Элгад")
Основным преимуществом метода непрерывно
перемещающегося шнека (НПШ) является высокая производительность и качество
строительных работ по устройству цилиндрических железобетонных свай сплошного
поперечного сечения диаметром от 400 до 1200 мм и с заглублением их на глубину
24-27 м.
Этот метод
основан на применении современного бурильного оборудования, оснащенного
бортовой системой постоянного контроля за технологическими параметрами, и
обеспечивает высокую производительность работ, которая составляет до 300 пог.
м/сут буронабивных свай диаметром 600-800 мм.
С
использованием соответствующего вспомогательного технологического оборудования,
приспособлений и оснастки буронабивные сваи по технологии НПШ можно устраивать
в различных грунтовых условиях, включая структурно неустойчивые и обводненные
грунты.
Суть метода НПШ
состоит в проходке скважины буровой машиной, оснащенной полым шнеком длиной до
27 м и закрытым снизу затвором, предотвращающим попадание внутрь полой части
шнека воды и грунта во время процесса бурения.
После
забуривания шнека на проектную глубину в центральную пустотелую часть шнека
бетононасосом закачивается бетонная смесь с одновременным подъемом шнека. При
этом его затвор под давлением смеси открывается и смесь поступает в скважину.
Подъем шнека осуществляется без его вращения, что позволяет извлечь весь грунт
из скважины на поверхность строительной площадки. По мере подъема шнека он
очищается от грунта с помощью специального устройства.
Подъем шнека
обуславливается необходимостью обеспечения непрерывного нагнетания бетонной
смеси в скважину по центральной трубе шнекового оборудования (става) под его
нижний торец, оборудованный затворным устройством. После выхода всего шнека из
скважины завершается процесс ее заполнения бетонной смесью и бетонирования. Из
верхней части скважины вручную вынимается загрязненная бетонная смесь до
обеспечения проектной отметки чистой (незагрязненной грунтом) бетонной смеси.
После этой зачистки с помощью лебедки бурильной машины в образовавшийся в
скважине столб из бетонной смеси погружается арматурный каркас, который
внедряется в эту смесь как под действием собственного веса, так и с помощью
вибропогружателя. Высокая производительность и качество строительных работ, а
также другие преимущества сооружения буронабивных свай методом НПШ
предопределили возможность более широкого внедрения этого метода в практику
современного мостостроения. Метод НПШ был освоен и развит в ЗАО "Элгад
Спецстрой" на ряде мостовых объектов московского региона. Сооружение
буронабивных свай этим методом было осуществлено при устройстве ростверков опор
Волгоградского (пересечение МКАД с Новорязанским шоссе) и Ивановского
путепроводов (развязка ул. Саянская - Реутов), а также при строительстве
Тульской развязки (у Автозаводского моста Москвы).
Как показал
начальный анализ возможностей метода НПШ, наиболее эффективная его реализация
строительством может быть достигнута лишь при оперативном
организационно-техническом и методическом сопровождении. Организация и
производственное функционирование этого сопровождения должны предусматривать на
каждом объекте строительства контроль качества рабочей документации и проектов
производства работ (ППР), соблюдение требований проектов и строительных норм,
разработку и внедрение технологических регламентов, испытания материалов и
конструкций, разработку составов бетонных смесей, обеспечение качества и
непрерывности поставок товарного бетона, геодезическое обеспечение
строительства и ряд других мероприятий.
Особое внимание
при реализации строительством метола НПШ и его производственном сопровождении
должно уделяться разработке, научному обоснованию и согласованию с подрядной
строительной организацией технологических регламентов производства работ.
При
формировании конструктивно-технологической системы организации и производства
работ по сооружению буронабивных свай установлено, что в разработке
технологических регламентов должны принимать участие как специалисты
специализированной строительной организации ЗАО "Элгад Спецстрой",
так и научные сотрудники ведущей научной организации НИЦ "Мосты" ОАО
ЦНИИС при экспертно-согласовательном участии всех остальных участников
строительного процесса (проектной организации, генподрядчика и заказчика).
Освоенная и
реализуемая этой специализированной строительной организацией технология работ
по сооружению буронабивных свай методом НПШ основана на строгом соблюдении
пообъектовых технологических регламентов, в которых должны устанавливаться
требования к работам по забуриванию (ввинчиванию) шнекового става, нагнетанию
бетонной смеси под задаваемым давлением, погружению арматурных каркасов в
свежую бетонную смесь, а также к применяемым для этих работ строительным
материалам и методам контроля качества и приемке готовых свай.
Как показывает
анализ накопленного опыта, технологическая последовательность работ,
обусловливаемая технологическими регламентами, должна состоять из следующих
основных последовательно выполняемых операций (см. рисунок):
-
подготовительные работы;
- ввинчивание
(забуривание) шнекового става до проектной отметки;
- нагнетание
бетонной смеси по центральному пустотному стволу (трубе) шнекового става в его
основание с одновременным подъемом (извлечением) шнекового става из скважины;
- установка
арматурного каркаса на поверхность свежеуложенной в скважину бетонной смеси и
его погружение в проектное положение с помощью вибропогружателя;
- обработка головы сваи
для последующего ее включения в свайный ростверк.
Схема технологического процесса по устройству
буровых свай методом НПШ:
а - центровка и установка в
вертикальное положение шнека буровой машины; б - забуривание шнека до проектной
глубины; в - подъем шнека с извлечением грунта и одновременным бетонированием
скважины; г - извлечение шнека из скважины и окончание ее бетонирования; д -
зачистка устья скважины; е - погружение арматурного каркаса; 1 - буровая машина
на раздвижном гусеничном ходу; 2 - направляющая мачта; 3 - непрерывный шнек; 4
- лебедка; 5 - извлеченный из скважины грунт; 6 - бетоноводные трубы; 7-
бетононасос; 8 - бетоновоз; 9 - подвижная бетонная смесь; 10 - погрузчик; 11 -
вибропогружатель; 12 - арматурный каркас
Параллельно и
одновременно с выполнением этих операций принято предусматривать и производить
входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций, а также
пооперационный и приемочный контроль на всех технологических этапах работ
согласно СНиП
3.01.01-85* [1] и 3.02.01-87
[2]. Скрытые работы и работы при
приемочном контроле должны быть освидетельствованы и приняты по соответствующим
актам проектной организацией, генподрядчиком и заказчиком.
Выполнение
основных технологических операций должно сопровождаться обязательными
периодическими профилактическими работами по обеспечению безотказного
функционирования бурового и бетононагнетательного оборудования, а также
соблюдением требований техники безопасности при производстве подготовительных,
строительно-монтажных и профилактических работ.
Регламентируемые
подготовительные работы для сооружения буронабивных свай по методу НПШ должны
предусматривать:
- организацию и
устройство рабочих площадок, технологических проездов строительного транспорта
и техники, мест размещения и складирования строительных и отработанных
материалов, оборудования, механизмов и инструментов;
- выноску
реперов с разбивкой и закреплением осей свай, а также с привязкой их к опорной
геодезической сети, принятой (полученной) по акту от заказчика, генподрядчика
или проектной организации;
- доставку на
место работы, установку в рабочее положение (на "точку") и
обустройство бурового агрегата, проверку вертикальности мачты этого агрегата в
соответствии с инструкцией по его эксплуатации и содержанию;
- доставку и
приведение в рабочее состояние бетононагнетательного и опускного оборудования
(бетононасос, погрузчик, бетоноводы, вибратор), а также его пробный запуск;
- подачу на
стройплощадку бетонной смеси в количестве 120% от объема тела одной сваи, а
также подачу арматурных каркасов проектной конструкции и длины с требуемой
маркой стали.
Регламентируемые
работы по бурению скважин шнековым буром должны предусматривать пробную подачу
бетонной смеси через бетононасос, бетоноводные рукава и центральную трубу
шнекового става буровой машины; закрытие затвора бетоновода (центральной трубы)
на затворном устройстве в низовой части шнекового става; корректировку работы
бортового компьютера в режиме "Программирование" и включение позиции
"Бурение"; погружение шнека в грунт скважины завинчиванием до
проектной отметки; перекладку бетоноводного рукава погрузчиком по мере
опускания шнека.
В
регламентируемых работах по бурению скважин принято предусматривать включение
на бортовом компьютере позиции "Бетонирование"; подачу бетонной смеси
в скважину через бетоноводы и центральную трубу шнекового става буровой машины
с одновременным подъемом шнека, очисткой его чистильщиком от грунта и
перекладкой бетоновода погрузчиком по мере подъема шнека; прекращение подачи
бетонной смеси после ее достижения отметки верха сваи. Нагнетание бетонной
смеси под извлекаемый шнековый став должно предусматриваться и производиться с
интенсивностью, обеспечивающей давление ее под шнеком не менее 2 атм.
В составе работ
по установке арматурного каркаса предусматриваются и регламентируются следующие
технологические операции:
- отвод буровой
машины от скважины и удаление погрузчиком грунта, вынутого из скважины и
скопившегося над ней;
- зачистка
вручную устья скважины с удалением шламового слоя свежеуложенного бетона сваи;
- подъем
лебедкой буровой машины арматурного каркаса и подача его к скважине с
последующим опусканием этого каркаса под действием собственного веса в
свежеуложенную бетонную смесь скважины;
- установка
вибратора на выпусках арматуры каркаса с помощью лебедки буровой машины;
- погружение
арматурного каркаса с помощью вибратора в свежеуложенную бетонную смесь сваи до
проектной отметки с последующим снятием вибратора лебедкой.
Техническим
контролем и правилами приемки работ предусматривается, что в процессе
производства работ по сооружению буронабивных свай должны контролироваться
геометрические размеры скважин, включая глубину ее проходки; правильность
установки арматурного каркаса; состав и подвижность бетонной смеси, качество и
непрерывность процесса заполнения скважины этой смесью; режим бетонирования и
качество уложенного бетона. В ряде случаев в составе этих работ выполняется
статическое испытание свай в соответствии с требованиями рабочей документации.
Периодические
профилактические работы по обеспечению безотказного функционирования бурового и
бетононагнетательного оборудования должны, как правило, предусматривать очистку
и промывку бетоноводов и шнека от остатков бетонной смеси после бетонирования
каждой сваи; мойку бетононасоса по окончании каждого этапа работ; ежедневный
осмотр и заправку оборудования топливом и горюче-смазочными материалами;
операции технологического обслуживания механизмов в соответствии с графиком
этого обслуживания.
Как показывает
анализ накопленного опыта, производство работ в зимних условиях во многом
зависит от колебаний температуры воздуха в период выполнения тех или иных
технологических операций по сооружению буронабивных свай.
Так, при
температуре воздуха от 5 до -5 °С требуется утеплять бетононасос и
металлический верх бетоновода. Бетонная смесь для нагнетания в скважину должна
быть подогрета до температуры 5-10°С. При температуре воздуха от-5 до-15°С
требуется проводить аналогичные утепления оборудования, а температуру бетонной
смеси следует довести до 10°С. При температуре воздуха от -15 до -25°С
температура подаваемой в скважину бетонной смеси доводится до 12°С. При
температуре воздуха ниже -25°С температура бетонной смеси должна быть не менее
15°С.
При промерзании
грунта до начала работ на глубину более 0,5-0,6 м необходимо предварительно
разработать лидерную скважину по требуемому проектному диаметру сваи.
Разработка мерзлого слоя грунта производится вручную пневмомолотками или с
использованием прогрева.
В зимних
условиях промывку бетоноводов следует производить теплой водой. Необходимо
также предусматривать прогрев бетононасоса, а также емкости для хранения
предварительно завозимой бетонной смеси, включая миксеры.
При температуре
воздуха ниже -18°С необходимо прогреть до положительной температуры арматурный
каркас перед его опусканием в бетонную смесь скважины, что позволит избежать
намораживания на него бетонной смеси после опускания каркаса. После окончания
бетонирования и опускания арматурного каркаса до проектной отметки требуется
тщательно утеплить оголовки свай. Кроме нормативных требований, обеспечивающих
технику безопасности при производстве строительных работ, необходимо
регламентировать и соблюдать требования, обусловливаемые спецификой сооружения
буронабивных свай методом НПШ.
Так, перед
началом работы с краном и буровым агрегатом следует убедиться в отсутствии
линий электропередач, связи и других коммуникации в зоне работы всех
механизмов. Операции по разгрузке и очистке от грунта бурового шнека
разрешается выполнять только после прекращения его вращения, а рабочие, занятые
на этих работах, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от неработающего
бура. Запрещается приближение ближе 3 м к работающему или перемещаемому над
поверхностью грунта буру. Необходимо соблюдать и другие специфические
требования к технике безопасности производства работ при сооружении
буронабивных свай методом НПШ, которые, как правило, отражаются в
соответствующих технологических регламентах, а также инструкциях по
эксплуатации применяемого оборудования и строительной техники.
Рассматриваемая
технология производства работ по сооружению буронабивных свай методом НПШ, ее
возможности и преимущества при сопоставлении с другими методами могут быть
использованы и другими отечественными строительными организациями при
возведении фундаментов не только мостовых сооружений, но и объектов другого
народнохозяйственного назначения.
Список литературы
1. СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного
производства / Госстрой СССР: Введ. 01.01.86: Взамен СНиП III-1-76-М.:
ЦИТП Госстроя СССР, 1990. - 56 с.
2. СНиП
3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты / Госстрой СССР: Введ.
01.07.88: Взамен СНиП 3.02.01 -83,* СНиП III-8-76, СН 536-81. - М.: ЦИТП
Госстроя СССР, 1988 - 128 с.