Постановление
Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219
Об утверждении
Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов
(с изменениями от 22 апреля, 17 октября 2009 г.)
В соответствии
со статьей 30 Водного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемое Положение об осуществлении государственного мониторинга водных
объектов.
2. Установить,
что функции, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти в
соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, выполняются в
пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной
численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств,
предусматриваемых указанным органам на руководство и управление в сфере
установленных функций.
3. Признать утратившим
силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307
"Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных
объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.
1443).
Председатель
Правительства Российской Федерации
|
М. Фрадков
|
Положение об
осуществлении государственного мониторинга водных объектов
1. Настоящие
Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга
водных объектов (далее - мониторинг).
2. Мониторинг
представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния
водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и
юридических лиц.
3. Мониторинг
осуществляется в следующих целях:
своевременное
выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество
воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по
предотвращению негативных последствий этих процессов;
оценка
эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;
информационное
обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том
числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной
водных объектов.
4. Мониторинг
включает в себя:
регулярные
наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными
показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования
водоохранных зон;
сбор,
обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
внесение
сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;
оценку и
прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и
качественных показателей состояния водных ресурсов.
5. Мониторинг
является частью государственного мониторинга окружающей среды.
6. Мониторинг
состоит из:
мониторинга
поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при
проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
мониторинга
состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;
мониторинга
подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;
наблюдений за
водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а
также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.
7. Мониторинг
осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима
водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других
особенностей.
Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N
830 в пункт 8 настоящего Положения внесены изменения
8. Организация
и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов,
Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - участники
ведения мониторинга).
При проведении
мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений за
водными объектами и водохозяйственными системами, в том числе за
гидротехническими сооружениями, другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, с которыми взаимодействуют участники ведения мониторинга
(далее - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти), а также
сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями
и недропользователями.
Ведение
мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и
технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других
видов мониторинга окружающей среды.
Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N
830 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения
Постановлением Правительства
РФ от 22 апреля 2009 г. N
351 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения
9.
Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами
исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации осуществляется на безвозмездной основе.
Формы и
порядок представления в Федеральное агентство водных ресурсов данных
мониторинга, полученных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды, Федеральным агентством по недропользованию и уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - формы и
порядок представления данных), формы и порядок представления сведений,
полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и
водопользователями (далее - формы и порядок представления сведений), а также
порядок информационного обмена данными мониторинга между участниками ведения
мониторинга (далее - порядок информационного обмена) устанавливаются
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по
согласованию с участниками ведения мониторинга (за исключением уполномоченных
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N
830 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения
10.
Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления
мониторинга:
обеспечивает
разработку автоматизированных информационных систем мониторинга;
ведет регулярные
наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных
зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены
на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных
ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, наблюдения за находящимися
в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими
сооружениями, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству
водных ресурсов, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и водоотведении
на всех водных объектах;
обеспечивает развитие
сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями,
подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также за состоянием
дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов,
которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской
Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской
Федерации;
координирует
ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной
собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов,
ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за
гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности,
участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами
исполнительной власти;
координирует
ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема
забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод
и (или) дренажных вод, их качества, ведение регулярных наблюдений за водными
объектами и их водоохранными зонами, а также осуществляет обобщение и оценку
результатов такого учета и таких регулярных наблюдений;
осуществляет
сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате
наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями,
находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а
также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями;
проводит общую
оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов
водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных
объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов,
состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;
формирует банк
данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным
участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской
Федерации;
обеспечивает
включение сведений, полученных в результате наблюдений при осуществлении
мониторинга, в государственный водный реестр;
обеспечивает
предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга в
соответствии с водным законодательством и Федеральным законом "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации".
Постановлением
Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N
351 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
11.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при
осуществлении мониторинга поверхностных водных объектов:
осуществляет
регулярные наблюдения за состоянием поверхностных водных объектов в части
количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, внутренних
морских вод и территориального моря Российской Федерации, континентального
шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации на базе
государственной наблюдательной сети;
проводит
оценку и прогнозирование изменений состояния поверхностных водных объектов в
части количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов;
обеспечивает
сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате
наблюдений за водными объектами, и представление в Федеральное агентство водных
ресурсов данных мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных
мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях, в соответствии с установленными формами и порядком
представления данных, а также порядком информационного обмена;
обеспечивает
предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга
поверхностных водных объектов в порядке, установленном Федеральным законом "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации".
12.
Федеральное агентство по недропользованию при осуществлении мониторинга
подземных вод:
обеспечивает
развитие опорной наблюдательной сети, предназначенной, в частности, для ведения
мониторинга подземных вод с учетом государственного мониторинга состояния недр;
организует
регулярные наблюдения за состоянием подземных водных объектов, в том числе
наблюдения за качеством подземных вод по физическим, химическим, радиационным и
микробиологическим показателям, координирует ведение недропользователями
наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод;
осуществляет
сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате
наблюдений, обобщает сведения, полученные в результате наблюдений
недропользователями, проводит оценку и прогнозирование изменений состояния
подземных водных объектов;
представляет
данные мониторинга подземных вод в Федеральное агентство водных ресурсов в
соответствии с установленными формами и порядком представления данных, а также
порядком информационного обмена;
обеспечивает
предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных мониторинга
подземных вод в порядке, установленном Федеральным законом "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации".
13. Утратил
силу.
Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N
830 в пункт 14 настоящего Положения внесены изменения
14. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и
осуществлении мониторинга:
организуют проведение
регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования
водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или
их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории
субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых
осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов,
водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов
Российской Федерации, так и муниципальных образований;
осуществляют
сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате
наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их
частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными
объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности
субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы
Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами
и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и
порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях
режима использования водоохранных зон водных объектов, полученные в результате
осуществления регионального государственного контроля и надзора за
использованием и охраной водных объектов.
15.
Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся
организации, эксплуатирующие находящиеся в федеральной собственности
гидротехнические сооружения:
осуществляют
наблюдения за соответствующими водохозяйственными системами, в том числе
гидротехническими сооружениями;
осуществляют сбор,
обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате указанных
наблюдений, и представление их в Федеральное агентство водных ресурсов в
соответствии с установленными формами и порядком представления сведений, а
также порядком информационного обмена;
обеспечивают
предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного
самоуправления, а также юридическим и физическим лицам данных наблюдений за водохозяйственными
системами, в том числе гидротехническими сооружениями, в порядке, установленном
Федеральным законом "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации".
Постановлением
Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 16 настоящего Положения внесены изменения
16.
Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
ведут учет
объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса
сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;
ведут
регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями)
и их водоохранными зонами;
представляют в
территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения,
полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с
установленными формой и периодичностью.
Постановлением
Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N
830 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения
Постановлением
Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N
351 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения
17.
Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по
недропользованию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды взаимодействуют при осуществлении мониторинга со следующими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
с Федеральной службой
по надзору в сфере природопользования - в части использования сведений, получаемых
при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального
государственного экологического контроля), в том числе контроля и надзора за использованием
и охраной водных объектов (федерального государственного контроля и надзора за использованием
и охраной водных объектов);
с Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части
использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за
безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;
с Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в
части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического
мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, а также об оценке состояния водных объектов, используемых для
рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;
с Федеральным
агентством по рыболовству - в части использования сведений, получаемых при
ведении мониторинга состояния водных биологических ресурсов в части оценки
состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;
с Федеральной
службой по надзору в сфере транспорта - в части использования сведений,
получаемых при осуществлении контроля и надзора в сфере морского (включая
морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов
рыбопромысловых колхозов) и внутреннего водного транспорта.
Заинтересованные
федеральные органы исполнительной власти обеспечивают сбор, обработку, хранение
и представление в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов
сведений, указанных в настоящем пункте, необходимых для ведения мониторинга.