Письмо Министерства регионального развития РФ от 7 декабря
2006 г. N 13241-РМ/07
"Об установлении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных
услуг, используемых при расчете субсидий на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг"
По имеющейся у
Министерства регионального развития Российской Федерации информации органы
государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации до сих пор не
установили региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, а в
некоторых субъектах такие стандарты установили с нарушением федерального
законодательства. В этой связи Минрегион России считает необходимым дать
дополнительные разъяснения по установлению региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг.
Необходимость
установления региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
предусмотрена статьей 159 Жилищного
кодекса Российской Федерации. Эти стандарты используются при определении прав
граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете их
размеров. В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N
761 (далее - Правила предоставления субсидий), для одного муниципального
образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости
жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, жилые помещения
в которых относятся к различным жилищным фондам, и для жилых домов
индивидуального жилищного фонда. Размеры региональных стандартов
устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской
Федерации.
Согласно части
6 статьи 159 Жилищного кодекса
размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг
устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета
платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для
нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях,
расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические
параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании
(далее - дома, соответствующие средним условиям). В связи с этим расчет
размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для
каждого городского округа, городского и сельского поселения в составе
муниципальных районов производится в следующем порядке:
Во-первых,
выбирается группа конкретных домов, соответствующих средним условиям в каждом
муниципальном образовании, при котором:
1) уровень
благоустройства всех входящих в группу домов будет одинаковым и наиболее
типичным. Под уровнем благоустройства в соответствии с пунктом 6 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее
- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), понимается наличие в
многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем,
позволяющих предоставлять коммунальные услуги: холодного и горячего
водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе
газобаллонных установок), отопления (теплоснабжения), в том числе печного
отопления;
2)
конструктивные и технические параметры всех входящих в группу домов будут
одинаковыми и наиболее типичными - степень износа, этажность, материал стен и
кровли, оборудование лифтом и мусоропроводом, а также другие подобные
параметры;
3) установлена
одинаковая цена (размер платы) за содержание и ремонт жилого помещения для
нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений
муниципального жилищного фонда, реально проживающих в домах, входящих в группу
домов, соответствующих средним условиям;
4) для расчета
платы нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых
помещений муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги используются
одинаковые в пределах такой группы домов:
а) тарифы на
холодную воду, горячую воду и водоотведения, установленные органами местного
самоуправления, а на электрическую энергию, газ (бытовой газ в баллонах), на
тепловую энергию или на твердое топливо при наличии печного отопления,
установленные органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) нормативы
потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с Правилами
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,
установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006
г. N
306, органами государственной власти субъекта Российской Федерации
(нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению)
и органами местного самоуправления (нормативы потребления коммунальных услуг по
холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению).
При выборе
домов, соответствующих средним условиям в муниципальном образовании, органам
государственной власти субъекта Российской Федерации целесообразно проведение
консультаций с органами местного самоуправления городских округов,
муниципальных районов, а в случае передачи помещений муниципального жилищного
фонда (жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности
муниципального района) городским и сельским поселениям в составе муниципальных
районов - с органами местного самоуправления городских и сельских поселений и
учитывать полученные от органов местного самоуправления предложения.
В соответствии
с пунктом 22 Правил предоставления субсидий для одного муниципального
образования могут устанавливаться региональные стандарты стоимости
жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и для
индивидуальных жилых домов, указанных в части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рекомендуется для установления региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг выбирать дома, соответствующие средним условиям, как
из числа многоквартирных домов, так и жилых домов, если население в
муниципальном образовании проживает примерно в равных долях (например, 40 - 60
%) в жилых домах и в многоквартирных домах или если большая часть (например,
более 70 %) населения проживает в жилых домах.
Например, в
муниципальном образовании есть 15 % индивидуальных жилых домов, 20 %
многоквартирных 9-этажных кирпичных домов, 15 % многоквартирных 9-этажных
панельных домов, 50 % многоквартирных 5-этажных панельных домов (проценты
указаны относительно численности проживающего в них населения, а не
относительно численности или площади указанных домов). При этом из
многоквартирных 5-этажных панельных домов: в 1/3 домов износ 50 % (цена (размер
платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору
социального найма равна 10,20 руб./кв. м), в 1/2 износ 40 % (цена (размер
платы) за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору
социального найма равна 9,10 руб./кв. м), а в 1/6 - 20 % (цена (размер платы)
за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального
найма равна 6,40 руб./кв. м). В то же время в 30 % многоквартирных 5-ти этажных
панельных домах, имеющих износ 40 %, потребляется тепловая энергия,
приобретаемая у организации коммунального комплекса № 1 по тарифу 450 руб./Гкал,
а 70 % - приобретаемая у организации коммунального комплекса № 2 по тарифу 380 руб./Гкал,
а остальные тарифы на коммунальные ресурсы и нормативы потребления коммунальных
услуг имеют одинаковые значения. В этом случае в качестве домов,
соответствующих средним условиям, целесообразно выбрать многоквартирные
5-этажные панельные дома, имеющие износ 40 %, в которых цена (размер платы) за
содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договору социального
найма равна 9,10 руб./кв. м, а потребляется тепловая энергия, приобретаемая у
организации коммунального комплекса № 2 по тарифу 380 руб./Гкал.
Во-вторых,
производится расчет регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных
услуг исходя из нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета
субсидий, дифференцированного по численности семьи, осуществляется согласно
положениям раздела VI "Установление региональных стандартов" и других
положений Методических рекомендаций по применению Правил предоставления
субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом
Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N
58/403. При этом размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных
услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, являющихся
одинаковыми для домов, соответствующих средним условиям, и используемых для
расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для
нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях в
таких домах. При расчете размеров регионального стандарта стоимости
жилищно-коммунальных услуг нарушением федерального законодательства считается:
а)
установление для одного муниципального образования (городского округа,
городского и сельского поселения в составе муниципального района - в
соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации") более двух домов, соответствующих средним условиям,
и, соответственно, более двух стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг;
б) применение
иных цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и
ремонт жилого помещения и коммунальных услуг отличающихся от цен, тарифов и
нормативов потребления, реально используемых для расчета платы за содержание и
ремонт жилого помещения и коммунальных услуг для нанимателей по договору
социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах,
соответствующих средним условиям в муниципальном образовании. В частности, не
допускается вместо произведения норматива потребления и соответствующего тарифа
в соответствии с порядком расчета размера платы за коммунальные услуги,
приведенном в приложении N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг
гражданам, использование не легитимно установленных отдельными органами
местного самоуправления так называемых "ставок оплаты" за холодное и
горячее водоснабжение, водоотведение (руб. на 1 чел. в месяц), а также
"ставок оплаты" за отопление (руб. на 1 кв. м в месяц). Также не
допускается использование "социальных нормативов" или иных нормативов
(норм), не соответствующих нормативам потребления коммунальных услуг,
установленным в соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. N
306;
в) применение
стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1
кв. метр общей площади жилья, установленного для определения размера финансовой
помощи, оказываемой местным бюджетам из регионального бюджета. Использование
такого стандарта невозможно при определении размера субсидии по формулам,
указанным в пунктах 23 - 25 Правил предоставления субсидий. Применение иных
формул определения размера субсидии, кроме указанных в пунктах 23 - 25 Правил
предоставления субсидий, законодательство Российской Федерации не
предусматривает.
Прошу принять
необходимые меры для установления региональных стандартов стоимости
жилищно-коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства
Российской Федерации и обеспечения их правильного применения при определении
прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и
расчете их размеров в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
Директор
Департамента жилищно-коммунального хозяйства
|
Р.Э.
Мукумов
|