Письмо Министерства регионального развития РФ от 2 мая
2007 г. № 8167-ЮТ/07
"О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги"
Министерство регионального развития Российской
Федерации в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О
порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и пунктом 8
постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №
491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт
жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению,
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего
качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"
в связи с многочисленными обращениями потребителей и исполнителей коммунальных
услуг сообщает.
В соответствии
с пунктом 16 статьи 12 Жилищного
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установление структуры платы
за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой
платы относится к компетенции органов государственной власти Российской
Федерации в области жилищных отношений. Законодательство Российской Федерации
не допускает принятие по указанному вопросу нормативных правовых актов органами
государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного
самоуправления.
В зависимости
от реализуемого способа управления многоквартирным домом собственники и
наниматели осуществляют оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в
следующем порядке:
1)
собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное
управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в
соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими
соответствующие виды деятельности (часть 9 статьи 155 Кодекса);
2) при
управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья,
жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским
кооперативом (далее - ТСЖ или ЖСК):
а) члены
указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с
оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в
многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке,
установленном органами управления ТСЖ или ЖСК (часть 5 статьи 155 Кодекса);
б)
собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят
плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами,
заключенными с ТСЖ или ЖСК (часть 6 статьи 155 Кодекса);
3)
собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ или ЖСК
и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое
помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (часть 7
статьи 155 Кодекса);
4) наниматели
жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений
государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме,
управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за
содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой
управляющей организации (часть 4 статьи 155 Кодекса).
При этом в
соответствии с положениями типовых договоров, утвержденных постановлениями
Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315
"Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения"
и от 26 января 2006 г. №
42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному
жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений"
при внесении платы за содержание и ремонт жилого помещения и за коммунальные
услуги управляющей организации указанные наниматели выполняют свои денежные
обязательства перед наймодателем. Плата за пользование жилым помещением (плата
за наем) вносится указанными нанимателями наймодателю этого жилого помещения
(часть 3 статьи 155 Кодекса).
Остальные
пользователи жилых помещений (наниматели по договору найма жилых помещений
частного жилищного фонда, ссудополучатели, поднаниматели и др.) вносят плату за
жилое помещение и коммунальные услуги соответственно собственникам помещений и
нанимателям жилых помещений государственного или муниципального жилищного
фонда.
Собственники
жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также
вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с
лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154,
часть 9 статьи 155 Кодекса).
Плата за жилое
помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов,
ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной
срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 1 статьи
155 Кодекса).
При этом
согласно подпункту б пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23
мая 2006 г. № 307, в
платежном документе указываются наименование исполнителя (с указанием
наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального
предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес
(место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии)
адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети
общего пользования. Указание в платежном документе номеров банковских счетов
или номеров "транзитных счетов" иных лиц (в том числе
расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических,
вычислительных и иных подобных центров) законодательством Российской Федерации
не предусмотрено.
Оплата услуг и
работ по содержанию и ремонту помещений в многоквартирном доме ("дополнительные
услуги"), не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества в
многоквартирном доме, вносится в соответствии с договорами, заключенными с
лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности по отдельному
платежному документу.
Расчет размера
платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных
потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация
приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями,
взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления
многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или
ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих
подрядных и ресурсоснабжающих организаций. Указанные лица вправе на основании
возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое
помещение и коммунальные услуги, печати, доставке потребителям платежных
документов специализированным организациям.
Деятельность
расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических,
вычислительных и иных подобных центров и применение "единых платежных
документов" не может основываться на нормативных правовых актах органов
государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного
самоуправления, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” не является
компетенцией органов местного самоуправления и органов государственной власти
городов федерального значения и не относится к вопросам местного значения.
Прошу довести требования
законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до органов
местного самоуправления, управляющих организаций и иных заинтересованных
организаций, действующих на территориях субъектов Российской Федерации, для
руководства при применении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г.
№ 307, и
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №
491.
Ю.П. Тыртышов