Постановление
Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
О Концепции освоения подземного
пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города
Москвы
(с
изменениями от 25 декабря 2007 г.)
На современном этапе
градостроительного развития Москвы в условиях сокращения территориальных
резервов для создания и развития благоприятной среды жизнедеятельности в целях
устойчивого развития города необходимы опережающие темпы освоения подземного
пространства.
Вместе с тем, только
менее трети строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземную
часть, и доля подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в
эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Возможности использования
подземного пространства города Москвы ограничиваются сложными
инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием уже
построенных и эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих
зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной
инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию строительства.
В результате
воздействия этих факторов площадь подземных сооружений, ежегодно вводимых в
эксплуатацию в последние годы, в среднем не превышает 700 тыс.кв.м, и в
действующем Генеральном плане развития города Москвы освоение подземного
пространства как отдельное направление градостроительного развития города
Москвы отсутствует.
Вместе с тем, анализ
ранее принятых проектных решений показывает, что в большинстве случаев отказ от
освоения подземного пространства негативно влияет на формируемую планировочную
и архитектурно-пространственную структуру города.
В целях создания
благоприятной среды для жизнедеятельности и устойчивого развития города за счет
максимального использования градостроительного потенциала подземного
пространства Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию
освоения подземного пространства и основные направления развития подземной
урбанизации города Москвы (далее - Концепция) согласно приложению
к настоящему постановлению.
2. Департаменту градостроительной
политики, развития и реконструкции города Москвы:
2.1. Выступить
государственным заказчиком по разработке Городской целевой среднесрочной
программы освоения подземного пространства на период 2008-2010 гг. (далее -
Программа) и основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы
на последующие годы.
Постановлением
Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N
1127-ПП в пункт 2.2 настоящего постановления внесены изменения
2.2. Совместно с
Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "Московский
центр освоения резервных территорий", ГУП "Мосгоргеотрест",
Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы в III квартале 2008 г.
на основании Концепции разработать и представить на утверждение Правительства
Москвы Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземного
пространства на период 2008-2010 гг. и основные направления развития подземной
урбанизации города Москвы на последующие годы.
Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N
1127-ПП в
пункт 2.3 настоящего постановления внесены изменения
2.3.
Обеспечить на конкурсной основе разработку:
2.3.1. Совместно с
Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора в III квартале
2008 г. - методики районирования территорий города по условиям освоения
подземных пространств в зависимости от различных природных и техногенных
факторов.
2.3.2. В III квартале 2008
г. - схемы районирования территорий города по условиям реализации
инвестиционных проектов освоения подземного пространства в зависимости от
различных природных и техногенных факторов и методики расчета нормативной
стоимости строительства различных типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
2.3.3. Утратил
силу.
2.4. Осуществить
финансирование разработки Программы и мероприятий, предусмотренных пунктом
2.3 настоящего постановления, за счет средств, выделенных Департаменту
градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы на 2007 год
в рамках Адресной
инвестиционной программы.
2.5. До 15 ноября 2007
г. представить в Департамент экономической политики и развития города Москвы прогноз
обеспечения финансовыми средствами предполагаемых основных мероприятий
Программы на 2008 год и последующие годы.
2.6. Совместно с
Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора,
Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "Московский
центр освоения резервных территорий", ГУП "Мосгоргеотрест",
префектурами административных округов города Москвы и другими
специализированными организациями в целях формирования единой базы данных о
подземных объектах на территории города Москвы организовать систему учета
существующих, вводимых в эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений.
3. Создать
Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам освоения подземного
пространства города Москвы (далее - Координационный совет) под
председательством первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,
руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции
города Москвы Ресина В.И.
4. Председателю
Координационного совета в месячный срок представить на утверждение
Правительства Москвы положение о Координационном совете и его состав.
5. Москомархитектуре:
5.1. Совместно с
Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора в III квартале
2007 г. подготовить план мероприятий по разработке и совершенствованию
нормативной правовой базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
5.2. При актуализации
Генерального плана развития города Москвы, разработке других видов
градостроительной, нормативно-правовой документации и проектов законов города Москвы,
регламентирующих градостроительную деятельность, предусматривать разработку
разделов, обеспечивающих освоение подземного пространства.
6. Департаменту
имущества города Москвы до 30 августа 2007 г. подготовить и представить для
учета при разработке Программы в Департамент градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы предложения по внесению дополнений и
изменений в нормативные правовые акты, касающиеся вопросов имущественных
отношений при освоении подземного пространства.
7. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы Ю.М.
Лужков
Приложение
Концепция освоения подземного
пространства и основные направления развития подземной урбанизации города
Москвы
В соответствии с
Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации
городских целевых программ в городе Москве, утвержденным постановлением
Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП, на основании представленной
Концепции освоения подземного пространства и основных направлений развития
подземной урбанизации города Москвы (далее - Концепция) предполагается
разработать Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземного
пространства на 2008-2010 гг. (далее - Целевая программа) и основные
направления развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
Концепция содержит
следующие основные разделы:
I. Обоснование
соответствия целей и решаемой Целевой программой проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития города Москвы.
II. Обоснование
целесообразности решения проблемы программно целевым методом.
III. Возможные
варианты реализации Целевой программы.
IV. Основные цели,
задачи и мероприятия Целевой программы, ожидаемые результаты.
V. Основные показатели
реализации Целевой программы.
VI. Финансовое
обеспечение Целевой программы.
VII. Основные
исполнители Целевой программы.
VIII. Государственный
заказчик и разработчики Целевой программы.
IX. Управление и
контроль за реализацией Целевой программы.
На современном этапе
социально-экономического развития Москвы создание благоприятной среды для
жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города в значительной
степени возможно за счет максимального использования градостроительного
потенциала подземных пространств, который в настоящее время используется в
недостаточной степени. Реализация Целевой программы и разработка основных
направлений развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы
позволит резко увеличить ввод подземных объектов различного назначения до
уровня, соответствующего современным требованиям к городской среде и необходимого
для решения следующих приоритетных задач социально-экономического развития
города:
- размещение на
наиболее градостроительно значимых и инвестиционно привлекательных территориях
города крупных многофункциональных комплексов, строительство которых в связи со
сложившейся застройкой возможно только путем освоения подземных пространств;
- повышение уровня
комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с
размещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового
и другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение ввода
подземных объектов в объемах, необходимых для реализации городских
градостроительных программ;
- сокращение площади
городских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно в
подземном пространстве;
- увеличение уровня
обеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта и
объектами социально-культурного назначения;
- снижение избыточной
парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счет
размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при
строительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий, предприятий торговли. Увеличение пропускной способности улично-дорожной
сети;
- увеличение доходной
части бюджета города Москвы за счет налоговых и неналоговых поступлений от
деятельности предприятий и организаций, которые будут размещены на объектах,
созданных в подземном пространстве.
Реализация основных
направлений градостроительного развития Москвы, предусмотренных Генеральным
планом развития города Москвы, осуществляется в условиях постоянного сокращения
территориальных ресурсов.
Одновременно
возрастают требования по обеспеченности местами организованного хранения
автомобилей, объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Значительная часть
этих объектов может быть размещена в подземном пространстве города и в
последние годы темпы освоения подземного пространства постоянно увеличиваются
по двум основным направлениям:
- массовое
строительство объектов, в составе которых имеются подземные сооружения;
- уникальные объекты
общегородского значения, такие как торговый центр на Манежной площади, тоннель
Третьего транспортного кольца, подземный участок Звенигородского проспекта.
Вместе с тем,
особенности геологического строения территории, на которой расположен город
Москва, гидрогеологические условия, а также сложившаяся наземная застройка и
существующие подземные объекты значительно осложняют освоение подземных
пространств города.
Как следствие этого,
менее 30% строящихся в городе объектов различного назначения имеют подземную
часть, в результате доля подземных сооружений в общей площади объектов,
введенных в эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Изучение зарубежного
опыта показывает, что оптимальные условия для обеспечения устойчивого развития
и комфортного проживания в городских агломерациях, схожих с Москвой по таким
показателям, как общая площадь, численность населения, соотношение исторической
и современной застройки, достигаются при доле подземных сооружений от общей
площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
Анализ хода реализации
Генерального плана развития города Москвы до 2020 года показывает, что основные
негативные факторы, сдерживающие развитие подземной урбанизации в городе
Москве, следующие:
- при планировании
развития города в недостаточной степени используются в качестве обосновывающих
материалов объективные характеристики градостроительного потенциала подземных
пространств города; как следствие этого, при планировании наземного
строительства возможности размещения объектов в подземном пространстве
используются в недостаточной степени;
- до настоящего
времени в городе не разработана единая методика оценки экономической
целесообразности подземного строительства, учитывающая влияние подземных
объектов на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В связи
с этим в результате недостаточного стимулирования строительства подземных
сооружений значительные городские территории застраиваются объектами, которые
могут быть размещены в подземном пространстве;
- отсутствует единая
общегородская система нормативно-правового и технического регулирования
освоения подземного пространства. Вместе с тем, анализ существующей нормативной
базы показывает, что в условиях изменяющегося федерального законодательства и
при необходимости значительного увеличения объемов подземного строительства
нормативное обеспечение подземной урбанизации Москвы необходимо осуществлять
опережающими темпами;
- одно из основных
преимуществ подземного строительства в условиях сложившейся застройки -
возможность размещения подземных сооружений под объектами природного комплекса
и культурного наследия используется крайне редко - как правило, при
строительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного,
эффективно решать поставленные задачи и существующие проблемы возможно только
программно-целевым методом.
Варианты реализации
Целевой программы определены на основании предложений по размещению объектов
подземного строительства на 2008-2010 гг., подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы" при участии Департамента градостроительной политики, развития и
реконструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур административных
округов, а также с учетом показателей, утвержденных Среднесрочной
программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг.
и заданий до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы строительства
гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
Строительство
подземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс.кв.м в период с 2008 по 2010 год
по расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", соответствует
минимальному варианту реализации Целевой программы и обеспечивает подземными
объектами утвержденные городские градостроительные программы.
Вместе с тем, при
выполнении Целевой программы по минимальному варианту такие важнейшие
показатели качества городской среды, как обеспеченность местами организованного
хранения автотранспорта и пропускная способность улично-дорожной сети за счет
подземного строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
Максимальный вариант
реализации Целевой программы предусматривает предельный объем ввода подземных
сооружений в 2008-2010 гг. на уровне 3,0 млн.кв.м.
В значительной степени
возможность реализации этого варианта зависит от темпов строительства и сроков
ввода в эксплуатацию крупных многофункциональных комплексов, в составе которых
доля подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
Опыт реализации таких
проектов в городе Москве в последние годы показывает, что одним из важнейших
факторов, влияющих на сроки строительства, является обеспеченность инженерной и
транспортной инфраструктурой, в первую очередь, электроснабжением.
В связи с этим при
сравнении максимального и единого оптимистического варианта реализации Целевой
программы, предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн.кв.м с
учетом имеющего и планируемого уровня развития городской инженерной и
транспортной инфраструктуры, в целях безусловного выполнения мероприятий
Целевой программы в установленные сроки предлагается оптимистический вариант
реализации Целевой программы.
Указанный вариант
предусматривает ввод объектов Целевой программы, увязанный с развитием
инженерной и транспортной инфраструктуры города, и обеспечивает утвержденные
градостроительные программы необходимыми объемами подземного строительства.
Кроме того, при
реализации этого варианта Целевой программы и одновременно с нарастающим вводом
подземных сооружений в необходимом объеме будет обеспечен задел на последующие
годы за счет значительного увеличения количества объектов, по которым в период
2008-2010 гг. планируется разработка проектно-сметной документации.
Целевая программа
освоения подземного пространства города Москвы будет разработана с целью
создания благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого
развития города за счет максимального использования градостроительного потенциала
подземных пространств.
Для достижения целей
Целевой программы необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечить
максимальное использование подземного пространства для формирования современной
планировочной и архитектурно-пространственной структуры города.
2. Разработать
основные направления освоения подземного пространства города Москвы.
3. Создать систему
стимулирования освоения подземного пространства города Москвы.
4. Повысить
надежность, энерго-эффективность и долговечность подземных сооружений,
обеспечить безопасность эксплуатации подземных сооружений в расчетных условиях
эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с
указанными целями и задачами программы предлагается выполнить следующие
мероприятия:
1. Мероприятия,
направленные на обеспечение максимального использования подземного пространства
для формирования современной планировочной и архитектурно-пространственной
структуры города Москвы:
1.1. Сбор и систематизация
информации по существующим, проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
1.2. Подготовка
предложений по размещению подземных сооружений при выполнении городских
градостроительных программ.
1.3. Формирование
базовых адресных перечней объектов подземного строительства.
1.4. Разработка
предпроектной и конкурсной документации, предусматривающей в условиях конкурса
возврат в бюджет города Москвы средств на предпроектные проработки и разработку
конкурсной документации.
1.5. Подготовка
предложений по уточнению показателей финансового обеспечения Целевой программы
при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы
города Москвы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня
комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с
размещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного,
торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности.
2. Обеспечение ввода
подземных объектов в объемах, необходимых для реализации городских
градостроительных программ.
3. Сокращение площади
городских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно в
подземном пространстве.
4. Увеличение уровня
обеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта и
объектами социально-культурного назначения.
5. Снижение избыточной
парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счет
размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при
строительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий; предприятий торговли.
6. Создание единой
общегородской системы разработки и реализации предпроектной и проектной
документации по освоению подземного пространства.
7. Увеличение
количества конкурсов на выполнение функций инвестора по строительству подземных
объектов.
8. Увеличение
пропускной способности улично-дорожной сети.
9. Сохранение объектов
культурного наследия.
10. Сохранение и
развитие озелененных территорий.
11. Разработка системы
контроля за использованием и складированием грунтов при создании подземных
сооружений.
2. Мероприятия по
разработке основных направлений освоения подземного пространства города Москвы.
2.1. Разработка
методики районирования территорий города по условиям освоения подземных
пространств в зависимости от различных природных и техногенных факторов.
2.2. Разработка
методики расчета нормативной стоимости строительства различных типов подземных
сооружений в условиях влияния негативных природных и техногенных процессов и
явлений.
2.3 Разработка
методики расчета нормативных показателей по проектированию размещения объектов
потребительского рынка и услуг, расположенных в подземных пространствах, по
районам города Москвы с учетом действующих градостроительных нормативов.
2.4. Разработка схемы
районирования территорий города по условиям освоения подземных пространств в
зависимости от различных природных, техногенных и экономических факторов.
2.5. Разработка
основных направлений развития подземной урбанизации, соответствующих разделов
Генерального плана развития города Москвы и другой градостроительной
документации.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение
эффективности использования градостроительного потенциала подземных пространств
города.
2. Определение объемов
и видов подземного строительства, которое возможно на территории города Москвы
с учетом действия негативных природных и техногенных процессов и явлений, а
также экономических и других факторов, влияющих на условия освоения подземного
пространства.
3. Повышение качества
и сокращение сроков разработки предпроектной и проектной документации по
объектам подземного строительства.
4. Создание системы
мониторинга реализации градостроительной документации по освоению подземных
пространств города и подготовки обосновывающих материалов для актуализации
указанной документации.
3. Мероприятия по
созданию системы стимулирования освоения подземного пространства города Москвы:
3.1. Проведение
анализа экономических условий реализации проектов строительства подземных
сооружений в городе Москве.
3.2. Выполнение оценки
влияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства подземных
сооружений.
3.3. Разработка
методики экономического стимулирования строительства подземных объектов,
предусматривающей следующие основные положения:
3.3.1. Разработанная
методика обеспечит возможность проведения анализа потенциальных коммерческих
(финансовых) результатов строительства подземных объектов, а также подготовки
предварительных заключений по возможным поступлениям в бюджет города при
реализации проектов подземного строительства за счет средств инвесторов с целью
стимулирования инвестиционной активности при освоении подземных пространств
города Москвы.
3.3.2. Методику
необходимо разработать в соответствии со сложившейся практикой инвестиционной
деятельности в городе Москве.
3.3.3. Методика
предусматривает возможность расчета максимально допустимого размера обременений
при строительстве подземных объектов с учетом приемлемой рентабельности
инвестиционного проекта для инвестора.
3.3.4. При разработке
методики необходимо учесть сложившийся уровень рыночных цен и экономическую
эффективность строительства различных объектов для различных районов Москвы.
3.3.5. В результате
разработки и утверждения методики необходимо обеспечить учет влияния следующих
природных и техногенных факторов на себестоимость строительства подземных
сооружений:
-
инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
- археологические
данные;
- негативные природные
и природно-техногенные процессы и явления (суффозия, изменение уровня грунтовых
вод, вибрационные воздействия, магнитные поля и др.);
- существующие либо
планируемые к строительству подземные сооружения, в том числе подземные части
или фундаменты наземных сооружений;
- наличие объектов
природного комплекса;
- существующие
биоценозы и прогноз их развития.
3.3.6. Кроме того, в
методике необходимо предусмотреть следующие планировочные и иные ограничения, а
также мероприятия, направленные на максимальное использование
градостроительного потенциала подземного пространства:
- требования по
безопасности;
- требования по
ресурсо- и энергосбережению;
- функциональное
назначение объектов (отдельно для многофункциональных комплексов);
- размеры сооружений;
- вид сооружения:
отдельно стоящие либо в составе объекта, имеющего наземную и подземную часть;
- плотность
существующей застройки (возможность ведения работ с поверхности либо щитовой
проходкой);
- требования к
подземным сооружениям, определяемые существующей либо планируемой наземной
застройкой;
- необходимость строительства
объектов ГО;
- условия
присоединения к наружным сетям;
- необходимость
строительства автономных источников электро-, теплои водоснабжения;
- возможность
размещения муниципальных объектов;
- целесообразность финансирования
строительства (в том числе частичного) из средств бюджета города;
- форму возврата
вложенных средств: продажа, аренда, концессия, прочее;
- разработку
нормативно-правовой и градостроительной документации, обеспечивающей
эффективное использование подземного пространства.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение объемов
строительства подземных сооружений.
2. Увеличение доли
подземных сооружений в общем объеме строительства (в том числе за счет
размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры).
3. Сокращение
неэффективно используемых подземных пространств города.
4. Повышение
инвестиционной привлекательности строительства подземных сооружений.
5. Увеличение
поступлений в бюджет города Москвы при реализации инвестиционных проектов.
6. Увеличение объемов
внебюджетного финансирования строительства подземных сооружений.
4. Мероприятия,
направленные на повышение надежности, энерго-эффективности и долговечности
подземных сооружений, обеспечение безопасности эксплуатации подземных
сооружений в расчетных условиях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных
ситуаций:
4.1. Разработка
технической и нормативно-правовой документации по освоению подземных
пространств.
4.2. Разработка
технической и нормативно-правовой документации по эксплуатации и ремонту
подземных сооружений.
4.3. Разработка
нормативно-правовой документации, обеспечивающей стимулирование внедрения при
освоении подземных пространств передовых отечественных и зарубежных проектных,
технологических и организационных решений.
4.4. Разработка
методики мониторинга состояния подземных сооружений.
4.5. Изучение и
внедрение передового отечественного и зарубежного опыта при освоении подземных
пространств, а также инновационных технологий.
4.6. Разработка
прогноза влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений на
подземные сооружения.
4.7. Разработка
нормативно-правовой документации в целях повышения безопасности эксплуатации
подземных сооружений.
4.8. Разработка и
внедрение проектных решений, направленных на повышение безопасности эксплуатации
существующих и строящихся подземных сооружений.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение
надежности, энерго-эффективности, долговечности и безопасности подземных
сооружений.
2. Улучшение
эксплуатационных характеристик подземных сооружений.
3. Повышение качества
объемно-планировочных решений подземных объектов.
4. Увеличение сроков
эксплуатации подземных сооружений без текущего и капитального ремонта.
5. Снижение
эксплуатационных затрат подземных сооружений.
6. Снижение затрат на
текущий и капитальный ремонт подземных сооружений.
7. Обеспечение
проектирования и строительства в городе Москве технической и
нормативно-правовой документацией, соответствующей современным требованиям к
надежности, энерго-эффективности и долговечности подземных сооружений.
Основные показатели
Целевой программы определены в соответствии с планируемыми объемами
строительства подземных сооружений по годам реализации программы.
Предусмотрено
увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс.кв.м в год начиная с 2008 года и
доведение этого показателя до 1 млн.кв.м в 2010 году.
Указанное увеличение
будет обеспечено за счет того, что в целях совершенствования планировочной и
архитектурно-пространственной структуры города Концепцией намечено существенное
- до 15% - увеличение доли подземных сооружений в общем вводе жилищной и
административно-деловой застройки по городу.
Выполнение этих
показателей обеспечит достижение ожидаемых результатов выполнения мероприятий
программы, таких как:
- повышение уровня
комфортности проживания в городе за счет обеспечения комплексности застройки с
размещением подземных гаражей-стоянок, объектов социально-культурного,
торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение ввода
подземных объектов в объемах, необходимых для реализации городских
градостроительных программ;
- сокращение площади
городских территорий, занятых объектами, размещение которых возможно в
подземном пространстве;
- увеличение уровня
обеспеченности жителей города местами организованного хранения автотранспорта и
объектами социально-культурного назначения;
- снижение избыточной
парковочной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть города за счет
размещения в подземном пространстве гаражей и вспомогательных помещений при
строительстве и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий; предприятий торговли;
- увеличение объемов
строительства подземных сооружений, в том числе "закрытым способом";
- увеличение доли
подземных сооружений в общем объеме строительства;
- увеличение
пропускной способности улично-дорожной сети.
Сводные показатели Целевой программы
освоения подземного пространства города Москвы
|
2008
г.
|
2009
г.
|
2010
г.
|
Общая площадь объектов подземного строительства, тыс.кв.м
|
700
|
850
|
1000
|
Доля
подземных сооружений в общем вводе жилищной и административно-деловой
застройки (%)
|
10
|
12
|
15
|
Источниками финансирования
мероприятий Целевой программы являются средства бюджета города Москвы (на
возвратной основе при проведении конкурсов по подбору инвесторов на
проектирование и строительство подземных объектов).
Стоимость выполнения
мероприятий определяется при разработке лотовой документации для проведения
конкурсов по подбору исполнителей.
Объем финансовых
средств городского бюджета, необходимых для реализации Целевой программы,
представлен в таблице.
Мероприятия
|
Объемы
финансирования за счет городского бюджета, млн.руб.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Всего 2008-2010 гг.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Мероприятия, направленные на обеспечение максимального использования
подземного пространства, для формирования современной планировочной и
архитектурно-пространственной структуры города Москвы
|
50,0
|
30,0
|
30,0
|
110,0
|
Мероприятия
по разработке основных направлений освоения подземного пространства города
Москвы
|
41,7
|
20,0
|
20,0
|
81,7
|
Мероприятия
по созданию системы стимулирования освоения подземного пространства города
Москвы
|
23,0
|
12,0
|
10,0
|
45,0
|
Мероприятия,
направленные на повышение надежности, энерго-эффективности и долговечности подземных
сооружений, обеспечение безопасности эксплуатации подземных сооружений в
расчетных условиях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций
|
14,0
|
10,0
|
8,0
|
32,0
|
Итого
|
128,7
|
72,0
|
68,0
|
268,7
|
Реализация всех мероприятий
должна происходить на конкурсной основе. В условиях конкурса должен быть
предусмотрен возврат средств, затраченных на предпроектные проработки и
разработку конкурсной документации, в бюджет города Москвы. Стартовые цены для
проведения конкурса должны быть рассчитаны на основании соответствующих
расчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и утверждены Департаментом
экономической политики и развития города Москвы. Указанные объемы
финансирования мероприятий Целевой программы корректируются и уточняются при
формировании бюджета и адресной инвестиционной программы Правительства Москвы
на соответствующий год.
Департамент
градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы
Департамент экономической
политики и развития города Москвы
Департамент земельных
ресурсов города Москвы
Департамент науки и
промышленной политики города Москвы
Департамент
потребительского рынка и услуг города Москвы
Москомархитектура
Префектуры административных
округов города Москвы
ГУП "НИиПИ
Генплана Москвы"
ГУП "МЦОРТ"
ГУП
"Мосгоргеотрест"
Государственный
заказчик и координатор Целевой программы - Департамент градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы.
Разработчики Целевой
программы - Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", ГУП "МЦОРТ",
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
Управление реализацией
Целевой программы осуществляется Департаментом градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы в соответствии с Законом города Москвы
от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе
Москве" и постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N
1030-ПП "О совершенствовании порядка размещения государственного
заказа", от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики
разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве", от 17
января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования
и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе
Москве".
Координация
деятельности органов исполнительной власти города Москвы при реализации
мероприятий Целевой программы осуществляется Координационным советом при
Правительстве Москвы по вопросам освоения подземного пространства города
Москвы, в состав которого входят представители Комплекса городского хозяйства
Москвы, Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города
Москвы, Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
Контроль за ходом
выполнения мероприятий Целевой программы осуществляется Правительством Москвы в
установленном порядке. Государственный заказчик Целевой программы несет всю
полноту ответственности за реализацию Целевой программы, осуществление в установленные
сроки мероприятий Целевой программы и целевое использование выделенных на
реализацию средств бюджета города Москвы.
В целях осуществления
контроля за выполнением мероприятий Целевой программы государственный заказчик
обеспечивает:
- разработку и утверждение
годовых планов реализации Целевой программы;
- сбор данных от
исполнителей Целевой программы о выполнении целевых показателей;
- сбор данных об
освоении денежных средств, предусмотренных на выполнение мероприятий Целевой
программы;
- на основании отчетов
исполнителей мероприятий подготовку ежегодного отчета о ходе выполнения Целевой
программы.