Нарушения
правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных
кранов
Н.А. Шишков,
эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора
Практика эксплуатации автомобильных кранов показывает,
что аварии при их работе и несчастные случаи происходят там, где не соблюдаются
федеральные законы РФ, правила и другие нормативные документы по охране труда и
промышленной безопасности, не организован или неудовлетворительно
осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности
при работе кранов на опасных производственных объектах.
Аварийные ситуации возникают по причине
неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений
деталей и металлоконструкций, а также в результате нарушения инструкций по
охране труда персоналом, обслуживающим краны, несоблюдения нормативных или
эксплуатационных документов.
ПРОИСШЕСТВИЕ
В ОАО "Пензаводмелиорация" 16
февраля 2006 г. для погрузки и перевозки частей разобранного экскаватора
ЭО10011 из карьера по разработке глины для кирпичного завода были привлечены
автомобильный кран КС-3577-3 (грузоподъемностью 14 т) и автомашина КамАЗ с
полуприцепом. Основные части разобранного экскаватора - ходовая часть,
лебедочная муфта, стрела с ковшом, узел подъема экскаватора и другие детали -
находились на площадке карьера. Автомобильный кран КС-3577-3 был установлен
рядом с разобранным экскаватором таким образом, что при зацепке (строповке)
груза платформа крана должна поворачиваться относительно продольной оси крана
примерно на 90° влево.
Машинист автокрана С., осмотрев груз и
место производства работ, несмотря на отсутствие схемы строповки, попросил
находившихся рядом газорезчиков помочь застропить части экскаватора для
погрузки, так как стропальщика не было. После погрузки одного узла в полуприцеп
КамАЗа газорезчики застропили лебедочную муфту экскаватора (массой 8,3 т). При
данной грузовой характеристике перегруза автокрана не было. Уверенный в
исправном состоянии крана и в том, что в зоне действия крана нет людей, но не
убедившись в этом, машинист крана приступил к подъему груза.
Во время подъема лебедочной муфты
экскаватора произошел излом по всему периметру неподвижной секции стрелы
коробчатого типа на расстоянии 400 мм от оси крепления, при этом стрела стала
падать с разворотом в левую сторону на 45° в сторону кабины автокрана. В
соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема
стрелы образовался сплошной разрыв. Вследствие разворота стрелы зона ее возможного
падения увеличилась.
Услышав треск и увидев падение стрелы,
находившиеся на месте погрузочных работ рабочие побежали в сторону от падающей
стрелы. Но ее оголовок задел газорезчика Н., находившегося возле
газорезательного оборудования, и травмировал его. При падении стрела также
деформировала кабину машиниста автокрана (рисунок). На прибывшем автомобиле
скорой помощи пострадавший Н. был доставлен в Сердобскую центральную районную
больницу, где от полученных травм скончался.
В ходе расследования несчастного
случая на производстве установлено,
что автомобильный кран КС-3577-3 изготовлен в 1990 г. на Ивановском крановом
заводе. Владелец автокрана - ООО "Мелиоводстрой", в соответствии с
договором аренды кран арендован Сердобским филиалом ОАО "Пензаводмелиорация".
Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован.
Технический паспорт автокрана отсутствует. Автомобильный кран отработал
нормативный срок службы - 13 лет. Экспертное обследование (диагностирование),
включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией
не проводилось.
Место аварии автомобильного крана КС-3577-3
В соответствии с заключением
экспертизы ООО Пензенского регионального научно-технического центра по
сварочному производству и промышленной безопасности ООО "НТЦ Сура"
разрушению стрелы крана КС-3577-3 предшествовала длительная эксплуатация, в
процессе которой на ней образовались трещины. Ремонтные работы по устранению
дефектов проводились с многочисленными нарушениями правил:
- не проведены все необходимые и
предписанные правилами операции по устранению трещин;
- технология выполнения сварочных работ
была грубо нарушена;
- для ремонта металлоконструкций был
выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный
к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и
эксплуатации в данной климатической зоне и др.
Расследованием аварии также установлено,
что в ОАО "Пензаводмелиорация" отсутствует производственный
контроль за соблюдением требований безопасности на опасном производственном
объекте:
- допущена эксплуатация автомобильного
крана, отработавшего нормативный срок службы, не зарегистрированного в
территориальных органах Ростехнадзора;
- неудовлетворительная организация
производства погрузочных работ, выразившаяся в нахождении людей в опасной зоне
работы крана;
- на участке работ крана отсутствуют
технические карты погрузки деталей экскаватора на автомашину и схемы строповки
груза;
- к строповке груза допущены не
подготовленные в качестве стропальщиков и не обученные по охране труда
рабочие-газорезчики;
- на участке
производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами. Нарушены требования следующих законодательных и
нормативных правовых актов.
Нормативные требования охраны труда
|
Фактическое состояние
|
1
|
2
|
Федеральный закон от
21.07.97 №
116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных
объектов" (в ред. от
08.05.05)
|
Статья 11. Организация, эксплуатирующая
производственный объект, обязана организовывать и осуществлять
производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ
|
В эксплуатирующей
организации положение о производственном контроле не разработано,
производственный контроль не осуществлялся
|
Правила организации и осуществления
производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ
от 10.03.99 №
263 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.05 № 49)
|
7. Производственный контроль в эксплуатирующей организации
осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба
производственного контроля
|
Служба производственного контроля в эксплуатирующей организации не
назначена
|
Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов ПБ
10-382-00, утв.
Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99. № 98
|
9.1.2. Регистрации в органах
Госгортехнадзора до пуска в работу подлежат краны всех типов, перечисленные в
п. 1.3 настоящих Правил.
|
Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не
зарегистрирован.
|
9.2.3. Разрешение на пуск крана в работу
после его регистрации выдается инспектором Госгортехнадзора на основании
результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем
крана.
|
Инспектор Госгортехнадзора разрешение на пуск крана в работу не
выдавал.
|
9.3.21. Краны, отработавшие нормативный срок
службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию),
включая полное техническое освидетельствование, проводимому
специализированными организациями в соответствии с нормативными документами.
Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана
инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов в
исправном состоянии.
|
Владелец крана экспертное обследование (диагностирование), включая
полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не
проводил. Паспорт крана отсутствует.
|
9.4.2. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели -
владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также
руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие
краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные
условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра,
ремонта, надзора и обслуживания.
|
Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не
обеспечила содержания грузоподъемного крана в исправном состоянии.
|
В этих целях
должны быть:
|
Специалист по
надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, ответственный за
содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и лицо, ответственное
за безопасное производство работ кранами, не назначены.
|
а) назначены
инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией
грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары,
инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных
кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами;
|
е) обеспечено
выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных
инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций.
Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные
инструкции для обслуживающего персонала должны быть составлены на основании
типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России.
|
В организации
не обеспечено выполнение обслуживающим персоналом производственных
инструкций.
|
9.4.11. Для зацепки, обвязки (строповки) и
навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.
|
На площадке производства работ отсутствовал стропальщик.
|
9.5.13. Владелец крана или эксплуатирующая
организация должны:
а) разработать
и выдать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных
работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки
транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты
|
Эксплуатирующей организацией не разработана технология
(технологическая карта) погрузки и разгрузки транспортных средств
|
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов)
по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных,
пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных)
РД
10-74-94, утв.
постановлением Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изм. № 1 [РДИ
10-426(74)-01], утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60
|
2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться
в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана.
|
Крановщик перед началом работы не убедился в исправности
металлоконструкций.
|
3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном,
крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в
безопасных местах, в зоне работы крана нет посторонних людей.
|
Перед подъемом очередного узла крановщик не убедился в том, что в зоне
работы крана нет посторонних людей.
|
3.24. При производстве работ крановщику
запрещается: допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих
прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не
соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм.
|
Крановщик сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав
стропальщика.
|
В этих случаях
крановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность лицо,
ответственное за безопасное производство работ кранами
|
На участке
производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное
производство работ кранами
|
Выводы
Авария автомобильного крана КС-3577-3
стала возможной по причине несоблюдения руководителями, специалистами и
обслуживающим кран персоналом ОАО "Пензаводмелиорация" Федерального
закона от 21.07.97 № 116-ФЗ, правил, инструкций и других нормативных документов
по охране труда и промышленной безопасности.
1. В ОАО "Пензаводмелиорация"
не было разработано положение о производственном контроле, не назначена служба производственного
контроля, производственный контроль не проводился.
2. Допущена эксплуатация грузоподъемного
крана, незарегистрированного в территориальных органах Госгортехнадзора,
отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертного обследования
специализированной организацией и получения разрешения на пуск его в работу от
территориальных органов Госгортехнадзора.
3. Эксплуатирующая организация ОАО
"Пензаводмелиорация" не обеспечила содержание грузоподъемного крана в
исправном состоянии. Ремонтные работы по устранению дефектов (трещин) в
конструкции стрелы крана, образовавшихся в процессе длительной эксплуатации,
проводились с нарушениями технологии сварочных работ. Для ремонта
металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям
прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных
конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне.
4. На участке производства работ не было
назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, в
результате чего были допущены нарушения обслуживающим персоналом (крановщиком)
Типовой инструкции РД
10-74-94. Для производства работ по погрузке узлов разобранного экскаватора
на автомашину не назначены стропальщики,
При отсутствии стропальщика крановщик
должен прекратить работу, но вместо этого он сам привлек к строповке груза лиц,
не имеющих прав стропальщика.
(Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3
2007 г.)