Л.А.
БЕРКОВИЧ, президент Союза строителей (работодателей) Челябинской области
Организационно-технологическое обеспечение процессов
зимнего бетонирования жилых зданий
Строительство жилых
зданий с применением монолитного бетона является одним из основных направлений
в решении национальной программы.
Возведение
таких объектов приводит к необходимости формирования других, более эффективных
строительно-архитектурных систем, технологий их реализации. По конструктивным
признакам эти системы весьма разнообразны, и выбор той или иной из них
определяется многими факторами - потребительскими свойствами,
градостроительными требованиями, геологическими условиями, типами опалубки,
возможностями строительной организации и т.п.
Такие здания весьма разнообразны [1].
Это, в основном, каркасные системы, представленные монолитными или сборными
колоннами, монолитными или сборно-монолитными балочными или безбалочными
перекрытиями. Значительное влияние на технологию работ, особенно в зимнее
время, оказывает армирование колонн и перекрытий, вследствие чего охлаждение
железобетонных конструкций протекает иначе, чем бетонных. Также оказывает влияние
на условия производства работ ветер и в зависимости от высоты здания темп
охлаждения также меняется.
За
последнее десятилетие в технологии бетонных работ произошли существенные
изменения. Широко применяют автобетоносмесители и бетононасосы, индустриальные
опалубочные фермы. Значительно повышены классы (марки) тяжелых и легких
бетонов. Практически не используются бетоны без добавок. Появились легкие
теплоизоляционные материалы, различные электронагревательные устройства,
греющие провода, термоопалубки, приборы для измерения температуры твердеющего
бетона и средства автоматического управления режимами выдерживания конструкций.
Значительно увеличились темпы возведения зданий - до трех-четырех этажей в
месяц.
И
если до определенного времени существенным недостатком монолитного
строительства считались сложности производства работ при отрицательных
температурах, то благодаря проведенным в СССР и России исследованиям и
производственному опыту в настоящее время подобные работы выполняются
круглогодично.
Однако
отмеченные существенные изменения в организации и технологии бетонных работ не
нашли отражения в нормативных документах [2].
В выполненных ранее исследованиях рассматривались свойства бетона как материала
и влияние замораживания и оттаивания на его физико-механические характеристики.
Явно
мало работ, в которых были бы представлены научно обоснованные способы
организационно-технологического обеспечения процессов зимнего возведения
конструкций и здания в целом. При этом под организационно-технологическим
обеспечением нами понимается совокупность решений, которые закладываются в
проектно-техническую документацию и уточняются при возведении монолитных
конструкций. Естественно, что в их основе лежат научно-методические положения,
обеспечивающие нормативные и проектные требования.
Систему
формирования требуемых характеристик монолитных конструкций можно представить
как взаимодействие двух структур. На более высоком уровне находится структура
тепло-, физико- и химических процессов, определяющих различные свойства бетона
конструкций, далее - структура процессов, характеризующая технико-экономические
показатели. Поскольку эти структуры взаимосвязаны, их необходимо рассматривать
совместно. Кроме того, учитывая, что такие системы относятся к категории
сложных, необходимо провести их декомпозицию с анализом отдельных элементов.
На
кафедре «Технология строительного производства» Южно-Уральского
государственного университета длительное время ведутся исследования по данной
проблеме, позволяющие внести коррективы в технологию работ, учитывающую
изменившиеся условия.
Основными
условиями, определяющими производство работ, являются предотвращение замерзания
бетонной смеси классов В 30-В 50 высокой удобоуплотняемости, как в процессе
доставки, так и при укладке и выдерживании; обеспечение необходимого времени
для набора требуемой прочности; снижение вероятности образования трещин из-за
значительных температурных перепадов между железобетонной конструкцией и
окружающим воздухом.
В
соответствии с требованиями нормативных документов, нагружение конструкций как
постоянными, так и временными нагрузками допускается при прочности бетона не
ниже 70 % от R28,
а в ряде случаев и 100 %. Если же к моменту замораживания
бетона достигается только критическая прочность, то дальнейший монтаж
вышерасположенных конструкций становится невозможным, пока бетон не наберет
требуемую прочность. Но при этом нагружение конструкций происходит не сразу, а
этапами, причем действующие на отдельные конструкции в процессе их возведения
нагрузки вызывают напряжения, отличные от тех, которые получаются при
приложении всех нагрузок к полностью законченному зданию.
Выполненные
в этом направлении работы позволили предложить новые способы возведения
монолитных конструкций в зимних условиях, так называемое раннее нагружение [3].
Однако их реализация стала возможной только при решении
организационно-технологических вопросов и проведении исследований по развитию и
уточнению основных положений.
Были
проанализированы и уточнены все технологические переделы: от изготовления
бетонной смеси до контроля качества. Бетонные смеси, поступающие на
стройплощадку, должны быть соответствующего состава и консистенции. При
назначении начальной температуры бетонной смеси учитывается температура
опалубочных форм и наличие выступающих арматурных стержней. Арматурные каркасы
при температурах ниже -10°С закрываются влаго- и теплозащитным покрытием. Перед
началом выдерживания бетона ведется подготовка калориферов, теплоизоляционных
материалов, греющих проводов и других нагревательных устройств, а также
теплоизолирующего шатра для выполнения работ.
Выбор
конкретного метода зимнего бетонирования осуществляется на основе
технико-экономического сравнения [3,
4].
В последнее время чаще всего применяются комбинированные методы. В
технологических картах устанавливается время на бетонирование отдельных
конструктивных элементов: колонн, плит перекрытий, стен ядер жесткости и сроки
их распалубки.
Выдерживание
бетона в зимнее время сводится к созданию соответствующего температурного
режима твердения бетона, а также постепенного снижения температур в
конструкциях. Возводимые здания разбиваются на горизонтальные и вертикальные
захватки. Если разбивка на горизонтальные захватки связана, в основном, с
возможностями строительной организации, то вертикальные захватки обеспечивают
постепенное снижение температур. Тем самым соблюдаются нормативные требования
по скорости охлаждения и допустимым температурным перепадам (рисунок).
Количество вертикальных захваток бывает различным, и
они назначаются в зависимости от темпа бетонирования, температуры твердения
бетона, температуры окружающего воздуха и скорости ветра. Если температура
воздуха не ниже -25°С, как правило, образуются температурные зоны с различными
температурами: зона укладки бетона (при температуре ниже -15°С устраивается
защитный контур); зона выдерживания бетона с температурой от +5 до +50°С; две
зоны охлаждения от 0 до -10°С и зона готовых конструкций с температурой от -25
до -10°С.
Разработанные
организационно-технологические мероприятия реализуются в течение ряда лет на
объектах Челябинска. Выдерживание конструкций осуществлялось с помощью
теплозащитных штор, калориферов и греющих проводов. Количество калориферов
определяли по специальной методике в зависимости от температуры наружного
воздуха и требуемых параметров охлаждения.
Производственная
апробация подтвердила возможность реализации многоэтапной технологии возведения
зданий и выдерживания конструкций в зимнее время. Дальнейшие работы будут
направлены на создание системы контроля качества, методики выбора,
прогнозирования и корректировки основных параметров технологии, в том числе с
применением персональных компьютеров [5].
Список
литературы
1.
Батищев А.А., Волков А.А. и др. Современное здание. Конструкции и
материалы. - М.-СПб.: «Новое», 2004.
2.
СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции / Госстрой СССР. -
М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988. - 192 с.
3.
Головнев С.Г. Технология зимнего бетонирования. Оптимизация
параметров и выбор методов. - Челябинск.: Изд-во ЮУрГУ, 1999. -156 с.
4.
Руководство по прогреву бетона в монолитных конструкциях. - М.: РААСН - НИИЖБ,
2005. - 275 с.
5.
Головнев С.Г., Беркович Л.А. Проектирование с помощью компьютеров
технологии ускоренного твердения бетонов. Современные проблемы строительного
материаловедения // Вестник БГТУ им В.Г. Шухова (Белгород), 2005, № 9. - С.
289-290.
(Журнал
«Жилищное строительство», № 6/2007)