Обмен опытом, проблемы и суждения
В.П. Удилов, зам. нач.
Восточно-Сибирского института МВД России по учебной работе, д-р техн. наук,
проф., С.Г. Номинат, препод. Восточно-Сибирского
института МВД России, А.С. Кубарев, первый зам. нач. Дальневосточного
регионального центра МЧС России по ГПС, С.В.
Зиневич, зам. нач. ГУ МЧС
России по Тюменской области - нач. управления (главный государственный
инспектор Тюменской области по пожарному надзору), С.М. Демидов, адъюнкт
Восточно-Сибирского института МВД России
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сформулированы цель и основные задачи системы мониторинга пожарной и
экологической безопасности. Разработана ее структура, в состав которой
рекомендуется включать подсистемы: управления; сбора информации; обработки и
хранения информации; анализа и оценки информации; прогнозирования. Даны
характеристики каждой подсистемы и предложен алгоритм реализации системы мониторинга
в целом.
Для принятия эффективных
решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо
владеть соответствующей информацией [1],
[2].
Известные подходы к сбору, обработке и анализу информации [2]-[4]
позволяют решить лишь некоторые из задач, стоящих перед единой государственной
системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В то же время
принятые в последнее время организационно-распорядительные документы по
функционированию подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требуют разработки
соответствующего методического обеспечения *.
______________
* Положение о
функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказ МЧС России от 20 сентября 2005 г. №
696.
Постоянное усиление влияния
негативных факторов на состояние системы обеспечения пожарной безопасности
(СОПБ) обусловливает необходимость создания системы мониторинга пожарной
безопасности, позволяющей повысить эффективность мероприятий по профилактике
пожаров (подсистема предупреждения пожаров) и борьбе с ними (подсистема
противопожарной защиты). Пожары повышают экологическую нагрузку на окружающую
среду, поэтому цель настоящей работы - разработка структуры системы мониторинга
не только пожарной, но и экологической безопасности, при этом экологическая
безопасность рассматривается в узком смысле, т.е. только в части экологических
последствий пожаров.
Мониторинг, в широком смысле, - деятельность по
наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями [5].
Под мониторингом пожарной и экологической безопасности предприятий и ATE
предлагается понимать систему контроля и регулярных длительных наблюдений в
пространстве и времени:
- за показателями обстановки с пожарами;
- факторами, обусловливающими формирование и
развитие пожарных и экологических рисков;
- своевременной разработкой и реализацией
мероприятий по снижению риска пожаров;
- эффективностью проводимых по определенной программе
профилактических мероприятий по снижению риска пожаров и наносимого ими
материального и экологического ущерба.
Мониторинг должен являться результатом
взаимодействия всех подсистем СОПБ. При проведении мониторинга должен
действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта с учетом
фактического состояния и тенденций изменения обстановки с пожарами, а также
действия различных факторов. Необходимо также соответствующее методическое,
организационное, информационное и техническое обеспечение проведения
мониторинга.
Из предложенного выше определения мониторинга
пожарной и экологической безопасности следует, что его целями являются
своевременное выявление факторов, влияющих на обстановку с пожарами и характер
ее развития, выработка управленческих решений и принятие мер по предотвращению
пожаров и снижению наносимого ими ущерба. С учетом этого основными задачами
системы мониторинга должны быть:
- оперативный сбор информации об обстановке с
пожарами;
- обработка и анализ информации, оценка обстановки с
пожарами;
- прогнозирование параметров обстановки с пожарами
на основе оперативной фактической информации и прогнозных данных;
- выявление тенденций и направлений изменения
показателей обстановки с пожарами (разработка сценариев развития ситуации);
- прогнозирование последствий воздействия различных
факторов на СОПБ региона (главным образом на подсистемы предупреждения пожаров
и противопожарной защиты), а также на состояние пожарной безопасности объектов
производственного и социального назначения;
- создание специализированных информационных систем,
банка статических данных о пожарах, а также других средств программного
обеспечения;
- системно-аналитическое изучение сложившейся
обстановки с пожарами и предоставление исходного материала для обоснованной
разработки целевых мероприятий по управлению пожарными и экологическими рисками
на уровне отдельных предприятий и административно-территориальных единиц;
- разработка и оценка эффективности мероприятий по
профилактике пожаров и снижению наносимого ими материального и экологического
ущерба;
- получение и накопление данных о результатах
научных исследований и передовом опыте в области предупреждения и тушения
пожаров.
Мониторинг пожарной и экологической безопасности
включает в себя элементы регионального и локального мониторинга. Региональный
мониторинг - наблюдение за изменением уровня пожарной безопасности на всей
территории региона, локальный - контроль за пожарной безопасностью конкретных
объектов.
Проведение мониторинга включает в себя:
1. Идентификацию объекта мониторинга.
2. Формирование совокупности показателей оценки
состояния пожарной и экологической безопасности в регионе и отдельных объектов
с учетом специфики их функционирования и влияния различных факторов.
3. Сбор и подготовку информации, характеризующей
состояние объекта мониторинга.
4. Выявление факторов, определяющих обстановку с
пожарами.
5. Моделирование состояния пожарной и экологической
безопасности и формирование сценариев ее изменения на отдельных предприятиях и
на территории ATE в целом.
6. Расчет показателей пожарной и экологической
обстановки на прогнозируемый период.
7. Анализ показателей пожарной и экологической
обстановки.
8. Разработку предложений по повышению пожарной
безопасности объектов производственного и социального назначения,
совершенствованию управления СОПБ на региональном уровне.
В систему мониторинга состояния пожарной и
экологической безопасности целесообразно включить подсистемы: управления,
обработки и хранения информации; анализа и оценки информации; прогнозирования
(см. рисунок). Предлагаемая система мониторинга обеспечивает решение всех
указанных выше задач. Рассмотрим эти подсистемы подробнее.
В подсистеме управления осуществляется официальный,
регистрируемый прием от внешних источников необходимой для работы системы
мониторинга информации (блок приема информации), а также удовлетворяются
запросы потребителей информации (блок выдачи информации).
Внешними источниками информации выступают
территориальные центры (подразделения) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации; единые
дежурно-диспетчерские службы МЧС России; подразделения, занимающиеся сбором
данных о факторах пожарной и экологической опасности ATE и объектов, в том
числе социально-экономических, природно-климатических и др.; система
автоматического контроля оперативной обстановки на труднодоступной территории
(в лесах), установленная, например, на спутниковых системах.
Потребителями информации являются компетентные
органы федерального и регионального уровней, на которые возложено обеспечение
пожарной безопасности объектов различного назначения, а также научные и иные
организации, занимающиеся вопросами пожарной безопасности на этих территориях и
осуществляющие свою деятельность в зоне действия системы мониторинга.
В блок приема информации подсистемы управления
должны поступать данные:
- государственной централизованной и отраслевой
статистической отчетности;
- базовых предприятий, учреждений и других
организаций, не учитываемые государственной статистикой;
- выборочных единовременных пожарно-технических
обследований предприятий, учреждений, организаций, отдельных ATE и т.п.;
- специальных исследований (социологических опросов
населения и т.п.).
Система мониторинга пожарной и экологической безопасности
Кроме того, информация системы мониторинга пожарной
и экологической безопасности включает в себя:
- систематизированные в определенном порядке данные
об обстановке с пожарами за определенный период, устанавливаемый органами
управления;
- нормативно-справочные и иные материалы, сведенные
в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом
программно-технологических и технических средств для выявления характера связей
состояния пожарной безопасности региона с социально-экономическими,
природно-климатическими и другими факторами.
Подсистема управления включает в себя блоки контроля
обстановки и выработки решений, которые взаимодействуют с блоком выдачи
информации и внешними источниками информации, а также с подсистемой
прогнозирования. Из блока приема информация может поступать как в подсистему
обработки и хранения информации (блок обработки информации), так и в блок
выработки управленческих решений подсистемы управления. В блоке выработки
управленческих решений осуществляется автоматическое управление всей системой в
зависимости от результатов анализа поступающей в систему мониторинга
информации. В блоке выдачи информации проводится официальная выдача
потребителям информации в установленной для системы стандартной форме.
Подсистема обработки и хранения информации получает
информацию из подсистемы управления. Здесь осуществляется ее первичная
обработка (блок обработки информации), т.е. приведение к виду, пригодному для
дальнейшего использования. Эта информация вводится, сортируется, кодируется и
передается в блок хранения информации и подсистему прогнозирования обстановки с
пожарами.
Из блока хранения информация поступает в подсистему
анализа и оценки информации и подсистему прогнозирования. Здесь осуществляется
анализ информации, проводится автоматическое сравнение первоначальных,
предыдущих и текущих значений параметров. В соответствующих блоках проводится
оценка потенциальной опасности объектов производственного и социального
назначения и ATE в целом. Из подсистемы обработки и хранения информация может
быть доставлена потребителям: для принятия решений по обеспечению пожарной
безопасности населения; проведения обоснованной политики в области пожарной
безопасности; совершенствования региональных моделей обстановки с пожарами,
методов управления СОПБ и разработки комплекса соответствующих мероприятий и
т.п.
В подсистеме прогнозирования выявляются тенденции
изменения обстановки с пожарами в оперативном режиме и среднесрочной
перспективе, а также осуществляется передача информации в блок выработки
решений для создания перечня и определения последовательности реализации
профилактических мероприятий в целях снижения пожарных и экологических рисков
на предприятиях и ATE. В данной подсистеме блок стратегического прогноза
обстановки с пожарами функционирует в штатном режиме работы системы
мониторинга. Блок прогноза показателей обстановки с пожарами - в оперативном
режиме.
Таким образом, предложенная система мониторинга
представляет собой информационную систему комплексной оценки состояния пожарной
и экологической безопасности в регионе, определения направлений решения задач
противопожарной защиты объектов производственного и социального назначения и
населения, проживающего на этой территории.
Библиографические ссылки
1. Архипова Н.И., Кульба В.В.
Управление в чрезвычайных ситуациях. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГГУ,
1998. - 316 с.
2. Носков С.И., Удилов В.П.
Управление системой обеспечения пожарной безопасности на региональном уровне. -
Иркутск: ИрГУПС, ВСИ МВД России, 2003. - 151 с.
3. Дорофеев В.М. Мониторинг
состояния зданий и сооружений существующей застройки городов, подверженных
катастрофам природно-техногенного характера // Проблемы безопасности при
чрезвычайных ситуациях. - 1998. - № 6. - С. 16-26.
4. Топольский Н.Г., Павлов В.Н.
О системе интегральной оценки пожаро-, взрыво- и экологической опасности
объектов // Материалы международной конф. «Системы безопасности». - М.: МИПБ
МВД России, 1997. - С. 30-32.
5. ГОСТ
Р 22.1.02-95. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
(Журнал
«Пожарная безопасность» № 2 2007 г.)