юридическая фирма 'Интернет и Право'
Основные ссылки


На правах рекламы:



Яндекс цитирования





Произвольная ссылка:





Вернуться в "Каталог СНиП"

Работы отдела типологии по корректировке Московских городских строительных норм.

Работы отдела типологии по корректировке Московских городских строительных норм

Т.С. СКОБЕЛЕВА,

руководитель отдела типологии

Е.А. ЛЕПЕШКИНА,

науч. сотрудник, канд. экон. наук

Отдел типологии ГУП МНИИТЭП в 2006 г. начал подготовку изменений к трем нормативным документам, завершить работу планируется в первом полугодии 2007 г.

Основанием изменения МГСН 4.18-99 «Предприятия бытового обслуживания» послужило постановление правительства Москвы от 12.04.05 г. № 200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в г. Москве до 2008 г.». Постановление отметило количественную и качественную динамичность потребительского спроса на виды услуг и актуальность совершенствования нормативной базы в соответствии с современным состоянием сферы бытовых услуг.

В МГСН 4.18-99 «Предприятия бытового обслуживания» отмечается ряд недостатков:

- отсутствие в номенклатуре современных типов социально значимых предприятий и требований к их проектированию;

- отсутствие требований к проектированию и размещению предприятий бытового обслуживания в нестационарных или некапитальных сооружениях;

- неточность формулировок требований к встраиванию предприятий;

- неактуальность некоторых положений, связанных с исчезновением отдельных видов услуг или принципиальным изменением технологий при их оказании и т. д.

В основу корректив легла измененная и расширенная номенклатура типов предприятий с учетом новаций в видах услуг, соотнесенная с последними законодательными и нормативными документами в сфере бытового обслуживания: постановлениями правительства Москвы от 12.04.05 г. № 200-ПП, от 26.09.06 г. № 724-ПП, дополнением к МГСН 1.01-99 от 26.09.06 г., Санитарными нормами и правилами и т.д.

В качестве основного типологического признака предприятия предлагается не отдельный вид, а отраслевая группа услуг, что отвечает реалиям сегодняшнего дня. Многообразие форм обслуживания, высокие темпы освоения инновационных технологий не должны сдерживаться излишней регламентированностью архитектурно-планировочных и инженерных решений. Изменения и дополнения должны обеспечить оптимальные проектные решения основного функционального звена, вокруг которого в соответствии с возникающим спросом могут развиваться новые виды услуг.

Так, например, введенные в номенклатуру комплексные предприятия типа «Мультисервис» включают в себя две основные типологические группы: производственные помещения, использующие промышленное оборудование, и помещения, не использующие такое оборудование. Данная структура позволила сформулировать основные принципы размещения «Мультисервисов» во встроенных, встроенно-пристроенных помещениях и отдельно стоящих зданиях, избежав громоздкой привязки к перечню конкретных видов услуг, требующей дополнительных ограничений и пояснений.

Откорректирована номенклатура встраиваемых в жилые дома предприятий, изменены и дополнены разделы, регламентирующие размещение предприятий, освещенность, вентиляцию, санитарно-гигиенические требования для парикмахерских, мини-химчисток и мини-прачечных и т.д. Серьезной переработке подвергся раздел «Пожарная безопасность».

Две другие работы отдела типологии посвящены проблеме проектирования учреждений образования.

В рамках совместной работы с НИиПИ Генплана Москвы отдел типологии МНИИТЭП выполнил «Предложения по корректировке МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы». Предложения разработаны с учетом опыта проектирования МНИИТЭП общеобразовательных школ и дошкольных детских учреждений в соответствии с действующими нормативными документами.

Проведен анализ технико-экономических показателей проектов повторного применения школ и детских садов, а также проблем, возникающих при размещении зданий в условиях стесненной застройки. Выявлена противоречивая тенденция увеличения объема зданий в соответствии с нормативными требованиями в условиях сокращения площади участков для строительства, которое связано с дефицитом территорий в городе. При этом требования к организации участков в настоящее время не изменены.

Противоречия отмечены и в самих нормативных документах федерального и городского уровня. Так, в федеральных нормах для школ требуется участок из расчета 50 м2 на учащегося, что в пересчете для школы на 550 мест составляет 2,75 га. В МГСН 1.01-99 приведена норма 15-20 м2, что для школы той же вместимости потребует всего лишь 1,1 га. В МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения», разработанных ФГУП «ИОЗ», требуется принимать площадь участков по МГСН 1.01-99, т.е. 1,1 га, однако для размещения площадок рекомендуется площадь участка без учета здания принимать не менее 3 га.

В задачу отдела типологии входило определение условий применения проектов зданий дошкольных и общеобразовательных учреждений, разработанных МНИИТЭП в соответствии с действующими нормативными документами. Для их размещения рекомендовано выделять участки не меньшей площади, чем указано в проектах. Требуется также выполнять предпроектные разработки планировочной организации участков, согласованные со всеми заинтересованными организациями. В случае вынужденного выделения участка меньшей площади такое требование обеспечит последующее согласование проекта.

Очевидно, что вопросы проектирования зданий образовательных учреждений для стесненной застройки необходимо рассматривать системно, учитывая градостроительные факторы. Школьные здания с расширенным составом помещений и павильонным объемно-планировочным решением должны проектироваться индивидуально для конкретных адресов. Необходимость того или иного типа учреждения определяется социальным спросом, существующей сетью учреждений образования, наличием в микрорайоне физкультурно-спортивных центров, возможностью оказания части образовательных услуг в учреждениях, размещенных в первых этажах жилых домов и т. д. В ряде случаев проблему проектирования и размещения учреждений образования в сложных градостроительных условиях можно решить благодаря типологическим новациям, возможность осуществления которых должна быть предусмотрена в нормативных документах.

В рамках совместной работы с ФГУП «ИОЗ» отдел типологии разработал предложения по изменению и дополнению МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения». Предложения направлены на решение проблемы проектирования зданий школ для условий затесненной застройки. Предлагается проектирование отдельных элементов физкультурно-спортивной части школы, рассчитанной на обслуживание населения микрорайона, в составе физкультурно-оздоровительного комплекса, расположенного в пределах пешеходной доступности. Более корректно формулируется требование по неизменности размеров площадок при уменьшении площади участка.

Рекомендуется увеличить высоту этажа в зданиях школ. Пристроенные объемы предлагается располагать на уровне цокольного этажа с обеспечением естественного освещения через световые фонари. На основании писем Роспотребнадзора внесен ряд уточнений в требования к проектированию залов.

Изменения в действующие нормативные документы, предлагаемые отделом типологии ГУП МНИИТЭП, направлены на решение актуальнейших для Москвы проблем проектирования социально значимых объектов городской инфраструктуры - учреждений образования и предприятий бытового обслуживания населения.

(Журнал «Промышленное и гражданское строительство» № 5 2007 г.)

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"

 

Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/50980

 

На эту страницу сайта можно сделать ссылку:

 


 

На правах рекламы: