Работы отдела типологии по корректировке Московских городских
строительных норм
Т.С. СКОБЕЛЕВА,
руководитель
отдела типологии
Е.А. ЛЕПЕШКИНА,
науч. сотрудник, канд. экон. наук
Отдел типологии ГУП МНИИТЭП в 2006 г. начал подготовку
изменений к трем нормативным документам, завершить работу планируется в первом
полугодии 2007 г.
Основанием изменения МГСН 4.18-99
«Предприятия бытового обслуживания» послужило постановление правительства Москвы от 12.04.05 г. №
200-ПП «Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в г.
Москве до 2008 г.». Постановление
отметило количественную и качественную динамичность потребительского спроса на
виды услуг и актуальность совершенствования нормативной базы в соответствии с
современным состоянием сферы бытовых услуг.
В МГСН 4.18-99
«Предприятия бытового обслуживания» отмечается ряд недостатков:
- отсутствие в номенклатуре современных типов
социально значимых предприятий и требований к их проектированию;
- отсутствие требований к проектированию и
размещению предприятий бытового обслуживания в нестационарных или некапитальных
сооружениях;
- неточность формулировок требований к встраиванию
предприятий;
- неактуальность некоторых положений, связанных с
исчезновением отдельных видов услуг или принципиальным изменением технологий
при их оказании и т. д.
В основу корректив легла измененная и расширенная
номенклатура типов предприятий с учетом новаций в видах услуг, соотнесенная с
последними законодательными и нормативными документами в сфере бытового
обслуживания: постановлениями правительства Москвы от 12.04.05 г. № 200-ПП, от
26.09.06 г. № 724-ПП, дополнением к МГСН 1.01-99 от 26.09.06 г., Санитарными
нормами и правилами и т.д.
В качестве основного типологического признака
предприятия предлагается не отдельный вид, а отраслевая группа услуг, что
отвечает реалиям сегодняшнего дня. Многообразие форм обслуживания, высокие
темпы освоения инновационных технологий не должны сдерживаться излишней
регламентированностью архитектурно-планировочных и инженерных решений.
Изменения и дополнения должны обеспечить оптимальные проектные решения
основного функционального звена, вокруг которого в соответствии с возникающим
спросом могут развиваться новые виды услуг.
Так, например, введенные в номенклатуру комплексные
предприятия типа «Мультисервис» включают в себя две основные типологические
группы: производственные помещения, использующие промышленное оборудование, и
помещения, не использующие такое оборудование. Данная структура позволила
сформулировать основные принципы размещения «Мультисервисов» во встроенных,
встроенно-пристроенных помещениях и отдельно стоящих зданиях, избежав
громоздкой привязки к перечню конкретных видов услуг, требующей дополнительных
ограничений и пояснений.
Откорректирована номенклатура встраиваемых в жилые дома
предприятий, изменены и дополнены разделы, регламентирующие размещение
предприятий, освещенность, вентиляцию, санитарно-гигиенические требования для
парикмахерских, мини-химчисток и мини-прачечных и т.д. Серьезной переработке
подвергся раздел «Пожарная безопасность».
Две другие работы отдела типологии посвящены
проблеме проектирования учреждений образования.
В рамках совместной работы с НИиПИ Генплана Москвы
отдел типологии МНИИТЭП выполнил «Предложения по корректировке МГСН
1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.
Москвы». Предложения разработаны с учетом опыта проектирования МНИИТЭП
общеобразовательных школ и дошкольных детских учреждений в соответствии с
действующими нормативными документами.
Проведен анализ технико-экономических показателей
проектов повторного применения школ и детских садов, а также проблем,
возникающих при размещении зданий в условиях стесненной застройки. Выявлена
противоречивая тенденция увеличения объема зданий в соответствии с нормативными
требованиями в условиях сокращения площади участков для строительства, которое
связано с дефицитом территорий в городе. При этом требования к организации
участков в настоящее время не изменены.
Противоречия отмечены и в самих нормативных
документах федерального и городского уровня. Так, в федеральных нормах для школ
требуется участок из расчета 50 м2 на учащегося, что в пересчете для
школы на 550 мест составляет 2,75 га. В МГСН
1.01-99 приведена норма 15-20 м2, что для школы той же
вместимости потребует всего лишь 1,1 га. В МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные
учреждения», разработанных ФГУП «ИОЗ», требуется принимать площадь участков
по МГСН
1.01-99, т.е. 1,1 га, однако для размещения площадок рекомендуется площадь
участка без учета здания принимать не менее 3 га.
В задачу отдела типологии входило определение
условий применения проектов зданий дошкольных и общеобразовательных учреждений,
разработанных МНИИТЭП в соответствии с действующими нормативными документами.
Для их размещения рекомендовано выделять участки не меньшей площади, чем
указано в проектах. Требуется также выполнять предпроектные разработки
планировочной организации участков, согласованные со всеми заинтересованными
организациями. В случае вынужденного выделения участка меньшей площади такое
требование обеспечит последующее согласование проекта.
Очевидно, что вопросы проектирования зданий
образовательных учреждений для стесненной застройки необходимо рассматривать
системно, учитывая градостроительные факторы. Школьные здания с расширенным
составом помещений и павильонным объемно-планировочным решением должны
проектироваться индивидуально для конкретных адресов. Необходимость того или иного
типа учреждения определяется социальным спросом, существующей сетью учреждений
образования, наличием в микрорайоне физкультурно-спортивных центров,
возможностью оказания части образовательных услуг в учреждениях, размещенных в
первых этажах жилых домов и т. д. В ряде случаев проблему проектирования и
размещения учреждений образования в сложных градостроительных условиях можно
решить благодаря типологическим новациям, возможность осуществления которых
должна быть предусмотрена в нормативных документах.
В рамках совместной работы с ФГУП «ИОЗ» отдел
типологии разработал предложения по изменению и дополнению МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные
учреждения». Предложения направлены на решение проблемы проектирования
зданий школ для условий затесненной застройки. Предлагается проектирование
отдельных элементов физкультурно-спортивной части школы, рассчитанной на
обслуживание населения микрорайона, в составе физкультурно-оздоровительного
комплекса, расположенного в пределах пешеходной доступности. Более корректно
формулируется требование по неизменности размеров площадок при уменьшении
площади участка.
Рекомендуется увеличить высоту этажа в зданиях
школ. Пристроенные объемы предлагается располагать на уровне цокольного этажа с
обеспечением естественного освещения через световые фонари. На основании писем
Роспотребнадзора внесен ряд уточнений в требования к проектированию залов.
Изменения в действующие нормативные документы,
предлагаемые отделом типологии ГУП МНИИТЭП, направлены на решение актуальнейших
для Москвы проблем проектирования социально значимых объектов городской
инфраструктуры - учреждений образования и предприятий бытового обслуживания
населения.
(Журнал «Промышленное и гражданское строительство»
№ 5 2007 г.)