Государственный строительный надзор
B.C. КОТЕЛЬНИКОВ, д-р техн.
наук(Ростехнадзор)
Государственный
строительный надзор является самым молодым из всех видов надзора Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54
на Ростехнадзор были возложены дополнительные полномочия по его осуществлению.
В
целях обеспечения их реализации в центральном аппарате и территориальных органах
Ростехнадзора созданы подразделения, ответственные за проведение
государственного строительного надзора.
Главной
задачей управления государственного строительного надзора была и остается
организация строительного надзора в свете Федерального закона от 18 декабря
2006 г. № 232 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При
этом особое внимание обращается на организацию и осуществление единого
государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции и
капитальном ремонте объектов капитального строительства с учетом того, что в
его состав включены иные виды государственного надзора, такие как
санитарно-эпидемиологический, пожарный надзор и экологический контроль.
Управление
государственного строительного надзора совместно с управлением государственного
экологического надзора обеспечивает обязательность включения в состав
документации при проведении государственной экспертизы материалов оценки воздействия
на окружающую среду, подготавливаемых с учетом соответствующих требований со стороны
Ростехнадзора.
Хорошо
в этом направлении ведется работа в Межрегиональных территориальных управлениях
Ростехнадзора по Центральному и Дальневосточному федеральным округам. Во всех
территориальных органах созданы специализированные отделы государственного
строительного надзора.
С
учетом вступившего в действие с 1 января 2007 г. требования части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса
Российской Федерации об осуществлении единого государственного строительного
надзора на строительном объекте данные показатели требуют качественного и
количественного улучшения. Особенно это относится к объектам использования
атомной энергии, в связи с тем, что в территориальных органах не созданы
специализированные подразделения по осуществлению государственного
строительного надзора.
Кроме
того, согласно новому Градостроительному кодексу Российской Федерации,
предусмотрено расширение круга объектов капитального строительства.
Применительно к этим объектам на федеральном уровне осуществляется
государственный строительный надзор. Надзорные функции Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, начиная с 2007 г., распространяются на объекты,
строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается
осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации,
во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации; на
объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют
государственную тайну, объекты культурного наследия (памятники истории и
культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их
сохранения), а также дополнительные особо опасные, технически сложные и
уникальные объекты, предусмотренные новой редакцией Градостроительного кодекса Российской
Федерации. Среди них: гидротехнические сооружения первого и второго классов;
линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи; линии электропередачи и
иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более; объекты
космической инфраструктуры; аэропорты и иные объекты авиационной
инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего
пользования; метрополитены; морские порты; автомобильные дороги общего
пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные
сооружения.
Это
также потребует увеличения численности структурных подразделений
территориальных органов.
Продолжается
работа по формированию нормативно-правовой базы для осуществления государственного
строительного надзора.
Непосредственно
управлением государственного строительного надзора подготовлены два постановления,
принятые Правительством Российской Федерации (от 01.02.06 № 54
«О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» и от 20.11.06 №
702 «Об утверждении правил установления
федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о
градостроительной деятельности»).
Внесены
изменения в статьи 9.4, 9.5, 23.56 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. В соответствии с данными статьями
детализированы правонарушения, за совершение которых предусматривается административная
ответственность за нарушения проектной документации и технических регламентов.
Управление
совместно с другими управлениями участвовало также в разработке 12
постановлений Правительства Российской Федерации; утверждены Ростехнадзором
четыре нормативных документа для осуществления государственного строительного
надзора.
Федеральные законы и подзаконные акты, определяющие условия осуществления
государственного строительного надзора
|
•
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от
08.08.2001 №
134-ФЗ
|
• Федеральный
закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ
|
• Федеральный
закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №
52-ФЗ
|
• Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ
|
• Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №
195-ФЗ
|
• Постановление
Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54
«О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»
|
• Постановление
Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 №
702 «Об утверждении правил установления федеральными органами
исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной
деятельности» и др.
|
Сегодня
можно констатировать, что создана нормативно-правовая база в полном объеме для осуществления
государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Основным
национальным проектом, в реализации которого Ростехнадзор принимает участие, является
проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Участие в этом
проекте обусловлено деятельностью Ростехнадзора как федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54
на осуществление государственного строительного надзора. Надлежащее осуществление
государственного строительного надзора способствует возведению объектов
недвижимости жилищного назначения не только с характеристиками доступности и
комфортности, но и в первую очередь безопасности.
Управлением государственного строительного надзора в 2006 г.
разработаны нормативно-правовые акты по вопросам осуществления
государственного строительного надзора и контроля:
|
1.
Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного
строительного надзора.
|
2.
Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ
при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального
строительства.
|
3.
Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного
надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных,
отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических
регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной
документации.
|
4.
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и
требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций,
участков сетей инженерно-технического обеспечения.
|
Кроме
того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6
июня 2005 г. №
723-р Ростехнадзор участвует в подготовке и согласовании проектов
постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации
Градостроительного кодекса Российской Федерации. Подготовка и согласование документов
предусматривает дальнейшее снятие административных барьеров при строительстве, реконструкции,
капитальном ремонте объектов капитального строительства.
К
таким документам в первую очередь следует отнести Порядок выдачи разрешения на
строительство и Порядок ввода в эксплуатацию объекта капитального
строительства, которые предусматривают упрощение процедур оформления
соответствующих разрешений и повышение ответственности за принимаемые решения.
Основные
задачи в области государственного строительного надзора в 2007 г.: проведение
мероприятий, направленных на осуществление единого государственного
строительного надзора на объектах капитального строительства; создание
информационной базы государственного строительного надзора в единой
информационной системе Ростехнадзора, укомплектование структурных подразделений
территориальных органов, осуществляющих государственный строительный надзор, с
учетом увеличения контроля при строительстве; разработка предложений о
дополнении Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиями к
эксплуатации построенных объектов капитального строительства.