ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
52656-
2006
|
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Общие требования
|
Москва
Стандартинформ
2007
|
Цели и принципы стандартизации
в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский
государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой
специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации
информационных ресурсов системы образования)
2 ВНЕСЕН
Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные
технологии в образовании»
3 УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии от 27 декабря 2006 г. № 422-ст
4 В настоящем
стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от
27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании», Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального
закона Российской Федерации от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к
настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Применение
информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует
совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного
обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга
обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети
Интернет.
Интенсивное создание
электронных образовательных ресурсов и развитие системы образовательных
порталов обусловило необходимость разработки настоящего стандарта, который
входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Общие требования
Information and communication technologies in
education.
Federal level educational internet-portals. General requirements
|
Дата введения - 2008-07-01
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к образовательным Интернет-порталам федерального
уровня, соответствующие их функциональному назначению в системе образования.
В настоящем стандарте
использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия.
Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ
Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения
ГОСТ
Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных
ресурсов
ГОСТ
7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому
делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных
ресурсов. Общие требования и правила составления
Примечание - При пользовании настоящим
стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и
классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном
сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте
применяют термины по ГОСТ Р 52653, а также следующие
термины с соответствующими определениями:
3.1 образовательный
Интернет-портал федерального уровня: Информационная система,
предназначенная для доступа широкого круга пользователей к информационным
ресурсам и услугам образовательного характера с помощью
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Примечания
1 Образовательный Интернет-портал
федерального уровня является основой для развития открытого образования и
применения новых форм электронного обучения.
2 Образовательный Интернет-портал
федерального уровня может обеспечивать доступ к информационным ресурсам,
содержащимся в базах данных других информационных систем, связанных с ним с
помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3 Информация, размещенная в Интернет-портале
федерального уровня, может содержать систематизированные электронные
образовательные ресурсы, метаданные, электронные документы нормативного и
методического характера и другие сведения.
3.2 жизненный
цикл электронного образовательного ресурса: Развитие электронного
образовательного ресурса, начиная от замысла и заканчивая снятием с
эксплуатации.
4.1 Образовательный
Интернет-портал федерального уровня относится к категории государственных
информационных систем и должен разрабатываться с учетом действующих федеральных
законов и правовых актов государственных органов.
4.2 Информация,
содержащаяся в образовательном Интернет-портале федерального уровня, является
государственным информационным ресурсом. Основным наполнением образовательных Интернет-порталов
федерального уровня являются электронные образовательные ресурсы и/или их
метаданные.
4.3 Технические средства,
предназначенные для обработки информации, содержащиеся в образовательном
Интернет-портале федерального уровня, должны соответствовать требованиям
законов Российской Федерации в области технического регулирования.
4.4 До начала
эксплуатации образовательного Интернет-портала федерального уровня должны быть
надлежащим образом оформлены права на использование его компонентов, являющихся
объектами интеллектуальной собственности.
4.5 Требования к
процессам жизненного цикла образовательного Интернет-портала федерального
уровня должны соответствовать ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288.
4.6 При использовании в
образовательных Интернет-порталах федерального уровня электронных
образовательных ресурсов или метаданных электронных образовательных ресурсов
должна обеспечиваться их актуализация в течение всего жизненного цикла.
4.7 Функции оператора
образовательного Интернет-портала федерального уровня выполняет заказчик,
заключивший государственный контракт на его создание, если иное не установлено
в решении о создании данной государственной информационной системы.
4.8 Защита общедоступной
информации, содержащейся в образовательном Интернет-портале федерального
уровня, может осуществляться только в целях обеспечения защиты информации от
неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования,
предоставления, распространения, а также реализации права на доступ к
информации.
4.9 Основной функцией
образовательного Интернет-портала федерального уровня является обеспечение
различных пользователей информационными ресурсами и услугами образовательного
характера в соответствии с их индивидуальными потребностями с помощью системы
сервисов.
4.10 Для выполнения
основной функции образовательный Интернет-портал федерального уровня должен
содержать следующие типы сервисов:
- сервисы управления электронными
образовательными ресурсами, предназначенные для поддержки жизненного цикла
электронных образовательных ресурсов;
- сервисы обмена данными,
обеспечивающие взаимодействие между Интернет-порталом и другими информационными
системами;
- информационные сервисы,
предназначенные для оповещения пользователей об изменениях и событиях в
предметной области или области интересов пользователя как в содержимом
Интернет-портала, так и в окружающей среде.
Пример - Информационный
сервис «Новости»;
- коммуникационные
сервисы, обеспечивающие функции обмена информацией и совместной работы
пользователей и обслуживающего персонала Интернет-портала.
Пример - коммуникационные
сервисы «Форум», «Электронная почта»;
- персонификационные
(идентификационные) сервисы, обеспечивающие функции, необходимые для
идентификации и/или, при необходимости, авторизации и аутентификации
пользователей портала, а также адаптации визуального оформления и представления
информации в соответствии с потребностями пользователя портала;
- навигационные сервисы,
предназначенные для поиска и/или повышения эффективности поиска информации.
Пример - навигационный
сервис «Каталог»;
- статистические
сервисы, реализующие функции сбора и анализа статистической информации,
накапливаемой в процессе эксплуатации Интернет-портала и электронных
образовательных ресурсов;
- лингвистические
сервисы, предназначенные для адаптации визуального оформления и информационного
представления образовательного контента Интернет-портала к естественному языку
пользователя.
4.11 Навигационные сервисы образовательного
Интернет-портала федерального уровня должны функционировать с использованием
метаданных электронных образовательных ресурсов.
4.12
Рубрикация информационных ресурсов, размещаемых на образовательном
Интернет-портале федерального уровня, должна соответствовать требованиям ГОСТ
Р 52657 и ГОСТ
7.82.
Ключевые слова:
образовательный портал федерального уровня, информационная система, образовательное
пространство, система образования, электронный образовательный ресурс