МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва
1981
Министерство транспортного строительства
Одобрены
Минтрансстроем
Обоснованы возможность и целесообразность
использования местных лессовых засоленных грунтов и золы уноса, получаемой
после сжигания на ТЭС углей Ангренского бассейна; для устройства укрепленных
оснований дорожных одежд в условиях сухого жаркого климата.
Предложено использовать различные местные
лессовые засоленные грунты, отличающиеся по характеру засоления: сульфатному,
хлоридному, смешанному (сульфатно-хлоридному и хлоридно-сульфатному).
Предлагается укреплять указанные местные
грунты золой уноса в сочетании с добавками СаСl2 и
соапстока или без них, что улучшает физико-механические и технологические
свойства укрепленного материала.
Приведена эффективность использования
разработанного метода укрепления, которая заключается в снижении стоимости
строительства 1 км
дороги более чем на 7 тыс. руб., в увеличении производительности труда, и
снижении трудозатрат на 200-250 чел.-дн. и др.
содержание
«Методические рекомендации по
использованию золошлаковых материалов для устройства оснований автомобильных
дорог» разработаны в Союздорнии на основе лабораторных исследований и
опытно-производственного строительства в условиях сухого жаркого климата
Узбекской ССР.
В «Методических рекомендациях» приведены
требования к исходным материалам, область использования различных лессовых
засоленных грунтов, укрепленных золами уноса, нормы расхода вяжущего, составы
смесей в зависимости от степени засоления грунта, а так же разработаны
технологические способы, позволяющие устраивать основания в условиях сухого
жаркого климата без снижения физико-механических показателей укрепленного
материала.
Настоящие «Методические рекомендации»
составили канд. техн. наук И.Л. Гурячков и инж. У. Ашуров.
Замечания и предложения просьба
направлять по адресу: 143900, Балашиха-6 Московской обл., Союздор - НИИ.
1. Общие положения
1.1. Настоящие "Методические
рекомендации" развивают "Технические указания по использованию зол
уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для
сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий
автомобильных дорог" ВСН
185-75, а также утвержденные в 1980
г. Госстроем СССР изменения и дополнения к
"Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для
устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов". СН
25-74 в части новых комплексных составов, смесей, состоящих из лессовых
засоленных грунтов Средней Азии, укрепленных отходами золошлаковых материалов в
виде зол уноса бурых; углей Ангренского бассейна Узбекской ССР.
При этом, как правило, предусматривается
использование в небольших количествах добавки хлористого кальция или соапстока.
1.2. Применение разработанных комплексных
составов смесей позволяет получить укрепленный материал, обладающий стабильной
во времени прочностью, устойчивостью к повышенным положительным и пониженным
температурам.
Введение в грунт указанных в п. 1.1 добавок
не только обеспечивает получение смесей, обладающих хорошими технологическими
свойствами в условиях сухого жаркого климата Средней Азии, но и приводит к
образованию в укрепленном материале, при соблюдении правильной технологии
производства работ, дополнительных прочных новообразований, что предопределяет
возможность эффективного использования такого укрепленного материала при
устройстве различных оснований дорожных одежд и строительных площадок.
1.3. Разработки настоящих
"Методических рекомендаций" следует использовать в IV-V дорожно-климатических зонах при проектировании и
строительстве дорог при условии, что земляное полотно отвечает требованиям
главы "Сооружение земляного полотна" СНиП III-40-78 и других общесоюзных документов.
Целесообразность применения зол уноса в качестве самостоятельного вяжущего или
в сочетании с добавками при укреплении засоленных лессовых грунтов,
используемых для устройства слоев дорожных одежд, устанавливают по результатам
технико-экономического анализа и сравнения с другими методами укрепления
грунтов или методами и технологией устройства оснований с применением прочных
привозных зернистых материалов.
1.4. Выполнение основных положений
настоящих "Методических рекомендаций" по использованию в дорожном
строительстве комплексных составов смесей (см. п. 1.1) обеспечивает:
применение грунтов с различной степенью
засоленности, превышающей нормы, указанные в "Инструкции" СН 25-74 и ВСН
185-75;
замену дефицитного вяжущего - цемента;
отказ от привозных прочных каменных
материалов;
удешевление строительства, уменьшение
расхода горючего и энергии;
возможность очищения окружающей среды от
отвалов золошлаковых материалов.
1.5. Укрепленные материалы, полученные на
основе использования комплексных составов смесей (см. таблицу), по своей
структуре и физико-механическим свойствам соответствуют грунтам, укрепленным
минеральными вяжущими. Поэтому требования к укрепленным материалам, состоящим
из зол уноса, добавок и лессовых засоленных грунтов, аналогичны требованиям,
предъявляемым к укрепленным материалам, полученным на основе применения только
цемента или извести, и должны соответствовать показателям табл.1
"Инструкции" СН 25-74.
1.6. При проектировании конструкций
дорожных одежд с использованием таких укрепленных материалов необходимо
руководствоваться следующими положениями:
при устройстве жестких дорожных одежд
лессовые засоленные грунты, укрепленные золами уноса в сочетании с добавками
или без них, можно использовать в качестве верхних и нижних слоев оснований;
при устройстве нежестких дорожных одежд
такие укрепленные материалы используют в качестве верхних слоев оснований на
дорогах III-IV категорий, а
в качестве нижних или дополнительных слоев оснований - на дорогах всех
категорий.
1.7. Пригодность лессовых засоленных грунтов
для устройства укрепленных слоев дорожных одежд устанавливают в соответствии с
требованиями п.п. 2.1-2.3 настоящих "Методических рекомендаций".
В случае некоторых отклонений от
требований п.п.2.1-2.3 окончательно оценивают возможность использования того
или иного компонента смеси на основе лабораторных испытаний образцов и
соответствия показателей их физико-механических свойств требованиям табл. 1
"Инструкции" СН 25-74. При этом руководствуются рекомендациями по
составам смесей таблицы настоящих "Методических рекомендаций" и по
подбору составов смесей, изложенными в "Технических указаниях" ВСН
185-75.
2. Требования к материалам и рекомендуемые составы смесей
Грунты
2.1. Для укрепления золами уноса сухого
от - бора, полученными при сжигании бурых углей Ангренского бассейна,
применяемыми в качестве самостоятельного вяжущего, используются различные
лессовые; засоленные грунты с числом пластичности не более 17.
2.2. Общее содержание легкорастворимых
солей для всех видов укрепляемых лессовых грунтов не должно превышать 8% массы
грунта при сульфатном и 10% массы грунта при хлоридном засолении.
2.3. При смешанном сульфатно-хлоридном
засолении допускается содержание легкорастворимых солей не более 10%, а при
хлоридно-сульфатном - не более 8%.
Вяжущие
материалы (золы уноса)
2.4. Для укрепления лессовых засоленных
грунтов в качестве самостоятельного вяжущего применяются золы уноса сухого
отбора непосредственно от электрофильтров или циклонов тепловой электростанции,
работающей на бурых углях Ангренского бассейна. Такие золы должны отвечать
следующим требованиям:
Содержание свободной окиси
кальция, %
|
Не менее 4
|
Гидравлический модуль, %
|
Не менее 0,4
|
Удельная поверхность, см2/г
|
Не менее 3000
|
Содержание сернистых и сернокислых соединений (в
пересчете на SO3), %
|
Не более 4
|
Потери при прокаливании, %
|
Не более 3
|
Содержание свободной окиси
кальция, сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании определяют
по ГОСТ 5382-73 "Цементы.
Методы химического анализа". Удельную поверхность определяют по ГОСТ
310.2-76 "Цементы. Методы определения тонкости помола".
Рекомендуемые составы смесей
2.5. Составы смесей с
использованием лессовых засоленных грунтов, укрепленных долой уноса Ангренского
бассейна с добавками хлористого кальция и соапстока или без них, подбирают и
испытывают в лаборатории, пользуясь положениями п. 1.7 настоящих
"Методических рекомендаций".
Грунт
(суглинок) по характеру и степени засоленности
|
Температура
суглинка,
|
Содержание
золы уноса, % массы смеси, в суглинке
|
Содержание
свободной СаО % массы золы уноса, в суглинке
|
Добавка
хлористого кальция, % массы грунта, в суглинок.
|
Добавка
соапстока, % массы грунта, в суглинок
|
легкого
|
тяжелого
|
легком
|
тяжелом
|
легком
|
тяжелом
|
легкий
|
тяжелый
|
легкий
|
тяжелый
|
Сульфатный или
хлоридно-сульфатный слабозасоленный
|
20
|
20
|
10
|
15
|
6
|
9
|
-
|
-
|
-
|
-
|
40
|
40
|
10
|
15
|
9
|
6
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
60
|
60
|
10
|
15
|
4,5-6
|
6
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,3
|
То же,
сильнозасоленный
|
20
|
20
|
8
|
10
|
6
|
6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
40
|
40
|
8
|
10
|
6
|
6
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
60
|
60
|
8
|
8
|
4,5-6
|
6-9
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
0,3
|
Хлоридный или
сульфатно-хлоридный слабозасоленный
|
20
|
20
|
8
|
10
|
4,5
|
4,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
40
|
40
|
8
|
10
|
4,5
|
4,5
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
60
|
60
|
8
|
8
|
4,5
|
4,5-6
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
То же, сильнозасоленный
|
20
|
20
|
10
|
15
|
4,5
|
4,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
40
|
40
|
10
|
15
|
6,0
|
4,5
|
0,1
|
0,1
|
-
|
-
|
60
|
60
|
8
|
10
|
4,5-6
|
4,5-6
|
0,1
|
0,1
|
0,2
|
0,2
|
При этом в зависимости от
степени засоленности грунта, температуры воздуха рекомендуется применять
наиболее» рациональные составы смесей, приведенные в таблице*)
__________________
*) Данные получены на основании
лабораторных и опытных работ.
3.1. Лессовые засоленные грунты для
устройства автомобильных дорог укрепляют золами уноса, полученными после
сжигания на ТЭС бурых углей Ангренского бассейна, как правило, методом смешения
на дороге с использованием дорожных фрез.
3.2. При укреплении лессовых засоленных
грунтов золой уноса с добавкой соапстока или хлористого кальция обеспечивается
достаточно длительное сохранение в смеси оптимальной влажности (благодаря существенному
уменьшению испарения влаги), что важно для условий сухого жаркого климата.
Технологическая последовательность рабочих процессов с применением отряда машин
с ведущей дорожной фрезой приведена ниже:
на земляное полотно, подготовленное в
соответствии с требованиями СНиП III-40-78,
вывозят различными транспортными средствами засоленный грунт из резерва или
карьера в объеме, необходимом для укрепления. Его профилируют автогрейдером и
уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80-0,85 от максимальной
стандартной;
по слою спрофилированного засоленного
грунта распределяют необходимое количество золы уноса распределителем цемента;
подготовленный слой грунта перемешивают с
золой уноса фрезой, движущейся на второй или третьей передаче, за 2-3 прохода
по одному следу с одновременным увлажнением водным раствором соапстока; при
этом общая влажность смеси должна быть меньше оптимальной на 3-4%;
смесь профилируют автогрейдером и
уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80-0,85 от максимальной
стандартной;
распределителем цемента при необходимости
дозируют известь в смесь грунта и золы уноса, после чего смесь снова
перемешивают с цементом либо известью фрезой за 2-3 прохода по одному следу.
Затем смесь увлажняют до оптимальной влажности с добавкой хлористого кальция
через распределительную систему фрезы и одновременно перемешивают фрезой за 2-3
прохода по одному следу на второй или третьей передаче;
Смесь профилируют, уплотняют и
осуществляют уход за готовым укрепленным слоем в соответствии с
"Инструкцией" СН 25-74.
Необходимо учесть, что схватывание смесей
из грунтов, укрепленных золами уноса с добавками соапстока, наступает после
увлажнения смеси до оптимальной влажности несколько позже, чем у смесей из
грунтов, укрепленных только золой уноса. Это позволяет проводить работы при
повышенных положительных температурах в условиях сухого жаркого климата.
3.3. При проведении работ, указанных в
пп. 3.1, 3.2, осуществляют в необходимом объеме, согласно установленным
составам смесей, соответствующие транспортные перевозки золы уноса, водных
растворов соапстока и хлористого кальция.
Золу уноса вывозят на дорогу в
автозоловозах или автоцементовозах, водные растворы соапстока и хлористого
кальция - в поливочно-моечных машинах.
3.4. Контроль качества производства работ
осуществляют согласно требованиям СНиП III-40-78.
4. Приготовление растворов химических добавок
4.1. Для правильного дозирования и
равномерного распределения используемых добавок их вводят в состав зологрунтовой
смеси в виде водного раствора рабочей концентрации. Его приготавливают
смешением концентрированного раствора добавок с водой до введения в смеситель.
Соотношение между раствором и водой
устанавливается при подборе состава зологрунтовой смеси.
4.2. В зависимости от местных условий
производства работ раствор рабочей концентрации следует приготавливать в
специальных емкостях или непосредственно в дозаторе для воды по принятой
технологической схеме. Раствор дозируется по массе смеси, как это принято на
грунтосмесительной установке.
4.3. Концентрированные растворы
необходимо приготавливать путем растворения определенного количества добавки в
воде по возможности более насыщенными, не допуская, однако, их выпадения в
осадок. Для повышения скорости растворения добавок воду подогревают, хлористый
кальций при необходимости дробят.
4.4. Перемешивание компонентов раствора
осуществляется сжатым воздухом, острым паром или вручную.
Приготавливают и хранят растворы при
положительной температуре в тщательно очищенных и промытых емкостях, защищенных
от попадания в них атмосферных осадков.
4.5. Объемы емкостей рассчитывают с
учетом возможности непрерывной работы в течение смены. Концентрированные
растворы при приготовлении рабочего раствора перед подачей в грунтосмеситель
тщательно перемешиваются с водой.
4.6. Растворы добавок приготавливают либо
на бетонных заводах, либо непосредственно в местах размещения карьерных
грунтосмесительных установок;
Соапсток доставляют на базу приготовления
растворов либо автогудронатором, либо в металлических бочках. Хлористый
кальций, как правило, 50%-ной концентрации, хранится в металлических бочках.
4.7. Приготовление рабочих растворов
включает следующие операции:
загрузку воды и добавки в емкость,
предназначенную для приготовления концентрированных растворов;
перемешивание воды и добавки;
перекачивание высококонцентрированного
раствора в дозировочную емкость и емкость для приготовления рабочего раствора;
загрузку емкости для рабочего раствора
водой в объеме, необходимом для приготовления раствора требуемой концентрации;
перемешивание воды и добавки до полного
ее растворения без осадка.
4.8. Максимальная концентрация таких
растворов назначается из условия максимальной растворимости используемых добавок
в воде и возможности перекачивания полученного раствора по трубопроводу. Обычно
на практике используют растворы CaCl2 30%-ной концентрации.
4.9. Растворение твердых добавок в воде
осуществляется с помощью сжатого воздуха или вручную. При необходимости
приготавливаемые растворы подогревают. После приготовления
высококонцентрированный раствор с помощью битумного насоса перекачивают в
дозировочную емкость определенного объема, а затем в необходимом количестве - в
емкость для приготовления рабочего раствора. Перемешивание воды и
высококонцентрированного раствора осуществляют также с помощью сжатого воздуха
или вручную.
4.10. При приготовлении зологрунтовой
смеси методом смешения на дороге раствор соапстока или хлористого кальция на
месте производства работ разливают с помощью поливочно-моечной машины.