МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ
ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ТОНКОСЛОЙНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА
ОСНОВАНИЯХ ИЗ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ
(для опытно-производственных
работ)
МОСКВА 1987
СОДЕРЖАНИЕ
В последние годы в СССР,
как и в большинстве стран мира, при строительстве и ремонте автомобильных дорог
невысоких категорий, составляющих, как правило, подавляющую часть дорожной
сети, испытывают большие затруднения при сооружении традиционных дорожных одежд
в связи с острым дефицитом битума и высокопрочных каменных материалов, поэтому
в настоящее время проявляются тенденции к использованию в слоях оснований и
нижних слоях покрытий местных малопрочных каменных материалов, отходов
промышленности и грунтов, укрепленных различными вяжущими, в основном
минерального происхождения. В качестве покрытий на местных дорогах стараются
использовать тонкие слои из различных органоминеральных смесей.
Технико-экономические расчеты, проведенные с учетом фактических производственных
затрат, показывают, что применение таких конструкций является одной из наиболее
эффективных возможностей снижения стоимости дорожного строительства, поскольку
реальная экономия при строительстве одного километра дороги составляет от 6 до
20 тыс. руб. Опыт эксплуатации дорожных одежд с тонкослойными покрытиями и
защитными слоями на основаниях из укрепленных минеральными вяжущими грунтов и
местных каменных материалов показывает, что основными недостатками такой
конструкции являются низкая трещиностойкость и недостаточная сдвигоустойчивость
в плоскости раздела покрытия и основания.
В настоящих Рекомендациях
освещены вопросы, связанные с повышением устойчивости тонкослойного
асфальтобетонного покрытия на основании из укрепленного грунта и долговечности
всей дорожной одежды.
Рекомендации составили:
канд. техн. наук В.М. Ольховиков (ГипродорНИИ) - разделы I, II,
п.п. 3.1 - 3.3;
3.14
- 3.16, IV, V, прилож. 1, 2, 3;
кандидаты технических наук В.Н. Финашин, Н.В. Быстров, Л.А. Феднер и инж. А.А.
Тихомиров (КАДИ) - разделы I,
п.п. 3.4 - 3.13. IV,
прилож. 2.
В организации и
проведении опытных работ приняли участие: В.С. Шамраев и В.В. Сайкина
(Тамбовавтодор) А.С. Ильин, Л.И. Павлова, Г.Т. Пузиков (Мосавтодор) и А.Л.
Никитин (ДСУ № 2, г.
Углич) Рекомендации утверждены зам. Министра А.А. Надежко 25.03.1986 г.
1.1. Рекомендации
предназначены в качестве руководства для проведения строительных работ по
устройству дорожных одежд с основанием из грунта, укрепленного цементом (или
цементом совместно с органическими добавками), и тонкослойного
асфальтобетонного покрытия на объектах Минавтодора РСФСР на дорогах III и IV технических категорий.
1.2. Расчет дорожной
одежды осуществляют по трем критериям в соответствии с действующей Инструкцией
по проектированию дорожных одежд нежесткого типа. Минимальная толщина слоя
укрепленного грунта 10 см,
толщину асфальтобетонного покрытия назначают в пределах 4 - 6
см.
1.3. С целью улучшения
свойств укрепленного слоя, повышения его трещиностойкости и сцепления с покрытием
в цементогрунтовую смесь рекомендуется вводить органическое вяжущее в виде
битумной эмульсии, жидкого битума, гудрона, дегтя в количестве 4 - 6 % от массы
укрепленного грунта, а также поверхностно-активные добавки и
суперпластификаторы.
1.4. Настоящие
Рекомендации допускают две технологические схемы производства работ, в
соответствии с которыми укладку асфальтобетонного покрытия осуществляют как на
несформировавшийся слой укрепленного грунта (сразу же после его уплотнения),
так и спустя 3 - 7 дней после его устройства.
1.5. Для продления
долговечности дорожной одежды, увеличения межремонтных сроков и улучшения
эстетического восприятия дороги в укрепленном слое следует нарезать поперечные
швы сжатия.
1.6. В качестве основания
под тонкослойные покрытия надлежит использовать:
грунт, укрепленный
цементом совместно с органическими вяжущими, первого и второго класса
прочности, а также цементогрунт первого класса прочности - во II - V дорожно-климатических
зонах; цементогрунт второго класса прочности - в III - V дорожно-климатических
зонах; цементогрунт первого и второго класса прочности с искусственно созданной
шероховатой поверхностью - в III - V
дорожно-климатических зонах.
1.7. Настоящие
Рекомендации предусматривают следующие мероприятия, направленные на повышение
устойчивости тонкослойных асфальтобетонных покрытий:
повышение сцепления
покрытия с основанием путем:
а) увеличения
шероховатости цементогрунтового основания за счет втапливания в него щебня;
б) укладки
асфальтобетонного покрытия на несформировавшийся цементогрунт;
повышение
трещиностойкости цементогрунта путем введения в его состав органических вяжущих
и поверхностно-активных веществ, что позволяет уменьшить расход цемента и
увеличить деформативность материала.
2.1. Сдвигоустойчивость
покрытия относительно основания достигается за счет сцепления
(взаимозацепления) двух слоев, обуславливаемого наличием подгрунтовки между
ними и частичным взаимопрониканием двух материалов, и сил трения, возникающих в
плоскости раздела при торможении или изменении режима движения автомобиля.
2.2. Сдвигоустойчивость в
плоскости раздела покрытия из зернистых асфальтобетонных смесей и основания из
укрепленного грунта обеспечивается силами трения; при использовании покрытия из
песчаных смесей - силами трения и сцепления.
2.3. Сцепление покрытия
из песчаных смесей с основанием из укрепленного грунта для различных условий
движения автомобилей и температурных условий должно быть не менее величин,
указанных в табл. 1. Методы определения сцепления покрытия с основанием на
дороге и в лаборатории изложены в приложении.
2.4. Сдвигоустойчивость
покрытия из песчаных смесей в плоскости раздела с гладким основанием из
цементогрунта можно обеспечить лишь в случае укладки покрытия на
несформировавшееся основание.
2.5. Условия, при которых
силы сцепления покрытия с сформировавшимся основанием из укрепленного грунта
достаточны для обеспечения сдвигоустойчивости в плоскости раздела для различных
режимов движения автомобилей при расчетной температуре до +50°С, отражены в
табл. 2.
3.1.
Требования к грунтам и вяжущим материалам изложены в Инструкции СН 25-74. В
случае применения мелких одномерных песков, требующих для укрепления большого
расхода цемента, в них рекомендуется вводить гранулометрические добавки. В
качестве таких добавок можно использовать супесчаные и суглинистые грунты, золу
уноса, пыль уноса цементных заводов, фильтр-прессную грязь, тонкодисперсные
отходы производства.
3.2. Пригодность грунтов
и гранулометрических добавок для укрепления вяжущими материалами
устанавливается на основании лабораторных испытаний подобранных составов
смесей. При подборе состава смеси желательно обеспечить минимальную её
пористость.
3.3.
При комплексном методе укрепления грунтов в качестве органических вяжущих можно
использовать жидкие битумы (гудроны) с вязкостью 25 - 100 с и битумные пасты
(эмульсии) на вязких битумах. Предпочтительнее применять пасты, приготовленные
на извести.
3.4. Для втапливания в
цементогрунт используют щебень с максимальным размером не более половины
толщины устраиваемого слоя асфальтобетонного покрытия.
3.5. Марка по прочности щебня из изверженных горных пород должна быть не
менее 800, а из осадочных горных пород - не менее 600.
Допускается применение щебня из гравия с маркой по дробимости не выше Др12.
Марка по морозостойкости применяемого каменного материала должна быть в
условиях II и III дорожно-климатических зон не ниже Мрз 25, а в IV - V дорожно-климатических зонах - не ниже Mpз 15.
3.6, В состав цементогрунта могут быть введены следующие виды добавок:
поверхностно-активные
гидрофильного типа СДБ, ЛСТМ и др. и гидрофобного типа СНВ и др.;
суперпластификаторы
(разжижители цементных систем) С-3,
10-03, 30-03 и др.
Применение указанных добавок,
каждой в отдельности или в сочетании друг с другом, например СДБ + СНВ,
позволяет снизить расход цемента и в ряде случаев повысить деформативность
цементогрунта.
3.7. Дозировки добавок
устанавливают экспериментально при подборе составов укрепленного грунта в
соответствии с СН 25-74. Они зависят от вида грунта и цемента, а также условий
производства работ. Добавки вводят в пересчете на сухое вещество с
предварительным определением концентраций растворов добавок»
3.8. Сульфитно-дрожжевая
бражка (СДБ) должна отвечать требованиям ОСТ 13-183-83 Минлесбумпрома СССР
"Лигносульфонаты технические". Расход СДБ 0,15 - 0,30 % от массы
цемента.
3.9. Суперпластификатор
10-03 должен отвечать требованиям ТУ 44-3-505-81 МО СССР. Расход
суперпластификатора 10-03 и его разновидностей (40-03 и др.) составляет 0,4 -
1,0 % от массы цемента.
3.10. Разжижитель
(суперпластификатор) С-3 должен отвечать требованиям ТУ 6-14-625-80 Минхимпрома
СССР. Дозировка суперпластификатора С-3 составляет 0,4 - 1,0 % от массы
цемента.
3.11. Смола
нейтрализованная воздухововлекающая (CНB)
должна отвечать требованиям ТУ 81-05-75-74 Минлесбумпрома СССР. Дозировка СНВ
составляет 0,02 - 0,10 % от массы цемента.
3.12. При совместном
введении добавок СДБ и СНВ их дозировка должна быть в пределах: СДБ 0,10 - 0,20
% + СНВ 0,01 - 0,03 % от массы цемента. Оптимальное сочетание дозировок
указанных добавок определяют в каждом отдельном случае.
3.13. Для укрепления
грунтов во II и III дорожно-климатических
зонах рекомендуется применять портландцементы, удовлетворяющие требованиям ТУ
21-20-51-83 Минпромстройматериалов СССР. Портландцемент для бетона дорожных и
аэродромных покрытий.
3.14.
Физико-механические свойства укрепленного грунта должны соответствовать
требованиям таблиц 1 - 2 СН 25-74.
3.15. В качестве вяжущих,
наносимых на поверхность укрепленного грунта в виде подгрунтовки, используют
жидкие битумы (гудроны) с вязкостью не менее 40 с и битумные пасты (эмульсии) с
пенетрацией битума не более 90. Содержание воды в битумной пасте перед розливом
на основание должно составлять 60 - 63 %.
3.16.
Свойства асфальтобетона, используемого для строительства покрытия, должны
соответствовать ГOCT
9128-84.
4. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
4.1. Устройство покрытия на
несформировавшемся основании.
4.1.1. Укрепленный грунт
готовят, как правило, в стационарной смесительной установке. Для ритмичной
работы автотранспорта и смесительной установки последнюю целесообразно
оснастить накопительным бункером.
4.1.2. В случае
необходимости внесения в укрепленный грунт сыпучих гранулометрических добавок в
количестве не более 15 % от
массы грунта их можно вводить в смесь через дозатор сыпучих веществ. При
использовании добавок несыпучей консистенции или необходимости внесения их в
количестве, превышающем 15 % от
массы грунта, следует предусмотреть специальный узел подачи гранулометрической
добавки, либо заблаговременно на специально отведенной площадке заготавливать
оптимальную смесь грунта с добавкой, используя метод смешения на месте.
Поверхностно-активные
добавки и суперпластификатор вводят в укрепленный грунт в виде водных
растворов,
4.1.3. Допускается
применение метода смешения грунта с вяжущим на дороге. Однако все
технологические операции, включая укладку и уплотнение асфальтобетонной смеси,
должны быть завершены не позднее 5 ч с момента увлажнения цементогрунтовой
смеси. При использовании смесей, укрепленных цементом совместно с органическим
вяжущим, это время может быть увеличено до 8 ч.
С целью повышения
качества перемешивания грунта с цементом рекомендуется вводить максимально
допустимое количество поверхностно-активных веществ и суперпластификаторов.
4.1.4. Приготовленная
смесь автосамосвалами вывозится на дорогу, укладывается на подготовленное
основание с помощью самоходного укладчика или автогрейдера и уплотняется до
максимальной плотности с помощью катков на пневматических шинах.
4.1.5. С целью увеличения
срока службы дорожной одежды, удлинения межремонтных сроков и улучшения
эстетического восприятия дороги в уплотненном слое нарезают поперечные швы
сжатия шириной 4 - 12 мм
на глубину не менее 0,25 его толщины. Расстояние между швами сжатия назначают в
зависимости от толщины слоя с учетом климатических факторов и уточняют расчетом
в соответствии с Инструкцией ВСН
197-83 Минтрансстроя СССР (Прилож. 6) Ориентировочно расстояние между швами
составляет 6 м
для умеренного климата и 5 м
- для континентального. Швы устраивают путем вдавливания катком в уплотненный
слой металлического сварного уголка с полками длиной 5 - 7
см и 20 - 30
см или нарезают вручную, Сразу же после нарезки шов
заполняют герметиком или битумной мастикой. Рекомендации по использованию
указанных материалов изложены в п.п. 7.15 - 7.17 ВСН
197-83.
4.1.6. Перед устройством
покрытия на поверхность основания наносят подгрунтовку в виде жидкого битума
(гудрона) или битумной пасты (эмульсии). Подгрунтовку разливают с помощью
автогудронатора или пасторастворовоза ПС-402., Норма нанесения подгрунтовки в
виде битумной пасты - 0,3 л/м2, битумной эмульсии - 0,15 л/м2,
жидкого битума (гудрона) - 0,4 л/м2.
Время формирования пленки
подгрунтовки в случае использования битумной эмульсии или пасты в зависимости
от погодных условий составляет 30 - 120 минут.
4.1.7. После формирования
пленки подгрунтовки укладывают покрытие из асфальтобетона.
4.1.8. Открывать движение
транспорта со скоростью, не превышающей 40 км/час, по построенному участку
дороги с тонкослойным асфальтобетонным покрытием, уложенным на
несформировавшийся цементогрунт I
класса прочности, а также грунт, укрепленный цементом совместно с органическим
вяжущим, можно через сутки после завершения строительных работ независимо от
модуля упругости грунта земляного полотна.
При использовании в
качестве основания цементогрунта II класса прочности открывать движение
транспорта можно:
при модуле упругости
грунта земляного полотна Егр
= 20 - 50 МПа - через 4 сут.;
при модуле упругости
грунта земляного полотна Егр
= 50 - 60 МПа - через 3 сут.;
при модуле упругости
грунта земляного полотна Егр
= 80 MПа - через 2 сут.
4.2. Устройство покрытия на
сформировавшемся основании.
4.2.1. Последовательность
технологических операций по устройству основания из укрепленного грунта,
включая устройство швов, осуществляют в соответствии с п.п. 4.1.1. - 4.1.5.
настоящих Рекомендаций.
Швы можно нарезать и в
затвердевшем укрепленном грунте перед устройством покрытия, используя дисковые
нарезчики швов.
4.2.2. При устройстве
покрытия из песчаного асфальтобетона сцепление покрытия с основанием может быть
повышено путем втапливания в цементогрунт щебня.
4.2.3. Распределение
щебня осуществляют непосредственно после завершения уплотнения основания.
Щебень на цементогрунтовое основание распределяют автогрейдером или навесным
распределителем в один слой в количестве 5 - 10 кг/м2.
4.2.4. Втапливание щебня
в цементогрунт производят катками на пневмошинах за 2 - 4 прохода по одному
следу.
4.2.5. За уплотненным
сдоем необходимо осуществлять уход в течение 5 - 7 суток. В случае устройства
покрытия из песчаного асфальтобетона на основании из грунта, укрепленного
цементом и органическими вяжущими, уход осуществляют с помощью рулонных
паронепроницаемых пленок, например полиэтиленовых или слоем песчаного грунта
толщиной не менее 5 см.
При устройстве покрытия из зернистого асфальтобетона уход за укрепленным
грунтом, помимо вышеперечисленных способов, можно осуществлять путем розлива
пленкообразующих материалов.
4.2.6. Перед устройством
покрытия поверхность укрепленного грунта очищают от песка и пыли с помощью
автогрейдера, поливомоечной машины (компрессора), после чего наносят
подгрунтовку в виде битумной пасты (эмульсии) или жидкого битума (гудрона) в
количестве, указанном в п. 4.1.6. настоящих Рекомендаций. Условия,
регламентирующие применение указанных вяжущих в качестве подгрунтовки, отражены
в табл. 2. Подгрунтовку наносят на-укрепленный слой, имеющий влажность верхней зоны
не более 6 %.
4.2.7. Асфальтобетонное
покрытие устраивают после формирования пленки подгрунтовки.
5. ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
5.1. При проведении
строительных работ осуществляют контроль:
гранулометрического
состава укрепляемого грунта;
точности дозирования
вяжущих и равномерности их распределения по объему грунта;
влажности обрабатываемого
грунта и готовой смеси перед уплотнением;
степени уплотнения слоя
укрепленного грунта;
соблюдения режима ухода
за слоем укрепленного грунта;
вяжущих материалов;
качества укрепленного
слоя и укладываемого асфальтобетона;
сцепление покрыли с
основанием из укрепленного грунта.
5.2. Точность дозирования
вяжущих и равномерность их распределения в массе грунта определяют с помощью
метода ускоренного определения прочности при сжатии цементогрунта, изложенного
в СН 25-74 (с. 103). В случае комплексного метода укрепления грунта точность
дозирования и равномерность распределения вяжущих определяют путем испытания
серии контрольных образцов в возрасте 3 - 7 суток.
5.3. Качество
укрепленного слоя контролируют путем отбора проб (кернов) перед устройством
слоя покрытия (либо в возрасте 28 суток) с последующим определением их
физико-механических свойств согласно СН 25-74.
Образцы (керны) отбирают
в количестве трех штук (по поперечнику) через каждые 500
м.
ПРИЛОЖЕНИЕ
I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА НА
ДОРОГЕ
Сцепление покрытия с
основанием можно определить с помощью специальной установки, показанной на рис.
1. Она состоит из опорной площадки 1, основания 2 и гидравлического домкрата
/3/, снабженного манометром /4/ и подвижной рейкой /5/, закрепленной болтом на
штоке домкрата, который устанавливается на основание в горизонтальном положении
и закрепляется на нем с помощью гибкого пояса /6/. Основание ставится на
поверхность испытуемого участка дороги, вплотную к нему устанавливается опорная
площадка, надежно закрепленная наехавшим на нее колесом автомобиля /7/. Для
предотвращения горизонтального смещения домкрата опорная площадка и основание
имеют отрезки труб /8/, входящие одна в другую при сборке установки. Затем
делается разметка площадки для испытаний. Испытуемый образец /9/ представлен в
виде квадрата со стороной 15 см,
выжженного паяльной лампой по периметру асбестовой накладки на всю толщину
покрытия, потерявший связность материал покрытия удаляется, сверху на образец
одевается металлическая квадратная обойма /10/ и подводится шток домкрата с
подвижной рейкой на конце, закрепленной в таком положении, чтобы заделанная в
неё шарнирная опора совпадала со сферическим
гнездом, высверленным в металлической квадратной обойме. Сдвиг осуществляется
гидравлическим домкратом. Нагружение ведется ступенями по 245 Н через 1 мин, до
момента сдвига образца. Сцепление покрытия с основанием вычисляется по формуле:
где: С - сцепление в Па;
N - критическая нагрузка, при которой произошел сдвиг образца, Н.
Рис. 1.
Установка для определения сцепления покрытия с основанием
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВАНИЕМ ИЗ УКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА В
ЛАБОРАТОРИИ
Сцепление покрытия с
основанием из укрепленного грунта определяют на сдвиговом приборе Союздорнии,
Лурье-Маслова или BCB-1
при зазоре между сдвигающими обоймами 1
мм. Испытываемые образцы представляют собой два склеенных
цилиндра (укрепленный грунт и покрытие) диаметром 7
см и высотой соответственно, 23 и 14
мм для прибора Союздорнии, 15 и 10
мм для прибора Лурье-Маслова.
Технология приготовления
образцов при устройстве покрытия на несформировавшемся основании
В металлическую
стандартную форму диаметром 70
мм засыпают рассчитанное количество смеси грунта с
вяжущим и уплотняют нагрузкой 15 МПа. Извлекают верхний металлический вкладыш
из формы и на поверхность уплотненной смеси наносят подгрунтовку. Через один
час в форму засыпают асфальтобетонную смесь, имеющую рабочую температуру, и
уплотняют нагрузкой 30 МПа. После 3-минутного уплотнения образец осторожно
извлекают из формы и хранят до испытания 14 суток в ванне с гидравлическим
затвором или в эксикаторе.
Технология приготовления
образцов при устройстве покрытия на сформировавшемся основании
В металлическую
стандартную форму диаметром 70
мм засыпают рассчитанное количество смеси грунта с
вяжущим и уплотняют нагрузкой 15 МПа. Образец осторожно извлекают из формы и
хранят 14 суток в ванне с гидравлическим затвором или в эксикаторе. На
поверхность затвердевшего образца наносят подгрунтовку и после её формирования
образец вставляют в металлическую форму, засыпают сверху асфальтобетонную смесь
и уплотняют нагрузкой 2 МПа. После уплотнения образец извлекают из формы и
оставляют 24 часа на воздухе до испытания.
Образцы испытывают без
вертикальной нагрузки при положительной температуре, кратной одной из
температур, указанных в табл. 1
настоящих Рекомендаций. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 3 ч при
соответствующей температуре в термошкафу. Для обеспечения постоянства
температуры образцов при испытании сдвигающее устройство с заключенным в него
образцом закрывается специальным кожухом с двойными стенками. С помощью
резиновых шлангов кожух присоединяют к терморегулятору, который осуществляет
циркуляцию горячей воды, автоматически поддерживая заданную температуру.
Загружение сдвигающей системы прибора ведут ступенями равными 5 Н с
интервалом 30 с до момента сдвига покрытия относительно основания. Деформации
при сдвиге замеряют индикатором часового типа с ценой деления шкалы 0,01
мм.
Сцепление С вычисляют по
формуле:
где: Р - сдвигающая
горизонтальная нагрузка, Н;
Г - площадь образца, см2.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Расчет фактического экономического эффекта от применения конструкции с
цементогрунтовым основанием и однослойным асфальтобетонным покрытием
1. Работа выполнялась
Уваровским ДРСУ Тамбовавтодора на автомобильной дороге "Уварово - с/з
Обловский". Слой основания толщиной 20
см выполнен из цементогрунта. Строительство дорожной
одежды осуществляли в соответствии с разработанными Гипродорнии
"Рекомендациями по устройству однослойных асфальтобетонных покрытий на
основаниях из укрепленных грунтов (для опытно-производственных работ на
объектах Тамбовавтодора).
2. Базовая
(заменяемая) техника.
Двухслойное основание из
привозного шлакового щебня толщиной 28
см.
3. Исходные данные
Показатель
|
Измеритель
|
Показатель
|
Основание
|
Новая техника
|
Базовая техника
|
Год
строительства (расчетный год)
|
|
1984
|
|
Проект
утвержден Тамбовавтодором, "Рекомендации…."
|
Объем
работ, выполненный в расчетном году
|
км/тыс. м
|
6/42
|
|
Акт
приемки
|
Показатели
сопоставления конструктивных слоев:
|
|
|
|
|
модуль
упругости
|
МПа
|
500
|
350
|
Проектная
документация
|
срок
службы
|
год
|
15
|
15
|
4. Расчет фактических затрат на основные материалы для устройства 1000
м2 основания
Материал
|
Ед. изм.
|
Новая техника
|
Базовая техника
|
Основание
|
Количество
|
Стоимость ед. изм., руб.
|
Сумма, руб.
|
Количество
|
Стоимость ед. изм., руб.
|
Сумма, руб.
|
Щебень 10-40
мм из шлака
|
м3
|
|
|
|
308
|
13,13
|
4044,0
|
Проектно-сметная документация. Утвержденные составы
смесей
|
Песок
|
т
|
310
|
5,94
|
1841,4
|
|
|
|
Цемент
|
т
|
25
|
23,1
|
577,5
|
|
|
|
Фильтпрессная грязь
|
т
|
45
|
2,17
|
97,6
|
|
|
|
Вода
|
т
|
40
|
0,1
|
4,0
|
|
|
|
Песок для ухода за цементогрунтом
|
т
|
45
|
5,94
|
267,3
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
2787,8
|
|
|
4044,0
|
|
5. Расчет фактических расходов по эксплуатации машин и механизмов на
устройство 1000 м
основания
Машины и механизмы, используемые на работах
|
Фактическая стоимость машино-смены, руб.
|
Базовая техника
|
Новая техника
|
Основание
|
Затраты времени на 1000
м2 основания, маш-см
|
Стоимость машинного времени, руб.
|
Затраты времени на 1000
м2 основания, маш-см
|
Стоимость машинного времени, руб.
|
Автогрейдер
Д-598 Б
|
23,4
|
0,8
|
18,7
|
0,6
|
14,0
|
По
гр. 2 -данные бух. учета.
По
гр. 3 и 5 данные технологических карт на производство работ
|
Пневмокаток
Д-627
|
31,3
|
0,9
|
28,2
|
0,6
|
18,9
|
Поливомоечная
машина ПМ-130
|
35,0
|
0,2
|
7,0
|
0,2
|
7,0
|
Автомобили-самосвалы
(12 шт.)
|
15,6
|
0,7
|
131,0
|
|
|
Автомобили-самосвалы
(8 шт.)
|
15,6
|
|
|
0;7
|
87,4
|
Смесительная
установка ДС-50
|
61,0
|
|
|
0,3
|
18,3
|
Итого
|
:
|
|
184,9
|
|
145,6
|
|
6. Расчет фактической
себестоимости работ по устройству 1000
м2 основания
Статья затрат
|
Показатели
|
Основание
|
Новая техника
|
Базовая техника
|
Трудовые затраты рабочих
|
14
|
15
|
Технологические карты на производство работ
|
Основная зарплата рабочих, руб.
|
|
|
|
в том числе при машинах, руб.
|
62,4
|
67,6
|
"______________"
|
Основные материалы, руб.
|
2707,8
|
4044,0
|
Раздел 4 наст. отчета
|
Расходы по эксплуатации машин и механизмов, руб.
|
145,6
|
184,9
|
Раздел 5 наст. отчета
|
Итого прямых затрат
|
2995,8
|
4296,5
|
|
Накладные расходы
|
|
|
|
условно-постоянные (8,6 % от прямых затрат), руб.
|
257,6
|
369,5
|
|
зависящие от трудоемкости работ (1,9 руб. на 1
чел.-день), руб.
|
26,6
|
28,5
|
|
зависящие от основной зарплаты, руб.
|
9,4
|
10,1
|
|
Всего затрат, руб.
|
3289,4
|
4704,6
|
|
7. Капитальные вложения в
основные фонды, использованные в процессе производства в расчете на 1000
м
Основные фонды, использованные в производстве
|
Балансовая стоимость основных фондов
|
Фактич. время использования основных фондов в
течение года, № машино-смены
|
Фактич. время использования основных фондов на
1000 м2 основания (п), машино-смены
|
Стоимость основных фондов на 1000
м2 основания (), руб.
|
Основание
|
Новая техника
|
Базовая техника
|
Новая техника
|
Базовая техника
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Автогрейдер
Д-590 Б
|
6540
|
120
|
0,6
|
0,8
|
32,7
|
43,6
|
По
гр. 2 и 3 данные бухг. учета.
|
Пневмокаток
Д-627
|
17930
|
120
|
0,6
|
0,9
|
09,6
|
134,5
|
По
гр. 4 и 5 данные технологических карт на производство работ
|
Поливомоечная
машина М-130
|
4195
|
120
|
0,2
|
0,2
|
7,0
|
7,0
|
Автомобили-самосвалы
(12 шт.)
|
3410×12 = 40920
|
140
|
-
|
0,7
|
-
|
204,6
|
Автомобили-самосвалы
(8 шт.)
|
3410×8 = 2721
|
140
|
0,7
|
|
136,4
|
|
Смесительная
установка ДС-50
|
19150
|
120
|
0,3
|
|
47,9
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
313,6
|
389,7
|
|
8. Приведенные
затраты на 1000 м2
основания (в руб.)
а) по новой
технике: ЗН = СН + ЕН·КН = 3289,4 + 0,15·313,6 =
3336,4;
б) по базовой
технике: Зб = 4704,6 +
0,15·389,7 = 4763,1
9. Фактический
экономический эффект в результате устройства дорожной одежды с цементогрунтовым
основанием и однослойным асфальтобетонным покрытием составит 1426,7 руб. на 1000
м2.
Фактический экономический
эффект при строительстве 6 км
дороги составил 1426,7·7·6 = 59921 руб.