Письмо
Министерства регионального развития РФ от 29 ноября 2007 г. N 21492-СК/07
О заключении договоров исполнителей
коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями
Министерство
регионального развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 6
постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N
307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в
связи с многочисленными обращениями исполнителей коммунальных услуг в
дополнение к разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального
развития Российской Федерации от 13 февраля 2007 г. N
2479-РМ/07, дает разъяснения по применению Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам по вопросу заключения договоров исполнителей с
ресурсоснабжающими организациями.
Правила предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее
- Правила) (пункт 1) устанавливают их права и обязанности, ответственность
исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Согласно подпункту
"в" пункта 49 Правил в обязанности исполнителя входит заключение с
ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных
ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (далее - договор
ресурсоснабжения) или их производство. Правила (пункт 3) определяют, что
исполнитель это лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или
приобретающее коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающая организация это
юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также
индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу исполнителю,
коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4
статьи 421 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) условия договора
определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен
соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными
правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В
соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского
кодекса приобретение исполнителем у ресурсоснабжающей организации коммунальных
ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя
коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора
энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого являются
для сторон обязательными требования Правил пользования системами коммунального
водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167,
Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, Правил
функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период
реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, а в части не урегулированной
указанными правовыми актами также нормы параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. При
этом пунктом 8 Правил для сторон договора ресурсоснабжения установлены
обязательные правила, в соответствии с которым условия такого договора не
должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской
Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение
соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах
обязательств исполнителей.
В соответствии с
пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности,
противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил:
а) пунктам 3 - 6 (в
части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и
состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает
исполнитель, а не ресурсоснабжающая организация);
б) пункту 7 (в части
особенностей приобретения коммунальных ресурсов и услуг водоотведения
собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление
многоквартирным домом, у ресурсоснабжающей организации, которая не отвечает за
обслуживание внутридомовых инженерных систем);
в) пунктам 9 - 12 и
приложению N 1 к Правилам (в части координации требований к предоставлению
коммунальных услуг и требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг
водоотведения);
г) пункту 15 (в части
тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для
расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей
организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным
потребительским кооперативом);
д) пунктов 16 - 34 (в
части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные
ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы,
например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из
среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при
отсутствии таких данных по нормативам потребления и проведении 1 раз в год
корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически
потребленного количества тепловой энергии возможно только при применении
двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую - ставку тарифа
за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию);
е) пункта 38 (в части
внесения платы за коммунальные услуги только на указанный в платежном документе
банковский счет исполнителя);
ж) пунктов 54 - 59 (в
части порядка перерасчета платы за отдельные виды коммунальных ресурсов в связи
с временным отсутствием потребителей в занимаемых жилых помещениях);
з) пунктов 64 - 74 (в
части порядка действий привлеченной исполнителем аварийно-диспетчерской службы
ресурсоснабжающей организации, составления акта о непредоставлении коммунальных
услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества);
и) пунктов 60 - 63 и
приложения N 1 к Правилам (в части порядка изменения размера платы за подачу
коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность);
к) пунктов 79 - 86 (в
части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных
ресурсов).
Согласно пункту 4
статьи 426 Гражданского
кодекса условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам,
обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров,
издаваемым Правительством Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 426
Гражданского кодекса условия публичного договора, не соответствующие
обязательным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации,
ничтожны. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований
пункта 8 Правил является нарушением пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422,
пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и влечет последствия, предусмотренные
статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса.
Примером признания
распространения Правил на отношения исполнителя и ресурсоснабжающей организации
является содержащийся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного
Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный
постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007
г. ответ на вопрос 28, в котором со ссылкой на Правила обосновано, что
теплоснабжающая организация не имеет права приостановить или прекратить подачу
тепловой энергии в многоквартирный дом, если созданное в нем товарищество или
кооператив имеют задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате
тепловой энергии.
На основании пункта 8
Правил исполнитель вправе требовать установления соответствующих Правилам
паритетных условий договоров ресурсоснабжения.
Прошу довести
требования законодательства Российской Федерации и настоящие разъяснения до
ресурсоснабжающих и управляющих организаций, товариществ собственников жилья,
жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, действующих
на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для
руководства при применении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006
г. N 307.
Заместитель министра
регионального развития
Российской Федерации С.И.
Круглик