Машины для бесконтактной
перегрузки асфальтобетонной смеси
Фирма ROADTEC (США) является пионером в мире по производству машин для бесконтактной
перегрузки асфальтобетонной смеси из кузова автосамосвала в бункер асфальтоукладчика
без помех его непрерывному движению.
Фирма ROADTEC производит три типоразмера перегрузчиков асфальтобетонной
смеси: SHUTTLE BUGGY (Шатгл-Багги) SB-2500, SB-1500 и LTV-1000. Машина типа SB-2500
является самой крупной из них, емкость накопительного бункера который составляет
22,7 тонны асфальтобетонной смеси.
Общий вид машины для перегрузки асфальтобетонной смеси фирмы ROADTEC марки
SB-2500 представлен на рис.1.
Рис.1.
Машина для перегрузки асфальтобетонной смеси фирмы ROADTEC марки SB-2500
Машины для перегрузки асфальтобетонной смеси обеспечивают:
- бесконтактную перегрузку асфальтобетонной смеси из бункера перегрузчика
в бункер асфальтоукладчика, обеспечивая при этом непрерывность движения асфальтоукладчика
в процессе устройства дорожного покрытия;
- исключение удара автосамосвала на корпус асфальтоукладчика в момент касания;
- исключение неизбежных неровностей покрытия, возникающих при выгрузке смеси
из кузова автосамосвала непосредственно в бункер асфальтоукладчика.
Однако основным назначением машин для перегрузки асфальтобетонной смеси
является устранение отрицательного влияния температурных и фракционных расслоений.
При температурном расслоении происходит неравномерное остывание асфальтобетонной
смеси в различных участках кузова автосамосвала и бункера асфальтоукладчика.
При фракционном расслоении происходит распределение смеси по высоте слоя
в зависимости от крупности зерен (более крупные зерна скатываются вниз).
Наблюдения за температурой смеси, выгружаемой с грузовика, показали, что
верхний слой асфальта при начальной температуре в 145° после перевозки на 15-25
км остывает примерно до 100-110°.
Перемешивание асфальтобетонной смеси в бункере перегрузчика перед укладкой
в бункер асфальтоукладчика позволяет равномерно распределить крупные частицы щебня
по всему объему смеси и выровнять ее температуру, что обеспечивает равномерную плотность
дорожного покрытия.
Схема конструктивного устройства машины для перегрузки асфальтобетонной
смеси типа SB-2500 фирмы ROADTEC представлена на рис.2.
Рис. 2 Схема конструктивного устройства машины для
перегрузки асфальтобетонной смеси типа SB-2500 фирмы ROADTEX
Машина для перегрузки асфальтобетонной смеси типа SB-1500 устроена аналогично
машине типа SB-2500, но имеет меньшие габариты, массу и мощность. Емкость накопительного
бункера машины для перегрузки асфальтобетонной смеси составляет 14 т.
Приемка асфальтобетонной смеси из автосамосвала и выгрузка в бункер асфальтоукладчика
машиной для перегрузки асфальтобетонной смеси типа SB-1500 представлен на рис.3.
Рис.
3. Машина для перегрузки асфальтобетонной смеси типа SB-1500 фирмы ROADTEC
Машина для перегрузки асфальтобетонной смеси типа LTV-1000 является упрощенным
вариантом перегрузчика, у которого нет наполнительного бункера.
В Европе первые собственные перегрузчики асфальтобетонной смеси появились
в Германии, и сделаны они были на базе имеющихся гусеничных асфальтоукладчиков,
которые не были оснащены перемешивающими устройствами и накопительными бункерами.
Немецкая фирма Vogele выпускает гусеничный перегрузчик типа МТ-1000, как
дополнительный к выпускаемым этой фирмой асфальтоукладчикам с 20 тонными бункерами.
Перегрузка асфальтобетонной смеси перегрузчиком типа МТ-1000 фирма Vogele
в бункер асфальтоукладчика представлена на рис.4.
Рис.
4. Перегрузчик типа МТ-1000 фирма Vogele
Перегрузчик МТ-1000 имеет массу 14 т, мощность двигателя 147 л.с, рабочую
скорость до 16 м/мин и теоретическую производительность 700 т/час.
Фирма Dynapac (Швеция) выпускает перегрузчик асфальтобетонной смеси или
передвижной питатель марки MF -250.
Его общая масса 14,7 т, мощность двигателя 168 л.с, транспортная скорость
до 20 км/ч, емкость бункера 6 куб. м. При двухминутной смене автосамосвалов грузоподъемностью
15-20 т на разгрузке перегрузчик может обеспечить подачу укладчику смеси в количестве
500-600 т/час.
Общий вид перегрузчика марки MF-250 фирмы Dynapac представлен на рис.5.
Рис.
5. Перегрузчик марки MF-250 фирмы Dynapac
Опыты эксплуатации перегрузчиков фирм США, Германии и
Швеции в России показали, что бесконтактная и равномерная загрузка асфальтоукладчика
позволяет асфальтоукладчику двигаться не только непрерывно, но и с более высокой
скоростью, так как у него отпала необходимость толкать груженые автосамосвалы или
останавливаться во время их разгрузки. Практическая производительность асфальтоукладчиков
заметно приблизилась к теоретической.
Журнал
«Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», № 2, 2008 г.