Приказ
Федерального агентства по атомной энергии от 19 февраля 2008 г. N 82
Об организации подготовки сообщений и
информировании общественности в случае событий, влияющих на безопасность
функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома
В соответствии с
Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу
деятельности Росатома, утвержденным приказом Росатома от 13.03.2006 N 108, приказываю:
1. Утвердить Положение
об организации подготовки сообщений и информировании общественности в случае
событий, влияющих на безопасность функционирования организаций, находящихся в
ведении Росатома (приложение).
2. Начальникам
управлений и руководителям организаций принять указанное положение к
руководству и исполнению.
3. Контроль за
исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Врио руководителя И.М.
Каменских
Приложение
Положение об организации подготовки
сообщений и информировании общественности в случае событий, влияющих на
безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома
1.1. Настоящее
Положение об организации подготовки сообщений и информировании общественности в
случае событий, влияющих на безопасность функционирования организаций,
находящихся в ведении Росатома (далее - Положение), разработано в целях
организации Федеральным агентством по атомной энергии (далее - Росатом)
информирования населения через средства массовой информации (далее - СМИ) и по
иным каналам* о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности
организаций, находящихся в ведении Росатома, приемах и способах защиты персонала,
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности, а также по предоставлению информации о произошедшем событии в
форме, исключающей распространение информации ограниченного доступа.
Организация подготовки
сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих на
безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома,
осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N
68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера", постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций" и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
1.2. К событиям,
влияющим на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении
Росатома (далее - события, влияющие на безопасность), относятся:
аварии, опасные
природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или
окружающей природной среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий
жизнедеятельности людей, и в результате которых сложилась обстановка, соответствующая
классификации чрезвычайных ситуаций, установленной постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.05.2007 N
304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера";
события,
классифицируемые по Международной шкале ядерных событий (далее - шкала ИНЕС),
являющейся средством для оперативного информирования общественности в
согласованной форме о значимых с точки зрения безопасности событиях
(нарушениях), происшедших на объектах использования атомной энергии;
события, нарушающие
условия безопасной эксплуатации особо радиационно опасных, ядерно опасных
производств и объектов, опасных производственных объектов, в том числе при
транспортировании (перевозке) радиоактивных материалов, классифицируемые и
расследуемые в соответствии с федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии, и превышающие установленные пределы
радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую
среду;
иные события, влияющие
на безопасность функционирования организаций, находящихся в ведении Росатома,
способные вызвать обеспокоенность персонала и населения, а также широкий
общественный резонанс.
1.3. Организация
подготовки сообщений и информирование общественности в случае событий, влияющих
на безопасность, осуществляется по следующим направлениям:
1) Обеспечение доступа
граждан и организаций к информации о деятельности Росатома и организаций
находящихся в его ведении, путем создания информационных ресурсов, содержащих
сведения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
размещаемых в информационных системах общего пользования, в том числе в сети
Интернет.
В формировании
информационных ресурсов участвуют структурные подразделения Росатома и
организации, находящиеся в ведении Росатома, в соответствии с Регламентом
Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным приказом Росатома от
07.10.2005 N
486 и Регламентом размещения общедоступной информации на Официальном
Интернет-портале Федерального агентства по атомной энергии, утвержденным приказом
Росатома от 25.07.2007 N 391.
2) Оперативное и
достоверное информирование населения через средства массовой информации и по
иным каналам о прогнозируемом или возникшем событии, влияющем на безопасность,
путем предоставления гласной и открытой информации, в части касающейся данного
события.
Росатом и организации,
находящиеся в ведении Росатома, участвуют в исполнении государственной функции
по организации информирования населения через средства массовой информации о
чрезвычайных ситуациях и пожарах в соответствии с полномочиями, возложенными на
него законодательством Российской Федерации, и в рамках Функциональной
подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на
объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу деятельности Росатома
(далее - ОСЧС), положение о которой утверждено приказом Росатома от 13.03.2006
N 108, а также в рамках единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
Информацию о событиях,
влияющих на безопасность, составляют сведения:
о прогнозируемых и
возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях;
о радиационной,
химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической
безопасности;
о состоянии защиты
персонала и территорий организаций, находящихся в ведении Росатома, при
чрезвычайных ситуациях и принятых мерах по обеспечению их безопасности;
о приемах и способах
защиты населения при возникших чрезвычайных ситуациях;
об оценке ситуации с
применением шкалы ИНЕС.
1.4. В случае угрозы
или возникновения событий, влияющих на безопасность, и при установлении режима
повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для функционирования
органов управления и сил ОСЧС, общую координацию обеспечения доступа граждан и
организаций к информации о деятельности Росатома, информирования общественности
и взаимодействия со СМИ осуществляют:
на федеральном уровне
- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Росатома (далее - ОКЧС);
на объектовом уровне (в
организациях и их филиалах) - комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций (далее -
КЧСО).
Пресс-секретарь
Росатома включается в состав ОКЧС, а руководители служб по связи с
общественностью (пресс-служб) в организациях, находящихся в ведении Росатома,
включаются в состав КЧСО.
Работники,
ответственные за подготовку сообщений в СМИ, включаются в состав экспертных
групп ОКЧС Росатома и КСЧО, формируемых в установленном порядке.
1.4.1. В случае
возникновения событий, влияющих на безопасность, для обеспечения координации
деятельности и взаимной информационной поддержки при информировании
общественности, пресс-служба Росатома и подразделения по связи с
общественностью организаций, находящихся в ведении Росатома, взаимодействуют в
составе ОСЧС на федеральном и объектовом уровне.
1.4.2. Должностными
лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование
общественности при реагировании на событие, на федеральном уровне ОСЧС являются:
а) должностные лица в
Росатоме:
заместитель
руководителя Росатома в соответствии с должностным регламентом;
пресс-секретарь
Росатома;
руководитель постоянно
действующего органа управления ОСЧС - начальник Управления ядерной и
радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной
деятельности;
начальники Управлений,
осуществляющие координацию деятельности организаций, эксплуатирующих объект, на
котором произошло событие, влияющее на безопасность;
б) руководитель органа
повседневного управления ОСЧС - директор ФГУП "СКЦ Росатома";
1.4.3. Должностными
лицами, ответственными за организацию подготовки сообщений и информирование
общественности при реагировании на событие на объектовом уровне ОСЧС в
организациях, находящихся в ведении Росатома, а также в их филиалах, являются:
уполномоченный
заместитель руководителя организации;
руководители
подразделений по связям с общественностью (пресс-служб) или (в случае
отсутствия таких подразделений) ответственные за работу со СМИ;
руководители
структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
руководители органов
повседневного управления ОСЧС (оперативные дежурные дежурно-диспетчерских служб
(далее - ДДС)).
Права и обязанности
должностных лиц по организации подготовки сообщений и информированию
общественности в случае событий, влияющих на безопасность, устанавливаются
должностными регламентами и должностными инструкциями, утверждаемыми
соответствующими руководителями структурных подразделений, исходя из полномочий
структурного подразделения по решению данной задачи.
1.5 Порядок подготовки
сообщений и информирования общественности включается отдельным разделом в планы
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках ОСЧС, в
планы действий аварийно-спасательных формирований на обслуживаемых объектах и
территориях, а также в планы взаимодействия при ликвидации чрезвычайных
ситуаций в рамках РСЧС.
1.6. Информирование
общественности в случае событий, влияющих на безопасность, включает в себя:
а) подготовку
информационных сообщений и размещение их на Официальном интернет-портале
Росатома в установленном порядке;
б) оповещение о
классификации событий, происходящих на ядерных установках, с использованием
шкалы ИНЕС;
в) подготовку и
распространение информационных сообщений для широкого круга СМИ, включая
публикацию инструкций и рекомендаций населению;
г) организацию и
проведение брифингов, пресс-конференций, интервью для представителей СМИ;
д) разработку сводок
новостей, в зависимости от обстоятельств события (бюллетень, подробная сводка
новостей, хронология событий, резюме брифинга, справочные материалы);
е) поддержание
информационной связи и координацию с представителями органов власти,
участвующих в реагировании на событие;
ж) ответы на внешние
телефонные звонки представителей СМИ и граждан, включая организацию
"горячей телефонной линии";
з) реагирование на
недостоверную информацию;
и) мониторинг
сообщений в прессе и сети Интернет.
1.7.
Основанием для информирования населения через СМИ о событии, влияющем на
безопасность, является решение руководителя Росатома или руководителя
организации, находящейся в ведении Росатома, о введении режима повышенной
готовности или режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов
управления и сил ОСЧС.
Критерии информации,
по которым принимается решение об информировании населения через средства
массовой информации о событиях, влияющих на безопасность, содержатся:
в информационных материалах
о текущем состоянии предприятий отрасли и о возникновении событий, влияющих на
безопасность, подготовленных в соответствии с порядком, установленным
нормативными правовыми актами Росатома;
в информации,
подготовленной в соответствии с порядком сбора и обмена информацией в области
защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, установленным
Правительством Российской Федерации, и представляемой в сроки и в формах,
определенных МЧС России;
в информации о событии
с оценкой по шкале ИНЕС в форме "Формуляр оценки события";
в международной
информации о событии, обмен которой осуществляется в сроки и в формах,
установленных практическими мерами по реализации международных договоров, а
также в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ;
в информации о
событии, которая в обязательном порядке готовится и направляется в органы
регулирования безопасности в области использования атомной энергии в
соответствии с федеральными нормами и правилами;
в информации,
направляемой в установленном порядке в федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы
местного самоуправления и в международные организации;
в сведениях,
полученных из информационных материалов, в результате мониторинга и анализа
сообщений СМИ о событии, влияющем на безопасность (информационные сообщения,
пресс-релизы, дайджесты СМИ и др.).
2.1. Поддержание
информационного ресурса Росатома и обеспечение информирования граждан и
организаций о деятельности Росатома в области защиты населения и территорий
через Официальный Интернет-портал Росатома осуществляет ФГУП "СКЦ
Росатома" в соответствии с Регламентом Федерального агентства по атомной
энергии, утвержденным приказом Росатома от 07.10.2005 N
486.
2.2. Состав сведений о
деятельности Росатома в области защиты населения и территорий при чрезвычайных
ситуациях, составляющий информационный ресурс Росатома, открытый для доступа
граждан и организаций, утверждает руководитель Росатома.
2.3. Ответственность за
своевременное предоставление в ФГУП "СКЦ Росатома" информации в
области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, ее
достоверность и полноту несут начальники Управлений и должностные лица,
уполномоченные на предоставление соответствующей информации.
2.4. Организация
взаимодействия с представителями СМИ в случае событий, влияющих на
безопасность, возлагается на пресс-секретаря Росатома.
2.5. Подразделения по
связям с общественностью, пресс-служба Росатома, а также пресс-службы или
ответственные за работу со СМИ в организациях, находящихся в ведении Росатома и
в их филиалах при реагировании на события, влияющие на безопасность, обязаны:
организовывать
подготовку сообщений и информирование общественности;
распространять
официальные заявления и сообщения, готовить пресс-релизы и иные информационные
материалы для СМИ;
организовывать работу
журналистов в районе чрезвычайной ситуации, а также выездного пресс-центра
Росатома;
организовывать
брифинги, пресс-конференции, радио- и телевизионные интервью руководства
Росатома и уполномоченных лиц в СМИ.
2.6. Подразделения по
связям с общественностью имеют право:
оперативно получать
информацию о событиях, влияющих на безопасность, и ходе работ по ликвидации их
последствий, а также получать сведения о планируемых и проводимых мероприятиях
в ОСЧС Росатома;
осуществлять контроль
и координацию деятельности подведомственных подразделений и работников,
ответственных за работу с общественностью и связь со СМИ;
готовить газетные и
журнальные публикации для российских и зарубежных СМИ, а также теле- и
радиопередачи по наиболее важным проблемам деятельности ОСЧС Росатома;
проводить фото- и
видеодокументирование спасательных работ и мероприятий, проводимых ОСЧС
Росатома;
вести в установленном
порядке переписку в пределах своей компетенции с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями,
редакциями центральных, региональных и местных СМИ.
2.7. Постоянно
действующие органы управления ОСЧС Росатома соответствующего уровня при
реагировании на события, влияющие на безопасность:
а) обязаны:
согласовывать
информацию о событиях, влияющих на безопасность, подготовленную пресс-службой
Росатома и направляемую в СМИ;
перепроверять в
установленном порядке совместно с органами повседневного управления ОСЧС
полученную информацию о событиях, достоверность которой вызывает сомнения;
б) имеют право:
запрашивать и получать
в установленном порядке необходимую информацию о событиях от заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного управления и организаций.
2.8. Органы
повседневного управления ОСЧС Росатома соответствующего уровня при реагировании
на события, влияющие на безопасность:
а) обязаны:
уточнять и проверять
информацию о событиях, влияющих на безопасность;
подготовить в срок не
более 40 мин. после получения информации о событии, влияющем на безопасность,
справочные данные по району его возникновения и масштабу;
поддерживать
взаимодействие с органами повседневного управления ОСЧС и РСЧС;
готовить предложения
по постановке задач соответствующим центрам технической поддержки и научно-исследовательским
организациям на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития
чрезвычайных ситуаций;
вести хронологию
развития события, влияющего на безопасность, и действий сил по ликвидации его
последствий;
выдавать необходимую
информацию по запросам пресс-служб Росатома и постоянно действующих органов
управления ОСЧС;
б) имеют право в
пределах своей компетенции и полномочий:
ставить задачи
соответствующим центрам технической поддержки и научно-исследовательским
организациям на отработку и представление в дежурную смену прогноза развития
чрезвычайных ситуаций и на перепроверку достоверности данных;
осуществлять
взаимодействие с органами повседневного управления ОСЧС и РСЧС;
ставить задачи органам
повседневного управления ОСЧС на подготовку и представление необходимых
информационных материалов.
2.9. Оперативный
контроль за своевременной организацией информирования населения через СМИ о
событиях, влияющих на безопасность, осуществляется руководителем дежурной смены
(оперативным дежурным) органа повседневного управления ОСЧС и соответствующего
подразделения, осуществляющего связь с общественностью путем записи времени
приема или передачи информации, а также времени ее трансляции по имеющимся
информационным каналам (с записью времени оповещения в специальном журнале).
Дополнительной формой
контроля за совершением действий по информированию населения через СМИ о
событиях, влияющих на безопасность, и результатами действий является
представление в установленном порядке ежедневной сводки-доклада дежурной смены
(рапорта дежурного) органа повседневного управления соответствующего уровня
ОСЧС о событиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и результатах их
реализации.
2.10. Время получения
соответствующим органом повседневного управления ОСЧС информации о введении на
определенной территории режима повышенной готовности или режима чрезвычайной
ситуации, а также время передачи этим органом необходимых сведений
представителю соответствующего подразделения по связи с общественностью для
последующей подготовки сообщений и передачи их в СМИ фиксируется записью в
специальных журналах передающей и принимающей сторон.
2.11. Информация о
деятельности Росатома в случае возникновения событий, влияющих на безопасность,
передается в СМИ пресс-службой Росатома или пресс-секретарем Росатома или по
согласованию с ним - иными должностными лицами Росатома в соответствии с
"Порядком предоставления информации и взаимодействия работников
Федерального агентства по атомной энергии со СМИ по вопросам деятельности Агентства",
утвержденным приказом Росатома от 05.12.2005 N 566, и настоящим Положением.
2.12. Круглосуточный
сбор, обработку оперативных информационных материалов о текущем состоянии и
режиме, работы объектов атомной энергетики и промышленности, включая сведения о
нештатных ситуациях и данные мониторинга радиационной обстановки на ядерно и
радиационно опасных объектах отрасли и в районах их дислокации, осуществляет
ФГУП "СКЦ Росатома", выполняющий функции отраслевого центра
оперативного информационного взаимодействия на федеральном уровне, а также
функции национального пункта предупреждения и связи в рамках выполнения
международных обязательств Российской Федерации в соответствии с Конвенцией об
оперативном оповещении о ядерной аварии, Конвенцией о помощи в случае ядерной
аварии или радиационной аварийной ситуации и международными договорами по
реализации этих конвенций.
2.13. Сведения о
событиях, влияющих на безопасность, в установленном порядке размещаются на
Официальном интернет-портале Росатома и в других информационных системах общего
пользования после согласования с пресс-службой Росатома.
2.14. Руководители
организаций, находящихся в ведении Росатома, обеспечивают размещение в
информационных системах общего пользования информационных материалов,
содержащих оперативные сведения о состоянии объектов атомной энергетики и
промышленности, включая сведения о событиях, влияющих на безопасность
функционирования объектов.
2.15. Оценку событий,
происходящих на ядерных установках, значимых с точки зрения безопасности и
классифицируемых по шкале ИНЕС, обеспечивают эксплуатирующие организации,
осуществляющие виды деятельности в области использования атомной энергии,
определенные Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии".
Оценка событий
осуществляется в соответствии с руководством "Международная шкала ядерных
событий (ИНЕС). Руководство для пользователей, издание 2001 г.,
(МАГАТЭ-ИНЕС-2001)".
Положение о порядке
использования Международной шкалы ядерных событий (ИНЕС) на объектах использования
атомной энергии утверждается руководителем Росатома.
2.16. На случаи
возникновения событий, влияющих на безопасность, для обеспечения
согласованности поступления информации и уменьшения вероятности возникновения
противоречий при ее представлении в информационные системы общего пользования и
в СМИ заранее формируются следующие временные пресс-центры (группы аварийного
информирования):
главный временный
пресс-центр, формируемый в Росатоме - Центр аварийного информирования
общественности Росатома, формируемый из сотрудников Росатома, в т.ч.
пресс-службы, а также специалистов организаций, находящихся в ведении Росатома;
временные
пресс-центры, формируемые в организациях, находящихся в ведении Росатома -
Пресс-центры на месте события.
2.17. В целях информирования
населения о произошедших чрезвычайных ситуациях в зависимости от их масштаба и
последствий, вызвавших широкий общественный резонанс, ходе их ликвидации,
принимаемых мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также оказания
помощи представителям СМИ в подготовке информационных материалов формируется
временный выездной пресс- центр, в состав которого входят представители
пресс-службы Росатома, информационных подразделений заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур.
Временный выездной
пресс-центр является основным координирующим органом Росатома и других
взаимодействующих структур на месте события по вопросам информирования
представителей СМИ, российской и зарубежной общественности об обстановке в зоне
чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению
безопасности населения.
2.18. Формирование и
координация деятельности временных пресс-центров (групп аварийного
информирования) осуществляется пресс-службой Росатома, руководством
подразделений по связи с общественностью организаций, находящихся в ведении
Росатома.
Задачи, функции,
базовая структура и состав временных пресс-центров (групп аварийного
информирования) определяются положениями о них, утверждаемыми руководством
Росатома и руководителями организаций, находящихся в ведении Росатома.
Решение о начале
деятельности временных пресс-центров (групп аварийного информирования)
принимают соответственно руководитель Росатома и руководители организаций,
находящихся в ведении Росатома.
До начала работы
временных пресс-центров (групп аварийного информирования) их функции в пределах
своей компетенции и технических возможностей осуществляют органы повседневного
управления ОСЧС федерального и объектового уровня (ФГУП "СКЦ
Росатома", Кризисный центр ФГУП Концерн "Росэнергоатом", ДДС
организаций, находящихся в ведении Росатома).
Все сообщения для
печати, ответы на запросы по телефону или интервью для СМИ должны быть
согласованы с пресс-службой Росатома.
2.19. При
информировании общественности и взаимодействии со СМИ используются различные
способы и методы распространения информации (телевидение, радио, газеты,
Интернет, телетекст, телефонные справочные линии), наиболее подходящие в данной
ситуации и в данное время для конкретного типа аудитории, включая:
население и его
представителей вблизи места события (аварии) и в любом другом месте;
лиц, работающих на
месте аварии, и членов их семей;
органы власти на
местном, региональном, федеральном и международном уровне;
организации иных
отраслей промышленности и объекты, связанные с местом события (аварии);
СМИ - местные,
центральные и международные;
группы общественности,
которые проявляют беспокойство об аспектах использования атомной энергии,
безопасности населения и окружающей среды;
представителей
организаций, отвечающих за реагирование на событие (аварию);
соседние страны и
международные организации (МАГАТЭ и др.).
2.20. Для
осуществления оперативного взаимодействия пресс-служба Росатома формирует
список ответственных должностных лиц в Управлениях Росатома и организациях,
находящихся в ведении Росатома, перечень временных пресс-центров, а также
справочную информацию о каналах связи (адреса электронной почты, номера
телефонов), о которых дается сообщение в прессе, для круглосуточного получения
информации и ответов на запросы общественности и СМИ.
3.1. Подготовка
информационных материалов в виде информационных сообщений (пресс-релизов и
т.п.), доступном для общественности и СМИ, осуществляется на основе
информационных материалов, поступающих в установленном порядке от организаций,
находящихся в ведении Росатома, а также на основе иной информации, содержание
которой приведено в пункте
1.7. настоящего положения.
При подготовке
информационных сообщений (пресс-релизов) для СМИ обязательной к использованию
является оценка по шкале ИНЕС.
Согласование
информации о прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуациях, вызвавших
широкий общественный резонанс, осуществляется лицами, уполномоченными
руководителем Росатома.
Характер и объем
первичного сообщения для СМИ о произошедших событиях, влияющих на безопасность,
определяет пресс-секретарь Росатома по согласованию с руководством Росатома.
Информация от
Росатома, затрагивающая компетенцию других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, выдается в СМИ после согласования с руководителями
информационных подразделений заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти. Время согласования такой информации не должно превышать
30 минут.
3.2 Официальная
информация о событии, влияющем на безопасность, доводится до СМИ
непосредственно руководителем Росатома или по его поручению другими
должностными лицами.
3.3. В состав обязательной
информации, предоставляемой общественности и СМИ, включаются следующие
сведения:
базовая информация о
радиоактивном излучении (время возникновения и вид чрезвычайной ситуации);
рекомендации населению
по защите от радиационного воздействия в случае аварии;
разъяснение положений
Международной шкалы ядерных событий;
общая характеристика
объекта Росатома (основные направления деятельности в области использования
атомной энергии, место нахождения и характеристика потенциальной опасности
объекта);
данные, позволяющие
связаться с руководящим или контактным лицом аварийного объекта;
3.4. В случае
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, информация о которых
на федеральном уровне направляется в МЧС России, органы местного самоуправления
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в кратчайшие
сроки выпускается информационное сообщение (пресс-релиз) Росатома, направляемое
в СМИ, за подписью Руководителя Росатома (председателя ОКЧС) или заместителя
руководителя Росатома.
3.5. Информационное
сообщение (пресс-релиз) Росатома на федеральном уровне готовится Пресс-службой
Росатома совместно с Управлением ядерной и радиационной безопасности,
организации лицензионной и разрешительной деятельности, Управлением,
осуществляющим координацию деятельности организации, на объекте которой
произошло событие, влияющее на безопасность, и согласовывается с Управлением
защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов.
3.6. Максимальный срок
выполнения действий по организации информирования населения через СМИ о
событиях, влияющих на безопасность:
не более 3-х часов с
момента получения прогноза о чрезвычайных ситуациях,
не более 2-х часов с
момента возникновения чрезвычайной ситуации,
не более 30 минут
после получения информации о произошедших чрезвычайных ситуациях,
не более 30 минут
после введения для соответствующих уровней ОСЧС режима повышенной готовности;
не более 20 минут
после введения режима чрезвычайной ситуации;
не реже 4-х раз в
сутки и до отмены режима чрезвычайной ситуации о ходе работ и обстановке в
районе чрезвычайной ситуации, а также деятельности Росатома и организаций,
находящихся в ведении Росатома, по ликвидации последствий чрезвычайной
ситуации.
3.7. В ходе ликвидации
чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров, представляющих опасность для
населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне,
информация об установленных границах зоны возникшей чрезвычайной ситуации и
решениях по защите (поведении) населения, принятых в установленном порядке
руководителем работ по ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации (крупного
пожара), доводится до указанных групп населения незамедлительно с помощью
имеющихся передвижных средств информации.
3.8. Эксперты ОКЧС
оказывают помощь Пресс-службе Росатома (главному временному пресс-центру) в
разработке и подготовке оперативных информационных сообщений о развитии
события, влияющего на безопасность, на основе сведений, поступающих в ФГУП
"СКЦ Росатома" в установленном порядке.
3.9. На объектовом
уровне подготовку сообщений для СМИ и информирование общественности
осуществляют соответствующие службы по работе с общественностью или временные
пресс-центры.
3.10. Руководители
организаций и их филиалов, на объектах которых произошло событие, влияющее на
безопасность, обеспечивают передачу информационного сообщения в пресс-службу
Росатома и в ФГУП "СКЦ Росатома".
3.11. Пресс-служба
Росатома совместно с Управлением, осуществляющим координацию деятельности
организации, на объекте которой произошло событие, Управлением ядерной и
радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной
деятельности и Управлением защиты государственной тайны, ядерных материалов и
объектов рассматривают полученные от организаций материалы и принимают
согласованное решение об информировании общественности через СМИ о событии,
влияющем на безопасность.
В кратчайшие сроки
готовится информационное сообщение (пресс-релиз), согласованное с Управлением
защиты государственной тайны, ядерных материалов и объектов, за подписью
пресс-секретаря Росатома или лица, его замещающего.
3.12. Все участники
подготовки сообщений, предоставления и распространения информации в случае
события, влияющего на безопасность, обязаны в пределах своей компетенции
принимать меры по защите информации и ограничивать доступ к информации, если
такая обязанность установлена федеральными законами.
Руководители
информационных подразделений, готовящих материалы для СМИ, обязаны принимать
меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну,
служебную информацию ограниченного распространения, и несут личную
ответственность в случае их разглашения в соответствии с действующим
законодательством.
3.13. Сокрытие,
несвоевременное представление либо предоставление должностными лицами заведомо
ложной информации в области защиты населения и территорий при чрезвычайных
ситуациях влечет за собой ответственность, установленную в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3.14. Объединенные
брифинги для СМИ с участием представителей организаций, участвующих в аварийном
реагировании, проводятся пресс-службой Росатома.
4.1. Пресс-служба
Росатома осуществляет методическое руководство по организации и
совершенствованию работы информационных служб организаций, находящихся в
ведении Росатома, при взаимодействии со СМИ, координирует работы на отраслевом
уровне по подготовке планов информирования общественности для оптимизации
использования информационных ресурсов Росатома, повышения эффективности и
оперативности информационного реагирования на события, влияющие на
безопасность.
4.2. Для
координированных действий участников информирования общественности и СМИ
осуществляется интегрированное отраслевое планирование, предполагающее взаимную
информационную поддержку на всех уровнях реагирования на события, влияющие на
безопасность.
4.3. Поддержание
системы информирования общественности в готовности осуществляется путем
ежегодного обучения и подготовки сотрудников, принимающих участие в
информировании, а также путем проведения регулярных плановых тренировок и
учений, текущего контроля, редактирования и поддержания в рабочем состоянии
планов, инструкций, баз данных СМИ, справочной информации и т.п.
4.4. В планы
противоаварийных учений и тренировок, проводимых в отрасли, включаются задачи,
связанные с процедурами информирования СМИ и общественности.
Начальник Управления
ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и
разрешительной деятельности
|
А.М. Агапов
|
|
|
Согласовано
|
|
|
|
Помощник
руководителя Федерального агентства по атомной энергии
|
С.Г. Новиков
|
Начальник УЗГТ
|
А.Р. Абалов
|
Начальник УМВС
|
В.П. Кучинов
|
Директор ФГУП
"Ситуационно-Кризисный Центр Росатома"
|
А.А. Снытников
|
|
|
______________________________
* Под иными каналами понимаются информационные системы общего
пользования, специализированные технические средства оповещения и
информирования населения в местах массового пребывания людей, а также сети
связи общего пользования единой сети электросвязи Российской Федерации.