Распоряжение
Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1197-р
1. Утвердить
прилагаемую Концепцию
федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации
на 2009 - 2013 годы".
2. Определить:
государственным
заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Повышение
устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее -
Программа) - Минрегион России;
государственными
заказчиками Программы - Минрегион России, МВД России, Минобороны России, МЧС
России и ФСБ России.
3. Установить, что
предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств
федерального бюджета составляет 48000 млн. рублей (в ценах соответствующих
лет).
4. Минрегиону России
обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке
в Правительство Российской Федерации в ноябре 2008 г.
Председатель
Правительства Российской Федерации В.
Путин
Концепция федеральной целевой программы
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013
годы"
Концепция федеральной
целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и
систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 -
2013 годы" (далее соответственно - Концепция, Программа) разработана на
основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г., а
также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых
программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N
594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для
федеральных государственных нужд".
Обеспечение
приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых
домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений
в регионах с высокими уровнями сейсмических рисков являются важными факторами
устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Значительная часть
территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27
субъектов Российской Федерации и 550 населенных пунктов с населением около 2
млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию
разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло
несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически
неопасными либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности
проявлений сейсмической активности, в том числе землетрясение мощностью 9
баллов, произошедшее на Алтае в 2003 году, и серия землетрясений мощностью 10
баллов, произошедших в 2006 году в Корякском автономном округе.
По экспертным оценкам,
имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических
воздействиях до 50 процентов объектов капитального строительства жилого,
общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых
регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).
Органы государственной
власти и местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению
достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований
сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению
сейсмической безопасности.
В рамках федеральной
целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010
года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6
января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование
системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе
обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках
своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению жилого фонда и отдельных
объектов коммунальной инфраструктуры.
Вместе с тем указанные
работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечены необходимыми
материальными ресурсами.
Системы
сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить
достаточно надежное предупреждение землетрясений на среднесрочную перспективу.
Однако сложность этого природного явления не позволяет обеспечить высокую
достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени
их проявления.
В этой связи в
качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической
безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:
минимизацию как
людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб,
наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных
землетрясений;
создание необходимых
условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения во время
сейсмических событий и ликвидации их последствий.
Ключевые мероприятия
Программы будут направлены на повышение сейсмической устойчивости объектов
жилищного фонда, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения,
служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также на
предотвращение негативных последствий разрушения объектов коммунальной
инфраструктуры.
Концепцией
предусматривается достижение следующих стратегических целей:
повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических
районах;
сокращение объемов
финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления
последствий разрушительных землетрясений;
повышение уровня
координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по минимизации возникающих при сейсмических проявлениях потерь и
угроз для жизни и здоровья населения, а также разрушений жизненно важных
объектов.
Требуемый уровень
сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной
деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и
собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует
наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых
механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов
экономики и институтов общества.
Минимизация потерь,
понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения
посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание
необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения
требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям
сейсмически опасных территорий Российской Федерации, расположенных в Южном,
Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в отношении которых будут
осуществлены мероприятия Программы.
По своему целевому
назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической
безопасности жилищного фонда, устойчивое функционирование значимых
инфраструктурных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и
водоснабжения, а также водоотведения и т.д.), мест массового пребывания
населения, в том числе общественного и жилого назначения, зданий и сооружений,
в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов,
обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, находящихся в
ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской
Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указанные значимые и
многофункциональные объекты с учетом важности их функционирования в период
ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности
органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по повышению их
сейсмической устойчивости требуют скоординированных действий, максимальная
результативность которых может быть обеспечена только с использованием
программно-целевых механизмов.
Недостаточная
результативность федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность
территории России" (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690, которая
действовала до 2006 года, в первую очередь была обусловлена следующими
причинами:
нечеткость ее целей;
фокусировка на узком
спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при
сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие
скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных и
региональных органов исполнительной власти в реализации мероприятий указанной
программы;
недостаточность
задействованных ресурсов для достижения целей указанной программы.
Общий объем
финансирования федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность
территории России" (2002 - 2010 годы) был определен в размере 28783,9 млн.
рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей
(12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
(далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4
процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При
этом объем недофинансирования указанной программы за 2002 - 2006 годы составил
9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных
источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской
Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн.
рублей (14,6 процента).
Реализацию программы
"Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы)
предполагалось осуществить в 2 этапа:
первый этап - 2002 - 2005
годы;
второй этап - 2006 -
2010 годы.
На первом этапе
реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 -
2010 годы) средства федерального бюджета направлялись на объекты
здравоохранения и образования. Запланированное указанной программой
финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов жизнеобеспечения не
осуществлялось.
В рамках первого этапа
реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 -
2010 годы) были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и
здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено на
уточнение сейсмической опасности территорий некоторых субъектов Российской
Федерации и на разработку конкретных технических решений по способам
сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов. После подведения
итогов этого этапа и признания его результатов неэффективными было издано
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р о
прекращении реализации указанной программы.
Разработку и
реализацию Программы предполагается осуществлять на новой концептуальной
основе.
Концепция базируется
на следующих принципах:
сейсмическое
районирование территории Российской Федерации и уточнение ранее составленных
прогнозов;
системный подход к
повышению устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения;
научное обоснование
приоритетности в реализации инвестиционных и практических мероприятий;
применение четких
критериев отбора жизненно важных объектов, требующих сейсмоусиления;
учет региональных
особенностей, включая природные и экономические факторы;
ориентация прикладных
научных исследований на достижение практических результатов в области
модернизации нормативного и экономического регулирования основных вопросов
обеспечения сейсмической безопасности.
По экспертным оценкам,
до 50 процентов зданий и сооружений общественного и жилого назначения,
расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, испытывают дефицит
сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.
Прежде всего
необходимо выделить среди них объекты жилого и общественного назначения с
массовым пребыванием людей, системы жизнеобеспечения, здания и сооружения, в
которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объекты,
разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному
ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.
Усугубляет сложившуюся
ситуацию и то, что субъекты Российской Федерации, расположенные в сейсмических
районах, имеют наименьший уровень финансовой обеспеченности, а также
обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении.
Основными недостатками
и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной
ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и
сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых
механизмов являются:
отсутствие
комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность
достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения
в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;
недостаточная гибкость
основных элементов системы администрирования и управления ресурсами,
выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования
программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения
безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно
важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально
высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения.
Без использования
программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным
направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение
решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также
развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости
существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования
возможных социально-экономических и экологических последствий сильных
землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и
межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости
основных объектов и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в
условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться
сроки достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затраты привлекаемых на
эти цели ресурсов - в 3 - 5 раз.
Для обеспечения
требований по сейсмической устойчивости зданий и сооружений могут быть
определены 2 основных варианта решения проблемы.
Первый вариант основан
на включении в область программной разработки всех категорий объектов с
дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки.
Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы
с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.
Вместе с тем
предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на
территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует
конкретная информация, необходимая для принятия решения о целесообразности
проведения работ по сейсмоусилению объектов и определения объема средств на их
выполнение.
В связи с этим
мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений могут носить выборочный, локальный
характер и не решат проблему в целом.
Кроме того, при
значительном увеличении количества строящихся и реконструируемых объектов может
возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что
повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный
уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов экономики и
инфраструктуры в сейсмических районах. При этом возникает значительный риск
завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий
Программы.
Такой подход требует
установления четких критериев и пропорций предоставления государственной
поддержки на цели сейсмоусиления объектов.
Указанный вариант
решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и
реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
По предварительным
оценкам ученых и независимых экспертов, первоочередного сейсмоусиления требуют
около 20 тыс. объектов различного целевого назначения, в том числе жилых домов.
При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного
сейсмоусиления и защиты, составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается
в 400 - 450 млрд. рублей.
При использовании
этого варианта решения проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной
потребности в финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий
Программы, с учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего
сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные
ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.
Второй вариант решения
проблемы ограничивает область программно-целевой разработки достижением
требуемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в
условиях сейсмических рисков конкретных территорий.
Исходя из этого
сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в
достижении отдельных целей Программы.
Реализацию Программы
предполагается осуществить в 2 этапа.
Первый этап (2009 -
2010 годы) является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий,
результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать
условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.
На первом этапе
предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы,
реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить
обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести
анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения
о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем
необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные
работы.
На этом этапе также
предусмотрена возможность реализации мероприятий по сейсмоусилению
расположенных на наиболее сейсмически опасных территориях объектов, на которые
имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная
документация.
Второй этап (2011 -
2013 годы) является основным и предполагает проведение работ, обеспечивающих
сейсмическую безопасность зданий и сооружений в сейсмических районах Российской
Федерации.
Преимуществом второго
варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости
объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий
Программы в рамках указанных этапов позволяет получить и обобщить информацию о
реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные
задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости их
реализации.
Рассмотрение вариантов
решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса
взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том,
что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.
Реализацию Программы
предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в 2 этапа:
первый этап - 2009 -
2010 годы;
второй этап - 2011 -
2013 годы.
Концепцией
предусматривается основная цель Программы - достижение приемлемого уровня
сейсмической безопасности, уменьшение экономического и экологического ущерба,
возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого
функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Для достижения
указанной цели необходимо решить следующие задачи:
реализация
подготовительных организационных мероприятий и совершенствование
нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к
выполнению работ по сейсмоусилению объектов;
сейсмоусиление
объектов жилищного фонда, объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового
пребывания людей, а также зданий и сооружений, задействованных в системе
экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
объектов, обеспечивающих национальную безопасность;
создание условий и
эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической
безопасности при строительстве на сейсмически опасных территориях.
Указанные задачи
отвечают государственной системе достижения целей в сфере обеспечения условий
для безопасной жизнедеятельности и снижения рисков воздействия опасных
природных явлений на социально-экономическое развитие страны.
Концепцией
предусматриваются целевые индикаторы и показатели оценки эффективности
реализации Программы, представленные в приложении
N 1.
Для оценки реализации
Программы предполагается использование следующих целевых показателей:
снижение сейсмической
уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
снижение уровня сейсмического
риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных
землетрясений;
увеличение полноты,
достоверности и доступности информации о нормативно установленных требованиях в
сфере обеспечения сейсмической безопасности и сейсмической устойчивости жилых
домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Предварительно общий
объем финансирования Программы предусматривается в размере 72000 млн. рублей, в
том числе за счет средств:
федерального бюджета -
48000 млн. рублей;
бюджетов субъектов
Российской Федерации - 22000 млн. рублей;
внебюджетных
источников - 2000 млн. рублей.
Расходы на капитальные
вложения составят 99,6 процента (71691 млн. рублей), а затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).
Объемы финансирования
Программы по источникам финансирования и видам расходов представлены в приложениях
N 2 - 4.
При расчете объемов
средств федерального бюджета, необходимых для выделения на софинансирование
объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких
объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников
учитывалось осуществление обязательного финансирования мероприятий Программы за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) внебюджетных
источников.
В соответствии с
положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального
бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов,
находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности, в виде субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации. При этом предусматривается обязательное финансирование в объемах,
определенных Программой.
Предложения по
ресурсному обеспечению Программы и соотношению расходов бюджетов различных
уровней и внебюджетных источников учитывают уровень сейсмического риска
территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные средства,
привлекаемые на цели сейсмоусиления.
Формирование
предложений по распределению инвестиционных затрат на указанных условиях
позволит с высокой степенью вероятности завершить запланированные мероприятия
Программы и исключить проблемные вопросы их ресурсного обеспечения в
дотационных регионах.
Уточнение объектов в
составе мероприятий Программы по основным направлениям ее реализации будет
осуществляться с учетом заявок субъектов Российской Федерации при условии
использования на цели сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.
Экономическая
эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от
степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы, предусмотренных
в приложении
N 1 к Концепции.
С учетом взаимосвязи
отдельных показателей общая оценка экономической эффективности и
результативности Программы выполнена для каждого ее варианта с использованием 2
групп показателей, характеризующих:
снижение потерь,
понесенных вследствие землетрясений, в результате реализации первоочередных мероприятий
Программы по сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;
повышение общей
расчетной экономической эффективности комплекса мероприятий Программы,
обеспечивающих снижение материального ущерба, возникающего при сейсмических
проявлениях.
Численные значения
показателей экономической эффективности Программы в период ее реализации
определены приблизительно и при разработке проекта Программы должны быть
уточнены с учетом оценки эффективности мероприятий Программы и специфики
решаемых проблем.
Эффективность и
результативность предлагаемого варианта решения проблемы может быть оценена
исходя из того, что реализация мероприятий Программы позволит снизить
социальный, экономический и экологический риск в сейсмических районах
Российской Федерации, уменьшить потери, понесенные населением в результате
разрушительных землетрясений, создать условия для функционирования систем
жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их
последствий, минимизировать ущерб, наносимый зданиям и сооружениям в результате
сейсмических проявлений.
Федеральным органом
исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы,
предлагается определить Министерство регионального развития Российской
Федерации.
Кроме того, к
формированию и реализации Программы предлагается привлечь Министерство
внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу
безопасности Российской Федерации.
Предлагается
определить:
государственным
заказчиком - координатором Программы - Министерство регионального развития
Российской Федерации;
государственными
заказчиками Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации,
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны
Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и
Федеральную службу безопасности Российской Федерации;
разработчиком
Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации.
Реализация мероприятий
Программы осуществляется по следующим направлениям:
исследования по оценке
сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и
организационных основ государственного управления в области повышения защиты
жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения населения;
формирование системы
мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов и
сооружений с массовым сосредоточением людей, разработка специальных мер
сейсмической защиты;
разработка и
реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости жилых домов,
жизненно важных объектов Российской Федерации (в том числе критически важных
объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы
реагирования в чрезвычайных ситуациях) и сооружений с массовым сосредоточением
людей;
развитие системы
информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков
устойчивости зданий и сооружений.
Основу мероприятий
Программы, касающихся исследований по оценке сейсмического риска и
совершенствования нормативных правовых актов, составляют исследования
фундаментального и прикладного характера, направленные на:
разработку
научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий
Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего
сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и
микросейсморайонированию территорий поселений и городских округов;
совершенствование
государственного управления территорий и их развитие (предоставление земельных
участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня
сейсмического риска;
разработку технических
регламентов, включающих в себя в том числе требования и технические условия,
необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и
сооружений в сейсмически опасных районах;
развитие и
совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти,
собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных
проектов и практических мер обеспечения сейсмической безопасности.
Основные мероприятия Программы
по формированию системы мониторинга сейсмической устойчивости жизненно важных
объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей и сейсмической защите
указанных объектов и сооружений направлены на:
разработку методов,
порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и
сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического
риска;
развитие технических
средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и
жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и
дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
развитие и
совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга
сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических
рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации,
полученной в результате мониторинга;
создание и внедрение
системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга,
контроля и прогноза сейсмической устойчивости сооружений.
Концепцией
предусматривается обеспечение реализации неотложных мероприятий по
сейсмоусилению жилых домов, а также основных объектов и систем
жизнеобеспечения, задействованных в единой системе реагирования в чрезвычайных
ситуациях, снижение их уязвимости и повышение устойчивости в условиях
землетрясений разрушительной силы, развитие и совершенствование систем и
методов технической диагностики жизненно важных объектов экономики и
инфраструктуры.
Мероприятия Программы
по развитию системы информационного обеспечения и ситуационного анализа
сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений направлены на повышение
доступности получения достоверной информации о реальном состоянии основных
объектов систем жизнеобеспечения и уровне сейсмических рисков, в том числе в
интересах развития экономики, объектов инфраструктуры и жилищного
строительства.
Предполагается, что
указанные мероприятия обеспечат решение следующих вопросов:
расширение применения
современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической
безопасности;
разработка и ведение
информационных и аналитических экспертных систем и баз данных для выявления
закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности, выработка
вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;
обеспечение
необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение проведения
экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к
инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе
осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.
Предполагаемые объемы
финансирования по основным направлениям реализации Программы представлены в приложении
N 3 к Концепции.
Перечень мероприятий
Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений
государственных заказчиков и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в строгом соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми
индикаторами Программы.
При формировании
перечня мероприятий Программы будут соблюдены требования законодательства
Российской Федерации и нормативы целевого выделения средств с учетом дефицита
сейсмостойкости систем жизнеобеспечения и стратегически значимых объектов в
разрезе субъектов Российской Федерации.
Механизм реализации
Программы формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной
проработки и решения актуальных проблем в сфере повышения сейсмической
устойчивости жизненно важных объектов Российской Федерации. Механизм реализации
Программы включает в себя:
стратегическое
планирование и прогнозирование;
применение правовых
рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и
регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также
регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
организационную
структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и
согласованности звеньев всех уровней управления).
Концепцией
предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является
взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки
Программы.
В связи с этим
предполагается ежеквартальный анализ хода реализации Программы на основе оценки
результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.
Принятие
управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом
информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.
Формирование и
использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы
должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
Предлагается следующий
вариант управления реализацией Программы.
Государственный
заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации:
осуществляет
координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации
мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных
источников;
организует текущее
управление реализацией Программы;
разрабатывает в
пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации
Программы;
подготавливает
ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
подготавливает целевые
индикаторы оценки эффективности реализации Программы на очередной год в
квартальном разрезе;
организует мониторинг
хода реализации Программы;
несет ответственность
за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и
эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение
информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за
ходом ее реализации;
организует размещение
в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы,
финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении
конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Государственный
заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками
Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы.
Государственные
заказчики Программы:
ежеквартально обобщают
и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют
в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство
экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской
Федерации доклады о ходе реализации Программы;
организуют внедрение
информационных технологий управления реализацией Программы, а также
осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы;
осуществляют
координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации
мероприятий Программы, а также осуществляют анализ и контроль рационального и
эффективного использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и внебюджетных источников;
предоставляют государственному
заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты о ходе
реализации Программы и об использовании бюджетных средств.
Государственные
заказчики Программы и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации осуществляют совместные действия по реализации мероприятий Программы.
Средства федерального
бюджета предоставляются при условии наличия утвержденной в установленном
порядке проектной документации и после представления органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации информации об использовании средств в
пропорциональном соотношении, установленном для финансового обеспечения
мероприятия Программы.
В целях организации
взаимодействия государственных заказчиков Программы и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации могут заключаться соответствующие
соглашения.
Приложение
N 1
|
Единица измерения
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
Снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных
объектов и систем жизнеобеспечения
|
млрд. рублей
|
124,2-186,3
|
195-292,5
|
234-351
|
234-351
|
212,8-319,2
|
Снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных
ситуаций вследствие разрушительных землетрясений
|
процентов к общему числу объектов, требующих первоочередного
сейсмоусиления
|
10
|
20
|
40
|
60
|
80
|
Увеличение полноты, достоверности и доступности информации о
нормативно установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической
безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и
систем жизнеобеспечения
|
процентов по отношению к показателям 2008 года
|
10
|
20
|
40
|
60
|
80
|
Приложение
N 2
(млн.
рублей)
|
2009 -2013 годы - всего
|
В том числе
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
За счет средств всех источников финансирования
|
НИОКР
|
309
|
72
|
87,5
|
77,5
|
64
|
8
|
Капитальные
вложения
|
71691
|
10600
|
14100
|
15650
|
15741
|
15600
|
Прочие
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
За счет средств федерального бюджета
|
НИОКР
|
200
|
51
|
57,5
|
44,5
|
41
|
6
|
Капитальные
вложения
|
47800
|
6000
|
9500
|
11000
|
11000
|
10300
|
Прочие
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
|
НИОКР
|
109
|
21
|
30
|
33
|
23
|
2
|
Капитальные
вложения
|
21891
|
4250
|
4250
|
4250
|
4291
|
4850
|
Прочие
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
За счет средств внебюджетных источников
|
НИОКР
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Капитальные
вложения
|
2000
|
350
|
350
|
400
|
450
|
450
|
Прочие
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|