Положение об оценке готовности электро- и теплоснабжающих
организаций к работе в осенне-зимний период
(утв. Министерством промышленности и энергетики РФ 25 августа 2004 г.)
Содержание
1. Настоящее Положение определяет
порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных
электростанций), независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов
готовности.
2. Готовность электро-
и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП)
определяется с целью оценки возможности производства и передачи тепловой и
электрической энергии потребителям в соответствии с диспетчерскими графиками в
условиях прохождения максимума потребления электрической и тепловой энергии при
низких температурах наружного воздуха.
3. Проверке готовности
к ОЗП подлежат электро- и теплоснабжающие организации, осуществляющие
выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, а также
управление режимами работы электрических и тепловых сетей, в том числе:
в ОАО РАО "ЕЭС
России": ОАО "ФСК ЕЭС" и его филиалы, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"
и его филиалы, АО-электростанции и АО-энерго, в том числе входящие в состав
энергетических управляющих компаний электростанции и предприятия электрических
и тепловых сетей, являющиеся филиалами или подразделениями АО-энерго, а также
генерирующие и сетевые компании, образуемые при реформировании ОАО РАО
"ЕЭС России";
в энергетических
компаниях, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России": электростанции,
электрические и тепловые сети, а также оперативно-диспетчерские управления,
если они не входят в состав ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС";
электростанции,
котельные, электрические и тепловые сети других организаций, участвующие в
энергоснабжении социальной сферы и населения.
4. Готовность электро-
и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП оценивается комиссиями. В срок до
1 сентября текущего года указанные комиссии назначаются:
для проверки
организаций ОАО РАО "ЕЭС России" - в порядке, установленном приказом
ОАО РАО "ЕЭС России" в соответствии с настоящим Положением;
для проверки
энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО "ЕЭС России", - в
порядке, установленном приказами руководителей указанных компаний, выпускаемыми
в соответствии с настоящим Положением;
для проверки
электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей муниципальных
образований - в порядке, установленном органом местного самоуправления в
соответствии с настоящим Положением с включением (по согласованию)
представителей объединений потребителей коммунальных услуг и жилищных инспекций
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
для проверки
электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей других организаций,
участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - в порядке,
установленном руководителем организации в соответствии с настоящим Положением с
включением (по согласованию) представителей объединений потребителей
коммунальных услуг и жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления.
Руководители и
инспекторский состав территориальных органов Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители ОАО
"СО-ЦДУ ЕЭС" (для участия в проверках организации
оперативно-диспетчерского управления в энергетических компаниях) включаются в
состав указанных комиссий по согласованию.
5. При проверке
готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП комиссиями
проверяется выполнение условий готовности организации (объекта) согласно пп. 12, 13, 14 настоящего Положения. Результаты проверки
оформляются актом по форме согласно приложению
1. В акте комиссия может сформулировать свои выводы о подготовке к работе в
ОЗП в следующей форме:
организация
(предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта
готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных и дополнительных
условий;
организация
(предприятие, подразделение организации) имеет право на получение паспорта
готовности к работе в ОЗП в связи с выполнением основных условий и принятием
согласованных решений по срокам устранения замечаний комиссии в части
дополнительных условий. Данная формулировка означает, что паспорт готовности
разрешается к выдаче по согласованному решению всех членов комиссии;
организация
(предприятие, подразделение организации) не имеет права на получение паспорта
готовности к работе в ОЗП в связи с невыполнением основных и дополнительных
условий. В этом случае в акте указываются невыполненные основные и
дополнительные условия.
6. В случае
неготовности или при принятии согласованного решения о готовности организации
(предприятия, подразделения организации) к работе в ОЗП (при наличии
недостатков в части дополнительных условий) к акту прикладывается перечень
недостатков.
Руководство проверяемой
организации разрабатывает мероприятия с указанием конкретных сроков устранения
недостатков и согласовывает их с комиссией по проверке готовности электро- и
теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП.
Работа в комиссиях
представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору осуществляется по программе, разрабатываемой на основании
типовой. По результатам обследований выдаются предписания по установленной
форме с указанием согласованных сроков устранения выявленных нарушений
требований безопасности.
7. Паспорт готовности
к работе в ОЗП выдается руководителем организации, назначившей комиссию. Форма
паспорта приведена в приложении
2.
Паспорта выдаются
пообъектно: электростанции; предприятию электрических сетей; предприятию
тепловых сетей; котельной; подразделению, осуществляющему
оперативно-диспетчерское управление энергосистемой.
Указанный паспорт
является паспортом готовности к работе в зимний период, предусмотренным
подпунктом "е" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по
эксплуатации электрических сетей и Положения о лицензировании деятельности по
эксплуатации тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N
637.
8. Сроки выдачи
паспортов готовности к работе в ОЗП определяются в зависимости от особенностей
климатических условий и осуществляются:
для организаций ОАО
РАО "ЕЭС России" и энергетических компаний, не входящих в ОАО РАО
"ЕЭС России", - до 15 ноября;
для электростанций,
котельных, электрических и тепловых сетей других организаций и ведомств,
участвующих в энергоснабжении социальной сферы и населения, - до 1 ноября.
9. Если организация
устранила указанные в приложении к акту недостатки до установленной п. 8
настоящего Положения даты выдачи паспорта готовности, то комиссия по
результатам повторного рассмотрения оформляет новый акт о готовности
организации к работе в ОЗП.
10. В случае выдачи
паспорта готовности к работе в ОЗП на основании согласованного решения членов
комиссии при наличии недостатков в части дополнительных условий руководитель
организации, выдавшей паспорт, организует контроль за устранением недостатков в
согласованные комиссией сроки.
11. Организация, не
получившая паспорт готовности к работе в ОЗП до даты, установленной п. 8
настоящего Положения, продолжает подготовку к работе в ОЗП и устранение
приложенных к Акту проверки готовности недостатков. После уведомления комиссии
об устранении недостатков осуществляется повторная проверка готовности электро-
и теплоснабжающих организаций к работе в ОЗП. При положительном заключении
комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к работе в ОЗП, но
без выдачи паспорта готовности в текущий ОЗП.
12.
Основные условия, выполнение которых необходимо для положительного решения
комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:
12.1. Наличие
организованного и осуществляемого производственного контроля за соблюдением
требований промышленной безопасности, включая вопросы охраны труда и пожарной
безопасности.
12.2.
Укомплектованность всех рабочих мест обученным и аттестованным персоналом.
Наличие и выполнение плана работы с персоналом по вопросам профессиональной
подготовки. Проведение противоаварийных тренировок, посвященных особенностям
предотвращения аварийных ситуаций в условиях низких температур наружного
воздуха.
12.3. Обеспеченность
персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой,
инструментами и необходимой для производства работ оснасткой,
нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами,
первичными средствами пожаротушения.
12.4. Наличие для
тепловых электростанций и котельных нормативных (плановых) запасов основного и
резервного топлива, устанавливаемых для электростанций ОАО РАО "ЕЭС
России" приказом по РАО, для электростанций и котельных, участвующих в
энергоснабжении объектов социальной сферы и населения, - в порядке,
устанавливаемом субъектами Российской Федерации; для гидравлических
электрических станций - возможности оптимального использования гидроресурсов.
12.5. Выполнение
утвержденного плана подготовки к работе в ОЗП, включающего в себя, в том числе,
проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики
оборудования, участвующего в обеспечении прохождения ОЗП.
12.6. Устранение
недостатков (отсутствие замечаний), отраженных в акте проверки готовности к
прохождению ОЗП предыдущего года.
12.7. Обеспечение
готовности к выполнению в период максимальных нагрузок:
диспетчерских заданий
по несению рабочей мощности электростанциями;
передачи
электроэнергии и мощности в пределах пропускной способности линий
электропередачи;
графиков тепловых
нагрузок для всех диапазонов температур зимнего периода в данной местности.
12.8. Положительная
оценка результатов проведения объектовой, сетевой, системной, межсистемной
противоаварийной тренировки по теме ликвидации возможных аварийных ситуаций,
характерных для работы в ОЗП, проведенной в период работы комиссии.
12.9. Отсутствие
невыполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний надзорных
органов, существенно влияющих на надежность работы в ОЗП.
13.
Дополнительные условия, выполнение которых необходимо для положительного
решения комиссии о готовности организации к работе в ОЗП:
13.1. Готовность к
работе схем защит и автоматики, средств связи, систем диспетчерского
технологического управления и систем гарантированного электропитания.
13.2. Выполнение
плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования, зданий и
сооружений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
13.3. Выполнение
планов проверки и профилактических работ устройств релейной защиты,
противоаварийной и противопожарной автоматики.
13.4. Отсутствие к
дате выдачи паспорта внеплановых (аварийных) ремонтов основного оборудования,
участвующего в обеспечении прохождения ОЗП, влияющих на несение электрической и
тепловой нагрузки, устанавливаемой диспетчерскими графиками.
13.5. Окончание всех
работ по утеплению, подготовке отопления и освещения производственных зданий и
помещений.
13.6. Наличие и
выполнение планов технических мероприятий, направленных на повышение надежности
и эффективности работы оборудования, а также выполнение запланированных
мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и
сооружений в условиях низких температур наружного воздуха.
13.7. Выполнение
требований взрывопожаробезопасности топливного и кабельного хозяйств,
газомасляных систем турбоагрегатов, гидроагрегатов, дизель-генераторов,
генераторов, синхронных компенсаторов, трансформаторов и шунтирующих реакторов.
13.8. Обеспечение
соответствия установленным требованиям схем и оборудования собственных
электрических и тепловых нужд электростанций, подстанций, котельных и
теплофикационных пунктов переключения.
13.9. Готовность к
ведению аварийно-восстановительных работ в условиях низких температур. Наличие
запаса материалов и средств для аварийно-восстановительных работ.
13.10. Отсутствие
невыполненных в согласованные (установленные) сроки предписаний внутренних
инспекций и подразделений технического аудита электро- и теплоснабжающих
организаций.
13.11. Выполнение мер
по предотвращению проникновения на охраняемые территории посторонних лиц.
13.12. Наличие
утвержденного в установленном порядке положения о взаимоотношениях субъекта
энергетики с соответствующим органом оперативно-диспетчерского управления и
другой документации, необходимой для осуществления субъектом электроэнергетики
оперативного управления эксплуатируемым оборудованием.
14.
Кроме того, к дополнительным условиям относятся:
14.1. Для тепловых
электростанций и котельных, независимо от их организационно-правовых форм и
форм собственности:
готовность систем
приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
соблюдение
водно-химического режима работы электростанций, котельных и тепловых сетей;
выполнение планов
ликвидации ограничений тепловой и электрической мощности электростанций,
имеющих срок окончания 15 ноября текущего года;
готовность
электростанций ОАО РАО "ЕЭС России" к участию в общем первичном
регулировании частоты или выполнение плана мероприятий по обеспечению участия
каждого турбо- и гидроагрегата, энергоблока в первичном регулировании частоты;
наличие и выполнение
сетевого графика работ по обеспечению участия выделенных энергоблоков
электростанций в нормированном первичном регулировании частоты электрического
тока в порядке, установленном ОАО РАО "ЕЭС России";
отсутствие
невыполненных в согласованные (установленные) сроки мероприятий, разработанных
и утвержденных по результатам проводимых обследований гидротехнических
сооружений;
отсутствие фактов
эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх назначенного в
установленном порядке ресурса без проведения соответствующих
организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.
14.2. Для организаций,
эксплуатирующих электрические сети, независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности:
готовность к работе
схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи;
обеспеченность
оперативно-выездных и линейных бригад транспортными средствами и средствами
связи;
своевременное
проведение испытаний оборудования электрических сетей в объеме и сроки,
предусмотренные нормативными документами;
отсутствие фактов
эксплуатации электрооборудования, устройств релейной защиты, противоаварийной
автоматики и связи с отклонениями от требований нормативно-технической и
распорядительной документации;
наличие на подстанциях
перечней сложных переключений в электрических схемах и соответствующих им
типовых бланков (программ);
обеспечение выполнения
и соблюдения требований нормативно-технической и распорядительной документации
по предупреждению поломок опорно-стержневых изоляторов разъединителей 110 - 220
кВ;
готовность к вводу в
действие ограничений режима потребления электрической энергии для
предотвращения угрозы нарушения устойчивости режима работы Единой
энергетической системы России и предотвращения развития общесистемной аварии;
готовность к
выполнению совместно с энергоснабжающими организациями заданий по объемам
подключения потребителей к АЧР (автоматике частотной разгрузки), САОН
(специальной автоматике ограничения нагрузки), графикам ограничения потребления
и временного отключения электрической энергии (мощности) с учетом прогнозируемой
нагрузки в ОЗП.
14.3. Для электро- и
теплоснабжающих организаций муниципальных образований:
соответствие мощности
тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей присоединенным
нагрузкам по каждой системе теплоснабжения;
наличие утвержденных
(согласованных) органами местного самоуправления графиков ограничений отпуска
тепловой энергии и теплоносителей при недостатке тепловой мощности тепловых
источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие утвержденных
органами местного самоуправления (или органами управления ЖКХ) расчетов
допустимого времени устранения аварийных нарушений в работе систем отопления
жилых домов;
наличие
распорядительного документа, устанавливающего порядок ликвидации аварийных
ситуаций в системах электро- и теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-,
электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей,
ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также служб ЖКХ и других
органов.
14.4. Для
оперативно-диспетчерского управления, осуществляемого организациями
электроэнергетики независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности:
наличие и соответствие
установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления
оперативно-диспетчерского управления, действия персонала по предотвращению и
ликвидации технологических нарушений, включая действия при превышении
максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;
готовность ОИК
(оперативно-информационного комплекса) к постоянному функционированию и действию
при установленном качестве передачи информации в нормальных и аварийных
условиях;
наличие и полнота
перечней оборудования и устройств АСДУ (автоматизированной системы
диспетчерского управления), РЗА (релейной защиты и автоматики), ПА
(противоаварийной автоматики) и САР (система автоматического регулирования),
находящихся в оперативном управлении и ведении соответствующего диспетчера;
наличие заданий,
согласований и выдачи параметров настройки устройств РЗА и ПА оборудования,
находящихся в оперативном диспетчерском управлении и ведении;
наличие заданий
энергоснабжающим организациям и крупным потребителям по расчетным объемам АЧР,
САОН, графикам ограничения потребления и временного отключения электрической
энергии (мощности);
обеспечение в
предприятиях электрических сетей - филиалах АО-энерго -
оперативно-диспетчерского управления линиями электропередачи и энергетическими
объектами, находящимися на балансе АО-энерго.
15. Оформление
паспорта готовности к работе в ОЗП организаций ОАО РАО "ЕЭС России":
ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", АО-энерго, а также
генерирующих компаний осуществляется при получении паспортов готовности всеми
входящими в них филиалами и подразделениями, подлежащими оценке. При выполнении
указанного условия в срок до 20 ноября текущего года принимается решение о
выдаче паспорта готовности перечисленным организациям ОАО РАО "ЕЭС
России".
16. При нарушении
организацией в течение ОЗП основных или дополнительных условий выдачи паспорта
готовности, при неустранении в согласованный комиссией срок недостатков,
указанных в приложении к акту проверки готовности, выданный паспорт
аннулируется по решению лица, назначившего комиссию по проверке готовности
организации к работе в ОЗП.
17. По итогам
прохождения ОЗП (после 31 марта) электро- и теплоснабжающие организации
(предприятия, подразделения организации), а также их вышестоящие и управляющие
организации издают приказы, дающие оценку результатов прохождения ОЗП и
утверждающие планы подготовки к работе в предстоящий ОЗП.
Приложение 1
к Положению об оценке готовности
электро- и теплоснабжающих организаций
к работе в осенне-зимний период
________________________
(место составления акта)
|
|
" ___ "
__________________ г.
|
Комиссия,
назначенная приказом (постановлением, распоряжением)
|
|
(наименование организации, выпустившей
приказ (постановление, распоряжение)
|
от ___________ № ________
на основании " Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих
организаций к работе в осенне-зимний период" с __________ по __________
провела проверку
|
|
(наименование организации (предприятия или
подразделения организации)
|
и установила
|
|
|
(указывается выполнение или
невыполнение условий готовности к работе в ОЗП)
|
Вывод:
|
Председатель
комиссии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
Зам. пред. комиссии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
Члены комиссии:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(должность)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
С актом ознакомлен,
один экземпляр получил:
|
|
|
|
|
|
(должность руководителя организации)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Положению об оценке готовности
электро- и теплоснабжающих организаций
к работе в осенне-зимний период
|
Паспорт
|
|
готовности
к работе в осенне-зимний период _______ / _______ гг.
|
|
Выдан
__________________________________________________________________
|
(полное наименование организации)
|
|
на
основании акта проверки готовности от ____________ № _______
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Должность руководителя организации,
которая назначила комиссию)
|
|
(подпись)
|
|
(Фамилия И.О.)
|
|
|
МП
|
|
Примечание:
паспорт готовности заверяется печатью организации, назначившей комиссию.
Министр
промышленности и энергетики Российской Федерации
|
В.Б. Христенко
|
Согласовано:
|
И.о. руководителя Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
|
А.Б. Малышев
|
Председатель правления ОАО РАО "ЕЭС
России"
|
А.Б. Чубайс
|
Руководитель
Федерального агентства по строительству и ЖКХ
|
В.А. Аверченко
|
Руководитель Федерального
агентства по энергетике
|
С.А. Оганесян
|