Постановлением
Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N
1467-ПП в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Москвы от 18
ноября 2008 г. N 1044-ПП
О мероприятиях по повышению безопасности
пешеходов в городе Москве
(с
изменениями от 29 декабря 2009 г.)
В настоящее время одной
из важнейших составляющих безопасности дорожного движения в городе Москве
является вопрос обеспечения безопасного и комфортного передвижения пешеходов.
В целях координации
решений задач по повышению безопасности пешеходов в городе Москве Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить концепцию
мероприятий по повышению безопасности пешеходов в городе Москве (далее -
Концепция) (приложение).
2. Департаментам
транспорта и связи города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения
города Москвы, социальной защиты населения города Москвы, дорожно-мостового и
инженерного строительства города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы, префектурам административных округов города
Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве и при участии
подведомственных учреждений и предприятий до 1 апреля 2009 г. проанализировать
действующие и вновь разрабатываемые целевые и адресные инвестиционные программы
в части соответствия содержания и объема мероприятий по обеспечению
безопасности пешеходов требованиям Концепции, подготовить и внести предложения
по их дополнению и изменению.
3. Городской и
окружным комиссиям по безопасности дорожного движения не реже одного раза в год
рассматривать ход и результативность реализации мероприятий по обеспечению
безопасности пешеходов на территории города Москвы.
4. Префектурам
административных округов города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г.
Москве:
4.1. До 31 декабря
2008 г. определить места, требующие дополнительной установки искусственных
неровностей, и представить предложения на рассмотрение Городской комиссии по
упорядочению размещения искусственных дорожных неровностей. После принятия
положительного решения осуществить работы по установке искусственных
неровностей за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели на 2009
год и плановый период 2010-2011 гг.
4.2. До 15 декабря
2008 г. представить в Департамент топливно-энергетического хозяйства города
Москвы предложения по установке дополнительных средств наружного освещения в
зонах наземных пешеходных переходов.
5. Просить Управление
ГИБДД ГУВД по г. Москве:
5.1. До 15 декабря
2008 г. подготовить и направить по принадлежности в Департамент транспорта и
связи города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы и префектуры административных округов города
Москвы предложения по размещению на территориях административных округов города
Москвы комплексов измерения скорости автотранспорта с интерактивными дорожными
знаками обратной связи с водителем, комплексов видеофиксации нарушений правил
дорожного движения, а также по установке ограждений проезжей части с целью
обеспечения безопасности пешеходов.
5.2. Совместно с
префектурами административных округов города Москвы до 15 декабря 2008 г.
подготовить и направить в Департамент транспорта и связи города Москвы
предложения по размещению на территории административных округов города Москвы
дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" с применением
"алмазной" пленки (тип "В") и окантовкой 3-го типоразмера
желтого цвета, 6.4 "Место стоянки" с табличками 8.17
"Инвалиды".
5.3. До 1 декабря 2008
г. организовать проведение на предприятиях города Москвы, эксплуатирующих
автомобильный транспорт, занятий по соблюдению правил дорожного движения (далее
- ПДД) с целью повышения безопасности пешеходов.
6. Комитету по
архитектуре и градостроительству города Москвы:
6.1.
Совместно с префектурами административных округов города Москвы и Управлением
ГИБДД ГУВД по г. Москве до 31 марта 2009 г. подготовить и направить в адрес
Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы,
Департамента транспорта и связи города Москвы предложения по размещению на
территориях административных округов города Москвы внеуличных пешеходных
переходов и первоочередности их строительства.
6.2. До 31 декабря
2009 г. осуществить разработку комплекса мероприятий для определения научно
обоснованных схем безопасного передвижения и других процессов жизнедеятельности
маломобильных групп населения по зданиям, сооружениям и территориям города
Москвы.
7. Департаменту
транспорта и связи города Москвы совместно с Департаментом
топливно-энергетического хозяйства города Москвы до 25 января 2009 г. на
основании полученных предложений определить адресный перечень мест установки
дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" с применением
"алмазной" пленки (тип "В") и окантовкой 3-го типоразмера
желтого цвета, 6.4 "Место стоянки" с табличками 8.17
"Инвалиды", комплексов видеофиксации нарушений ПДД, комплексов
измерения скорости автотранспорта с интерактивными дорожными знаками обратной
связи с водителем, а также установки дополнительных средств наружного освещения
в зонах наземных и внеуличных пешеходных переходов (далее - Адресный перечень)
и до 31 января 2009 г. представить на утверждение Адресный перечень первому
заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкову П.П.
8. Департаменту
дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы до 31 августа 2009
г., а с 1 сентября 2009 г. до 31 декабря 2009 г. Департаменту городского заказа
капитального строительства города Москвы выполнить функции государственного
заказчика на проектирование и строительство внеуличных пешеходных переходов на
территории города Москвы в соответствии с предложениями Комитета по архитектуре
и градостроительству города Москвы (п.
6.1) в пределах средств на их реализацию.
9. Департаменту
топливно-энергетического хозяйства города Москвы:
9.1. До 1 июня 2009 г.
согласовать в установленном порядке типовые проектные решения освещения зон
наземных пешеходных переходов согласно Адресному перечню.
9.2. До 31 декабря 2010
г. осуществить в установленном порядке монтаж дополнительных осветительных
приборов в зонах наземных пешеходных переходов согласно Адресному перечню с
последующей передачей их на баланс ГУП "Моссвет" на праве
хозяйственного ведения.
9.3. Предусматривать
установку дополнительных осветительных приборов в зонах наземных пешеходных
переходов в технических условиях на проектирование наружного освещения дорог.
10. Департаменту жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы, префектурам административных округов
города Москвы при выполнении работ по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства
предусматривать в проектно-сметной документации мероприятия по адаптации наземных
пешеходных переходов для маломобильных групп населения и на основании предложений
Управления ГИБДД ГУВД по г. Москве в 2009 и последующие годы в установленном порядке
с целью обеспечения безопасности пешеходов выполнять работы по установке ограждений,
отделяющих пешеходную зону от проезжей части, в рамках финансовых средств, предусмотренных
государственным заказчикам на капитальный ремонт дорог.
11. Государственному
учреждению города Москвы - Центру организации дорожного движения Правительства
Москвы:
11.1.
До 1 сентября 2010 г. провести закупку и установку дорожных знаков 5.19.1,
5.19.2 "Пешеходный переход" с применением "алмазной" пленки
(тип "В") и окантовкой 3-го типоразмера желтого цвета, 6.4
"Место стоянки" с табличками 8.17 "Инвалиды" в соответствии
с Адресным перечнем с последующим принятием дорожных знаков на баланс.
11.2. До 31 декабря
2009 г. провести анализ размещения на действующих регулируемых пешеходных
переходах светофорного оборудования, оснащенного средствами коммуникационного
оповещения слабовидящих и незрячих лиц, и представить с необходимым
финансово-экономическим обоснованием в Департамент социальной защиты населения
города Москвы предложения по упорядочению размещения действующего и увеличения
объемов установки нового оборудования с целью полного решения проблемы в
среднесрочный период.
11.3.
До 31 декабря 2012 г. провести закупку и установку комплексов видеофиксации
нарушений ПДД, комплексов измерения скорости автотранспорта с интерактивными
дорожными знаками обратной связи с водителем в соответствии с Адресным
перечнем.
11.4. Совместно с
Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве до 1 февраля 2011 г. разработать регламент
совместного использования комплексов видеофиксации нарушений ПДД.
11.5. До 1 марта 2013 г.
передать комплексы видеофиксации нарушений ПДД в безвозмездное пользование
Управлению ГИБДД ГУВД по г. Москве.
12. Департаменту
здравоохранения города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве начиная
с 1 июля 2009 г. обеспечить дежурство 15 автомобилей "Скорой помощи"
у стационарных постов ДПС на МКАД и в местах высокой концентрации
дорожно-транспортных происшествий.
13. Департаменту
образования города Москвы совместно с Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве:
13.1. До 1 декабря
2008 г. предусмотреть в рамках реализации основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с 1
по 11 классы обязательное выделение часов на изучение тем по безопасности
дорожного движения.
13.2. До 1 сентября
2009 г. разработать учебно-методические пособия для учителей и воспитателей
образовательных учреждений по обучению ПДД.
13.3. До 1 сентября
2009 г. разработать учебные пособия и раздаточный материал по ПДД для учащихся
общеобразовательных учреждений.
14. Комитету по
телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы совместно с
Управлением ГИБДД ГУВД по г. Москве, Департаментом транспорта и связи города
Москвы до 1 декабря 2008 г. представить в Департамент транспорта и связи города
Москвы предложения по созданию теле- и радиопрограмм по ПДД на столичных теле-
и радиоканалах.
15. Комитету рекламы,
информации и оформления города Москвы оказать содействие Департаменту
транспорта и связи города Москвы, а также Управлению ГИБДД ГУВД по г. Москве в
размещении на объектах наружной рекламы социальной рекламы о необходимости
соблюдения ПДД с освобождением на период ее размещения владельцев рекламных
конструкций от оплаты за установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на
имуществе города Москвы, в Московском метрополитене и на наземном пассажирском
транспорте, находящемся в собственности города Москвы.
16. Департаменту
транспорта и связи города Москвы начиная с 1 января 2010 г. предусматривать
Государственному учреждению города Москвы Центру организации дорожного движения
Правительства Москвы средства на расходы по обслуживанию и содержанию вновь
принятых на баланс технических средств (пп.
11.1, 11.3).
17. Департаменту
топливно-энергетического хозяйства города Москвы осуществить финансирование
мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, за счет и в пределах
средств, установленных ему на соответствующий период.
18. Департаменту транспорта
и связи города Москвы в установленном порядке направить в Департамент экономической
политики и развития города Москвы предложения о включении в адресные инвестиционные
программы города Москвы на 2011 и последующие годы лимитов капитальных вложений
на выполнение мероприятий по пункту 11.3 настоящего постановления в пределах средств,
выделенных Департаменту транспорта и связи города Москвы.
19. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра
Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
О ходе выполнения
настоящего постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 31 марта.
Мэр Москвы Ю.М.
Лужков
Приложение
Численность населения
города Москвы составляет 11 млн. человек, количество зарегистрированного
автотранспорта - 3,5 млн. единиц.
За 2007 год в
дорожно-транспортных происшествиях на территории города погибло 1161 человек,
из которых 612 составили пешеходы (52,7%). В целом по России этот показатель
равен 45%, в Великобритании, Японии, Германии число смертельных случаев среди
пешеходов не превышает 14% от всех погибших в ДТП.
Основными причинами
сложившейся негативной ситуации являются:
- низкий уровень
дисциплины водителей и пешеходов, недостаточная квалификация и грамотность
участников дорожного движения;
- необоснованное
снижение требований к созданию безопасных условий движения пешеходов, в том
числе детей, инвалидов, людей с ограниченными возможностями;
- несоблюдение
действующих нормативных требований в процессе проектирования и эксплуатации
объектов улично-дорожной сети;
- недостатки в
организации своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях;
- несовершенство действующего
законодательства, регламентирующего организацию пешеходного движения и надзор
за ним в условиях крупных городов.
Принимаемые меры, в
том числе в рамках реализации различных городских программ, недостаточно
взаимоувязаны по конечным целям и не приносят необходимых результатов.
В условиях активного
экономического и социального развития города Москвы отсутствие системности и
персональной ответственности органов исполнительной власти за реализацию
требуемых мероприятий не позволяет в полной мере решить проблему безопасности
пешеходного движения.
Федеральной целевой
программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля
2006 г. N 100, определена задача снижения числа погибших в дорожно-транспортных
происшествиях в 1,5 раза.
С учетом данного
требования в условиях повышенной смертности среди пешеходов в городе Москве
целевой задачей проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности
пешеходов ставится сокращение числа погибших в 1,5 раза к 2012 году и в 2 раза
к 2015 году.
Достижение указанной
цели должно обеспечиваться за счет:
- усиления
персональной ответственности руководителей всех уровней (город, округ, район)
за планирование и реализацию оперативных мероприятий по созданию безопасных
условий для пешеходного движения и за усиление контроля за соблюдением
дисциплины всеми участниками дорожного движения;
- обеспечения
скоординированности по срокам и комплексности по влиянию на достижение конечных
результатов всех мероприятий долгосрочного и стратегического характера,
проводимых по федеральным и городским программам.
Оперативные мероприятия
должны планироваться и реализовываться в рамках функций структурных
подразделений Правительства Москвы, префектур административных округов и управ
районов города Москвы при координирующей и контролирующей роли городской и
окружных комиссий по безопасности дорожного движения.
Как на этапе
формирования мероприятий, так и при их реализации необходимо участие
департаментов образования, здравоохранения, транспорта и связи, экономической
политики и развития, по конкурентной политике, жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы, а также Комитета по архитектуре и
градостроительству города Москвы, ГУВД по г. Москве, Управления ГИБДД ГУВД по
г. Москве, ГУ ЦОДД, ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" и Управления
координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы.
Мероприятия
долгосрочного и стратегического характера разрабатываются и реализуются в
составе Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы
с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010
годы, утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16, Комплексной
программы развития транспортной системы города Москвы на 2010-2015 гг.,
концепция которой утверждена постановлением Правительства Москвы от 23 сентября
2008 г. N
862-ПП), в составе других федеральных и городских программ.
Итоги и результативность
проведенных мероприятий должны подводиться ежегодно и корректироваться с целью
введения инноваций.
3.1. Обучение, повышение квалификации и
грамотности участников дорожного движения
Постоянно проводимые
на единой методической основе мероприятия по обучению, повышению квалификации и
грамотности участников дорожного движения рассматриваются как средство решения
главной проблемы безопасности, связанной с человеческим фактором - отсутствие
культуры дорожного движения, взаимной ответственности, дисциплины, неправильная
оценка дорожной ситуации.
Мероприятия включают
пропаганду вежливого отношения участников дорожного движения друг к другу,
правил дорожного движения и навыков безопасного поведения.
Информационно-агитационная поддержка должна обеспечиваться как средствами
массовой информации, так и рекламными кампаниями. Имеется значительный ресурс в
проведении целевых акций, выставок, конкурсов, викторин и других форм
привлечения населения к разъяснительной работе. Необходимые мероприятия должны
планироваться и проводиться в трудовых коллективах, по месту жительства, в
гаражных кооперативах, на стоянках и парковках.
Воспитательные меры
должны быть ориентированы на устранение отрицательных стереотипов поведения
пешеходов на улицах и дорогах мегаполиса, на формирование и развитие
нравственно - правовых убеждений, потребностей и привычек выполнять требования
законодательства и нормативных правовых актов, действующих в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
В число первоочередных
должны быть выделены мероприятия по обеспечению безопасности детей. С
привлечением городских организаций, дошкольных и образовательных учреждений,
общественности, родителей, всего взрослого населения, в том числе:
- включение в
программу обучения дошкольных и общеобразовательных учреждений дисциплины по
изучению ПДД не менее двух академических часов в неделю;
- проведение выставок,
конкурсов, викторин, спортивных и других массовых мероприятий по тематике ПДД;
- создание кружков
юных инспекторов движения;
- оборудование во всех
общеобразовательных учреждениях города Москвы детских городков по обучению ПДД
(фрагментов проезжей части);
- подготовка и показ
тематических рубрик и сюжетов по ПДД на столичных теле-, радиоканалах;
- создание теле-,
радиопрограмм по ПДД;
- размещение наружной
рекламы на улицах и дорогах города (на пешеходных переходах), в гаражах,
предприятиях, организациях и учреждениях, вокзалах, аэропортах, стадионах,
автостоянках, общественном транспорте и т.д.;
- разработка и
проведение мероприятий, направленных на повышение дисциплины водителей
транспортных средств, качества их подготовки и квалификации;
- проведение
семинаров, организация занятий по ПДД в автопредприятиях;
- размещение наглядной
информации в детских поликлиниках, женских консультациях, роддомах и детских
садах города Москвы по разъяснению аспектов ПДД, а также правил пользования
молодыми родителями детскими колясками, санками и т.д.;
- совершенствование
учебно-методических пособий по ПДД для преподавателей правил дорожного движения
в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;
- разработка учебных
пособий и раздаточного материала по ПДД для учащихся общеобразовательных
учреждений;
- проведение конкурсов
и викторин с привлечением сотовых операторов мобильной связи, посредством
отправки MMS-SMS сообщений;
- распространение в
трудовых коллективах, по месту жительства, в аэропортах, на вокзалах и улицах,
в местах большого скопления пешеходов раздаточного материала по ПДД для взрослого
населения.
3.2. Создание безопасных условий движения
для пешеходов
Большое количество ДТП
отмечается в местах размещения социально ориентированных учреждений (в том
числе детских), а так же на перегонах улиц между пешеходными переходами, что во
многих случаях обусловлено недостаточным количеством пешеходных переходов и
значительным удалением их друг от друга. Обеспеченность подземными пешеходными
переходами улично-дорожной сети Москвы в настоящее время составляет 25% - 30%
от требуемого количества.
Имеется дефицит
пешеходных коммуникаций (тротуаров), остро ощущается недостаточность пешеходных
пространств, прежде всего пешеходных зон, пешеходных улиц и площадей.
Перед входами -
выходами объектов массового притяжения граждан не устраиваются необходимые
уширения тротуаров или площадок, не обеспечивается достаточный отступ от
красных линий для движения пешеходов. На большинстве пересадочных узлов не
выделены пешеходные пути, планировка территории вызывает протяженные пешеходные
обходы. Отсутствуют указатели направления движения к тому или иному маршруту
общественного транспорта. С нарушением требований устанавливаются торговые
киоски и магазины.
Не обеспечивается
безопасность и комфорт передвижения пешеходов на внутридворовых пешеходных
коммуникациях. Дополнительную опасность для пешеходов и детей во дворах создают
несанкционированные парковки автотранспорта. Транзитные пешеходные пути через
дворы не изолированы от проезжей части и элементов благоустройства детских,
спортивных площадок.
В зимнее время дополнительную
опасность создают скользкое покрытие и несвоевременно убранный снег.
К числу приоритетных
направлений работ по обеспечению безопасности движения пешеходов относятся
мероприятия по:
- совершенствованию
основных элементов инфраструктуры и инженерно-технического оснащения
улично-дорожной сети (тротуаров и внеуличных пешеходных переходов,
искусственных неровностей в зонах пешеходных переходов, на территориях,
прилегающих к дошкольным и общеобразовательным учреждениям, к больницам,
женским консультациям, поликлиникам и другим социальным учреждениям, цветных
покрытий противоскольжения в зонах остановок общественного транспорта и
пешеходных переходов);
- ограждению проезжей
части и мест парковки автотранспорта;
- занижению бортового
камня на стыке тротуара и проезжей части до уровня 2,5 см с обеспечением
водоотвода; 0 - завышению сегментов проезжей части в зонах пешеходных
переходов;
- установке тактильных
резиновых напольных покрытий на транспортно-пересадочных узлах, в том числе на
уличных пешеходных переходах и на ступенях внеуличных пешеходных переходов для
лиц с ограниченным зрением;
- установке дорожных
знаков "Пешеходный переход" с окантовкой желтого цвета (900 мм на 900
мм), дополнительного искусственного освещения всех уличных пешеходных переходов,
информационных указателей в составе единой системы ориентации на территории
города Москвы, табло обратного отсчета времени, пешеходных вызывающих устройств
и звуковых сигналов для слабовидящих людей на всех светофорных объектах,
имеющих пешеходную фазу и специальных сферических зеркал на въездах-выездах с
дворовых территорий;
- оборудованию
пандусов и перил для лиц с ограниченными возможностями на внеуличных пешеходных
переходах, остановках и платформах общественного транспорта.
3.3. Организационные и правовые меры
повышения безопасности пешеходов
Решение проблемы
безопасности дорожного движения выходит за рамки отдельных департаментов и
отраслей городского хозяйства. Необходимо внесение изменений в законодательные
и нормативно-распорядительные документы на федеральном и региональном уровнях.
Требуется усиление контроля за соблюдением ПДД водителями и пешеходами.
Существенным фактором
снижения тяжести последствий ДТП является своевременное и квалифицированное
оказание медицинской помощи пострадавшим.
Комплекс мер
организационного и правового характера, подлежащих исполнению в рамках решения
задач повышения безопасности пешеходов, включает:
- оборудование мест
концентрации пешеходных потоков комплексами автоматической видеофиксации
нарушений водителями правил проезда пешеходных переходов, парковки и др.;
- подготовка
предложений для внесения дополнений в действующее законодательство и
организация принудительного перемещения транспортных средств, создающих помехи
движению пешеходов;
- разработка
предложений по внесению изменений в действующее законодательство,
предусматривающее повышение ответственности за нарушение ПДД пешеходами;
- организация выездных
пунктов скорой помощи в местах высокой концентрации ДТП, в том числе дежурство
машин "Скорой помощи" у постов ДПС на МКАД;
- разработка единого
информационного поля с указанием мест расположения ближайших медицинских
учреждений и внеуличных пешеходных переходов;
- разработка и
внесение изменений в действующее законодательство о правилах использования
велосипедов и мотороллеров, получение прав управления на которые в настоящее
время не требуется;
- создание службы
волонтеров (народных дружин) для работы по организации движения пешеходов в
утренние и вечерние часы;
- разработка
предложений по внесению изменений в действующее законодательство,
предусматривающее повышение ответственности за несоблюдение требований
нормативных документов при разработке проектов организации движения транспорта
и пешеходов;
- разработка и
принятие нормативов ширины пешеходных коммуникаций и накопительных площадок
перед входом в объекты массового притяжения в зависимости от их функциональной
емкости;
- разработка
предложений и нормативно-распорядительных документов по временному закрытию
движения транспорта на части улиц в исторической центральной части города
Москвы и улицах вблизи зон отдыха, в спальных районах города для организации
пешеходного движения в выходные и праздничные дни;
- обеспечение учащихся
младших классов общеобразовательных учреждений светоотражающими элементами для
пешеходов;
- пресечение
несанкционированной торговли на пешеходных коммуникациях, включая 25-метровую
зону входов в метрополитены;
- организация движения
по основным магистралям города Москвы специальных автомобилей милиции, скорой
помощи и МЧС по полосам приоритетного движения общественного транспорта;
- обеспечение
автомашин скорой помощи современными средствами навигации, информирующими
водителя о дорожно-транспортной обстановке на маршруте следования и
предлагающими оптимальные пути объезда заторов;
- усиление контроля за
выполнением требований по очистке от снега крыш и уборке снега в зимний период
на участках улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов
(тротуарах, пешеходных дорожках и т.д.);
- разработка дополнительных
требований к составу проекта "Организация движения транспорта и
пешеходов" при проектировании объектов массового притяжения граждан в
части организации движения пешеходов.
Реализацию мероприятий
предполагается осуществлять за счет средств бюджета города Москвы, а также
внебюджетных источников и иных поступлений, использование которых не
противоречит действующему законодательству.