РЕШЕН?Е САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.03.2007
ПО ДЕЛУ N 3-29/2007 О ПР?ЗНАН?? НЕДЕЙСТВУЮЩ?М? РАСПОРЯЖЕН?Я АДМ?Н?СТРАЦ??
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 30.06.2003 № 1551-РА "ОБ УТВЕРЖДЕН?? ТЕРР?ТОР?АЛЬНЫХ
СТРО?ТЕЛЬНЫХ НОРМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ЭНЕРГЕТ?ЧЕСКАЯ
эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и
теплозащите"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСК?Й ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕН?Е
от 30 марта 2007 г. N 3-29/2007
?менем Российской Федерации
30 марта 2007 года Санкт-Петербургский
городской суд в составе судьи Масоловой С.Н., с участием прокурора Черновол
?.В., при секретаре Птоховой З.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими
распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об
утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга
"Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по
энергопотреблению и теплозащите", территориальных строительных норм
"Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по
энергопотреблению и теплозащите" (ТСН
23-340-2003 Санкт-Петербург), установил:
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга
обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании
недействующими с 30.12.2004 - со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра
"Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга
"Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по
энергопотреблению и теплозащите" (л.д. 18) и территориальных строительных
норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы
по энергопотреблению и теплозащите" (ТСН
23-340-2003 Санкт-Петербург) (далее - ТСН СПб) (л.д. 72-107), ссылаясь на
то, что оспариваемое распоряжение и утвержденные им ТСН СПб противоречат
действующему федеральному законодательству (л.д. 132-134).
В судебном заседании представитель
заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства
Санкт-Петербурга считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд, проверив материалы дела, выслушав
объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат
удовлетворению по следующим основаниям.
Как пояснил представитель Правительства
Санкт-Петербурга, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с
полномочиями, предоставленными Градостроительным кодексом Российской Федерации
от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 37 и пунктом 2 статьи 47 Устава
Санкт-Петербурга, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого
распоряжения.
Нормами части 1 статьи 53
Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.05.1998 N
73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Российской Федерации в соответствии с
федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают
градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации с учетом
природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных
особенностей субъектов Российской Федерации.
Представитель Правительства
Санкт-Петербурга не оспаривает, что на сегодняшний день порядок правового
регулирования градостроительной деятельности изменен.
Согласно части 1 статьи 4
Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие в
соответствии со статьей 1 Федерального закона "О введении в действие
Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в
редакции от 31.12.2005), законодательство о градостроительной деятельности
регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному
зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию,
отношения по строительству объектов капитального строительства, их
реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого
затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности
таких объектов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи
7 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено лишь
утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.
Полномочия субъектов Российской Федерации
по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным
кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Эта норма закреплена в статьях 1, 4
Закона Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 778-116 (в редакции от 20.02.2006)
"Об основах регулирования градостроительной деятельности в
Санкт-Петербурге".
Согласно положениям абзаца 1 введения ТСН
СПб данные правовые нормы разработаны с целью обеспечения эффективного
использования тепловой энергии, расходуемой на отопление зданий, при
обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.
В силу абзаца 3 введения ТСН СПб
территориальные строительные нормы преследуют цель проектирования с эффективным
использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергоснабжения от
использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на
экономию энергетических ресурсов.
Аналогичные положения содержатся также в
пункте 1.1 раздела 1, подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 ТСН СПб.
Кроме того, из подпункта 4.2.7 и пункта
4.2 раздела 4 ТСН СПб прямо следует, что в ТСН СПб установлены показатели
энергоснабжения и энергетической эффективности здания.
Согласно Федеральному закону "Об
энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ настоящий Федеральный закон
регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области
энергоснабжения, в целях создания экономических и организационных условий для
эффективного использования энергетических ресурсов.
При этом в соответствии с положениями
статьи 1 этого закона под энергоснабжением понимается реализация правовых,
организационных, научных, производственных, технических и экономических мер,
направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на
вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
В государственные стандарты на
энергопотребляющую продукцию в соответствии со статьей 5 указанного выше
Федерального закона включаются показатели ее энергоэффективности в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
ТСН СПб представляют собой стандарты
(нормативные документы) по проектированию и строительству.
В силу пункта "р" статьи 71
Конституции Российской Федерации стандарты (в том числе строительные нормы и
правила) отнесены к ведению Российской Федерации.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 78
Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации могут заниматься
таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной
власти передали им по соглашению с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не
противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ
"Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об
энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в
соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в
соответствии с договорами по разграничению предметов ведения полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Однако соглашения с федеральными органами
исполнительной власти о передаче органам государственной власти
Санкт-Петербурга полномочий по установлению стандартов в области
энергопотребления и теплозащиты жилых и общественных зданий, о предоставлении
субъекту Российской Федерации права принятия нормативных правовых актов в
области энергосбережения не заключались.
Таким образом, единственными правомерными
стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в
Российской Федерации являются ГОСТы и Строительные нормы и правила - СНиПы,
утвержденные Госстроем России и действующие на территории Российской Федерации
в соответствии с Конституцией России.
Доводы представителя Правительства
Санкт-Петербурга о том, что заявитель в последнем заявлении (л.д. 132-134)
одновременно изменил основания и предмет заявления, что не допускается частью 1
статьи 39 ГПК РФ, противоречат материалам дела.
Представитель Правительства
Санкт-Петербурга в судебном заседании подтвердил, что заявитель оспаривает
распоряжение "Об утверждении территориальных строительных норм
Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных
зданий.
Нормативы по энергопотреблению и
теплозащите" (л.д. 18).
Первоначально заявитель неправильно
указывал орган государственной власти, его принявший (л.д. 2-4), что не
является изменением предмета заявления.
Доводы представителя Правительства
Санкт-Петербурга о том, что заявитель - заместитель прокурора Санкт-Петербурга
не указал в заявлении, в чьих интересах предъявлено данное заявление, чем
нарушены нормы процессуального права, суд также не может принять во внимание.
В соответствии с положениями статьи 251
ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с
заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону
полностью или в части.
Эта норма не содержит обязанности для
прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и
законных интересов.
Кроме того, компетенция прокурора
определена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу статьи 1 этого закона органы прокуратуры - это единая система,
осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих
на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и
защита государственных интересов признаны основной функцией органов
прокуратуры. Согласно части 1 статьи 21 указанного выше закона предметом
прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых
государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи
22 этого же закона обращение в суд с требованием о признании акта,
противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным
является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты
государственных интересов.
Таким образом, заявление о признании
противоречащими федеральному законодательству оспариваемых распоряжения
Администрации Санкт-Петербурга и ТСН СПб предъявлено прокурором в пределах
предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам,
возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании
нормативного правового акта не должно содержать данных, конкретизирующих, чьи и
какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью.
С учетом даты принятия оспариваемого распоряжения
и утверждения ТСН СПб, правовых последствий признания их недействующими суд
считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда
в законную силу.
?сходя из изложенного, руководствуясь ст.
194-198, 251, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора
Санкт-Петербурга удовлетворить.
Распоряжение Администрации
Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об утверждении территориальных
строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и
общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите",
территориальные строительные нормы "Энергетическая эффективность жилых и
общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (ТСН
23-340-2003 Санкт-Петербург) признать недействующими со дня вступления
решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в
10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.