Приказ
МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687
Об утверждении Положения об организации и
ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях
В соответствии с
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение
об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и
организациях.
Министр С.К. Шойгу
Зарегистрировано в
Минюсте РФ 26 ноября 2008 г.
Регистрационный N
12740
Приложение
Положение об организации и ведении гражданской
обороны в муниципальных образованиях и организациях
1. Настоящее Положение
разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской
обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.
799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482; 2007, N 26, ст. 3076),
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N
43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814) и постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 ноября 2007 г. N
804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49,
ст. 6165) и определяет организацию и основные направления подготовки к ведению
и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской
обороне в муниципальных образованиях и организациях.
2. Мероприятия по
гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в
рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных
образованиях (организациях).
3. Подготовка к
ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении
мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и
перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -
план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
4. План основных
мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного
самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи
гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъекту Российской Федерации - главным управлением Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
План основных
мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением
(работниками) организации, уполномоченными на решение задач в области
гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления, а
организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти,
дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом
исполнительной власти.
Планирование основных
мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки
обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и
в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в
результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
5. Ведение гражданской
обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении
мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных
ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также
при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения
муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
6. Планы гражданской
обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем,
организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению
гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного
на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
7. Органы местного
самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и
содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
8. По решению органов
местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы
(медицинская, инженерная, коммунальная, противопожарная, охраны общественного
порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных
ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и
порядок деятельности которых определяются создающими их органами и
организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.
В состав спасательной
службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления,
силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий
по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий
аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вид и количество
спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и
организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых
в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами
гражданской обороны) задач.
Положение о
спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного
самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной
службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа
местного самоуправления.
Положение о
спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается
с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной
службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.
Методическое
руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской
обороны в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой
области осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(далее - МЧС России) и его территориальными органами.
9. Для планирования,
подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного
самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время
создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются
руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного
самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий
регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми
соответствующими руководителями гражданской обороны.
10. Силы гражданской
обороны в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Решение о привлечении
в мирное время сил и средств гражданской обороны для ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций принимают руководители гражданской обороны органов
местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил гражданской
обороны.
11. Руководство
гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют
руководители органов местного самоуправления, а в организациях их руководители.
Руководители органов
местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения
(статья 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ).
12. Органами,
осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях
(организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные
на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные
подразделения (работники) по гражданской обороне).
Органы местного
самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение)
структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и
утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.
Руководители
структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются
непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).
13. В целях
обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по
гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о
прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской
Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее -
информация) и обмен ею.
Сбор и обмен
информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также
организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и
эксплуатирующими их, и организациями, имеющими важное оборонное и экономическое
значение или представляющими высокую степень опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Органы местного
самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и
федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они
относятся или в ведении которых находятся.
14. Мероприятия по
гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными
правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.
15. Органы местного
самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и
осуществляют следующие основные мероприятия:
15.1. По обучению
населения в области гражданской обороны:
разработка с учетом
особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ,
утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации, примерных программ обучения работающего населения, должностных лиц и
работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб
муниципальных образований;
организация и обучение
населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обучение личного
состава формирований и служб муниципальных образований;
проведение учений и
тренировок по гражданской обороне;
организационно-методическое
руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и
служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;
создание, оснащение
курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской
обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения
квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных
образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального
образования, имеющих соответствующую лицензию;
пропаганда знаний в
области гражданской обороны.
15.2. По оповещению
населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера:
поддержание в состоянии
постоянной готовности системы централизованного оповещения населения,
осуществление ее реконструкции и модернизации;
установка
специализированных технических средств оповещения и информирования населения в
местах массового пребывания людей;
комплексное
использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и
средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств
передачи информации;
сбор информации в области
гражданской обороны и обмен ею.
15.3. По эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования,
подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городах и населенных пунктах,
отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации,
отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные
станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного
катастрофического затопления в пределах 4-х часового добегания волны прорыва при
разрушении гидротехнических сооружений;
подготовка районов размещения
населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация
деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
15.4. По предоставлению
населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
поддержание в состоянии
постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание
защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
разработка планов наращивания
инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской
обороне;
приспособление в мирное
время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных
помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия
населения;
планирование и организация
строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время;
обеспечение укрытия населения
в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение
и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
обеспечение выдачи населению
средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные
сроки.
15.5. По световой и другим
видам маскировки:
определение перечня объектов,
подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления
комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам
по гражданской обороне;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических
средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических
мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном
порядке к группам по гражданской обороне.
15.6. По проведению аварийно-спасательных
работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера:
создание, оснащение и подготовка
в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований и спасательных
служб, а также планирование их действий;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных
и других неотложных работ.
15.7. По первоочередному
обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие
этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой
медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых
мер:
планирование и организация
основных видов жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение
населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению
коммунально-бытовых услуг;
проведение санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
проведение лечебно-эвакуационных
мероприятий;
развертывание необходимой
лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;
оказание населению медицинской
помощи;
определение численности
населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося
и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования
для размещения пострадавшего населения;
размещение пострадавшего
населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных
жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади
сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению
информационно-психологической поддержки.
15.8. По борьбе с пожарами,
возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание и организация
деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области
гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;
организация тушения пожаров
в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объектах,
отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное
время.
15.9. По обнаружению и
обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и
иному заражению (загрязнению):
организация создания и
обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих
специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для
решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной
защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов
и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической
обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия
и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
15.10. По санитарной обработке
населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и
территорий:
заблаговременное создание
запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов;
создание и оснащение сил
для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений,
специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области гражданской
обороны;
организация проведения
мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений,
специальной обработке техники и территорий.
15.11. По восстановлению
и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие
этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и террористических акций:
создание и оснащение сил
охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
восстановление и охрана
общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах
выдвижения сил гражданской обороны и эвакуации населения;
обеспечение беспрепятственного
передвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
осуществление пропускного
режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны объектов,
подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и
физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
15.12. По вопросам срочного
восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности
коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования
и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва
мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных
станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих
средств;
создание запасов резервуаров
и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников
энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения
населения.
15.13. По срочному захоронению
трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное
время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и
обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий
по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
оборудование мест погребения
(захоронения) тел (останков) погибших;
организация работ по поиску
тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших,
опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших:
организация санитарно-эпидемиологического
надзора.
15.14. По разработке и
осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация
работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования
объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской
обороне;
рациональное размещение
объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии
с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий
гражданской обороны;
разработка и реализация
в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны,
в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка
и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики,
продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
необходимых для восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда
документации;
повышение эффективности
защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
15.15. По вопросам обеспечения
постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение сил
гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
подготовка сил гражданской
обороны к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка
планов действий сил гражданской обороны;
определение порядка взаимодействия
и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение
их действий.
16. Организации в целях
решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные
мероприятия:
16.1. По обучению населения
в области гражданской обороны:
разработка с учетом особенностей
деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России,
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного
самоуправления соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований
и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в
области гражданской обороны;
осуществление обучения
личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций
в области гражданской обороны;
создание и поддержание
в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников
организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области
гражданской обороны.
16.2. По оповещению населения
об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
создание и совершенствование
системы оповещения работников;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения на потенциально опасных
объектах и в районах их размещения в установленном порядке;
установка специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания
людей;
комплексное использование
средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного
и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области
гражданской обороны и обмен ею.
16.3. По эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования,
подготовки и проведения эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы организаций, прекращающих в военное время производственную
деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской
обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой
важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных
пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах
4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений,
а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную
деятельность в указанных населенных пунктах;
подготовка районов размещения
работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
разработка согласованных
с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей
в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
создание и организация
деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.
16.4. По предоставлению
населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
поддержание в состоянии
постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание
защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций;
разработка планов наращивания
инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную
деятельность в военное время;
строительство убежищ гражданской
обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную
деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской
обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой
важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных
пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах
4-х часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;
накопление, хранение, освежение
и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения
ими работников организаций;
разработка планов выдачи
и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные
сроки.
16.5. По световой и
другим видам маскировки:
определение перечня зданий
и сооружений, подлежащих маскировке;
разработка планов
осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями
при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов
материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по
маскировке;
проведение
инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков
организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне.
16.6. По проведению
аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера:
создание, оснащение и
подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, имеющими
потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также
имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую
степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
создание, оснащение и
подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по
гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону
производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
создание и поддержание
в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для
всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
16.7. По борьбе с
пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание
организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону
производственную деятельность в военное время в составе сил гражданской
обороны, противопожарных формирований, планирование их действий и организация
взаимодействия с другими видами пожарной охраны.
16.8. По обнаружению и
обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и
иному заражению (загрязнению):
организация наблюдения
и лабораторного контроля гражданской обороны организациями, имеющими
специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для
решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения
(загрязнения);
введение режимов
радиационной защиты организаций;
создание
организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне и (или) продолжающими или переносящими в загородную зону
производственную деятельность в военное время в составе сил гражданской
обороны, постов радиационного, химического и биологического наблюдения, команд
и групп радиационной, химической и биологической защиты, а также групп
радиационной, химической и биологической разведки;
обеспечение сил
гражданской обороны средствами радиационного, химического и биологического
контроля.
16.9. По санитарной
обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке
техники и территорий:
создание сил
гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников,
обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий
организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время,
подготовка их в области гражданской обороны;
организация проведения
мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений,
специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в
установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими
производственную деятельность в военное время;
заблаговременное
создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.
16.10. По
восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций:
создание и оснащение
сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;
осуществление
пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;
усиление охраны
организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества
юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества,
оставшегося без присмотра.
16.11. По вопросам
срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в
военное время:
обеспечение готовности
коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к
работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов
оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и
водоснабжения;
создание и подготовка
резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на
водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и
дезинфицирующих средств;
создание запасов
резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и
автономных источников энергии, оборудования и технических средств в
организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.
16.12. По срочному
захоронению трупов в военное время:
создание, подготовка и
обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения
мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными
организациями.
16.13. По разработке и
осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для
устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация
работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости
функционирования организаций в военное время;
разработка и реализация
в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны,
в том числе в проектах строительства;
планирование,
подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на
объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное
создание запасов материально-технических средств, продовольственных,
медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного
процесса;
создание страхового
фонда документации;
повышение
эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных
средств поражения.
16.14. По вопросам
обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение
сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием;
проведение занятий по
месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований и
спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
определение порядка
взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки
сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.