Письмо
Министерства регионального развития РФ от 25 ноября 2008 г. N 30832-СК/14
О
порядке аккредитации экспертных организаций
В связи с тем, что в Министерство регионального развития
Российской Федерации продолжают поступать вопросы, связанные с разъяснением порядка
аккредитации экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг, сообщается следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря
2004 г. N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
(далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, а также органам местного самоуправления предоставлено право привлекать
соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных
программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для
определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального
комплекса.
Федеральный закон N 210-ФЗ
не предъявляет каких-либо требований по наличию у таких организаций аккредитаций
или специальных лицензий на право проведения работ по проверке обоснованности тарифов
на жилищно-коммунальные услуги.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию,
определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ). Федеральный
закон N
128-ФЗ не относит к лицензируемым видам деятельности проведение экспертизы обоснованности
проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих
им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг
организаций коммунального комплекса.
Статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г.
N
94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон
N
94-ФЗ) установлены требования к участникам размещения заказа при размещении
заказа путем проведения торгов. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи установлено,
что участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым
в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 4 этой
же статьи установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 этой статьи требований,
Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать
иные требования к участникам размещения заказа.
Следовательно, установление требования наличия у
организации аккредитации или лицензии на проведение экспертизы обоснованности проектов
производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов,
а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций
коммунального комплекса противоречит Федеральным законам N
94-ФЗ, N 128-ФЗ, N 210-ФЗ.
Также следует отметить, что в связи с отказом Министерства
юстиции Российской Федерации в государственной регистрации Постановления Государственного
комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
от 15 апреля 1999 г. N 24 "Об утверждении Порядка аккредитации при Госстрое
России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического
обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных
услуг" (письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 24 ноября 2005
г. N 01/9065-ВЯ), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
от 5 июля 2006 г. N 78 указанное постановление было отменено.
С.И. Круглик