Письмо Министерства регионального развития
РФ от 3 октября 2008 г. N 25080-СК/14
Министерство регионального
развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных
услуг направляет разъяснение, какая деятельность по утилизации (захоронению) твердых
бытовых отходов подлежит государственному регулированию.
В соответствии с пунктом
2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N
155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся
в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров,
уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода,
фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В соответствии со статьей
1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
(далее - Федеральный закон) регулированию в соответствии с указанным Федеральным
законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -
производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых
отходов.
Юридическое лицо независимо
от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых
для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей
2 Федерального закона признается организацией коммунального комплекса.
Установление тарифов на
утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса
производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования
тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Федеральный закон не относит
услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального
комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной
и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности,
на основании договора с потребителем.
Федеральный закон не относит
услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального
комплекса, подлежащих государственному регулированию.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее - Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение
и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи
154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника
помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и
ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению
многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества
в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные
услуги.
В соответствии с частью
4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное
и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе
поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки
твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят
сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.
Утилизация (захоронение)
твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями
коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение.
Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором
между организацией и потребителем данной услуги.
Услуга по сбору и вывозу
твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию
содержание жилого помещения.
При согласии потребителя
стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых
бытовых отходов.
Организация, оказывающая
услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вправе самостоятельно урегулировать
взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению твердых бытовых
отходов.
С.И. Круглик