Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 18 марта 2009 г. N 169
Об утверждении и введении в действие руководства
по безопасности "Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях
ядерного топливного цикла"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие
с 1 марта 2009 г. прилагаемое руководство по безопасности "Методика оценки
уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла" (РБ
047-08).
Руководитель Н.Г. Кутьин
Руководство по безопасности РБ 047-08
"Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного
цикла"
Москва,
2009 г.
ASCOT
- группа МАГАТЭ по оценке культуры безопасности в организациях
INSAG
- международная консультативная группа по ядерной безопасности МАГАТЭ
ОЯТЦ
- объект ядерного топливного цикла
N
- количество показателей индикаторов культуры безопасности
ЯТЦ
- ядерный топливный цикл
1.1. Руководство по безопасности
"Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топливного
цикла" (далее - руководство) содержит рекомендации по оценке уровня культуры
безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла и не является нормативным
правовым актом.
1.2. Руководство разработано
в соответствии с методологией МАГАТЭ по оценке культуры безопасности, представленной
в документах групп INSAG и ASCOT и основано на положениях пунктов 3.15, 3.16, 3.17
Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения
обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла", утвержденных
постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 2 декабря 2005 г. N
11 (зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2006 г. регистрационный N 7433).
1.3. Руководство может
применяться для проведения внутреннего анализа состояния культуры безопасности при
эксплуатации ОЯТЦ специалистами предприятий ЯТЦ, специалистами эксплуатирующих организаций,
а также для оценки состояния культуры безопасности на предприятиях ЯТЦ специалистами
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее
- Ростехнадзор).
2.1. Под культурой безопасности
понимается квалификационная и психологическая подготовленность персонала в области
безопасности на предприятиях ядерного топливного цикла. Обеспечение безопасности
ОЯТЦ - приоритетная цель и внутренняя потребность на предприятиях ЯТЦ. Введение
культуры безопасности способствует повышению уровня дисциплины персонала и самоконтролю
при выполнении работ.
2.2. На ОЯТЦ формирование
и поддержание (повышение) культуры безопасности следует осуществлять с учетом результатов
оценки достигнутого уровня культуры безопасности.
2.3. Оценку достигнутого
уровня культуры безопасности рекомендуется проводить за определенный период времени
(например, за время, прошедшее после предыдущей оценки, календарный год) с учетом
результатов анализа опыта эксплуатации ОЯТЦ, включающего анализ непосредственных
и коренных причин нарушений в работе ОЯТЦ и экспертный анализ индикаторов культуры
безопасности.
2.4. При оценке уровня
культуры безопасности нужно учитывать результаты самооценки культуры безопасности
персоналом на ОЯТЦ и/или оценки эксплуатирующей организации, а также результаты
внутренних и внешних проверок и инспекций, обходов подразделений ОЯТЦ и др.
2.5. Оценку достигнутого
уровня культуры безопасности следует выполнять на плановой основе, а также в случаях:
1) существенного изменения
требований к безопасности, обусловленных введением в действие новых нормативных
документов;
2) решения руководства
эксплуатирующей организации;
3) выявления существенных
нарушений безопасности в результате внутренних и внешних проверок и инспекций.
При низкой и неудовлетворительной
оценке уровня культуры безопасности его повторную оценку необходимо проводить не
позже чем через полгода.
В качестве показателей
культуры безопасности рекомендуется устанавливать количество нарушений, произошедших
за рассматриваемый период времени в работе ОЯТЦ и подлежащих расследованию и учету
в соответствии с порядком, который установлен федеральными нормами и правилами в
области использования атомной энергии, нарушения, приведшие к авариям на ОЯТЦ и
квалифицированные по категориям нарушений П1-П5, за исключением тех, которые связаны
с отказами оборудования из-за некачественного изготовления по вине заводов-изготовителей.
К индикаторам культуры
безопасности относятся факторы, учитывающие все многообразие элементов деятельности
ОЯТЦ, связанной с эксплуатацией и выводом из эксплуатации ОЯТЦ, основными направлениями
которой являются:
1) деятельность персонала
в процессе эксплуатации и вывода из эксплуатации, работа с персоналом;
2) работа по совершенствованию
систем безопасности;
3) выполнение мероприятий
по обеспечению безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в
области использования атомной энергии;
4) выполнение установленных
федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии требований
по обеспечению необходимого ресурса и безаварийной работы оборудования;
5) непревышение установленных
уровней облучения персонала;
6) отсутствие радиоактивного
загрязнения производственных помещений и территорий сверх установленных норм;
7) непревышение установленных
уровней радиоактивных выбросов и сбросов.
Индикаторы культуры безопасности
следует устанавливать с учетом состояния конкретных ОЯТЦ, структуры управления,
условий эксплуатации, специфики выполняемых работ и предоставляемых услуг, результатов
анализа причин нарушений в работе ОЯТЦ.
Рекомендуемые индикаторы
культуры безопасности, которые могут быть использованы при оценке культуры безопасности
на ОЯТЦ при их эксплуатации, приведены в приложении к настоящему Руководству.
Они требуют постоянного уточнения и адаптации для конкретных производств, различающихся
структурой управления и условиями эксплуатации. Перечень индикаторов культуры безопасности,
приведенный ниже, может дополняться и изменяться по усмотрению экспертов для наиболее
полного понимания состояния культуры безопасности.
Анализ проводится экспертами
путем документальной проверки и специального опроса персонала с целью качественной
субъективной оценки деятельности персонала всех уровней для последующей разработки
мероприятий по повышению культуры безопасности.
Рабочая группа экспертов
должна оценить каждый из общего N в пределах от 0 до 1, при этом, чем больше выявлено
недостатков, тем ближе оцениваемая величина индикатора должна приближаться к единице.
3.3.1. Уровень культуры
безопасности на ОЯТЦ рекомендуется оценивать следующим образом:
1) высокий уровень культуры
безопасности: отсутствие нарушений категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету
в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности меньше
0,1´N;
2) удовлетворительный уровень
культуры безопасности: отсутствие нарушений или наличие не более одного нарушения
категорий П1-П5, подлежащих расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и суммарная оценка
всех индикаторов культуры безопасности находится в диапазоне от 0,1´N
до 0,3´N;
3) низкий уровень культуры
безопасности: имеется не более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих расследованию
и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры безопасности
больше 0,3´N,
но не превышает 0,5´N;
4) неудовлетворительный
уровень культуры безопасности: имеется хотя бы одно нарушение, квалифицированное
как "авария", или имеется более двух нарушений категории П1-П5, подлежащих
расследованию и учету в работе ОЯТЦ, и/или суммарная оценка всех индикаторов культуры
безопасности превышает 0,5´N.
3.3.2. По результатам оценки
уровня культуры безопасности составляется отчет, содержащий анализ наметившихся
негативных тенденций, снижающих уровень культуры безопасности, для разработки мер,
направленных на повышение культуры безопасности путем улучшения тех показателей
и индикаторов культуры безопасности, которые в настоящее время не достигли высокого
уровня.
3.3.3. При низком или неудовлетворительном
уровне культуры безопасности следует уведомить об этом руководство вышестоящей организации
и соответствующий орган Ростехнадзора.
3.3.4. Если на предприятии
не организована работа по обеспечению культуры безопасности, необходимо в соответствии
с рекомендациями МАГАТЭ предпринять следующие шаги:
1) сформировать рабочие
группы по улучшению культуры безопасности;
2) изучить передовой международный
опыт в области культуры безопасности;
3) разработать процесс
и процедуры по самооценке культуры безопасности, включая выбор индикаторов состояния;
4) провести "пилотную"
самооценку и корректировку метода проведения самооценки по ее результатам;
5) провести первичную самооценку
текущего состояния культуры безопасности, анализ данных и представление результатов;
6) разработать программы
мероприятий по улучшению культуры безопасности на основе результатов самооценки;
7) внедрить программы мероприятий
по улучшению культуры безопасности;
8) провести проверку состояния
культуры безопасности независимыми экспертами для контроля эффективности программы
улучшения культуры безопасности.
Приложение
(рекомендуемое)
Индикаторы культуры безопасности по заявлению
о политике в области безопасности
1) Заявление о политике
в области безопасности эксплуатирующей организации определяет приоритет безопасности
во всей деятельности на ОЯТЦ.
2) Заявление о политике
в области безопасности доведено до сведения всего персонала, включая персонал подрядных
организаций, таким образом, чтобы эта политика была понята и применялась на практике.
3) Адекватность и статус
выполнения политики в области безопасности оценивается на регулярной основе.
Индикаторы культуры безопасности на уровне
руководства эксплуатирующей организации, предприятия ЯТЦ
1) Распределение ответственности,
полномочия и направления взаимодействия строго установлены и документированы для
всего персонала, отвечающего за вопросы, влияющие на безопасность.
2) Регулярно проводятся
совещания, посвященные вопросам безопасности.
3) Функционирует система
разработки, ввода в действие и пересмотра документации, персонального ознакомления
персонала с документацией.
4) Требования нормативной
документации выполняются.
5) Имеются инструкции для
выполнения и контроля всех работ, связанных с безопасностью.
6) Система привлечения
подрядных организаций обеспечивает качество осуществляемой ими деятельности.
7) Существует положительная
обратная связь с персоналом по поводу ответных действий руководства эксплуатирующей
организации, ОЯТЦ на вопросы безопасности.
8) Применяется система
санкций и поощрений за нарушения и соблюдение требований к безопасности.
9) Руководителями систематически
проводятся обходы рабочих мест, их результаты документируются и анализируются вышестоящим
руководством.
Индикаторы культуры безопасности по персоналу
Подбор персонала и его компетенция
1) Количество персонала,
необходимое для безопасной эксплуатации ОЯТЦ, и его компетентность постоянно анализируется
и подтверждается документально.
2) Изменения в количестве
персонала, которые могут влиять на безопасность, обосновываются, планируются и подвергаются
оценке после выполнения.
3) На предприятии ЯТЦ определены
и документально подтверждены необходимые требования, предъявляемые к квалификации
персонала.
4) Персонал, выполняющий
обязанности, связанные с безопасностью, включая персонал подрядных организаций,
подготовлен, аттестован и допущен к самостоятельной работе в установленном порядке.
5) Для каждого работника,
выполняющего обязанности, связанные с безопасностью, организована и поддерживается
необходимая система учета подготовки, допуска к самостоятельной работе и повышения
квалификации, а также документирования оценки соответствия квалификации работника
установленным требованиям.
6) Персонал, аттестованный
для работы на должностях, связанных с безопасностью, регулярно проходит медицинское
обследование для того, чтобы убедиться, что он может соответствовать выполняемым
обязанностям и возложенной на него ответственности.
Подготовка, допуск к самостоятельной работе
и поддержание/повышение квалификации
1) Применяется системный
подход к подготовке, допуску к самостоятельной работе и поддержанию/повышению квалификации
персонала, обеспечивающий необходимую логическую последовательность, начиная от
определения уровня компетентности работника, требуемого для выполнения конкретной
работы, разработки и внедрения индивидуальных программ подготовки и последующей
оценки этой подготовки.
2) Для всего персонала,
выполняющего работы, влияющие на безопасность, разработаны программы подготовки,
которые включают вопросы по следующим проблемам:
- ядерной, радиационной,
технической безопасности;
- культуры безопасности;
- техники безопасности;
- отработки действий персонала
при отклонениях от нормальной эксплуатации (включая аварии);
- обеспечения качества;
- учета опыта прежних ошибок
и аварий;
- ввода в действие/изменением
нормативных и технических документов;
- модификации ОЯТЦ и эксплуатационных
процедур;
- реализации принципов
самопроверки и способности выполнять работу безукоризненно с первого раза.
3) Программы подготовки
предусматривают отработку практических навыков эксплуатации ОЯТЦ с использованием
технических средств обучения, допущенных к применению в установленном порядке.
4) Персонал участвует в
обучении в качестве инструкторов.
Нагрузка на персонал
Привлечение персонала к
сверхурочным работам подтверждается документально, а периодичность проведения этих
работ анализируется.
Административная работа
не мешает выполнению обязанностей по безопасному ведению технологического процесса
на ОЯТЦ.