Полное меню
В настоящее время отечественная промышленность выпускает противогололедные материалы в жидком виде на ацетатной основе типа "Нордвэй" (ТУ 2149-005-59586231-2006), на формиатной основе - типа "ФК" (ТУ 2149-064-58856807-05); в твердом виде на нитратно-карбамидном сырье типа "НКММ" (ТУ 2149-051-761643-98) и "АНС" (ТУ У-6-13441912.001-97). К комплексной группе относятся многокомпонентные ПГМ состоящие из нескольких солей, основным представителем которой является "Биодор" марки "Мосты", выпускаемый по ТУ 2149-001-93988694-06. к) Нормы распределения фрикционных материалов назначают в зависимости от интенсивности движения: - <100 авт./сут-100 г/м2 - 500 авт./сут-150 г/м2 - 750 авт./сут-200 г/м2 - 1000 авт./сут-250 г/м2 - 1500 авт./сут-300 г/м2 - >2000 авт./сут-400 г/м2 л) Распределение жидких и твердых ПГМ осуществляется дорожными машинами, оснащенными автоматическими специальными распределителями и бортовыми компьютерами, характеристика которых приведена в Приложении А. м) С целью повышения эффективности использования жидких противогололедных материалов все шире применяются стационарные автоматические системы распределения, оснащенные метеостанцией и дорожным датчиком (типа "СОПО"). Автоматические системы обладают неоспоримыми техническими преимуществами перед традиционными распределителями по следующим характеристикам: - повышение безопасности дорожного движения в зимний период за счет резкого сокращения интервала времени (от момента оповещения до момента распределения) для обработки покрытия ПГМ; - автоматический контроль за состоянием дорожного покрытия и количеством ПГМ на поверхности проезжей части; - отсутствие на проезжей части сооружения распределительной и снегоуборочной техники, снижающих пропускную способность и, как следствие, уменьшающих количество вредных выбросов в окружающую среду; - снижение используемого количества реагента за счет применения профилактической обработки покрытия, что предотвращает образование снежного наката или льда; - сокращение выброса реагента на прилегающие территории за счет оптимальной дозированной нормы распределения в автоматическом режиме. Раздел 8. Требования к противогололедным материалам, применяемым на мостовых сооруженияха) Противогололедные материалы, предназначенные для борьбы с зимней скользкостью, должны удовлетворять настоящим требованиям и соответствовать условиям их применения (температура воздуха, количество осадков, состояние покрытия и т.д.). б) На мостовых сооружениях предпочтение отдают ПГМ на основе ацетатов (уксуснокислые соли), формиатов (соли муравьиной кислоты) и нитратов (азотнокислые соли). В настоящее время отечественная химическая промышленность начала выпуск комплексных ПГМ для мостовых сооружений. При применении других ПГМ конструктивные элементы мостов должны быть защищены антикоррозионными покрытиями. Классификация ПГМ, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях, приведена на рисунке 1.
Рис. 1 Классификация противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью на искусственных сооружениях в) Химические ПГМ, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, должны выполнять следующие функции: - понижать температуру замерзания воды; - ускорять плавление снежно-ледяных отложений на дорожных покрытиях; - проникать сквозь слои снега и льда, разрушая межкристаллические связи, и снижать силы смерзания с дорожным покрытием; - не увеличивать скользкость дорожного покрытия, особенно при использовании ПГМ в виде растворов; - быть технологичными при хранении, транспортировке и применении; - не увеличивать экологическую нагрузку на окружающую природную среду и не оказывать токсичного действия на человека и животных; - не вызывать увеличения агрессивного воздействия на металл, бетон, кожу и резину; г) Свойства химических ПГМ оценивают по ряду показателей, объединенных в четыре группы: органолептические, физико-химические, технологические и экологические, основные требования которых приведены в таблице 2. Таблица 2. Требования к химическим противогололедным материалам, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях.
д) Фрикционные ПГМ должны: - повышать шероховатость снежно-ледяных отложений на покрытиях для обеспечения безопасности движения; - иметь высокие физико-механические свойства, препятствующие разрушению, износу, дроблению и шлифованию ПГМ; - обладать свойствами, препятствующими увеличению запыленности воздуха и загрязнения. е) Свойства фрикционных ПГМ оценивают по следующим показателям: тип, внешний вид, цвет, зерновой состав, количество пылеватых и глинистых частиц, плотность. Требования к фрикционным материалам приведены в таблице 3. Таблица 3. Требования к фрикционным противогололедным материалам, применяемым для борьбы с зимней скользкостью на мостовых сооружениях.
ж) Основным отличием химических противогололедных материалов, применяемых на искусственных сооружениях, является отсутствие агрессивного воздействия их на металлические и бетонные конструктивные элементы. В связи с этим при входном контроле и сертификационных испытаниях, а также по требованию заказчика осуществляют оценку, поставляемых ПГМ, в том числе коррозионную активность на металл и бетон по методикам, приведенным в Приложении Б. Раздел 9. Специальные покрытия с антигололедными свойствамиНа специальных покрытиях с антигололедными свойствами снижается адгезия снежно-ледяных отложений к покрытиям, происходит растапливание тонких слоев льда, сокращается количество ПГМ, уменьшается время гололедоопасности в переходный осенне-зимний период, снижается коррозионное воздействие на транспортные средства и негативное экологическое воздействие. а) Специальные покрытия с антигололедными свойствами устраивают путем введения антигололедных добавок в количестве 0,5-2 % двумя способами: - введение в смесь при перемешивании на асфальтобетонных заводах; - введение добавок в процессе укладки асфальтобетона под укладчик во время перемешивания шнеком. б) Покрытие с антигололедными свойствами можно устраивать с добавлением резиновой крошки размером 2-3 мм в количестве 3-4 % от минеральной части смеси. в) На мостах возможно устройство асфальтобетонного покрытия с улучшенными теплотехническими свойствами за счет применения заполнителей с большей теплоемкостью (шлак, перлит и др.), которые уменьшают время гололедоопасности, особенно в переходный период. г) В качестве антигололедных добавок можно применять хлорид кальция (не более 0,5 %), нитрат кальция или магния (до 2 %), ацетаты кальция, магния и калия. В качестве противодеформационной добавки рекомендуются фториды аммония и натрия. Лучшим является двухкомпонентный состав: реагенты + фторид в соотношении 4:1. Компоненты вводят в смеситель до введения битума, т.е. при перемешивании минеральных материалов. д) Добавки можно вводить в чистом виде, в виде добавки к минеральному порошку или путем пропитки заполнителей асфальтобетона антигололедными реагентами. е) Наличие ПГМ в асфальтобетоне способствует появлению противогололедного незамерзающего раствора на покрытии, снижающего сцепление снежно-ледяных образований с покрытием и предупреждающего обледенение покрытий. Пленка раствора образуется за счет выхода ПГМ из асфальтобетона, благодаря его капиллярно-пористой структуре (воздушная прослойка). Действие этого метода эффективно от 0°С до минус 5°С. Раздел 10. Охрана природной средыа) Основной задачей охраны природной среды при зимнем содержании мостовых сооружений является максимально возможное снижение ущерба, наносимого природной среде за счет применения экологически безопасных материалов и технологий, а также выполнения системы природоохранных мероприятий. б) При зимнем содержании мостовых сооружений необходимо: - обеспечить сохранение растительности и животного мира; - осуществить защиту поверхностных вод от загрязнения вредными ПГМ. в) Все мероприятия, связанные с водными ресурсами (реки, озера и др.) осуществляются с соблюдением "Водного кодекса РФ", "Положения об охране рыбных запасов и регулирования рыболовства в водоемах РФ", "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения". г) При борьбе с зимней скользкостью на мостах предпочтение следует отдавать профилактическому способу. д) Экологическая безопасность достигается за счет правильного выбора сертифицированных ПГМ, исполнения технологических регламентов, соблюдения производственной дисциплины, организационных мероприятий и технических решений. Раздел 11. Защита автодорожных мостовНа автодорожных мостах наибольшей коррозией подвержены элементы, находящиеся в непосредственной близости от поверхности проезжей части, которые подвержены воздействию в зимний период химических противогололедных материалов (деформационные швы, тротуарные блоки, водоотводные устройства, перила, ограждения и др.). а) Источниками коррозионного воздействия при эксплуатации мостов в зимнее время являются: - периодическое увлажнение всех металлоконструкций атмосферными осадками - дождем, снегом, туманом, росой; - применение, антигололедных материалов содержащих агрессивные соединения; - применение песка и других фрикционных материалов, вызывающих абразивное воздействие на конструктивные элементы мостовых сооружений. б) Защиту металлоконструкций мостов следует осуществлять: - лакокрасочными покрытиями; - комбинированными металлизационно-лакокрасочными покрытиями. в) Противокоррозионные защитные покрытия должны отвечать следующим основным требованиям: - надежно защищать от коррозии поверхности в рабочем интервале температур от +70°С до минус 60°С при воздействии атмосферно-климатических факторов и агрессивности окружающей среды; - обладать высокими физико-механическими свойствами: адгезией, твердостью, прочностью пленок при ударе и эластичностью при изгибе, абразивостойкостью, особенно при низких температурах. Покрытия не должны растрескиваться и отслаиваться; - отличаться химической стойкостью к агрессивным средам, действию хлоридов, кислот, сернистых газов и др.; - покрытия должны обладать высокой влагостойкостью. г) Для повышения долговечности противокоррозионных покрытий необходимы следующие мероприятия: - содержание поверхности в чистоте, своевременное удаление песка, снежной массы, обмывка поверхности чистой водой; - своевременная частичная ремонтная окраска поверхностей на участках с поврежденным покрытием; - замена лакокрасочного покрытия. д) Технологический процесс окраски включает: - подготовку поверхности; - заделку щелей и герметизацию неплотностей (при необходимости); - грунтование поверхности металла; - окрашивание покрывными лакокрасочными материалами в соответствии с принятыми системами покрытия; - сушку каждого слоя покрытия; - контроль качества на каждом этапе производства работ, а также всего покрытия в целом. е) Приготовление рабочих составов лакокрасочных материалов заключается в выполнении следующих операций: - перемешивание лакокрасочных материалов до однородной консистенции; - добавлении отвердителя (для двухкомпонентных материалов); - введении растворителя (разбавителя) с учетом выбранного метода нанесения; - фильтровании лакокрасочных материалов (при необходимости). ж) Все операции по выполнению технологического окрашивания должны производиться при температуре воздуха от 5 до 30°С, относительной влажности воздуха не более 80%, при отсутствии осадков, тумана, росы и воздействии агрессивных агентов. з) Нанесение лакокрасочных материалов, как правило, необходимо производить распылением. и) При защите металлоконструкций с применением металлизации покрытие наносится сразу после подготовки поверхности при влажности воздуха не более 85%. к) Для нанесения покрытия могут использоваться газопламенные и электродуговые установки, а также электрометаллизаторы. л) Окраска металлизационного слоя лакокрасочным материалом производится сразу после металлизации непосредственно по металлизационному слою без какой-либо подготовки поверхности. м) Контроль за качеством производства работ по защите от коррозии металлических конструкций моста осуществляют на всех стадиях технологического процесса. н) Подробные технологии и характеристики лакокрасочных материалов приведены в Руководстве по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов. М. 2003. о) Защиту железобетонных автодорожных мостов осуществляют двумя способами: - гидрофобизацией бетонной поверхности; - нанесением лакокрасочного покрытия. п) Гидрофобизацию осуществляют кремнийорганическими жидкостями. р) Для покрытий применяют акриловые и перхлорвиниловые краски и эмали. Приложение А
|
№№ п. п. |
Наименование и местонахождение завода-изготовителя |
Марка машины |
Базовое шасси |
Монтаж обору- |
Вместимость кузова, м3 |
Ширина распре- |
Плот- |
Скорость до км/ч |
Дополните- |
|
Транс- |
рабочая |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
ОАО "Амурдормаш" Амурская обл., п. ? |
ЭД-403Д-01 |
ЗИЛ-431412 |
Стацио- |
3,25 |
4,0-10,6 |
25-940 |
60 |
30 |
Передний отвал, средняя щетка |
ЭД-242 |
KAMA3-55111, 65111 |
Навесная к кузову самосвала (0,7 м3) |
6,6; 8,2 |
4,0-6,0 |
100-400 |
40 |
20 |
Передний скоростной отвал |
||
2. |
Саратовский завод дорожно-? |
4906 |
ЗИЛ-4331 |
Стацио- |
3,25 |
до 8,5 |
50-1000 |
60 |
40 |
Передний отвал |
ДМ-32, ДМ-32М |
ЗИЛ-431410 |
-"- |
4,0 |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
||
ДМ-1, ДМ-28-10, ДМ-6м-30 |
КAMA3-55111, МАЗ-5551, 3ИЛ-4520 |
Быстро- |
4,5 |
-"- |
25-500 |
-"- |
-"- |
Передний скоростной отвал |
||
ДМ-34, ДМ-39 |
МАЗ-5334, КАМАЗ-5320 |
Стацио- |
4,5 |
-"- |
50-1000 |
-"- |
-"- |
Передний, средний и боковой скоростные отвалы (на КАМАЗ) |
||
ДМ-6м, ДМ-38, ДМ-41 |
КАМАЗ-5320, ЗИЛ-133 ТЯ, Т40, КАМАЗ-55111 |
Быстро- |
6,0 |
-"- |
25-500 |
-"- |
-"- |
Передний скоростной отвал |
||
3. |
ЗАО "Смоленский автоагрегатный завод" |
МДК-433362-00, 01, 05, 06 |
ЗИЛ-433362 |
Стацио- |
4,0 |
3,0-9,0 |
10-400 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
МДК-133 Г4-81 |
ЗИЛ-133 Г4 |
-"- |
6,0 |
4,0-9,0 |
25-400 |
60 |
20 |
Передний отвал, скоростной отвал, боковой отвал, щетка |
||
МДК-5337 -00, 01, 05, 06 |
МАЗ-533700 |
-"- |
5,9 |
3,0-9,0 |
10-400 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
||
4. |
ОАО "Комплексные дорожные машины" г. |
КДМ-130В, ЭД-226 |
ЗИЛ-433362, ЗИЛ-433102 |
Стацио- |
3,25 |
4,0-10,0 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
ЭД-224 |
МАЗ-5337 |
-"- |
5,6 |
4,0-12,0 |
10-500 |
-"- |
-"- |
-"- |
||
ЭЛ-403, ЭД-410 |
ЗИЛ-133 Г4, Д4 |
-"- |
-"- |
-"- |
25-500 |
-"- |
-"- |
-"- |
||
ЭД-405, ЭД-405А |
КАМАЗ-53213, КАМАЗ-55111 |
-"- |
6,5 |
-"- |
10-500 |
-"- |
-"- |
Передний отвал, скоростной отвал, щетка |
||
ЭД-243 (оборудование фирмы "Щмидт" Германия) |
МАЗ-63039 |
-"- |
6,0 |
2,0-12,0 |
5-500 |
-"- |
-"- |
Передний, боковой отвал, щетка |
||
5. |
ОАО "Новосибирский завод дорожных машин" г. |
ЭД-242 |
Самосвалы семейства ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ |
навесная к кузову самосвала (0,7 м3) |
3,25; 5,6; 6,2 |
4,0-6,0 |
100-400 |
40 |
40 |
Передний отвал, скоростной отвал |
ЭД-240 |
ЗИЛ-433362, ЗИЛ-133 Г4, КАМАЗ-55111 |
Стацио- |
-"- |
4,0-10,6 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний отвал, скоростной отвал, щетка |
||
6. |
ОАО НПО "Росдормаш" Московская обл., г. Mамонтовка |
КО-713М, КО-713-02М |
ЗИЛ-433362, ЗИЛ-433360 |
Стацио- |
3,25 |
4,0-10,0 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
7. |
ОАО "Севдормаш" Архангельская обл., г. Северодвинск |
КО-713М |
ЗИЛ-433362 |
Стацио- |
3,0 |
4,0-9,0 |
50-300 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
8. |
ОАО "Мценский завод |
КО-713-02, КО-713-03 |
ЗИЛ-433362 |
Стацио- |
3,0 |
4,0-9,0 |
50-300 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
КО-806 |
КАМАЗ-4925 |
-"- |
5,0 |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
||
КО-823 |
КАМАЗ-53229 |
-"- |
6,5 |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
-"- |
||
9. |
"Тосненский механический завод" (ТоМеЗ) Ленинградская обл. г. Тосно |
КДМ-69283 ("Сокол") |
КАМАЗ-53229 |
Стацио- |
6,2 |
4,0-9,0 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний обычный, скоростной отвал, боковой отвал, щетка передняя, средняя |
10. |
ОАО "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" г. Кемерово |
ДМК-10 |
КРАЗ-6510 |
Навесная к кузову самосвала |
6,2 |
4,0-6,0 |
125-400 |
60 |
30 |
-"- |
11. |
ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь |
КМ-500 |
КАМАЗ-53213 |
Стацио- |
6,2 |
4,0-10,0 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний отвал, скоростной и средний отвал |
12. |
ОАО "Ряжский авторемонтный завод" Рязанская обл. г. Ряжск |
МКДС-2004 |
ЗИЛ-133 Д4 |
-"- |
5,6 |
4,0-10,0 |
10-300 |
-"- |
-"- |
Передний отвал, скоростной отвал, щетка |
13. |
Концерн "Амкодор" Республика Беларусь г. Минск |
НО-075 |
МАЗ-5551 |
Быстро- |
4,0 |
2,0-8,0 |
5-40 |
60 |
30 |
Передний отвал |
14. |
ООО "Евразия" г. Челябинск |
Тройка-2000 |
Урал-55571-30, Урал-Ивеко |
Быстро- |
4,0 |
6,0-14,0 |
20-400 |
60 |
30 |
Передний отвал, скоростной, средний, боковой, щетка |
15. |
ОАО "Арзамасский завод коммунального машиностроения Нижегородская обл. г. Арзамас |
KО-829 |
ЗИЛ-433362 |
Стацио- |
-«- |
4,0-9,0 |
25-500 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
16. |
ОАО «Кургандормаш» г. Курган |
МД-433 |
ЗИЛ-433362 |
-«- |
3,0 |
4,0-9,0 |
100-400 |
60 |
30 |
Передний отвал, щетка |
КУМ-99 |
ЗИЛ-452632 |
-«- |
4,0 |
3,0-9,0 |
10-300 |
60 |
30 |
-«- |
||
17. |
ОАО «Мосдормаш», г. Москва |
КУМ-99 |
ЗИЛ-452632 |
-«- |
4,0 |
4,0-9,0 |
10-300 |
60 |
40 |
-«- |
КУМ-104 |
МАЗ-533702 |
-«- |
8,0 |
1,75-7,0 |
20-200 |
60 |
50 |
-«- |
||
КУМ-105 |
КаМАЗ 43253 |
-«- |
9,0 |
1,75-7,0 |
20-200 |
60 |
50 |
-«- |
Методика предусматривает испытание бетона на коррозионную стойкость против совместного действия противогололедных материалов и мороза при низких температурах воздуха. Ускорение процесса достигается понижением температуры замораживания до минус 50±5 °С в соответствии с ГОСТ 10060.2-95.
За меру агрессивного воздействия ПГМ на цементобетон принята способность образцов сохранять состояние (отсутствие трещин, сколов, шелушения поверхности и др.) и массу при многократном переменном замораживании-оттаивании в растворе ПГМ. За критерий коррозионной стойкости принимают величину допустимой потери массы испытываемых образцов, приведенную к его объему, в размере 0,07 г/см3 (Δmдуд).
- Весы лабораторные для гидростатического взвешивания с точностью 0,02 г;
- Оборудование для изготовления и хранения бетонных образцов должно соответствовать требованиям ГОСТ 22685 и ГОСТ 10180;
- Морозильная камера, обеспечивающая достижение и поддержание температуры до минус 50±5 °С;
- Емкости для насыщения и испытания образцов в растворе ПГМ из коррозионностойких материалов;
- Ванная для оттаивания образцов, оборудованная устройством для поддержания температуры раствора ПГМ в пределах 20 ± 2°С.
- Шкаф вакуумный.
Бетонные образцы (изготовленные из бетона В30 (M400) или отобранные в виде проб (кернов) из мостовых конструкций) не должны иметь внешних дефектов. Количество образцов для одной серии испытаний должно быть не менее 6 шт. Перед испытанием образцы высушивают до постоянной массы в сушильном шкафу при температуре 100 ± 5°С. Образцы маркируют, замеряют геометрические размеры, оценивают внешнее состояние и взвешивают.
Для испытания готовят растворы ПГМ 10 %-ной концентрации.
Образцы насыщают в растворе ПГМ в вакуум-шкафу в течение 1 часа, выдерживают при комнатной температуре в течение 1 часа и взвешивают на воздухе и в воде. Объем образцов бетона после водонасыщения определяют методом гидростатического взвешивания по ГОСТ 12730.1. Точность взвешивания до 0,02 г.
Бетонные образцы после насыщения подвергают испытаниям на замораживание-оттаивание.
Для этого насыщенные образцы помещают в заполненную таким же раствором емкость на две деревянные прокладки: при этом расстояние между образцами и стенками емкости должен быть 10 ± 2 мм, слой жидкости над поверхностью образцов должен быть не менее 20 ± 2 мм.
Образцы помещают в морозильную камеру при температуре воздуха в ней не выше минус 10°С в закрытых сверху емкостях так, чтобы расстояние между стенками емкостей и камеры было не менее 50 мм.
После установления в закрытой камере температуры минус 10°С ее понижают в течение 1 (±0,25) ч. до минус 50 ± 5 °С и делают выдержку при этой температуре 1 (±0,25) ч.
Далее температуру в камере повышают в течение 1 ± 0,5 ч. до минус 10°С и при этой температуре выгружают из нее емкости с образцами. Образцы оттаивают в течение 1 ± 0,25 ч. в ванне с раствором ПГМ при температуре 20 ± 2°С. При этом емкости с образцами погружают в ванну таким образом, чтобы каждая из них была окружена слоем жидкости не менее 50 мм.
Общее число циклов испытания зависит от состояния образцов и агрессивности ПГМ. Число циклов испытания образцов в течение суток должно быть не менее одного. В случае вынужденного перерыва в испытании образцы хранят в растворе ПГМ не более пяти суток. При перерыве в испытании более пяти суток возобновляют их на новых сериях образцов. После каждых пяти циклов испытаний контролируют состояние образцов (появление трещин, сколов, шелушение поверхности) и массу путем взвешивания. Перед взвешиванием образцы промывают чистой водой, поверхность осушают влажной тряпкой.
После каждых пяти циклов попеременного замораживания-оттаивания следует изменить 10 %-ные растворы ПГМ в емкостях, и ванне для оттаивания на вновь приготовленные.
После испытания оценивают визуально состояние образцов: наличие трещин, сколов, шелушения и другие дефекты. Агрессивность ПГМ по отношению к цементобетону оценивают по уменьшению массы образцов приведенной к их объему.
Оценку степени агрессивности испытуемого реагента проводят в следующей последовательности:
- Определяют объем (V) образцов по результатам взвешивания на воздухе и в воде (гидростатическое взвешивание):
где
m0 - масса образца, насыщенного в 10 %-ном растворе ПГМ в вакуум-шкафу, определенная взвешиванием на воздухе, г;
mв - масса образца, насыщенного в 10 %-ном растворе ПГМ в вакуум-шкафу, определенная взвешиванием в воде, г;
ρв - плотность воды, принимаемая равной 1 г/см3.
- Определяют потери массы образца Δmn после 5, 10, 15, 20, циклов ускоренных испытаний (по ГОСТ 10060.0-95 табл. 3):
г,
где
mn - масса образца, определенная взвешиванием на воздухе, после "n" циклов замораживания-оттаивания;
- Определяют удельное изменение массы образца Δmуд, отнесенное к его объему:
.
Строят график зависимости удельного изменения массы образца от количества циклов испытаний.
Предельным значением удельного изменения массы образцов является Δmуд = 0,07 г/см3. Образцы бетона, имеющие значения выше этого показателя, считаются не выдержавшими испытания.
За меру агрессивного воздействия противогололедного материала на металл принята скорость потери массы на единицу площади образца за определенный промежуток времени ГОСТ 9.905-82.
Ускорения коррозионного процесса достигают погружением образца металла в раствор противогололедного материала определенной концентрации с последующим его высушиванием на воздухе и в сушильном шкафу и выдерживания в паровоздушной среде 100% влажности.
- Весы аналитические с погрешностью 0,0002 г по ГОСТ 24104-88;
- Сушильный шкаф, ТУ 16-681.032.84;
- Эксикаторы по ГОСТ 25336-82;
- Стаканы стеклянные объемом 200-500 мл по ГОСТ 23932-90;
- Плоские металлические пластины прямоугольной или квадратной формы из стали (марки Ст.-3) размером 50 × 50 × 0,5 мм или 100 × 100 × 1,5 мм. Допустимая погрешность при изготовлении пластин ±1 мм для ширины и длины пластины и ±1 мм для толщины.
- Реактивы: травленая соляная кислота по ГОСТ 3118-77 с ингибитором уротропином, натрий двууглекислый (сода) по ГОСТ 2156-76; ацетон по ГОСТ 2768-84.
Пластины маркируют путем клеймения или на углах пластин сверлят отверстия, в которые затем прикрепляют бирки, при этом кромки образцов и края отверстий не должны иметь заусенец. Подготовку образцов к испытаниям проводят по ГОСТ 9.909-86.
Металлические пластины обезжиривают спиртом или ацетоном. При этом допускается применять легкие щетки, кисти, вату, целлюлозу. После обезжиривания пластины берут только за торцы руками в х/б перчатках или пинцетом. Перед испытанием замеряют геометрические размеры пластин, вычисляют их площадь (6 поверхностей) и взвешивают на аналитических весах с погрешностью 0,0002 г.
Испытание металлических пластин осуществляют в растворах ПГМ 5 % и 20 %-ной концентрации. Количество раствора в испытательной емкости должно быть не менее 50 см3 на 1 см2 поверхности пластины с учетом их полного погружения в раствор. Расстояние между пластинами и до стенок емкости должно быть не менее 10 мм.
Металлические пластины опускают в коррозионную среду (раствор ПГМ) на 1 ч. Пластины вынимают из раствора и выдерживают на воздухе 1 ч. Затем высушивают в сушильном шкафу при температуре 60 ± 2°С в течение 1 ч. Пластины размещают в эксикаторе над водой (w = 100 %) и выдерживают при закрытой крышке в течение 2 суток. По окончании испытаний пластины промывают струей дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Осушают фильтровальной бумагой, мягкой ветошью. Твердые продукты коррозии удаляют с поверхности пластин химическим методом, в соответствии с ГОСТ 9.907-83. Сущность химического метода состоит в растворении продуктов коррозии в растворе определенного состава. Пластины обрабатывают соляной кислотой с добавлением ингибитора уротропина или травленой цинком до полного удаления коррозии. Затем промывают проточной водой, нейтрализуют в растворе двууглекислой соды 5 %-ной концентрации и обезжиривают ацетоном. После обработки пластины промывают дистиллированной водой, осушают фильтровальной бумагой (мягкой ветошью) и помещают в сушильный шкаф с температурой 60°С на 0,5-1 ч. Перед взвешиванием пластины выдерживают в эксикаторе с осушителем (СaCl2) 24 ч. Взвешивание производят на аналитических весах.
За основной количественный показатель коррозии принимают скорость потери массы на единицу площади образца.
Скорость коррозии (К) вычисляют по формуле:
мг/см2,
где
Δm - потеря массы образца, мг;
S - площадь поверхности образца, см2;
t - продолжительность испытания, 1 сутки.
Ключевые слова: борьба с гололедом на мостах, зимняя скользкость, противогололедные материалы, ацетаты, нитраты, формиаты.
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/55528
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|