ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ
Р
53247-
2009
|
Техника пожарная.
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.
Классификация, типы и обозначения
Москва
Стандартинформ
2009
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской
Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №
184-ФЗ «О
техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации - ГОСТ Р
1.0-2004 «Стандартизация в
Российской Федерации. Основные положения».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением
«Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт
противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(ФГУ ВНИИПО МЧС России)
2 ВНЕСЕН Техническим
комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН
В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 18 февраля 2009 г. № 18-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых
информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра
(замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет
опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также
в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ.
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ.
Классификация, типы и обозначения
Fire-fighting
technics. Fire-engine vehicles. Classification, types and designations
|
Дата введения - 2010-01-01
с правом досрочного применения
Настоящий стандарт распространяется
на пожарные автомобили, создаваемые на различных колесных шасси, оснащенные
пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемое при
пожарно-спасательных работах.
В стандарте классифицируются
пожарные автомобили, устанавливаются типы и их обозначения с использованием
базовых автомобильных шасси грузоподъемностью до 12 т включительно.
В настоящем стандарте применяют
следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 пожарные
автомобили (ПА): Оперативные транспортные
средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим
вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах
2.2 основные пожарные
автомобили (ОПА): Пожарные
автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова,
тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на
них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту
пожара огнетушащих веществ от других источников.
2.3 специальные
пожарные автомобили (СПА):
Пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при
пожаре.
2.4 основные пожарные
автомобили общего применения: Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров в городах и
других населенных пунктах.
2.5 основные пожарные
автомобили целевого применения: Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах,
предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности,
в аэропортах и на других специальных объектах.
2.6 тип пожарного
автомобиля: Пожарные автомобили,
характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, видов
вывозимых или используемых огнетушащих веществ и способов их подачи.
2.7 пожарная
автоцистерна (АЦ): Пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования,
проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
2.8 пожарная
автоцистерна с лестницей (АЦЛ):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения
жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной
механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при
аварийно-спасательных работах.
2.9 пожарная
автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями
для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной
механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с
люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара
личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения
действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.
2.10 автомобиль
пожарно-спасательный (АПС): Пожарный
автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких
огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава,
пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения
и проведения аварийно-спасательных работ.
2.11 автомобиль
пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный механизированной выдвижной и
поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ.
2.12 пожарный
автомобиль первой помощи (АПП):
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой,
емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту
пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и
оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и
первоочередных аварийно-спасательных работ.
2.13 пожарный
автомобиль насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных
рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава,
пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
2.14 пожарный
автомобиль с насосом высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого
давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по
тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
2.15 пожарный
автомобиль порошкового тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения
огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным
и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного
состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий
по тушению пожара.
2.16 пожарный
автомобиль пенного тушения (АПТ):
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения
пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для
дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара
личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на
предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
2.17 пожарный
автомобиль комбинированного тушения (АКТ): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для
хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для
доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и
пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи
различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на
промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой
промышленности, транспорте.
2.18 пожарный
автомобиль газового тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых
или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к
месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и
проведения действий по тушению пожаров.
2.19 пожарный
автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем,
системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту
пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования
и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на
технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их
охлаждение.
2.20 пожарная
автонасосная станция (ПНС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для
подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным
лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар
и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
2.21 пожарный
пеноподъемник (ППП): Пожарный
автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой
или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для
доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к
месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
2.22 пожарный
аэродромный автомобиль (АА): Пожарный
автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим
вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в
аэропортах специализированными пожарными службами.
2.23 пожарная
автолестница (АЛ): Пожарный автомобиль,
оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.24 пожарный
коленчатый автоподъемник (АПК):
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной
коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой
заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения
аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и
возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном
комплекте колен.
2.25 пожарный
телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено
которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку
стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в
многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2.26 пожарная
автолестница с цистерной (АЛЦ):
Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая
водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен),
выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для
воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи
огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве
грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
2.27 пожарный
коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной
поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой,
последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и
пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и
предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в
многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2.28 пожарный
аварийно-спасательный автомобиль (АСА): Пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом
аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного
состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии)
и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
2.29 пожарный
водозащитный автомобиль (АВЗ):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды,
оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных
ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
2.30 пожарный
автомобиль связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами
связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных
подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным
пунктом пожарной связи.
2.31 пожарный
автомобиль газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и
пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из
помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с
помощью специального инструмента и оборудования.
2.32 пожарный
автомобиль дымоудаления (АД): Пожарный
автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического
вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из
подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений
большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и
подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос
из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
2.33 пожарный
рукавный автомобиль (АР): Пожарный
автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и
механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения
пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или
переносных лафетных стволов.
2.34 пожарный штабной
автомобиль (АШ): Пожарный
автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и
предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба
пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями
и центром противопожарной службы.
2.35 пожарная
автолаборатория (АЛП):
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный
для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах
пожаров.
2.36 пожарный
автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный
техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и предназначенный
для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
2.37 автомобиль
диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами
оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки
личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных)
работ.
2.38 пожарный
автомобиль-база газодымозащитной службы (АБГ): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для
обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
пожарных.
2.39 пожарный
автомобиль технической службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки
технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для
обеспечения работы пожарной техники.
2.40 автомобиль
отогрева пожарной техники (АОПТ):
Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и
предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара
(аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной
температуре.
2.41 пожарная
компрессорная станция (ПКС):
Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки
кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и
зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
2.42
пожарно-технический автомобиль (AT): Пожарный
автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный
для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными
системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и
тушения пожаров.
2.43 пожарный
оперативно-служебный автомобиль (АОС): Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом
пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара
(аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.
2.44 главный параметр
ПА: Один из основных
(базовых) параметров, определяющий функциональное назначение пожарного
автомобиля, отличающийся стабильностью при технических усовершенствованиях и
служащий для определения числовых значений других основных параметров.
3.1 ПА в зависимости
от величины допустимой полной массы делятся на 3 класса:
легкие с полной
массой от 2000 до 7500 кг (L-класс);
средние с полной массой от 7500
до 14000 кг (М-класс);
тяжелые с полной массой свыше
14000 кг (S-класс).
3.2 ПА в зависимости
от проходимости делятся на 3 категории:
категория 1 - неполноприводные ПА
для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для
передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной
проходимости);
категория 3 -
вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
3.3 ПА в зависимости от
направления оперативной деятельности делятся на 2 группы:
основные пожарные автомобили;
специальные пожарные автомобили.
3.3.1 ОПА в
зависимости от преимущественного использования и направлений оперативной
деятельности подразделяются на ПА общего применения и ПА целевого применения.
3.3.1.1 ОПА общего
применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их
подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные автоцистерны;
пожарные автоцистерны с
лестницей;
пожарные автоцистерны с коленчатым
подъемником;
автомобили пожарно-спасательные;
автомобили пожарно-спасательные с
лестницей;
пожарные автомобили первой
помощи;
пожарные насосно-рукавные
автомобили;
пожарные автомобили с насосом
высокого давления.
3.3.1.2 ОПА целевого
применения в зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их
подачи классифицируются на следующие типы:
пожарные автомобили порошкового
тушения;
пожарные автомобили пенного
тушения;
пожарные автомобили
комбинированного тушения;
пожарные автомобили газового тушения;
пожарные автомобили газоводяного тушения;
пожарные автонасосные станции;
пожарные пеноподьемники;
пожарные аэродромные автомобили.
3.3.2 СПА в
зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара
классифицируются на следующие типы:
пожарные автолестницы;
пожарные коленчатые
автоподъемники;
пожарные телескопические
автоподъемники с лестницей;
пожарные автолестницы с
цистерной;
пожарные коленчатые
автоподъемники с цистерной;
пожарные аварийно-спасательные
автомобили;
пожарные водозащитные автомобили;
пожарные автомобили связи и
освещения;
пожарные автомобили
газодымозащитной службы;
пожарные автомобили дымоудаления;
пожарные рукавные автомобили;
пожарные штабные автомобили;
пожарные автолаборатории;
пожарные автомобили профилактики
и ремонта средств связи;
автомобили диагностики пожарной
техники;
пожарные автомобили-базы
газодымозащитной службы;
пожарные автомобили технической
службы;
автомобили отогрева пожарной
техники;
пожарные компрессорные станции;
пожарно-технические автомобили;
пожарные оперативно-служебные
автомобили.
4.1 Обозначения ПА должны иметь
следующую структуру:
XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X,
где:
XXX - тип пожарного автомобиля (АЦ, AHР, АП и т.д.);
XX - главный параметр пожарного автомобиля
(вместимость цистерны, масса порошка и т.д.);
ХХ/Х - главный параметр главного
агрегата или оборудования пожарной надстройки;
(ХХХХ) - индекс модели базового
шасси по классификации автомобильной промышленности;
мод. ХХА - обозначение модели ПА
по системе разработчика с указанием модернизации (А - первая, Б - вторая и
т.д.);
XX - двузначный (трехзначный) цифровой индекс для
обозначения модели (01, 02 и т.д.);
XX - условное буквенное обозначение
предприятия-изготовителя;
X - обозначение нормативного документа (ГОСТ, ТУ).
4.2 В обозначениях ПА
величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:
вместимость цистерны для воды - м3;
вместимость бака для
пенообразователя - м3;
масса вывозимого порошка - кг;
масса огнетушащего газа - кг;
подача насоса при номинальном
числе оборотов - л/с;
напор ступеней насоса при
номинальном числе оборотов:
нормального давления - м. вод.
ст.;
высокого давления - м. вод. ст.;
расход лафетного порошкового
ствола - кг/с;
мощность электрогенератора - кВт;
длина рукавной линии - км;
высота подъема стрелы - м;
производительность вентиляторной
установки - тыс. м3;
число (количество) мест для
боевого расчета (включая место водителя) - кол.;
грузовой момент - тм.
4.3 Примеры условных обозначений.
Пример 1: АЦ 3,0-40/4
(4331) модель ХХХ-ХХ.
Автоцистерна пожарная
с цистерной вместимостью 3 м3, комбинированным насосом с подачей 40
(ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси
ЗИЛ-4331, первая модернизация модели XXX, модификация XX (с комбинированным насосом).
Пример 2: АП 4000-80 (4310) модель ХХХ-ХХ.
Автомобиль
порошкового тушения с массой вывозимого порошка 4000 кг и расходом лафетного
ствола 80 кг/с на шасси КамАЗ 4310, вторая модификация XX модели XXX.
Пример 3: АПТ 6,3-40
(5557) модель XXX.
Автомобиль пенного
тушения с цистерной
для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси «Урал 5557» и
насосом с подачей 40 л/с, модель XXX.
Пример 4: АКТ
2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX.
Автомобиль
комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора
пенообразователя вместимостью 2,0 м3, массой вывозимого порошка 2000
кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с,
модель XXX.
Во всех приведенных примерах при серийном производстве в
обозначениях ПА должен быть отражен номер ГОСТа или технических условий.
Ключевые слова: пожарный автомобиль, основной пожарный автомобиль, специальный пожарный
автомобиль.