Полное меню
Прочность бетона слабо армированных сборных плит принимают в соответствии с табл. П. 1.1, железобетонных и предварительно-напряженных - по табл. П. 1.2. Таблица П. 1.2
3. Морозостойкость бетона, работающего в покрытии, должна быть не менее значений, приведенных в табл. П. 1.3. В условиях солевой и кислотной агрессии бетон должен быть устойчивым к действию этой агрессивной среды. Морозостойкость материала основания под цементобетонным, асфальтобетонным и сборным покрытием должна быть также не ниже указанной в табл. П. 1.3. Таблица П. 1.3
Модули упругости бетона принимают по табл. П. 1.4, в зависимости от прочности бетона на растяжение при изгибе. При расчете плит сборных покрытий используют также модули упругости бетона в зависимости от прочности бетона на сжатие (табл. 18 СНиП 2.03.01-84). Расчетный коэффициент линейной температурной деформации для бетона принимается равным 1 × 10-5 °С-1, коэффициент Пуассона m = 0,2. Бетон, применяемый при строительстве цементобетонных покрытий или для изготовления сборных плит, не должен быть склонным к появлению усадочных и температурных трещин. Бетонная смесь должна легко отделываться ручными гладилками, щебень при отделке поверхности покрытия или плит должен легко втапливаться в бетонную смесь.
* Для определения модуля упругости мелкозернистого бетона, приготовленного из песков с модулем крупности менее 2, следует соответствующие табличные значения уменьшать на 10 %. 4. Расчетное сопротивление бетона определяют по формуле где Ку - коэффициент усталости бетона при повторном нагружении; Кн.п - коэффициент набора прочности; для бетона естественного твердения Кн.п = 1,2, для пропаренного - Кн.п = 1. Приложение 2
|
Дорожно-климатическая зона и подзона |
Примерные географические границы и краткая характеристика дорожно-климатических зон и подзон |
I |
Севернее линии Мончегорск - Поной - Лесь - Ошкурья - Сухая - Тунгуска - Канск - граница СССР - Биробиджан - Де-Кастри. Включает зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов |
II |
От границы I зоны до линии Львов - Житомир - Тула - Нижний Новгород - Ижевск - Кыштым - Томск - Канск - Биробиджан - Де-Кастри - граница СССР с КНР. Включает зону лесов с избыточным увлажнением грунтов |
II-1 (северная подзона) |
Севернее линии Барановичи - Рославль - Клин - Рыбинск - Котлас - Березники - Ивдель |
Южнее линии Барановичи - Рославль - Клин - Рыбинск - Котлас - Березники - Ивдель |
|
III |
От границы II зоны до линии Кишинев - Кировоград - Белгород - Самара - Магнитогорск - Омск - Бийск - Туран. Включает лесостепную зону со значительным увлажнением грунтов. |
IV |
От границы III зоны до линии Джульфа - Степанакерт - Буйнакск - Кизляр - Волгоград и далее южнее на 200 км линии Уральск - Актюбинск - Караганда до северного побережья оз. Балхаш. Включает степную зону с недостаточным увлажнением грунтов |
К юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов |
Примечание. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует откосить к III дорожно-климатической зоне.
В табл. П. 2.2 приведена расчетная влажность грунта Wp в активной зоне (верхней части земляного полотна от низа дорожной одежды до глубины 1,3 - 1,6 м от поверхности покрытия) земляного полотна автомобильных дорог в наиболее неблагоприятный (весенний) период года. Расчетные влажности действительны для дорог с земляным полотном, удовлетворяющим требованиям СНиПа в отношении плотности грунта и возвышения низа дорожной одежды над уровнем грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод. При возвышении низа одежды, превышающем более чем на 50 % требуемое СНиПом, расчетную влажность во всех случаях следует принимать как для 1-й схемы увлажнения активной зоны (рабочего слоя). На участках дорог, проходящих в выемках и нулевых отметках с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями, расчетную влажность грунта следует увеличивать на 0,03 Wт, где Wт - влажность на границе текучести.
Дорожно-климатическая зона и подзона (по табл. П. 2.1) |
Схема увлажнения рабочего слоя |
Расчетная влажность Wp доли Wт, грунта |
|||
супеси легкой |
песка пылеватого |
суглинка легкого и тяжелого, глины |
супеси пылеватой и тяжелой пылеватой, суглинка пылеватого |
||
1 |
0,70 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
|
|
2 |
0,75 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
|
3 |
0,75 |
0,80 |
0,85 |
0,90 |
1 |
0,65 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
|
|
2 |
0,70 |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
|
3 |
0,70 |
0,70 |
0,75 |
0,85 |
1 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,70 |
|
|
2 - 3 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
0,75 |
1 |
0,60 |
0,60 |
0,65 |
0,75 |
|
|
2 -3 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,75 |
1 |
0,60 |
0,60 |
0,65 |
0,65 |
|
|
2 - 3 |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
0,70 |
Примечания: 1. В основу дифференциации грунтов положена их классификация по степени пучинистости, поскольку пучинистость грунта зависит от его склонности к водонасыщению при промерзании.
2. Приведенные данные относятся к незасоленным грунтам. При возведении земляного полотна из засоленных грунтов расчетную влажность следует повышать при средней степени засоленности на 5 %, при сильной - на 15 % и при избыточной - на 25 %.
3. В особых случаях расчетная влажность определяется специальным расчетом.
5. Расчетная влажность грунта, приведенная в табл. П. 2.2, дифференцирована в зависимости от дорожно-климатических зон и подзон по признаку примерно одинаковой влажности грунтов земляного полотна автомобильных дорог, находящихся в сходных по схеме увлажнения рабочего слоя условиях, (табл. П. 2.3), но в различных подзонах одной и той же климатической зоны. По этому признаку II дорожно-климатическая зона разделена на две подзоны - северную (II-1) и южную (II-2) с общей границей между ними, проходящей примерно через Барановичи - Рославль - Клин - Рыбинск - Котлас - Березники - Ивдель (см. табл. П. 2.1 и рис. П. 2.1.
В западных районах II - III дорожно-климатических зон, находящихся западнее линии Псков - Орел - Смоленск - Воронеж, следует учитывать влияние продолжительных зимних оттепелей и морского климата. Расчетную влажность грунтов (см. табл. П. 2.2) в этом районе следует увеличивать на (0,02 - 0,06) Wт в зависимости от продолжительности оттепелей; расчетная влажность возрастает с востока на запад (большее значение принимается для района, лежащего западнее линии Рига - Вильнюс - Минск - Харьков, меньшее - для района, находящегося восточнее этой линии).
В приморских районах расчетную влажность надо увеличивать на 5 %.
Расчетную влажность грунта земляного полотна дорог, проходящих вблизи границ дорожно-климатических зон и подзон (± 50 км), можно принимать равной промежуточному значению, между соответствующими влажностями грунтов в смежных зонах и подзонах.
6. Внутри каждой зоны отдельные участки дорог характеризуются тремя схемами увлажнения рабочего слоя земляного полотна (см. табл. П. 2.3).
Схема увлажнения рабочего слоя |
Источник увлажнения |
1 |
Атмосферные осадки |
2 |
Кратковременно стоящие (до 30 суток) поверхностные воды; атмосферные осадки |
3 |
Грунтовые или длительно (более 30 суток) стоящие поверхностные воды; атмосферные осадки |
Примечание. Условия отнесения к данному типу увлажнения указаны в табл. 13 приложения СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Схемы увлажнения рабочего слоя устанавливают при изысканиях на основании оценки условий притока и отвода воды, положения уровня грунтовых вод и их режима, а также по признакам оглеения, заболоченности и типа растительности.
7. Расчетная влажность грунта (см. табл. П. 2.2) действительна для равнинного рельефа. В предгорных и горных районах ее устанавливают по данным региональных схем дорожно-климатического районирования, разрабатываемых в дополнение к карте дорожно-климатических зон.
При отсутствии региональных схем районирования, расчетную влажность для горных (выше 1000 м) и предгорных (до 1000 м) районов увеличивают по сравнению с рекомендуемой в табл. П. 2.2 соответственно на 0,03 Wт и 0,06 Wт.
Рис. П. 2.1. Дорожно-климатические зоны СССР
8. Для отдельных, хорошо изученных регионов страны расчетная влажность (см. табл. П. 2.2) может быть откорректирована проектной организацией с учетом местных условий.
9. При расчете конструкций, для которых предусмотрены такие мероприятия как устройство монолитных оснований дорожных одежд, водонепроницаемых обочин, обеспечение безопасного расстояния от бровки земляного полотна до уреза застаивающейся воды, устройство дренажа и теплоизолирующих слоев, полностью предотвращающих промерзание земляного полотна, расчетную влажность грунта следует уменьшать на значения, указанные в табл. П. 2.4.
Конструктивное мероприятие |
Снижение расчетной влажности, доли Wо в дорожно-климатической зоне |
|||
II |
III |
IV |
V |
|
Устройство основания одежды или морозозащитных слоев на границе раздела с грунтом земляного полотна из укрепленных материалов и грунтов на основе: |
|
|
|
|
крупнообломочного грунта и песка |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
супеси |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,04 |
пылеватых песков и супесей, суглинка, зологрунтов |
0,08 |
0,08 |
0,06 |
0,05 |
Укрепление обочин (не менее чем на 2/3 их ширины): |
|
|
|
|
асфальтобетоном |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
0,02 |
щебнем (гравием) |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Дренаж с продольными трубчатыми дренами |
0,05 |
0,03 |
- |
- |
Обеспечение безопасного расстояния от уреза застаивающейся воды до бровки земляного полотна |
0,03 |
0,02 |
- |
- |
Устройство в земляном полотне прослоек из полимерных рулонных материалов |
0,05 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
Устройство теплоизолирующего слоя, предотвращающего промерзание грунта |
На величину зимнего влагонакопления (по расчету) |
|||
Грунт в рабочем слое земляного полотна в «обойме» |
До оптимального значения |
|||
Грунт, уплотненный до Ку = 1,03¸1,05, в слое на глубине 0,3 ¸ 0,5 м от низа дорожной одежды |
0,03-0,05 |
0,03-0,05 |
0,03-0,05 |
0,03-0,05 |
10. Для районов, характеризующихся влажностью грунта, не превышающей оптимальной, в расчетах используют значения влажности, определенные экспериментальным путем.
11. Деформативные и прочностные характеристики песков (кроме пылеватых и супеси легкой крупной) мало зависят от их влажности (во всяком случае, в интервале до полной влагоемкости) и, следовательно, мало изменяются в зависимости от климатических условий. Деформативные и прочностные расчетные характеристики таких грунтов принимают по табл. П. 2.5 (при Ку = 1 определенном по методу стандартного уплотнения).
Грунт |
Егр, МПа |
jгр, град |
Песок: |
|
|
крупный и гравелистый |
130 |
42 |
средней крупности |
120 |
40 |
мелкий |
100 |
38 |
барханный |
70 |
33 |
Супесь легкая крупная |
60 |
40 |
Примечание. Значение Сгр принимается равным 0,005 МПа.
Деформативные и прочностные характеристики глинистых грунтов к пылеватых песков существенно зависят от их влажности. Расчетные значения этих характеристик приведены в табл. П. 2.6.
Грунт |
Показатель |
Расчетные значения характеристик при влажности грунта, доли, Wт |
|||||||||
0,50 |
0,55 |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
0,85 |
0,90 |
0,95 |
||
Супесь |
Егр, МПа |
70 |
60 |
56 |
53 |
49 |
45 |
43 |
42 |
41 |
40 |
легкая |
jгр, град |
37 |
36 |
36 |
35 |
35 |
34 |
34 |
34 |
33 |
33 |
|
Сгр, МПа |
0,015 |
0,015 |
0,014 |
0,013 |
0,012 |
0,011 |
0,010 |
0,009 |
0,008 |
0,007 |
Песок |
Егр, МПа |
96 |
90 |
84 |
78 |
72 |
66 |
60 |
54 |
48 |
43 |
пылеватый |
jгр, град |
38 |
38 |
37 |
37 |
36 |
35 |
34 |
33 |
32 |
31 |
|
Сгр, МПа |
0,025 |
0,024 |
0,022 |
0,018 |
0,014 |
0,012 |
0,011 |
0,010 |
0,009 |
0,008 |
Суглинок |
Егр, МПа |
108 |
90 |
75 |
50 |
41 |
34 |
29 |
25 |
24 |
23 |
легкий и |
jгр, град |
32 |
27 |
24 |
21 |
18 |
15 |
13 |
11 |
10 |
9 |
тяжелый, глина |
Сгр, МПа |
0,045 |
0,036 |
0,030 |
0,024 |
0,019 |
0,015 |
0,011 |
0,009 |
0,006 |
0,004 |
Супесь |
Егр, МПа |
108 |
90 |
72 |
54 |
46 |
38 |
32 |
27 |
26 |
25 |
пылеватая, |
jгр, град |
32 |
27 |
24 |
21 |
18 |
15 |
13 |
11 |
10 |
9 |
тяжелая, пылеватая, суглинок легкий пылеватый |
Сгр, МПа |
0,045 |
0,036 |
0,030 |
0,024 |
0,016 |
0,013 |
0,010 |
0,008 |
0,005 |
0,004 |
Значения характеристик суглинка и глины даны применительно к гидрослюдистому и каолинитовому минералогическому составу глинистых частиц. Характеристики суглинков и глин монтмориллонитового состава при влажности (0,6 - 0,75) Wт, а также некоторых засоленных грунтов следует определять экспериментальным путем. При влажности выше 0,75 Wт такие грунты практически не способны сопротивляться нагрузкам, поэтому они должны быть заменены или защищены от чрезмерного увлажнения.
12. В качестве деформативных характеристик дорожно-строительных материалов при расчетах дорожных одежд используют модуль упругости Е и коэффициент Пуассона m.
Модули упругости большинства материалов определяют при испытании на полигонах, непосредственно в дорожных одеждах, а отдельных материалов - по результатам испытания образцов в лаборатории. Значение коэффициента Пуассона принимается среднее, часто встречающееся у наиболее распространенных дорожно-строительных материалов, m = 0,30.
13. Прочностными характеристиками дорожно-строительных материалов являются:
зернистых материалов, характеризующихся отсутствием прочных связей между частицами (щебеночных, гравийных, песчаных и т.п.), а также материалов, укрепленных жидкими битумами, - параметры, определяющие сопротивление сдвигу, j и С;
монолитных материалов с достаточно прочным и невосстанавливающимися связями (смесей с цементом и другими вяжущими неорганического происхождения, с вязкими битумами) - сопротивление растяжению, при изгибе Rри.
Значения параметров j, С и Rри получают в результате испытаний образцов в лаборатории или из таблиц, приведенных в настоящем приложении.
14. Деформативные и прочностные характеристики, приведенные в табл. П. 2.7 и П. 2.8, представляют собой наименьшие, часто встречающиеся значения для материалов, соответствующих нормативно-техническим требованиям.
Эти значения можно принимать в качество расчетных для наиболее распространенных условий. По мере накопления экспериментальных данных их следует уточнять и дифференцировать.
15. Модули упругости материалов, не укрепленных вяжущими, а также материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими, сравнительно мало зависят от режима нагружения - скорости возрастания нагрузки и длительности ее действия.
В табл. П. 2.5 - П. 2.8 приведены расчетные значения модулей упругости таких материалов, получаемые обычно как при статическом (длительном), так и при динамическом (кратковременном) нагружении.
Материал, класс прочности |
Расчетные значения характеристик материалов и грунтов, укрепленных вяжущим |
|
Модуль упругости, Е, МПа |
Предел прочности на растяжение при изгибе Rpи, МПа |
|
Щебень и гравий, укрепленные цементом, марок: |
|
|
75 |
1000 |
0,7 |
60 |
900 |
0,6 |
40 |
700 |
0,5 |
Крупнообломочные грунты и песчано-гравийные смеси оптимального или близкого к оптимальному составов, укрепленные комплексными вяжущими: |
|
|
I |
900-700 |
0,55-0,45 |
II |
650-500 |
0,42-0,35 |
III |
450-300 |
0,32-0,25 |
То же, укрепленные цементом: |
|
|
I |
800-50 |
0,46-0,34 |
II |
530-350 |
0,33-0,25 |
III |
320-280 |
0,22-0,20 |
To же, укрепленные активной золой уноса или гранулированным шлаком известью, фосфатными вяжущими и другими композиционными вяжущими из них с добавками ПАВ либо без них: |
|
|
I |
700-30 |
0,40-0,32 |
II |
500-30 |
0,31-0,22 |
III |
300-250 |
0,20-0,18 |
Крупнообломочные грунты и песчано-гравийные смеси неоптимального состава, пески (кроме мелких, пылеватых и одноразмерных), супесь легкая крупная, щебень малопрочных пород и отходы камнедробления, укрепленные комплексными вяжущими: |
|
|
I |
800-650 |
0,50-0,42 |
II |
600-450 |
0,40-0,32 |
III |
420-280 |
0,31-0,2,4 |
То же, укрепленные цементом: |
|
|
I |
700-500 |
0,40-0,30 |
II |
480-330 |
0,28-0,22 |
III |
300-250 |
0,19-0,18 |
To же, укрепленные активной золой уноса или гранулированным шлаком, известью, фосфатными вяжущими и другими композиционными вяжущими из них с добавками ПАВ либо без них: |
|
|
II |
450-300 |
0,25-0,17 |
III |
280-200 |
0,16-0,12 |
Пески мелкие и пылеватые, супесь легкая и пылеватая, укрепленные комплексными вяжущими: |
|
|
I |
750-600 |
0,47-0,40 |
II |
550-400 |
0,37-0,30 |
III |
380-250 |
0,28-0,22 |
То же, укрепленные цементом: |
|
|
I |
650-480 |
0,35-0,26 |
II |
450-300 |
0,25-0,16 |
III |
260-220 |
0,16-0,13 |
То же, укрепленные активной золой уноса или гранулированным шлаком, известью, фосфатными вяжущими и другими композиционными вяжущими из них с добавками ПАВ либо без них: |
|
|
II |
430-280 |
0,22-0,1.1 |
III |
280-180 |
0,08-0,07 |
Побочные продукты промышленности (каменные материалы и крупнообломочные грунты, сопутствующие рудным ископаемым: золошлаковые смеси; формовочные смеси; фосфоритные хвосты и т.п.), укрепленные комплексными вяжущими: |
|
|
I |
700-550 |
0,45-0,37 |
II |
540-350 |
0,36-0,28 |
III |
320-200 |
0,26-0,12 |
То же, укрепленные цементом: |
|
|
I |
600-420 |
0,30-0,22 |
II |
400-250 |
0,20-0,14 |
III |
220-180 |
0,12-0,09 |
To же, укрепленные активной золой уноса или гранулированным шлаком, известью, фосфатными вяжущими, другими композиционными вяжущими из них с добавками ПАВ либо без них: |
|
|
II |
350-220 |
0,15-0,08 |
III |
200-130 |
0,08-0,06 |
Супеси тяжелые, пылеватые, суглинки легкие, укрепленные комплексными вяжущими: |
|
|
I |
600-500 |
0,40-0,35 |
II |
450-300 |
0,32-0,25 |
III |
280-150 |
0,24-0,10 |
То же, укрепленные неорганическими вяжущими - цементом, золой уноса или гранулированным шлаком: |
|
|
I |
500-350 |
0,22-0,16 |
II |
350-230 |
0,16-0,12 |
III |
200-120 |
0,09-0,07 |
Суглинки тяжелые пылеватые, глины песчанистые и пылеватые, укрепленные неорганическими и комплексными вяжущими: |
|
|
II |
330-200 |
0,12-0,08 |
III |
180-80 |
0,08-0,05 |
Материал |
Расчетные значения характеристик естественных материалов и грунтов, укрепленных на дороге |
Примечание |
||
jград |
С, МПа |
Е, МПа |
||
Щебень фракционированный 1 - 3 классов прочности, уложенный по способу заклинки, из прочных осадочных и изверженных пород |
- |
- |
350-450 400-350 |
- |
Фракционный щебень, укрепленный цементопесчаной смесью по способу пропитки |
- |
- |
500 |
- |
Шлак 1 - 4 классов прочности, однородный по качеству, с подобранным зерновым (гранулометрическим) составом: |
|
|
|
Большие значения при устойчивой структуре шлака |
активный |
- |
- |
350-450 |
|
малоактивный |
- |
- |
200¾300 |
|
Рядовой шлаковый щебень |
- |
- |
150-200 |
- |
Каменная мостовая и пакеляж |
|
|
400-500 |
|
Грунт, укрепленный жидким битумом |
|
|
|
|
Супесь непылеватая |
25-35 |
0,02-0,035 |
150-00 |
Большие значения при смешении в установке и при применении битумной эмульсии |
Суглинок, супесь пылеватая |
15-25 |
0,02-0,035 |
80-150 |
|
Песчано-гравийные смеси № 1, 2, 4 (по ГОСТ 25607-83) |
45 |
0,02 |
180 |
Показатели С и Е при остаточной пустотности уплотненного |
Песок: |
|
|
|
песка (%) 26 < п < 32 |
крупный и гравелистый |
43 |
0,008 |
130 |
- снижаются на 20 %, |
средней крупности |
40 |
0,006 |
120 |
а при п > 32 - на 40 % |
мелкий |
38 |
0,005 |
100 |
|
16. Расчетные значения характеристик неукрепленных малопрочных каменных материалов устанавливают по рис. П. 2.2.
К малопрочным каменным материалам относятся гравий, щебень, гравийные, щебеночные и гравийно (щебеночно) - песчаные смеси, в которых содержится (или может образоваться в процессе строительства и эксплуатации основания) избыточное по сравнению с нормируемым количество мелких частиц с Jр < 7. Предусматривается применение природных или искусственно составленных смесей с содержанием зерен гравия (щебня) крупнее 5 мм не менее 20 %, щебня из осадочных пород марок по дробимости 400; 300 и 200, щебня из изверженных и метаморфических пород марки по дробимости 600, дресвы, опоки, грунтощебня и др.
Упругодеформативные и прочностные свойства малопрочных материалов зависят в основном от процентного содержания в смеси и пластичности фракций размером мельче 0,63 мм; для щебня число пластичности этих фракций определяется после его стандартного испытания на дробимость или износ.
17. Расчетные характеристики слоев из щебеночных смесей и щебня для дорог во II - III дорожно-климатических зонах устанавливают по рис. П. 2.2; для дорог в IV - V дорожно-климатических зонах эти значения следует увеличивать на 25 %.
Расчетные характеристики из гравийных и песчано-гравийных смесей для дорог в IV - V дорожно-климатических зонах устанавливают по графику рис. П. 2.2; для дорог во II - III дорожно-климатических зонах эти значения следует уменьшать на 30 %.
18. Расчетные модули упругости слоев основания и асфальтобетона, не вошедшие в таблицы настоящего приложения, а также их расчетные сопротивления растяжению при изгибе принимаются по приложению 9 СНиП 2.05.08-85.
Рис. П. 2.2. Зависимость расчетных характеристик малопрочных каменных материалов от содержания в них частиц мельче 0,63 мм или показателя дробимости малопрочного щебня (цифры у кривых - число пластичности частиц мельче 0,63 мм)
Таблица П. 2.9
Асфальтобетон |
Марка битума |
Характеристика при расчете верхнего слоя асфальтобетона |
|
Модуль упругости Eа, МПа |
Среднее сопротивление растяжению при изгибе Rd, МПа |
||
Плотный I - II |
БНД 40/60 |
6000 |
3,2 |
марок |
БНД 60/90 |
4500 |
2,8 |
|
БНД 90/130 |
3600 |
2,4 |
|
БНД 130/200 |
2600 |
2,0 |
|
БНД 200/300 |
2000 |
1,8 |
|
БГ 70/130 |
1700 |
1,7 |
|
СГ 130/200 |
1500 |
1,6 |
Пористый |
БНД 40/60 |
3600 |
1,8 |
|
БНД 60/90 |
2800 |
1,6 |
|
БНД 90/130 |
2200 |
1,4 |
|
БНД 130/200 |
1800 |
1,2 |
|
БНД 200/300 |
1400 |
1,1 |
Вид асфальтобетонной смеси |
Характеристика асфальтобетона для расчета на сдвиг |
|
Комплексный коэффициент К |
Сцепление Сгр, МПа |
|
Крупнозернистая |
1,6 |
0,30/0,27 |
Мелкозернистая |
1,1 |
0,20/0,17 |
Песчаная |
0,9 |
0,15/0,13 |
Примечание. В числителе - для горючих смесей на вязких битумах (40/130), в знаменателе - для смесей с битумами марок 130/300.
Административный район |
Расчетная амплитуда колебаний температуры, t за сутки на поверхности покрытия |
|
цементобетонного Бп |
асфальтобетонного Ап |
|
Мурманская обл., Ненецкий нац. округ |
10,5 |
11,5 |
Архангельская, Ленинградская, Псковская, Н. Городская, Кировская, Костромская, Ярославская, Камчатская области, Коми и Карельская АССР |
12,0 |
13,0 |
Новгородская, Вологодская, Пермская, Тверская, Калининградская, Московская, Смоленская, Брянская, Тульская, Орловская, Ульяновская, Магаданская области, Марийская, Мордовская, Чувашская, Башкирская АССР, Хабаровский край. |
14,0 |
15,0 |
Калужская, Рязанская, Курская, Белгородская, Воронежская, Тамбовская, Пензенская, Саратовская, Татарстан, Свердловская, Челябинская, Томская области, Бурятская, Якутская АССР (южная часть), Приморский край., Белорусская ССР |
14,5 |
15,5 |
Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская, Курганская, Омская, Кемеровская, Иркутская, Амурская, Сахалинская области, Северо-Осетинская, Дагестанская АССР, Красноярский, Алтайский край, Украинская ССР |
15,5 |
16,5 |
Читинская обл., Краснодарский, Ставропольский край, Чечено-Ингушская АССР, республики Закавказья, Средней Азии, ССР Молдова |
16,5 |
17,5 |
Горно-Алтайский АО |
18,0 |
19,5 |
Географическая широта местности (град. сев. ш) |
Исходная расчетная температура бетона, (Тисх, °С) при укладке |
Максимальная расчетная температура бетона (на глубине 10 см), Тмах, °С |
|
в апреле |
в мае |
||
56 (г. Москва) |
18,0 |
32,5 |
48,0 |
53 (г. Самара) |
19,5 |
39,0 |
48,5 |
49 (г. Волгоград) |
25,5 |
45,0 |
53,0 |
42 (г. Ташкент) |
39,0 |
55,5 |
65,0 |
Рис. П. 2.3. Зависимость коэффициента усталости асфальтобетона. Куа от суточной интенсивности движения Nc
Эквивалентный модуль упругости основания Еэо определяется по формуле
где ; i - номер рассматриваемого слоя дорожной одежды, считая сверху вниз; hi - толщина 1-го слоя, см; - общий модуль упругости полупространства, подстилающего i-й слой, МПа; Еi - модуль упругости материала i-го слоя, МПа; Д - диаметр отпечатка колеса или площадки силового контактирования верхнего слоя с нижележащим; принимается Д = 50 см; для сборного покрытия Д = 2а + h или Д = 2в + h.
Для основания, работающего на изгиб (бетон, цементогрунт),
где Дш - условный диаметр штампа, применяемый при определении модуля упругости грунта, см; Дш=50 см.
Пример 1
Требуется запроектировать дорожную одежду с монолитным цементобетонным покрытием на магистральной дороге общегосударственного значения.
Исходные данные:
ширина проезжей части для движения в одном направлении - 7,5 м;
ширина земляного полотна (с учетом обочин) - 15 м;
расчетный срок службы покрытия - 25 лет;
расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;
давление в шинах - 0,6 МПа;
интенсивность движения ед./сут в первый год службы характеризуется следующими данными:
ГАЗ-53А ............. 1080
ЗИЛ-180 ............... 950
МАЗ-500А ......... 1040
КамАЗ-5511 ........ 900
Икарус-250 ......... 500
показатель ежегодного роста интенсивности движения q = 1,05;
дорожно-климатическая зона - II-1;
схема увлажнения рабочего слоя - 2;
грунт земляного полотна - суглинок легкий пылеватый;
глубина промерзания - 1,5 м;
глубина залегания уровня грунтовых вод - 1,8 м;
коэффициент фильтрации дренирующего материала (песка) Кф = 3 м/сут;
материал покрытия - бетон класса Ввtв 4,4;
материал основания - песок, укрепленный цементом, нижний слой - песок среднезернистый;
расчетная влажность грунта Wр = 0,85 Wт;
Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожных одежд
Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:
1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:
для вычисленной ниже интенсивности движения (1458 ед./сут) вероятность предельного состояния уровень (надежности) 0,95; коэффициент прочности Кпр = 1,00;
2) расчетный модуль упругости грунта по табл. П. 2.6:
для суглинка легкого пылеватого при Wp = 0,85 Wт Егр = 27 МПа;
3) расчетные характеристики сопротивления грунта сдвигу по табл. П. 2.6:
для суглинка легкого пылеватого jгр = 11°; Сгр = 0,008 МПа:
4) коэффициенты А1, А2 и А3, учитывающие сопротивление грунта сдвигу по табл. 8 Норм:
при j = 11° А1 = 0,2; А2 = 1,9; А3 = 4,4;
5) плотность грунта j = 1,9 т/м3;
6) модуль упругости материала верхнего слоя основания (песок, укрепленный цементом) по табл. П. 2.7:
для песков (кроме мелких пылеватых и одноразмерных), укрепленных. цементом, 1 класса прочности (Rс7,5) Eц/гp = 600 МПа;
7) модуль упругости песчаного слоя основания по табл. П. 2.5
для песка среднезернистого Еп = 120 МПа;
8) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П. 2.8:
угол внутреннего трения jп = 40°, сцепление С = 0,006 МПа;
9) коэффициент Код виброползучести материала основания по табл. 10 Норм:
для цементогрунта на песке (ho = 16 см) Код = 1,5, когда стыки не работают; Код = 1,1, когда стыки работают;
10) коэффициент виброползучести песка Код по табл. 9 Норм:
для песчаного основания Кодп = 5,7, когда стыки не работают; Кодп = 1,6, когда стыки работают;
11) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П. 1.4:
для бетона класса Bвtв 4,4 Rpи 55, Е = 36000 МПа;
12) характеристики для расчета конструкций на морозоустойчивость:
а) морозное допустимое поднятие одежды:
для цементобетонных покрытий с условиями эксплуатации по 1-й расчетной схеме допустимая величина общего приподнятия от выпучивания 3 см;
б) климатический показатель ао по ВСН 46-83 (рис. 4.4) ао = 90 см2 (сут. г. Тверь);
в) показатель пучинистости грунта В¢ по ВСН 46-83 (табл. 4.2):
для суглинка тяжелого пылеватого В¢ = 4,5 см3/сут.
Определение расчетной интенсивности нагрузки
Так как задана интенсивность движения автомобилей различных марок с нагрузкой на ось Рi, то сначала число воздействий заданных автомобилей приводим к числу воздействия расчетных нагрузок:
1) по формуле (5) Норм находим коэффициент приведения i-го автомобиля с нагрузкой Pi (по ВСН 46-83) к нормативной нагрузке Р = 50 кН:
ГАЗ-53 A - Ki = (28,0/50,0)4,64 = 0,07;
ЗИЛ-130 - Кi = (34,8/50,0)4,64 = 0,19;
МАЗ-500А - Кi = (50,0/50,0)4,64 = 1,0;
КамАЗ-5511 - Кi = l,05 (по ВСН 46-83);
Икарус-250 - Кi = (47,9/50,0)4,64 = 0,82;
2) по табл. 6. Норм для двух полос движения fпол = 0,55;
3) по формуле (4) Норм находим интенсивность движения Nпp, приведенную к расчетной нагрузке:
Nпp = 0,55 (0,07 × 1080 + 0,19 × 950 + 1,0 × 1040 + 1,05 × 900 + 0,82 × 500) = 1458 ед./сут;
4) по формуле (3) определяем расчетную повторность нагружения при Т = 25 лет; nc = 210 сут; q = 1,05:
.
Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозоустойчивость
Так как грунт земляного полотна (суглинок тяжелый пылеватый) является очень пучинистым по ВСН 46-83 (табл. 30); глубина промерзания конструкции 1,5 м, что меньше 0,6 м и толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, то расчет выполняем согласно разделу 4 ВСН 46-83.
По ВСН 46-83 (прил. 9, табл. 32) определяем эквиваленты теплотехнических свойств материалов по отношению к уплотненному щебню:
Ец/б=1,03; Ец/гр=1,00; Eп=0,98.
Кроме того, для расчета необходимы следующие данные:
z - расчетная глубина промерзания z = 150 см;
z1 - толщина стабильных слоев дорожной одежды z1 = 73 см;
Н - расчетная глубина залегания УГВ Н = 180 см;
В' - комплексная характеристика грунта по степени пучинистости, В¢ = 4,5 см3/сут;
ао - климатический показатель, ао = 90 см2/сут.
Определяем отношения:
z1/z = 73/150 = 0,49; z/Н = 150/180 = 0,83.
По ВСН 46-83 (рис. 4.2) , отсюда см.
Известно, что конструкция достаточно морозоустойчива, если удовлетворяется условие:
(lпуч + lмз) < lдоп,
где lпуч - расчетное (ожидаемое) пучение грунта, земляного полотна; lмз - расчетное пучение морозозащитного слоя; lдоп - допустимое зимнее выпучивание покрытия.
Поскольку для устройства морозозащитного слоя применяется среднезернистый песок, то согласно ВСН 46-83 lмз = 0. Отсюда lпуч + lмз = 2,70 + 0 = 2,70 см < 3,0 см, т. е. условие конструкции на морозоустойчивость выполняется.
Расчет необходимой толщины дренирующего слоя
По формуле (62) Норм находим толщину дренирующего слоя:
hф = 0,1(1 + Lф/Кф).
Согласно исходным данным ширина земляного полотна 15 м, Кф = 3 м/сут. Тогда Lф = 15/2 = 7,5 м и hф = 0,1 (1 + 7,5/3) = 0,35 м. Принимаем толщину дренирующего слоя равной 35 см.
Назначение конструкции дорожной одежды
Назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:
покрытие - цементобетон класса Ввtв 4,4; Е = 360000 МПа;
основание - песок, укрепленный цементом 1 класса прочности (Rс 7,5);
Ео = 600 МПа; ho = l6 см;
нижний слой основания - песок среднезернистый;
Еп = 120 МПа; hn = 35 см.
Конструкции швов принимаем в соответствии с рис. 3 Норм. Согласно п. 2.11 Норм поперечные швы устраивают без штырей, при температуре бетонирования более 10 °С швы расширения в данной конструкции допускается не устраивать.
В соответствии с п. 2.7 Норм lсж = 25 h = 5,5 м.
Определение эквивалентного модуля упругости
1. На уровне дренажного слоя песка:
При Егр = 27 МПа; Еп = 120 МПа; hп = 35 см; Д = 50 см, по формуле (2) прил. 2.
см.
2. На уровне слоя цементогрунта:
При Ец/гр = 600 МПа; Ео = 51,25 МПа; hц/гp = 16 см; Д = 50 см.
.
Определение расчетной прочности бетона
По формуле (2) прил. 1 при Npt = 14613113 циклов нагружения
.
Определение толщины покрытия
1) по формуле (1) Норм определяем расчетную нагрузку
Р = 50 × 1,3 = 65 кН;
2) по формуле (10) определяем радиус отпечатка колеса при qш = 0,6 МПа:
см;
3) для нескольких значений h определяем: lу - по формуле (11) Норм; Кt - по табл. 7 Норм; sрt - по формуле (9); Ку - по формуле
,
Значения указанных величин приведены в табл. П. 3.1.
Таблица П. 3.1
Значение h, см |
lу, см |
Кt |
sрt, МПа |
Ку |
20 |
80,71 |
0,85 |
2,22 |
0,42 |
22 |
88,78 |
0,80 |
2,01 |
0,38 |
24 |
96,85 |
0,73 |
1,95 |
0,37 |
4) Строим график зависимости Кy = f(h);
с помощью этого графика определяем значение h = 22 см, соответствующее требуемому значению Ку = 0,38.
Расчет по сдвигу в грунте земляного полотна
По табл. 10 Норм находим Ер = 1700 МПа.
Расчет производится в соответствии с п. 3.36 - 3.42 ВСН 46-83:
1) по формуле (3.12)
;
2) Еcp/Егр = 701,4/27 = 25,96;
3)
4) по номограмме 3.6 (ВСН 46-83) при j = 11°
= 0,0115;
5) по номограмме 3.7 (ВСН 46-83) при j = 11°
tв = 0,001 МПа;
6) по формуле (3.14)
Тдоп = 0,011506 + 0,001 = 0,0079 МПа;
7) по формуле (3.13)
Тдоп = 0,008 × 0,6 × 0,73 × 1,5 = 0,0053 МПа;
8) Тдоп/Т = 0,0053/0,0079 = 0,67.
Рассчитываем промежуточный слой (песка) из слабосвязного материала на устойчивость против сдвига (по ВСН 46-83):
1) по формуле (3.12)
Еср = (1700 × 22 + 600 × 16)/38 = 1236,8 МПа;
Ер = 1700 МПа, ho = 22 см;
Ец/гр = 600 МПа, ho = 16 см;
Еп = 120 МПа, ho = 35 см;
С = 0,006 МПа, j = 40°;
Егр = 27 МПа;
С = 0,008 МПа, j = 11°;
2) Е1/Е2 = Еср/Есл = 1236,8/120 = 10,31;
3)
4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 40°;
5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 40°
tв = -0,0026 МПа;
6) по формуле (3.14)
Т = 0,014 × 0,6 + (-0,0026) = 0,0058 МПа;
7) по формуле (3.13)
Тдоп = 0,006 × 0,673 × 6,0 = 0,016 МПа;
8) Тдоп = 0,016/0,0058 = 2,76.
Определение ожидаемых пластических деформаций основания под поперечными швами
1. Рассчитываем полудлину и полуширину отпечатка колеса, отнесенного к нейтральной оси плиты по формуле (35) Норм:
а = 0,87R + 0,5h = 27,1 см;
â = l,15R + 0,5h+0,5в1 = 38,5 см;
2. Определяем расчетную длину и ширину эпюр отпора основания:
по формуле (32) Lцх = 2,5lху + а = 253,1 см;
по формуле (33) Lцу = 2,5lцу + в = 264,5 см;
по формуле (34) Lx = 0,7 Lцх = 177,2 см., Lту =0,7 Lцу = 185,1 см.
3. Вычисляем расчетное давление под углом плиты на уровне низа слоя основания по формуле (53) Норм:
4. Определяем коэффициенты, учитывающие площадки нагружения по формуле (57) Норм:
;
;
.
5. Рассчитываем допустимые напряжения на уровне низа основания по формуле (56) Норм:
qдоп = 1,3 (0,739 × 0,2 × 1,85 × 1,9 + 2,567 × 1,9 (0,22 + 0,16) l,9 + 1,313 × 4,3 × 0,8)/(1,1 × 100) = 0,101 МПа.
Поскольку qрасч < qдоп условие устойчивости основания против сдвига выполняется.
6. По формуле (60) определяем Kq:
7. По формуле (58) при E1о = 85,6 МПа, Npt = 14613113 циклов, Кq = 0,085 и Lту = 158,1 см определяем wуст, если стыки (штыри):
работают (Кq = 1,1 : mст = 0,7):
см;
не работают (Кq = 1,5 : mст = 1):
см.
Пример 2
Требуется запроектировать дорожную одежду с цементобетонным покрытием на местной дороге.
Исходные данные:
дорога имеет две полосы движения шириной по 3 м;
ширина земляного полотна - 10 м;
расчетный срок службы - 25 лет;
расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;
общая суточная интенсивность движения расчетной нагрузки по проектируемой дороге на конец срока ее службы - 500 ед./сут различных марок на полосу;
схема увлажнения рабочего слоя - 1;
грунт земляного полотна - супесь легкая;
расчетная влажность Wp = 0,60Wт;
глубина промерзания - 0,5 м;
дорожно-климатическая зона - IV;
материал для покрытия - бетон класса Ввtв 3,6;
материал основания - песок среднезернистый: коэффициент фильтрации - 6 м/сут.
Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожной одежды.
Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:
1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:
для заданной интенсивности движения уровень надежности 0,80; Кпр = 0,87;
2) расчетный модуль упругости грунта по табл. П. 2.6 для супеси легкой при Wp = 0,60Wт, Егр = 56 МПа;
3) расчетные характеристики сопротивления грунта сдвигу по табл. П. 2.6 для супеси легкой jгр = 36°, Сгр = 0,014 МПа;
4) коэффициенты А1, A2, А3, сопротивления сдвигу по табл. 8 Норм:
при j = 36° A1 = 1,81, А2 = 8,25, А3 = 9,98;
при j = 40° A1 = 2,46, А2 = 10,84, А3 = 11,74;
5) плотность грунта у = 1,9 т/м;
6) модуль упругости материала верхнего слоя основания (песок среднезернистый) по табл. П. 2.5.
Еп = 120 МПа.
7) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П. 2.8: угол внутреннего трения jп = 40°, сцепление С = 0,006 МПа;
8) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П. 1.4: для бетона класса Bвtв 3,6 марки Rри 4,5 Е = 32000 МПа;
9) по табл. 9 Норм коэффициент Код виброползучести материала основания: для песчаного основания Код = 5,7, когда стыки не работают, Код = 1,6, когда они работают.
Определение расчетной повторности нагружения
Так как общая интенсивность движения расчетной нагрузки на полосу на конец срока ее службы - 500 ед./сут, находим интенсивность движения в первый год:
Nî = 500/(1‑0,05)25 = 148 ед. /сут.
по формуле (3) определяем расчетную повторность нагружения:
Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозоустойчивость
Глубина промерзания конструкции 0,5 м, что меньше 0,6 м, поэтому расчет дорожной одежды на морозоустойчивость не производится.
Расчет необходимой толщины дренирующего слоя.
По формуле (62) Норм находим толщину дренирующего слоя:
Согласно исходным данным ширина земляного полотна 10 м
Lф = 10/2 = 5 м; Кф = 6 м/сут, тогда hф = 0,1(1 + 5/6) = 0,18 м.
Принимаем толщину дренирующего слоя равной 20 см.
Назначение конструкции дорожной одежды
Назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:
покрытие - цементобетон класса Ввtв 3,6; Eб = 32000 МПа;
основание - песок среднезернистый; Еп = 120 МПа; hп = 30 см.
Определение эквивалентного модуля упругости на поверхности основания
По формуле (2) прил. 2 при hп = 20 см; Eп = 120 МПа; Eгр = 56 МПа рассчитываем hэ
hэ = 2 × 20 = 28,4 см.
По формуле (1) прил. 2 при Д = 50 см определяем
Определение расчетной прочности бетона
По формуле (2) прил. 1 при Npt = 296690 находим Kу = 1,08 ´ 296690-0б063 = 0,49.
По формуле (1) прил. 1 при Кнп = 1,2 и Ку = 0,47 определяем
.
Определение толщины покрытия
Для нескольких толщин h покрытия определяем: lу - по формуле (11), sрt - по формуле (9), Кt - по табл. 7, Ку - по формуле , значения которых приведены в табл. П. 3.2.
Строим график зависимости Ку = f(h), с помощью которого находим значение h = 18,5 см, соответствующее требуемому Ку = 0,49.
По формуле (1) Норм определяем расчетную нагрузку:
р = 50×1,3 = 65кН.
Таблица П. 3.2
Значения h, см |
Lу, см |
. МПа |
Кt |
Ку |
.14 |
59,25 |
3,46 |
0,95 |
0,70 |
16 |
67,71 |
2,87 |
0,94 |
0,58 |
18 |
76,18 |
2,54 |
0,89 |
0,51 |
20 |
84,64 |
2,30 |
0,84 |
0,46 |
24 |
101,57 |
2,05 |
0,71 |
0,41 |
По формуле (10) Норм находим радиус отпечатка колеса при qш = 0,6 МПа:
Расчет по сдвигу в грунте земляного полотна По табл. 10 Норм находим Ер = 1600 МПа.
Расчет производим в соответствии с пп. 3.36 - 3.42 ВСН 46-83:
1) по формуле (3.12)
Еср = (18,5×1600+20×120)/38,5 = 831 МПа;
Eр = 1600 МПа, ho = 18,5 см;
Е = 120 МПа, ho = 20 см;
j = 40°, С = 0,006 МПа;
Егр = 56 МПа;
j =36°, С = 0,014 МПа,
2) Е/Е = 831/56 = 14,8;
3)
4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 36°,
5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 36°,
6) по формуле (3.14) Т = 0,013×0,6 - 0,002 = 0,0058 МПа;
7) по формуле (3.13) Тдоп = 0,014×0,6×1,25×1,5 = 0,016 МПа;
8) Тдоп/Т = 0,016/0,0058 = 2,76.
Расчет промежуточного слоя (песка) из слабосвязного материала на устойчивость против сдвига
1) Еср = Ер = 1600 МПа;
2) Е1/ Е2 = Еср/ Есл = 1600/120 = 13,33;
3)
4) по номограмме рис. 3.5 (ВСН 46-83) при j = 40°, = 0,032;
5) по номограмме рис. 3.7 (ВСН 46-83) при j = 40°, = ‑0,0013 МПа;
6) по формуле (3.14) Т = 0,032×0,6 ‑ 0,0013 = 0,0179 МПа;
7) по формуле (3.13) Тдоп = 0,006×0,6×1,25×6,0 = 0,027 МПа;
8) Тдоп/Т = 0,027/0,0179 = 1,51.
Определение ожидаемых пластических деформаций основания под поперечными швами (расчет уступов)
1. Определяем полудлину и полуширину отпечатка колеса, отнесенного к нейтральной оси плиты, по формулам (35) Норм:
a = 0,87R +0,5h = 25,3см;
в = 1,15R +0,5h = 36,7см.
2. Находим расчетную длину и ширину эпюр отпора основания: по формуле (32)
по формуле (33)
+ 36,7 = 236,0 см;
по формулам (34)
3. Определяем расчетное давление на основание по формуле (53) Норм:
4. Рассчитываем коэффициенты, учитывающие размеры площадки нагружения по формуле (57) Норм:
;
;
.
5. Определяем допустимые напряжения на поверхности песчаного основания по формуле (56) Норм
qдоп = 1,3(0,737×1,81×1,652×1,9+2,576×8,25 (0,185+0,2)×1,9+ 1,315×9,98×0,6)/(1,1×100) = 0,326 МПа.
Поскольку qрасч < qдoп, условие устойчивости основания против сдвига выполняется.
6. Определяем допустимые напряжения на поверхности грунта земляного полотна (т.е. под слоем песка толщиной 20 см);
qрасч = 0,0405 МПа;
qдoп = 1,3/1.1 (0,734×1,81×1,683×1,9+2,59×8,25 (0,17+0,2)×1,9+ 1,32×9,98×1,4) = 0,432 МПа.
Условие устойчивости против сдвига выполняется.
7. Находим величину ожидаемых пластических деформаций основания в местах поперечных швов по формулам (58) Норм:
когда штыревые соединения работают при Еo = 66,7 МПа, Кд = 1,6,
Р = 65 кН, тст = 0,7,
когда штыревые соединения не работают, при Кд = 5,7 и
тст = 1, и N = 296690 циклов:
12. Определяем длину плит (расстояния между швами сжатия по формуле (12) Норм при = 2,96 МПа, В = 150 см:
R = 18,6 см, h = 17 см, Кс = 1:
13. Находим диаметр штырей в швах сжатия:
по формуле (21) при wшт = 1,5 мм, wпа = 5 мм и Р = 65 кН:
= 41 кН;
по формуле (20) при Ad = 3, Rи = 8×3,6 = 28,8 МПа, Кd = 075, п = 2 и Ршт = 41 кН:
Длина штырей равна 20 × 1,5 + 5,0 = 35 см.
Пример 3
Требуется запроектировать дорожную одежду с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании.
Исходные данные:
дорога имеет две полосы движения по 3,5 м при ширине обочины 5 м;
расчетный срок службы покрытия - 15 лет;
расчетная нагрузка на дорожную одежду Рк = 50 кН;
интенсивность движения расчетной нагрузки на полосу в конце срока эксплуатации дорожной одежды - 1000 ед./сут;
дорожно-климатическая зона - III;
схема увлажнения рабочего слоя - I;
грунт земляного полотна - песок мелкий;
материал покрытия - асфальтобетон на основе БНД 60/90;
материал основания - бетон класса Bвtв 2,8 (Рри 35).
Глубина промерзания и уровень залегания грунтовых вод значения не имеют, так как расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется.
Назначение расчетных характеристик грунтов и материалов дорожной одежды
Для проведения расчетов назначаем следующие показатели:
1) требуемый уровень надежности и соответствующий ему коэффициент прочности по табл. 5 Норм:
для заданной интенсивности расчетной нагрузки уровень надежности 0,90: Кпр = 0,94;
2) модуль упругости грунта по табл. П. 2.10:
для песка мелкозернистого Еп = 100 МПа;
3) характеристики сопротивления сдвигу песчаного слоя по табл. П. 2.10:
угол внутреннего трения j = 38°, сцепление Сп = 0,005 МПа;
4) модуль упругости и сопротивление растяжению при изгибе бетона по табл. П. 1.4.
для бетона Bввt 2,8, Рри 35 МПа, Е = 28000 МПа;
по табл. П. 2.8 Еа = 4500 МПа; Rd = 2,8 МПа.
Определение необходимости проведения расчета конструкции на морозное воздействие
Расчета конструкции на морозоустойчивость не требуется.
Расчет необходимой толщины дренирующего слоя
Расчет не производится, так как грунт земляного полотна - песок мелкозернистый.
Назначение конструкции дорожной одежды
Согласно табл. 3 Норм для интенсивности 1000 ед./сут назначаем следующую конструкцию дорожной одежды:
покрытие - асфальтобетон на основе БНД 60/90; Еа = 4500 МПа; ha = 13,5 см;
основание - цементобетон класса Bвtв 2,8, Ец/б = 28000 МПа; hц/б = 16 см.
Согласно пп. 2.16 и 2.18 длину плит назначаем равной 15 м; продольный шов не устраиваем; поперечные швы устраиваем без штырей.
Проверка расчетом необходимости и достаточности выбранной толщины асфальтобетонного покрытия
По формуле (23) Норм определяем Rd.
По рис. П. 2.3 для Nc = 1000 ед./сут находим Куа = 1.
По формуле (1) вычисляем расчетную нагрузку:
р = рк×тд = 50×1,3 = 65 кН.
По табл. П. 2.10 для мелкозернистого асфальтобетона находим Са = 0,2 МПа.
Тогда
При Са = 0 2,8×1,0 > 0,23.
Таким образом, условие прочности для покрытия дорожной одежды выполняется.
Проверка расчетом необходимости и достаточности толщины слоя основания
По формуле (25) Норм определяем эквивалентную толщину слоя:
По формуле (11) Норм рассчитываем упругую характеристику;
По формуле (9) Норм определяем напряжения, возникающие от нагрузки:
при Км = 1
По табл. П. 2.11 для III дорожно-климатической зоны (Курская обл.) находим Ап = 15,5.
Согласно п. 3.19 Норм w = 0,26 рад/ч; аta = 0,002 м3/ч; аtб = 0,004 м3/ч.
По формуле (27) Норм определяем Dtб:
°С.
По формуле (26) Норм вычисляем напряжения от перепада температуры по толщине нижнего слоя:
Находим интенсивность движения расчетных автомобилей в 1-й год:
Nо =N/(1 + q)Т = 1000/(1,0515) = 481 ед./сут.
По формуле (3) Норм определяем расчетную повторность нагружений:
По формуле (2) прил. 1 вычисляем коэффициент усталости Ку = 1,08×2179651-0,063 = 0,43.
По формуле (1) прил. 1 находим:
По формуле (24) и с учетом данных табл. 5 Норм
= 0,97.
Таким образом, условие прочности для нижнего слоя выполнено.
Пример 4
Требуется запроектировать дорожную одежду со сборным железобетонным покрытием из предварительно-напряженных плит размером 0,14´2´6 м.
Плита рассчитывается как типовая, с учетом возможности ее работы на первой стадии при двухстадийном строительстве, т.е. на земляном полотне из мелкого песка, модуль упругости которого с учетом пластических деформаций (см. п. 3.23) на первой стадии равен 37 МПа, а на второй, после укладки укрепленного слоя основания - 100 МПа (для Западной Сибири).
Нормативную нагрузку принимаем 65 кН на колесо, расчетную Р = 65×1,25×1,25 = 103 кН; давление в шинах qш = 0,5 МПа, расстояние между спаренными колесами в1 = 15 см; расчетную повторность нагружения для типовых плит - 2000 авт./сут, для дорожной одежды - 1000 авт./сут.
Марка бетона плиты 350 (класс В30). Согласно СНиП 2.03.01-84 Е = 29×103 МПа, расчетная прочность на сжатие МПа, расчетная прочность на растяжение при изгибе МПа.
В продольном направлении применяется арматура Æ 14, А - IV, Е = 190×103 МПа, расчетная прочность Rs,ser = 600 МПа; в поперечном направлении применяется арматура Æ 5, Вр - I, Е = 170×103 МПа, Rs,ser = 405 МПа. Предварительное напряжение ssp = Rs,ser - 30 - = 510 МПа. Потери предварительного напряжения sпт = 100 МПа.
Определение количества арматуры в плите
Для определения количества арматуры рассматриваем работу плиты на первой стадии - до появления в бетоне узких «железобетонных» трещин - и на второй стадии - после появления этих трещин.
На первой стадии модуль упругости плиты равен модулю упругости бетона, на второй - определяется по степени раскрытия трещин по формуле (31) Норм. Первоначально задаемся удельным сечением арматуры fа высотой сжатой зоны х1.
Для продольного направления (для 5 Æ 14) fа,х = 0,0385, x1 = аo = 4 см и для поперечного fа,у = 0,0093 см2, х1 = 3 см и аo = 5 см.
Для продольного направления
МПа.
Для поперечного направления
МПа.
По формулам (35) определяем полуширину и полудлину отпечатков колеса а = 29 см и в = 29 см.
По формулам (32) - (34) определяем , , , .
Для первой стадии
= 206 см;
см; см;
для второй стадии
см; см; см; см.
Определяем изгибающие моменты на первой стадии (m = 0,17) по формулам (36), (37) и (40) в центре плиты с учетом пластических деформаций основания под краями плит:
в продольном направлении
в поперечном направлении
.
В продольном направлении в центре плиты с учетом работы ненагруженных краевых полос плит по формуле (44) находим:
;
на продольном краю плит по формуле (38) (Ly + a не более 2В)
;
на поперечном краю в поперечном направлении - . Определяем изгибающие моменты на второй стадии:
= 19,4 кН; = 4,38 кН; 34,7 кН; 9,04 кН.
Изгибающий момент от монтажных нагрузок при а1 = 50 см и l = 500 см вычисляем по формуле (46) Норм:
кН.
Определяем количество арматуры на первой стадии. Бетон выдерживает на изгиб Мб = 8,49 кН, поэтому в поперечном направлении армирование (кроме торцов) не требуется.
Для продольного направления находим площадь поперечного сечения арматуры:
,
где s¢пр - предварительное напряжение, равномерное по толщине плиты, от напряженной арматуры верхней зоны; для арматуры 5 Æ 14, A- IV s¢пр = 1,237 МПа.
При знакопеременной нагрузке z = 6 см fa = 6,4 см2 (4,2 Æ 14, A-IV).
На второй стадии без учета арматуры верхней зоны
При z = 6 см.
Fа = 12,48 см2 (8,1 Æ 14, A-IV).
С учетом арматуры верхней зоны при симметричном армировании
,
где
;
при а¢o = ao = 4 см, кН, Rв = 17,3 МПа, х¢ = 1,2 см, fa = 6,45 см2 (4,2 Æ 14, A-IV).
При действии монтажных нагрузок изгибающий момент не выше, чем , поэтому отдельно его не рассматриваем.
Определяем количество поперечной арматуры, исходя из второй стадии работы плиты.
В центральной части по длине плиты
,
где а¢o = ao = 5 см; x1 = 1 см (от верха плиты), см2 (27 Æ 5, Вр-1).
На торцевых участках, допуская раскрытие узких трещин только до арматуры верхней зоны (z = 5 см), дополнительно к :
,
= 0,97 см2 (5 Æ 5, Вр-1 плюс 2 Æ 8, A-III, см. п. 3.20).
Из условия работы арматуры в качестве штырей по формуле (47)
= 2,4 см2 (13 Æ 5, Bp-1)
На торце lтр = 85 см, в центре lтр = 170 см.
Общее количество стержней равно Æ 5, что не превышает ранее определенного количества стержней 27´2+20 = =74 Æ 5.
Определение прочности стыковых соединений
Определяем требуемую и фактическую прочность стыковых соединений для Р = 103 кН, при допустимой величине пластических деформаций (уступов) 3 мм (для цементогрунтового основания) и wпл = 5 мм для песчаных оснований.
1. Для цементогрунтовых оснований по формуле (21) Норм при -wст = 2 мм находим
= 30,9 кН.
Из формулы (48) при Rи = 30 МПа определяем
= 1,6 см.
При расчетной величине напряжения в сварке 75 МПа площадь сечения сварки скоб
= 4,12 см2.
2. Для песчаных оснований при wст = 2 мм по формуле (21) = 55,6 кН, а по формуле (48) - d = 2,15 см. Площадь сварки скоб Eсв = 7,41 см2.
Определение величины накапливаемых уступов между плитами
Определяем величину накапливаемых уступов между плитами на первой стадии строительства, т.е. при условии, что стыки не работают, основание не укреплено.
В основании мелкий песок: Ео = 37 МПа; С = 0,50 т/м2, j = 38°. Срок работы покрытия на первой стадии Т = 2 года. Интенсивность расчетной нагрузки для основания 2000 авт./сут. Количество дней с расчетным состоянием основания 80. По формуле (53) Норм определяем qрасч (= 144 см):
МПа,
По формуле (56) Норм вычисляем qдоп (g = 1,65 т/м3).
Для этого по формулам (57) рассчитываем:
,
По табл. 8 Норм находим А1 = 2,11; А2 = 9,44; А3 = 10,80.
Тогда
qдоп = 1,3/1,1 (0,75×2,11×1,44×1,65+1,5×9,44×1,65×0,14 + 1,3×10,80×0,50) = 16,60 т/м2 = 0,166 МПа.
По формуле (60) Норм определяем коэффициент нагруженности основания:
По формуле (58) при (см. табл. 9) Норм и Npt = 2000×80×2 = 320×103 авт. определяем величину накапливаемых уступов между плитами:
см.
Как вариант, определяем, что при наличии стыковых соединений (тст = 0,7 и Кд = 1,6) при qрасч = 0,0952 МПа;
;
см.
Указанную величину уменьшают при применении подшовных деревянных подкладок и при использовании в основании геотекстиля.
Определение требуемого эквивалентного модуля упругости основания и его толщины на второй стадии строительства.
Расчетный срок службы до стабилизации основания 10 лет. Модуль упругости бетона Е = 29000 МПа. Модуль упругости песчаного основания 100 МПа.
По формулам (32) - (34) находим:
см;
на уровне низа укрепленного основания (толщиной 16 см)
Расчетное давление под углом плиты равно (стыки не работают) по формуле (53).
МПа.
При прежних значениях п и А по формуле ((56) Норм
qдоп = 1,3/1,1 (0,75×2,11×1,575×1,65+1,5×9,44×1,65×0,30 + 1,3×10,80×0,50) = 21,2 т/м2 = 0,212 МПа.
.
Как видим qрасч < qдоп, и поэтому устойчивость основания против сдвига обеспечена.
При условии, что цементогрунт работает на изгиб при Дш = 50 см и Д = 2а + h = 58 + 14 = 72 см, по формуле (3) прил. 2 получим
МПа.
В этом случае
см;
При Кд = 1,5 и N = 1,6×106 по формуле (58) Норм
см,
что находится в допустимых пределах.
При выравнивающем слое из цементобетонной смеси Кд = 1,1 и см.
При условии, что укрепленное основание на изгиб не работает, определяем по формулам (1) и (2) прил. 2, при hо = 16 см; Eцг = 400 МПа; Езп = 100 МПа; hэ = 28 см; Д = 58 + 16 = 74см:
МПа
В этом случае при песчаном выравнивающем слое увеличится до 0,384 см и при выравнивающем слое из цементопесчаной смеси - до 0,281 см.
Проверка по условию устойчивости на сдвиг по ВСН 46-83 для песчаного основания с Езп = 100 МПа.
По рис. 3.5 ВСН 46-83 при Д = 58 м, h = 14 см;
c учетом работы в зоне швов (табл. 11) Eрасч = 1660 МПа, ; ;
j = 38°, = 0,062 (см. рис. 3.5, ВСН 46-83)
Р = = 3,9 кгс/см2 = 0,39 МПа,
tн = р×= 0,0242 МПа; tв = -0,0015 МПа.
В итоге Такт = 0,0242 - 0,0015 = 0,0227 МПа.
При K1 = 0,6; К2 = 0,7; К3 = 5,0.
Тдоп =0,5×5×0,6×0,7 = 0,01×05 МПа;
что меньше Кпр. Отсюда видно, что устойчивость по сдвигу в упругой стадии не соблюдена.
Рациональные конструкции жестких дорожных одежд, а иногда и рациональная технология их изготовления определяются по следующим показателям:
приведенной стоимости (стоимости, отнесенной к сроку службы покрытия);
стоимости технологического оборудования, отнесенной к стоимости дорожной одежды;
трудоемкости;
сроку строительства;
материалоемкости;
объему привозных материалов и объему фондируемых или дефицитных материалов.
А. Определение стоимости конструкций
Стоимость конструкции определяется как сумма стоимостей материалов (См), оборудования (Соб) и строительных работ (Ср):
Ск = См + Соб + Ср, (1)
где
См = Vщ × Цщ + Vп × Цп + Vц × Цц + Vд × Цд + Vа × Ца; (2)
Vщ, Vп, Vц Vд, Vа - объем соответственно щебня, песка, цемента, добавок и асфальтобетона на единицу продукции, например на 1 км дорожной одежды; Цщ, Цп, Цц, Цд, Ца - деньги этих же материалов франко-база;
; (3)
Цт.об, Lт.об - цена технологического оборудования и его ресурс в километрах покрытия; Ца.тр и Lа.тр - цена автомобилей, вывозящих материалы с базы на трассу, и их ресурс в километрах покрытия;
Ср = åЗp × nр;
Зр и пр - заработная плата по разрядам и количество человеко-дней по разрядам на 1 км.
Б. Определение приведенной стоимости дорожной одежды
Приведенная стоимость Спр (стоимость, отнесенная к сроку службы покрытия) определяется по формуле
,
где Тпрог - прогнозируемый срок службы покрытия до проведения капитального ремонта или до заранее условленного 100%-го износа покрытия по ряду параметров - ровности, величине уступов между плитами, трещино - и морозостойкости (морозному шелушению).
При отсутствии данных по качеству выполнения дорожно-строительных работ величина Тпрог принимается для цементобетонных покрытий с высокой интенсивностью движения (1000 и более расчетных циклов нагружения в сутки) не менее 25 лет, для покрытий с меньшей интенсивностью - не менее 15 лет, для асфальтобетонных покрытий на бетонном основании - не менее 15 лет и для сборных покрытий в Западной Сибири, не закрытых защитными слоями, - не менее 12 лет.
Если данные по качеству строительства дорог в аналогичных условиях имеются, то для дорожной одежды с цементобетонным покрытием
Тпрог = Тмакс × Куст × Кст × Кров × Кт × Кп × Кмрз,
где Тмакс - максимально возможная долговечность, которую для оценочных расчетов можно принять равной 40 годам;
Куст - коэффициент, учитывающий влияние строительных уступов в поперечных швах;
;
- средняя высота уступов, между плитами сразу же после строительства (данные толчкомера, деленные на количество поперечных швов на 1 км покрытия, или данные непосредственных замеров);
- предельно-допустимая величина уступов, принимаемая равной 2 см,
Кст - коэффициент, учитывающий влияние стыковых соединений;
;
и - фактическая и требуемая по расчету прочности стыковых соединений;
Кров - коэффициент, учитывающий влияние осадки земляного полотна в процессе эксплуатации;
Кров = 1 - 0,02уост;
уост - ожидаемая полная осадка земляного полотна;
Кr - коэффициент, учитывающий влияние перегруженности основания;
;
и - фактически достигаемый и требуемый по расчету эквивалентные модули упругости основания;
Кп - коэффициент перегруженности покрытия;
:
hф и hп - фактическая (средняя по участкам) и проектная толщины покрытия;
Кмрз - коэффициент морозостойкости (долговечности) бетона:
;
Fф - фактическая морозостойкость бетона; определяют испытаниями или для оценочных расчетов на основе состава бетона по формуле (считая, что качество материалов отвечает нормам)
;
vв.в - фактическое количество вовлеченного воздуха; % массы цемента;
Кодн - коэффициент однородности; при уплотнении бетона поверхностными вибраторами Кодн = 0,33, глубинными вибраторами с удалением цементного молока с поверхности покрытия - Кодн = 0,50; mусл - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; при использовании в первый год эксплуатации для борьбы с гололедом хлористых солей, или при воздействии на бетон органических кислот, или при незаполненных швах mусл = 0,5; в остальных случаях mусл = 1,0;
Fтp - требуемая морозостойкость бетона.
В. Определение стоимости и приведенной стоимости технологического оборудования
Стоимость технологического оборудования рассчитывают по формуле (3), а его приведенная стоимость - по формуле
. (11)
Г. Определение трудоемкости
Трудоемкость С (чел, – дн.) вычисляют по формуле
Стр = åСоп, (12)
где Соп - трудоемкость отдельных операций.
Для оценки трудоемкости определяют относительную трудоемкость
(13)
или выработку на одного рабочего
(14)
Д. Определение материалоемкости
Минимум материалоемкости устанавливают путем сравнения альтернативных конструкций, уже определенных как рациональные по другим показателям. Этими альтернативными конструкциями могут быть:
цементобетонное и асфальтобетонное покрытия;
покрытия на разных видах основания (с учетом применения в зависимости от жесткости основания разных по конструкции и по стоимости бетоноукладчиков);
асфальтоцементобетонные покрытия с применением разных по составу верхних асфальтобетонных и нижних цементобетонных слоев;
цементо- и асфальтобетонные покрытия с разным расстоянием между поперечными и продольными швами;
сборные покрытия из плит различной конструкции (разной толщины, длины и ширины, с наличием надрезов в сочлененных плитах для экономии арматуры);
цементобетонные покрытия различной морозостойкости (с разным количеством воздухововлекающих добавок) и пр.
Большое разнообразие сравниваемых вариантов и зависимостей позволяет рекомендовать для определения оптимума расчетные зависимости Норм и подсчет расходов материалов исходя из данных соответствующих инструкций и рекомендаций. При этом, следует обратить внимание на объемы привозных и фондируемых материалов, на влияние, оказываемое последними на долговечность конструкции.
Е. Общие рекомендации по выбору рациональных вариантов конструкции жестких дорожных одежд
При выборе рациональных вариантов конструкций дорожных одежд, следует ориентироваться, прежде всего на создание долговечных конструкций, так как стоимость сравниваемых видов конструкций отличается по вариантам в меньшей степени, чем приведенная к сроку службы, а последняя является объективным показателем для оценки экономичности дорожного строительства в целом и определения максимально возможной протяженности дорожной сети для данного уровня финансирования.
Такие параметры конструкции жестких дорожных одежд, как эквивалентный модуль упругости основания под покрытием, толщина покрытия, модуль упругости и прочность бетона, а также коэффициенты вариации по этим параметрам, могут дополнительно контролироваться с помощью замеров прогибов нагруженных углов плит или замеров кривизны изгиба плит под колесной нагрузкой в точках контроля. Прогиб угла плит определяется с помощью консольного прогибомера, опирающегося на обочину кривизна изгиба плиты - с помощью трехточечных прогибомеров, устанавливаемых возле колес нагружения или между ними (рис. П. 5.1). Первый отсчет снимают, когда нагрузка находится в точке контроля, второй - после съезда нагрузки с этой точки за пределы зоны прогиба т.е. на 4 - 6 м.
Эквивалентный модуль упругости (МПа) основания определяют по формуле
, (1)
где Р - нагрузка на колесную опору, Н; w - прогиб угла плиты, mст - коэффициент, учитывающий влияние стыков; если стыки работают, то mст = 0,7, если нет, то mст = 1,0.
Определение Ео должно проводиться до начала временной эксплуатации покрытия, т. е. до появления под углами плит пластических деформаций основания.
Толщину покрытия h (см) определяют по формуле
, (2)
где h1 - толщина плиты в базовых (3 - 6) точках, аналогичных точкам контроля по условиям работы, см; f1 - стрела изгиба в базовых точках от той же нагрузки, что и в контрольных точках; f -стрела изгиба плиты в контрольной точке.
Если толщина покрытия в базовых точках неизвестна, то толщина плиты в контрольных точках с достаточной для определения коэффициента вариации точностью определяется по следующим формулам:
для центра плиты
; (3)
для края плиты
, (4)
где lпp - длина трехточечного прогибомера.
Величину Е можно определить из прочности бетона по формуле
, (5)
вытекающей из табличных данных СНиП 2.06.08-85.
Если толщину покрытия в контрольных точках можно определить параллельно непосредственным замером, то появляется возможность:
а) при известных значениях f1, h1, Rpи1, f, h определить прочность бетона на растяжение при изгибе относительно известной прочности Rpи1 в базовых точках:
, (6)
Рис. П. 5.1. Расположение колесной нагрузки трехточечных прогибомеров (1, 2 и, как вариант, 3) - при определении эквивалентного модуля упругости основания (А), толщины покрытия (Б); индикатор прогибомера (4); направление съезда автомобиля с точки испытания
б) при известных значениях f1, h1, Rи, f, h определить прочность бетона на сжатие:
(7)
Если известно E1, то
. (8)
При определении коэффициентов вариации можно применять вероятные или усредненные значения Rpи1, h1 и E1.
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/5574
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|