Распоряжение
Федерального дорожного агентства
от 28 июля 2009 г. № 271-р
"Об издании и применении ОДМ 218.5.002-2009 "Методические
рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей
смеси"
В целях реализации в дорожном хозяйстве
основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О
техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций
методическими рекомендациями по устройству асфальтобетонных слоев с применением
перегружателей смеси:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата
Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям
автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству
автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления
дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с
06.08.2009 ОДМ 218.5.002-2009 "Методические рекомендации по устройству
асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси" (далее - ОДМ
218.5.002-2009).
2. Управлению
научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования
(В.А. Попов) с участием ФГУП "Информавтодор" (Д.Г. Мепуришвили) в
установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.5.002-2009 и
направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего
распоряжения.
3. Контроль за
исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В.
Быстрова.
Руководитель
|
A.M. Чабунин
|
ОДМ 218.5.002-2009
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
|
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ"
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
Москва 2009
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН
Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный технический
университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при
участии АНО «НИИ ТСК».
2. ВНЕСЕН
Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и
ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного
агентства от 28.07.2009 г. № 271-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Содержание
Настоящий отраслевой
дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по
устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей
асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec SB-2500 Shuttle
Buggy") при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта
автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с
данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с
аналогичными техническими возможностями.
В настоящем ОДМ
использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ
9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.
Технические условия
ГОСТ
12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и
аэродромного строительства. Методы испытаний
В настоящем ОДМ
применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная сегрегация -
неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее
объема.
Температурная неоднородность
- неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее
объема.
а) Устранение фракционной и температурной сегрегации
достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной
смеси дополнительной машины перегружателя асфальтобетонной смеси (далее -
перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и
асфальтоукладчиком.
б) Технологические особенности
перегружателя:
- непрерывная
перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика
при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное
перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления
асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии
бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 тонн в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение скорости
разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение скорости
укладки смеси;
- возможность подачи
относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим
ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность забора
материала с поверхности;
- использование
асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью, и там, где
невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность
отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная
схема перегружателя приведена в Приложении А.
г) Принципиальная
схема устройства трехшагового шнека приведена в Приложении Б.
Укладка
асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя
производится в следующем порядке:
а) Оператор
перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной
смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру
перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе одного перегружателя, смесь из
автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе
выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель,
если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с
перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в
асфальтоукладчик.
в) При работе двумя
перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер
асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и
автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы
двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение
скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке
асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9-16 м и более.
г) Смесь из отвального
бункера при помощи расположенных в нем вибраторов, поступает на сходящийся
трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает
материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с
помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного
бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя
фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная
смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер
асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой
подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при
устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей
приведен в Приложении
В.
а) Устройство
асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в
соответствии с [1].
б) Основные
геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя
должны соответствовать требованиям [1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по
оси;
коэффициент
уплотнения;
коэффициент сцепления
шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1
Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже
120°С. Допускается ее снижение на 20°С при условии использования ПАВ или
активированных минеральных порошков.
2
Коэффициент уплотнения через 1-3 суток после укатки должен быть не ниже:
-
0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона
из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;
3 Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен
иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с
ровными кромками. Дефектные места не допускаются.
в) Операционный
контроль качества представлен в таблице 1.
г) Отбор проб
осуществляют согласно ГОСТ
12801.
д) Физико-механические
показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать
требованиям ГОСТ
9128.
Таблица
1
1
|
Основные операции, подлежащие контролю
|
Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси. Разбивочные работы
|
Устройство слоя покрытия
|
Уплотнение асфальтобетонной смеси
|
2
|
Состав контроля
|
1. Чистота снования.
|
1. Температура смеси при укладке.
|
1. Степень уплотнения смеси.
|
2. Ширина основания.
|
2. Ровность слоя.
|
2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия.
|
3. Толщина, уложенного слоя покрытия.
|
3. Ровность верхнего слоя покрытия.
|
3. Высотные отметки основания
|
4. Соблюдение поперечного уклона и ширины.
|
4. Высотные отметки
|
3
|
Метод и средства контроля
|
Визуальный, инструментальный
|
Инструментальный визуальный
|
Инструментальный лабораторный.
|
1. Термометр.
|
1. Визуально.
|
2. 3-м рейка, клин
|
1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов.
|
2. Мерная лента, стальная рулетка
|
3. Мерник толщины
|
2, 3. 3-м. рейка.
|
3. Нивелир, копирная струна.
|
4. Визуально
|
4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка
|
4
|
Режим и объем контроля
|
1.
Вся захватка. В начале смены.
|
1. В каждом автомобиле-самосвале.
|
1. Пробы (не менее трех на 7000 м2).
|
2. Не реже чем через 100 м.
|
2. Не реже чем через 100 м.
|
3. Не реже чем через 100 м.
|
2, 3. После двух- трех проходов катка.
|
3. Не реже чем через 100 м.
|
4. Не реже чем через 100 м.
|
4. По окончании уплотнения.
|
5
|
Лицо, контролирующее операцию
|
Мастер
|
Мастер
|
Мастер, лаборант, геодезист
|
6
|
Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля
|
Прораб
|
Прораб
|
Прораб
|
7
|
Привлекаемые для контроля подразделения
|
-
|
-
|
Лаборатория Геодезическая служба
|
8
|
Где регистрируются результаты
контроля
|
Общий журнал работ
|
Общий журнал работ
|
работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки
|
[1] СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
Приложение
А
(справочное)
Принципиальная схема перегружателя асфальтобетонной смеси
Ключевые слова: устройство
асфальтобетонных слоев, перегружатель асфальтобетонной смеси, основные
технологические операции, контроль качества
|