ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УСТРОЙСТВО
СТРУНОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СБОРНЫХ АНКЕРНЫХ ПЛИТ
Содержание
Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.
Технологической картой предусмотрено: устройство струнобетонного дорожного покрытия шириной 7
м, толщиной 14
см на цементогрунтовом основании; продольное армирование 57 струнами из высокопрочной проволоки периодического профиля диаметром 4 мм с пределом прочности
16000 кГ/см2;
поперечное армирование ненапряженной арматурой периодического профиля диаметром 12
мм;
длина захватки 650
м;
расстояние между швами сжатия 25
м, между швами расширения
- 50 м.
При применении технологической карты
необходима привязка ее к местным условиям производства работ с учетом
конструкции струнобетонного покрытия и длины захватки.
Процесс устройства струнобетонного
покрытия состоит из следующих видов работ (рис. 1).
Подготовительные работы:
изготовление анкерных плит, подкладок и
конструкций швов;
устройство анкеров;
установка рельс-форм типа
"СоюздорНИИ";
устройство песчаного выравнивающего слоя;
Расстилка водостойкой бумаги» установка
деревянных прокладок в местах
швов расширения, установка бетонных подкладок, поперечной арматуры и каркасов в
местах устройства швов.
Основные работы:
установка вертушек и укладка на них бухт
проволок;
размотка и раскладка проволоки (струп) на
всю длину захватки;
натяжение струн;
укладка цементобетонной смеси, уплотнение
ее и отделке бетонной поверхности;
нарезка швов в свежеуложенном бетоне;
уход за бетоном.
Рис. 1. Технологическая схема устройства
струнобетонного покрытия.
1 - бульдозер на тракторе С-100; 2 -
автокран K-51; 3 - электростанция ПЭС-15: 4 -
автокран АК 3РС1; 5 - трактор ДТ-54; 6 - автогрейдер Д-144; 7 - профилировщик
основания Д-345; 8 - бульдозер на тракторе С-100; 9 - автомобиль-самосвал; 10 -
распределитель цементобетонной смеси Д-375; 11 - бетоноотделочная машина Д-376;
12 - нарезчик швов ДНШС-60; 13 - машина для розлива битумной эмульсии ЭНЦ-3
(М-28-60); 14 - поливомоечная машина ПМ-8: 15 - электростанция ЖЭС-30С; 16 -
емкость для воды; 17 - нарезчик швов Д-432А (Д-432); 16 - котел для битумной
мастики; 19 - вагончик для отдыха
рабочих; 20 - передвижной туалет.
Заключительные работы:
нарезка швов расширения в затвердевшем
бетоне с разрезкой струн и заливкой швов битумной мастикой;
бетонирование технологических разрывов.
Подготовительные
работы
На строительном дворе изготовляют
железобетонные анкерные плиты размером 3,5×1,5×0,22 м, бетонные
подкладки 10×10×3,5 см под поперечную арматуру, деревянные
прокладки и штыри для устройства поперечных швов. В железобетонных анкерных
плитах сверху устраивают специальные пазы для крепления в них металлических
анкерных захватов.
До начала работ по устройству
струнобетонного покрытия на трассе должно быть подготовлено цементогрунтовое
основание. Через 650 м
в основании устраивают разрывы длиной 5 - 5,5
м, в которых устраивают анкерные упоры /рис. 2/
Рис. 2. Схема конструкции анкерного упора:
1 - анкерный захват; 2 - струнобетонное
покрытие; 3 - анкерная плита; 4 - монолитный бетонный упор; 5 -
цементогрунтовое основание; 6 - натянутые струны
Для этого бульдозером в пестах разрывов
отрывают котлован на глубину, равную высоте анкерной плиты, выравнивают дно
котлована, а затеи автокраном K-51
устанавливают по 4 плиты
заподлицо с цементогрунтовым основанием с каждой стороны захватки.
для равномерного распределения усилий струн
после их натяжения на основание между плитами и цементогрунтовым основанием
устраивают бетонные упоры шириной и глубиной 0,5
м. Просветы между плитами так же заполняют бетонной
смесью, свежеуложенный бетон укрывают влажной мешковиной с последующей засыпкой
песком.
Анкерные плиты нужно укладывать так,
чтобы продольная ось каждой плиты была параллельна оси покрытия; торец
цементогрунтового основания должен быть вертикальный и очищенным от слабых
кусков цементогрунта.
После устройства анкеров устанавливают рельс-формы
типа "СоюздорНИИ" высотой 14 си и длиной 6
м. По размеченной теодолитом кромке покрытия через каждые
6 м в
местах стыков рельс-формы с помощью нивелира устанавливают деревянные опорные
подкладки
По высотным отметкам деревянных подкладок
основание под рельс-формы выравнивают грунтом. Автокраном АК-3РС1 устанавливают
рельс-формы на подкладки, а затем вручную выравнивают их в плане и по высоте,
соединяют в стыках замками и прикрепляют к основанию штырями.
Уложенные рельс-формы обкатывают
профилировщиком основания Д-345, а затем подштопывают и рихтуют.
На рельс-формах краской обозначают места
расположения поперечной арматуры через 1,4
м и места швов расширения и сжатия.
На подготовленную полосу, ограниченную
рельс-формами завозят песок для выравнивающего слоя толщиной 3 - 5
см с учетом коэффициента уплотнения 1,1. Песок
разравнивают предварительно автогрейдером Д-144, окончательно профилируют и
уплотняют профилировщиком основания Д-345 с увлажнением (при необходимости)
поливомоечной машиной ПМ-8.
После устройства выравнивающего слоя
расстилают пергамин с перекрытием полос на 10
см по длине и ширине, смазывая стыки горячим битумом.
Поперечную арматуру устанавливают на
бетонные подкладки по обозначенным краской меткам. Одновременно устанавливают
перпендикулярно оси дороги через 50 и деревянные
прокладки для швов расширения с прорезями для распределения струн и закрепляют
их штырями. По обе стороны от деревянной прокладки устанавливают каркасы из
трех стержней № 12. Между швами расширения (через 25
м) устанавливают каркасы для швов сжатия.
Основные
работы
В начале захватки устанавливают вертушки
(для принятой технологии - 15 шт.) располагая их так, чтобы, было обеспечено
беспрепятственное сматывание проволоки.
На вертушки с помощью автокрана
устанавливают мотки проволоки так, чтобы конец проволоки, заплетенный обычно,
за несколько витков, был сверху.
Чтобы конец проволоки был расплетен
правильно, последние 10 - 15 витков поднимают, а затем каждый из них, начиная с
нижнего, по одному укладывают обратно на поток. Без такой проверки раскладка
струн запрещается.
Струны раскладывают бульдозером, на
которой монтируют раскладочную траверсу, входящую в комплект технологического
оборудования.
Расплетенные концы проволок по 3 штуки
пропускают через конусные втулки в захватах начального анкера, расположенные на
расстоянии от конечного положения захвата равной расчетному удлинению струн,
которое определяют по формуле:
λ = 0,53/100×L+0,5 м,
L - длина захватки, м.
Для условий, принятых в карте, λ = 3,95
м.
Струны закрепляют в конусных втулках
концевого анкера (которые предварительно крепят на раскладочной траверсе
бульдозера) с помощью конусных пальцев. При этом каждая из трех струн должна
попасть в паз на пальце. Конусные втулки и пальцы должны быть чистыми.
За один проход бульдозера с раскладочной
траверсой раскладывается 15 струн. Во время раскладки один рабочий из кабины
бульдозера следит за сигналами, подаваемыми с места установки вертушек. В
случае задержек, запутывания, обрыва струн или других неполадок - бульдозер
должен быть немедленно остановлен. Оборвавшиеся струны сращивают на специальном
переносном станке. Запрещается раскладывать проволоку, имеющую перегибы; место
перегиба должно быть вырублено, а концы сращены.
Скорость движения бульдозера при
раскладке не должна превышать 1
км/ч.
После окончания раскладки каждой партии
струн, о чем подается сигнал, в соответствующих втулках в начале захватки
струны закрепляют конусными пальцами и обрубают.
Когда струны разложены и закреплены,
приступают к их натяжению бульдозером, на отвале которого установлена
специальная оснастка. К оснастке присоединяют тягу, которую пропускают под
бульдозером и соединяют с анкерным захватом.
Натяжение производят при поднятом отвале
бульдозера, передвигающегося со скоростью 3
км/ч. Когда анкерный захват перейдет на 10 - 15
см за пазы анкерной плиты, бульдозер останавливают и
опускают отвал. Затем бульдозер медленно перемещают назад так, чтобы выступы
анкерного захвата плавно зашли в пазы анкерной плиты.
Во избежание перетягивания струн впереди
бульдозера укладывают шпалу.
Натяжение контролируют прогибомером.
Покрытие бетонируют бетоноукладочными
машинами Д-375, Д-376, как указано в технологической карте '"Устройство
цеметнобетонных покрытий автомобильных дорог", Оргтрансстрой,, 1969.
При укладке бетонной смеси необходимо
следить за тем, чтобы поперечная арматура не смещалась. Кроме того, в местах
устройства швов сжатия струны на длине 20
см смазывают разжиженным битумом.
Продольный шов и поперечные швы сжатия
нарезают в свежеуложенном
бетоне машиной ДНШС-60 в соответствии с технологической картой "Устройство
швов в свежеуложенном цементно-бетонном покрытии нарезчиком ДНШС-60",
Оргтрансстрой,1969. На поверхность свежеуложенного бетона машиной ЭНЦ-3
(М-28-60) наносят лак-этиноль или битумную эмульсию. После формирования пленки
бетонную поверхность засыпают песком слоем толщиной 5
см; при температуре воздуха выше 25°С песок поливают
водой.
Заключительные
работы
После того, как бетон достигнет прочности
на сжатие 80 - 100 кГ/см2 нарезают швы расширения нарезчиком Д-432,
а пазы швов заполняют битумной мастикой.
Технологические разрывы следует
бетонировать через 12 - 14 суток.
До начала бетонирования анкерные захваты
должны быть сняты и перенесены для использования на последующих захватках.
По очищенной и смоченной поверхности
анкерных плит распределяют цементобетонную смесь, уплотняют ее глубинными и
поверхностными вибраторами, а затем тщательно отделывают бетонную поверхность и
укрывают влажной мешковиной с последующей засыпкой песком слоем толщиной 5
см и поливкой водой.
При производстве струнобетонных работ
следует руководствоваться следующей технической литературой:
1. Технические указания на проектирование
и строительство дорожных покрытий из струнобетона, ВСН 112-65, СоюздорНИИ, М.,
1965.
2. Правила организации
строительства и производства работ. Приемка в эксплуатацию. СНиП III-Д.5-62,
М.,1963 (часть III,
раздел Д, п.10).
Инструкция по устройству
цементнобетонных покрытий автомобильных дорог, ВСН 139-68, Транспорт, М.,1968,
Минтрансстрой СССР
4. Правила техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог,
Транспорт, М.,1969.
До начала работ на участок должно быть
доставлено все необходимое технологическое оборудование для раскладки и
натяжения струи (сборные железобетонные анкерные плиты, конусные втулки,
конусные пальцы, оснастка для натяжения струн, вертушки, раскладочная траверса,
анкерные захваты), а также материалы (водостойкая бумага, бетонные подкладки,
поперечная арматура, мотки проволоки продольной арматуры, деревянные прокладки
для швов расширения, битумная эмульсия).
Комплект оборудования должен включать 2600
м рельс-форм каждой нитки. Должно быть полностью
подготовлено цементобетонное основание, а также подъездные пути для доставки
смеси.
Рабочие должны быть обеспечены всеми
необходимыми инструментами, а также нормальными бытовыми условиями
Весь комплекс работ по устройству
струнобетонного покрытия выполняет бригада, включающая:
звено по устройству анкерных упоров;
звено по перестановке рельс-форм;
звено по устройству песчаного
выравнивающего слоя;
звено по расстилке водостойкой бумаги,
установке поперечной арматуры и прокладок для швов расширения;
звено по раскладке и натяжению струн;
звено по устройству бетонного покрытия с
нарезкой швов машиной ДНШС-60;
звено по нарезке швов расширения машиной
Д-432 и заливке их мастикой;
звено по бетонированию технологических
разрывов.
Машинист каждой машины обязан в начале
смены проверить готовность машины к работе, устранить мелкие неисправности,
заправить машину горючим и водой, а в конце сиены очистить машину и сообщить
механику о замеченных неисправностях»
Работа организуется в две смены, за
исключением звена по устройству анкерных упоров.
Звено по
устройству анкерных упоров
Машинист автокрана К-51 5
разр. - 1
Машинист электростанции ПЭС-15
4 разр. - 1
Дорожный рабочий 4 разр. - 1
Такелажник 3 разр. - 1
Бетонщики 4 разр. - 1
3 разр. - 1
Это звено работает в одну смену. Автокран
используется во вторую смену на захватке по раскладке и натяжению струн для
установки вертушек и бухт, а также уборки их по окончании работ.
Дорожный рабочий по указанию мастера или
бригадира в начале смены производит разбивочные работы, а затем вместе с машинистом
автокрана и такелажником устанавливает анкерные плиты.
Бетонщики 4 и 3 разр. подрубают торцы
цементогрунтового основания, отрывают траншею для упора, устанавливают
деревянную опалубку, укладывают и уплотняют бетонную смесь, выравнивают
поверхность и осуществляют уход за свежеуложенным бетоном.
Звено по
перестановке рельс-форм
Машинисты автокранов 4 разр. -
2
Тракторист 4 разр. - 1
Такелажники 2 разр. - 2
Дорожные рабочие 4 разр. - 2
3 разр. - 2
2 разр. - 1
Такелажник 2 разр. и дорожный рабочий 2 разр.
совместно с машинистом автокрана и трактористом извлекают штыри, закрепляющие
рельс-формы к основанию, с помощью лапчатого лома отделяют рельс-формы от
бетона, стропуют и грузят их на тракторный прицеп.
Во время перевозки рельс-форм эти же
рабочие освобождают следующие рельс-формы и засыпают грани бетонного покрытия.
Дорожные рабочие 4 и 3 разр., работая по
два на каждой нитке рельс-форм, выполняют разбивочные работы (совместно с
мастером), готовят основание под рельс-формы, устанавливают деревянные подкладки
под стыки рельс-формы, устанавливают рельс формы, рихтуют их в плане и по
высоте и крепят к основанию с помощью штырей.
Машинист автокрана и такелажник 2 разр.
подают рельс-формы к месту установки.
Звено по
устройству песчаного выравнивающего слоя
Машинист профилировщика Д-345
5 разр. - 1
Дорожный рабочий 2 разр. - 1
дорожный рабочий 2 разр. следит за
непрерывностью песчаного валика по всей длине отвала и, при необходимости,
подбрасывает недостающее количество песка или удаляет его излишки.
Звено по
расстилке водостойкой бумаги и установке поперечной арматуры
Дорожные рабочие 3 разр. - 3
2 разр. - 1
Двое дорожных рабочих 3 и 2 разр.
расстилают водостойкую бумагу, намечают место расположения деревянных прокладок
швов расширения и производят их установку.
Двое дорожных рабочих 3 разр.
устанавливают бетонные подкладки и поперечную арматуру, каркасы в местах швов
расширения и сжатия, а после выполнения этих работ на всей захватке помогают
звену по раскладке и натяжению струн.
Звено по
раскладке и натяжению струн
Арматурщики 4 разр. - 2
3 разр. - 1
Такелажник 3 разр. - 1
Машинист автокрана и такелажник
устанавливают вертушки и мотки проволоки.
Арматурщик 3 разр.
распутывает проволоку и находит ее концы в мотках.
Машинист бульдозера и двое дорожных рабочих 3 разр. из предыдущего звена монтируют раскладочную траверсу на бульдозере, снимают ее по окончании работ, устанавливают оснастку для натяжения струн. При раскладке струн один дорожный рабочий 3 разр. находится в кабине бульдозера и следит за сигналами, подаваемыми
от вертушек, а другой дорожный рабочий 3 разр. и арматурщик 3 разр. идут за бульдозером, заправляя струны в прорези деревянных прокладок-гребенок.
Двое арматурщиков 4 разр. демонтируют и устанавливают анкерные захваты, заправляют струны в конусные втулки и закрепляют пучки струн на траверсе бульдозера. При раскладке струн они следят за правильным вращением вертушек, в случае неполадок, подают сигнал на бульдозер, по которому он немедленно останавливается, После раскладки струп они помогают машинисту бульдозера устанавливать оснастку для натяжения струн и замеряют силы натяжения струн прогибомером.
Звено по
бетонированию покрытия
Состав звена
Машинист бункерного распределителя
цементобетонной смеси Д-375 6 разр. - 1
Машинист бетоноотделочной машины Д-376
6 - 1
Помощник машиниста машины Д-376 5 разр. - 1
Машинист нарезчика швов ДНШС-60 4 разр. - 1
Машинист машины ЭНЦ-3 (М-28-60) 5 разр. - 1
Машинист электростанции
ЖЭС-30С 4 разр. - 1
Слесарь строительный 4 разр. - 3
Бетонщики: 4 разр. - 3
3 разр. - 3
2 разр. - 3
дорожные рабочие
1 разр.
- 1
Один бетонщик 2 разр. постоянно находится на мостике бункерного распределителя и очищает кузова самосвалов от остатков бетонной смеси штыковой лопатой с удлиненной ручкой.
Двое бетонщиков 2 разр. в начале смены смазывают разжиженным битумом внутренние грани рельс-форм и струны у швов расширения, а затем переходят к машине Д-376, где подбрасывают бетонную смесь к лопастному валу и очищают рельс-формы от остатков смеси.
После прохода распределителя Д-375 один бетонщик 3 разр. уплотняет смесь глубинным вибратором вдоль рельс-форм.
Вслед за бетоноотделочной машиной Д-376 два бетонщика (4 и 3 разр.) с обеих сторон устраняют мелкие дефекты (раковины, впадины) на поверхности покрытия гладилками, удаляют цементное молоко капроновыми щетками, проверяют ровность покрытия рейкой длиной 3
м.
Один бетонщик 4 разр., постоянно находящийся на мостике нарезчика ДНШС-60, отделывает поверхность покрытия в зоне шва, а также помогает машинисту Нарезчика устанавливать бухты изола, крепить ленту в начале шва, извлекать ленту из прорези сошника.
Два бетонщика (4 и 3 разр.) отделывают кромки покрытия, закругляя их специальными гладилками и, при необходимости,
помогают бетонщикам при отделке поверхности покрытия.
Дорожные рабочие засыпают поверхность
покрытия песком.
Звено по
нарезке швов в затвердевшем бетоне
Машинист электростанции
ЖЭС-30С 4 разр. - 1
Машинист нарезчика Д-432 4
разр.
- 1
Дорожные рабочие 3 разр. - 1
2 разр. - 1
Дорожный рабочий 2 разр.
очищает полосу от песка, помогает машинисту нарезчика перемещать рельс, шланги,
кабели.
Дорожный рабочий 3 разр. приготовляет
битумную мастику и заливает ею швы.
Звено по
бетонированию технологических разрывов
Машинист электростанции ПЭС-15
4 разр.-1
Бетонщики 3 разр. - 2
Бетонщики 3 разр. очищают и смачивают
поверхность анкерных плит, укладывают и уплотняют бетонную смесь, отделывают
поверхность и осуществляют уход за свежеуложенным бетоном.