Постановление Правительства РФ от 3 октября
2009 г. N 796
О некоторых мерах по повышению качества предоставления
государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления
государственных (муниципальных) услуг
Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Правила
организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных
(муниципальных) услуг.
2. Настоящее постановление
вступает в силу с 1 января 2010 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.
Путин
Правила организации деятельности
многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг
1. Многофункциональный
центр предоставления государственных (муниципальных) услуг (далее - центр) является
государственным или муниципальным учреждением (в том числе автономным учреждением),
созданным субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в целях
организации централизованного предоставления государственных (муниципальных) услуг.
На базе центра предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг
по следующим направлениям:
а) социальная поддержка
населения;
б) регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
в) определение или подтверждение
гражданско-правового статуса заявителя;
г) регулирование предпринимательской
деятельности.
2. Государственные (муниципальные)
услуги в центре предоставляются следующими способами:
а) прием и выдача документов
осуществляются сотрудниками центра. Для исполнения документ передается в территориальный
орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, орган местного самоуправления и (или) организацию, участвующую
в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
б) прием, обработка и выдача
документов (информации) осуществляются центром самостоятельно, без передачи документов
в иные органы и организации, с использованием информационных систем федерального
органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей в предоставлении
государственных (муниципальных) услуг;
в) прием, обработка и выдача
документов (информации) осуществляются в центре сотрудниками территориального органа
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей
в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, для обеспечения деятельности
которых организуются специальные рабочие места.
3. Для организации взаимодействия
с заявителями помещение центра делится на следующие функциональные сектора (зоны):
а) сектор информирования;
б) сектор ожидания;
в) сектор приема заявителей.
4. Сектор информирования
включает в себя:
а) информационные стенды,
содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения заявителями
государственных (муниципальных) услуг;
б) информационный киоск
- программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения возможности доступа
заявителей к информации о государственных (муниципальных) услугах и ходе их предоставления
в центре.
5. В секторе информирования
предусматривается наличие не менее 2 окон для осуществления информирования о порядке
предоставления государственных (муниципальных) услуг, включая информацию:
а) о перечне государственных
(муниципальных) услуг, предоставляемых в центре, а также о территориальных органах
федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органах местного самоуправления и (или) организациях, участвующих
в предоставлении таких услуг;
б) о сроках предоставления
государственных (муниципальных) услуг;
в) о перечнях документов,
необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг;
г) о размерах государственных
пошлин и иных платежей, связанных с получением государственных (муниципальных) услуг,
порядке их уплаты;
д) о порядке обжалования
действий (бездействия), а также решений должностных лиц территориального органа
федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, органа местного самоуправления и (или) организации, участвующей
в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
е) о порядке обжалования
действий (бездействия), а также принимаемых решений сотрудников центра в ходе выполнения
отдельных административных процедур (действий).
6. В центре организуется
отдельная телефонная линия, предназначенная для ответов на вопросы заинтересованных
лиц, либо центр телефонного обслуживания, осуществляющий с помощью операторов и
(или) в автоматическом режиме прием и обслуживание вызовов, поступающих в центр
с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования и (или) сети Интернет.
На базе центра телефонного
обслуживания организуется информирование заявителей о порядке предоставления государственных
(муниципальных) услуг.
7. Сектор ожидания оборудуется
электронной системой управления очередью, предназначенной для автоматизированного
управления потоком заявителей и обеспечения им комфортных условий ожидания.
8. Система электронного
управления очередью обеспечивает:
а) регистрацию заявителя
в очереди;
б) учет заявителей в очереди,
управление отдельными очередями в зависимости от видов услуг;
в) возможность отображения
статуса очереди;
г) возможность автоматического
перенаправления заявителя в очередь на обслуживание к следующему оператору центра;
д) формирование отчетов
по посещаемости центра, количеству заявителей, очередям, среднему времени ожидания
(обслуживания), загруженности специалистов и др.
9. В секторе ожидания:
а) размещается платежный
терминал (терминал для электронной оплаты), представляющий собой программно-аппаратный
комплекс, функционирующий в автоматическом режиме и предназначенный для обеспечения
приема платежей от физических лиц при оказании платных государственных (муниципальных)
услуг;
б) в свободном доступе
находятся формы (бланки) документов, необходимых для получения государственных (муниципальных)
услуг;
в) обеспечивается предоставление
заявителям таких дополнительных (сопутствующих) услуг, как услуги банкомата, нотариальные
услуги, копировально-множительные услуги, услуги местной, внутризоновой сети связи
общего пользования, а также услуги доступа к справочным правовым системам (на безвозмездной
основе);
г) размещается отделение
банка, а также предоставляются иные услуги, необходимые для получения государственных
(муниципальных) услуг на базе центра.
10. Сектор приема заявителей
оборудуется окнами для приема и выдачи документов. Каждое окно оформляется информационными
табличками с указанием номера окна, фамилии, имени, отчества и должности специалиста,
осуществляющего прием и выдачу документов.
Количество окон для приема
и выдачи документов в центре составляет не менее 6, а для населенных пунктов с численностью
населения свыше 50 тыс. человек - не менее 20.
11. Прием заявителей в
центре осуществляется не менее 60 часов в неделю. График (режим) работы центра должен
предусматривать возможность обращения за получением государственных (муниципальных)
услуг в вечернее время и не менее чем в один из выходных дней.
12. Пропускная способность
центра должна составлять не менее 4 человек в час работы одного окна.
13. Для заявителя предусматривается
наличие мест для сидения и столов (стоек) для оформления документов. При необходимости
сотрудник центра, осуществляющий прием и выдачу документов, обеспечивает заявителя
бумагой, формами (бланками) документов, необходимых для получения государственных
(муниципальных) услуг, а также канцелярскими принадлежностями.
14. Руководитель центра
утверждает стандарт комфортности обслуживания заявителей, устанавливающий требования
к обеспечению комфортных условий для граждан при обращении в центр.
15. При утверждении стандарта
комфортности учитываются следующие основные требования:
а) обращение заявителей
в центр осуществляется также по предварительной записи;
б) время ожидания в очереди
для получения информации (консультации) не превышает 15 минут;
в) время ожидания в очереди
для подачи документов не превышает 45 минут;
г) время ожидания в очереди
для получения документов не превышает 15 минут.
16. Здание центра располагается
в пешеходной доступности - не более 5 минут от остановок общественного транспорта.
Дорога от близлежащих остановок общественного транспорта до здания центра оборудуется
указателями.
17. Центр, как правило,
располагается в отдельном здании либо в части отдельно стоящих зданий (административных,
культурных и иных центрах). Здание (помещение) центра оборудуется информационной
табличкой (вывеской), содержащей полное наименование "Многофункциональный центр
предоставления государственных (муниципальных) услуг", а также информацию о
режиме работы центра.
18. Помещения центра, предназначенные
для работы с заявителями, как правило, располагаются на нижних этажах здания центра
и имеют отдельный вход. В случае если часть помещений центра находится на 2 этаже
и выше, здание центра оснащается лифтом, эскалатором или иными автоматическими подъемными
устройствами. Помещения центра обеспечиваются системами кондиционирования (охлаждения
и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной
ситуации.
19. Вход в здание (помещение)
центра и выход из него оборудуются соответствующими указателями с автономными источниками
бесперебойного питания, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения
детских и инвалидных колясок.
20. В центре предусматриваются
место для хранения верхней одежды посетителей, а также отдельный бесплатный туалет
для посетителей, в том числе предназначенный специально для инвалидов.
21. Площадь здания (помещения)
центра, как правило, составляет не менее 200 кв.м, а для населенных пунктов с населением
свыше 50 тыс.человек - 800 кв.м, из них не менее 50 процентов площади составляет
сектор ожидания.
22. На территории, прилегающей
к центру, располагается бесплатная парковка для автомобильного транспорта посетителей
центра, в том числе предусматривающая места для специальных автотранспортных средств
инвалидов.
23. Центр оборудуется программными
и аппаратными средствами, позволяющими осуществить внедрение и обеспечить функционирование
необходимых для предоставления государственных (муниципальных) услуг программно-аппаратных
комплексов, а также информационной системы центра.
24. Информационная система
центра обеспечивает поддержку деятельности центра по следующим направлениям:
а) информационно-справочное
обеспечение деятельности центра путем:
размещения в открытом доступе
с использованием ресурсов сети Интернет и информационных киосков сведений о предоставляемых
государственных (муниципальных) услугах, включая информацию о порядке предоставления
таких услуг и формы необходимых документов;
обеспечения заявителей
информацией о событиях и фактах, связанных с ходом (стадией, этапом) предоставления
государственных (муниципальных) услуг посредством размещения указанной информации
в информационных киосках и сети Интернет, включая региональный портал государственных
услуг;
б) автоматизация документационного
обеспечения деятельности центра путем:
регистрации и хранения
обращений заявителей, электронных образцов документов, предоставляемых в центр для
получения государственных (муниципальных) услуг, в том числе дистанционно с использованием
регионального портала государственных услуг;
организации и управления
потоками документов на бумажном носителе и в электронном виде;
в) построение отчетов о
деятельности центра и предоставление информации на основе статистики, накапливаемой
системой.
25. Информационная система
центра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает
возможность использования электронной цифровой подписи при обработке электронных
документов, а также обмена электронными документами с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного
самоуправления и (или) организациями, участвующими в предоставлении государственных
(муниципальных) услуг.
26. Применяемые при создании
информационной системы центра форматы данных, протоколы передачи данных, регламенты,
требования и инструкции являются доступными и документированными в виде, достаточном
для их независимого (без обращения к разработчику) использования третьими сторонами
(имеют открытую структуру и открытый исходный код).
27. Информационная система
центра, как правило, имеет возможность обеспечения взаимодействия с другими информационными
системами, используемыми в деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления
и (или) организаций, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных)
услуг.