Постановление
Минстроя РФ от 4 июля 1996 г. № 18-44
"Об
утверждении "Типового Положения об органе государственной отраслевой экспертизы
министерства (ведомства) Российской Федерации"
Министерство строительства
Российской Федерации постановляет.
Утвердить "Типовое
Положение об органе государственной отраслевой экспертизы министерства
(ведомства) Российской Федерации", подготовленное и внесенное Главным
управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
Министр Е.В.
Басин
Типовое положение
об органе государственной отраслевой экспертизы министерства (ведомства)
Российской Федерации
(утв. постановлением Минстроя РФ от 4 июля 1996 г. № 18-44)
1. Общие положения
1.1. Министерства,
государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, государственные
акционерные общества и государственные компании Российской Федерации,
осуществляющие функции государственных заказчиков на капитальное строительство
за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, включая
организацию проектной подготовки строительства и экспертизу предпроектной и
проектной документации, проводимую в соответствии с Положениями о разграничении
функций между этими министерствами (ведомствами) и Министерством строительства
Российской Федерации (Минстроем России), создают специальные экспертные органы
- управления, отделы и другие службы государственной отраслевой экспертизы.
1.2. Управления (отделы,
службы) государственной отраслевой экспертизы являются самостоятельными
структурными подразделениями в центральном аппарате министерств и ведомств и
подчиняются министрам и руководителям ведомств или их первым заместителям,
имеют печати и штампы установленных образцов и другие реквизиты.
1.3. Орган государственной
отраслевой экспертизы в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, приказами и решениями министерства (ведомства), постановлениями
и другими нормативно-правовыми актами Минстроя (Госстроя) России в области
проектирования и строительства, действующими нормативными документами,
рекомендациями Главного управления государственной вневедомственной экспертизы
при Минстрое России (Главгосэкспертизы России) по вопросам методологии
экспертизы, а также Положением об органе государственной отраслевой экспертизы.
2. Основные задачи и ответственность
2.1. Основными задачами
органа государственной отраслевой экспертизы* являются:
проведение экспертизы
обоснований инвестиций, другой предпроектной документации,
технико-экономических обоснований (проектов) строительства, реконструкции,
расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений** в
системе министерства (ведомства), а также экспериментальных, типовых и
многократного применения (базовых) проектов, разрабатываемых по заказу
министерства (ведомства), в целях соответствия принимаемых проектных решений
современной технической политике в отрасли (подотрасли), рационального
использования всех видов ресурсов, применения передовых технологических
процессов и оборудования, обеспечения конструктивной надежности зданий и
сооружений, эксплуатационной и экологической безопасности объектов;
_________________________
* далее
экспертный орган
** технико-экономические
обоснования (проекты) строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются -
проекты строительства
осуществление контроля за
соблюдением в проектной документации требований общегосударственных и
отраслевых норм и правил, за комплексным решением вопросов строительства
производственных объектов, жилых зданий, других объектов социального назначения
и охраны окружающей среды, а также за реализацией своих замечаний и предложений
по совершенствованию проектных решений при дальнейшем проектировании и
строительстве;
осуществление методического
руководства деятельностью экспертных подразделений в системе министерства
(ведомства), созданных и функционирующих в установленном порядке, и проведение
соответствующей работы с заказчиками и проектными организациями, направленной
на повышение качества и проектирования.
2.2. Экспертный орган несет
ответственность за проведение квалифицированной и объективной экспертизы
предпроектной и проектной документации в установленные сроки, обоснованность
рекомендаций по ее утверждению, доработке или отклонению.
3. Функции
Экспертный орган
осуществляет следующие функции:
3.1. Проводит в
установленном порядке экспертизу проектов строительства и других видов
проектной документации, разрабатываемых в системе министерства (ведомства) и
подготавливает по ним экспертные заключения с учетом требований заключений
специализированных экспертиз или с их участием.
3.2. Проверяет при
экспертизе проектов строительства соответствие их исходным данным, техническим
условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым
архитектурно-градостроительными органами, органами государственного надзора (контроля)
и заинтересованными организациями при согласовании размещения объекта, а также
обоснованности указанных технических условий и требований.
3.3. Рассматривает
представляемые в установленном порядке схемы развития отраслей (подотраслей)
промышленности, народного хозяйства и социальной сферы, возглавляемых
министерством (ведомством), обоснования инвестиций, бизнес-планы, другие
предпроектные материалы на строительство.
3.4. Рассматривает задания
на проектирование и разработку предпроектной документации.
3.5. Рассматривает проекты
отраслевых нормативных документов, а также общегосударственных норм и правил,
за подготовку которых несет ответственность министерство (ведомство) и выдает
по ним заключения.
3.6. Обобщает результаты
экспертизы проектно-сметной документации в системе министерства (ведомства),
анализирует качественный уровень проектирования и вносит в установленном
порядке предложения о совершенствовании проектно-сметного дела, его нормативной
базы и методологии экспертизы.
3.7. Взаимодействует с
Главгосэкспертизой России при рассмотрении проектов строительства наиболее
крупных и сложных объектов, по вопросам методологии экспертизы, представляет в
Главгосэкспертизу России материалы годовых отчетов о своей деятельности по
установленной форме.
3.8. Взаимодействует с
территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы при
рассмотрении проектной документации на строительство объектов на территории
соответствующих регионов и по другим вопросам.
3.9. Подготавливает и
представляет на утверждение руководству министерства (ведомства) документы о
порядке проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной
документации в системе министерства (ведомства).
3.10. Подготавливает для
руководства министерства (ведомства) доклады, справочные и другие материалы о
качественном уровне проектных решений и результатах работы экспертного органа.
4. Права
Экспертному органу
предоставляется право:
4.1. Рекомендовать к
утверждению, отклонять или возвращать на доработку проекты строительства и
другие виды проектной и предпроектной документации по результатам их
экспертизы.
4.2. Осуществлять контроль
за реализацией замечаний и предложений экспертных заключений при дальнейшем
проектировании и строительстве.
4.3. Привлекать в
установленном порядке для выполнения работ по экспертизе инженерно-технический
персонал структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных
ему предприятий, научно-исследовательских, проектных и других организаций, а также
специалистов других министерств (ведомств), создавать в необходимых случаях
временные экспертные комиссии.
4.4. Проводить выборочный
контроль за качеством проектно-сметной документации, утверждаемой
подведомственными министерству (ведомству) предприятиями и организациями.
4.5. Получать от структурных
подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему предприятий,
организаций-заказчиков и проектных организаций все необходимые для проведения
экспертизы материалы (техническую документацию, справки, расчеты, обоснования и
т.д.).
4.6. Приглашать для участия
в рассмотрении проектно-сметной документации представителей заказчиков,
проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций.
4.7. Вносить в
соответствующие государственные органы предложения о привлечении к
ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей
проектных организаций и должностных лиц, виновных в низком качестве
разработанной проектно-сметной документации, а также о лишении предприятий и
организаций лицензий на выполнение проектных и изыскательских работ полностью
или частично.
4.8. Разрабатывать
соответствующие положения, рекомендации, решения и другие документы по вопросам
организации и методики проведения экспертизы для подведомственных экспертных
подразделений.
4.9. Проводить в
установленном порядке совещания и семинары по вопросам, входящим в компетенцию
экспертного органа.
5. Руководство, структура и штаты
5.1. Экспертный орган
возглавляется начальником, назначаемым в порядке, установленном для назначения
руководителей структурных подразделений министерства (ведомства).
5.2. Начальник экспертного
органа:
5.2.1. Несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на экспертный орган задач и
осуществление им своих функций.
5.2.2. Устанавливает степень
ответственности своих заместителей и других руководителей, определяет
разграничение функций между ними, утверждает положения о внутриструктурных
подразделениях и должностные инструкции на всех сотрудников.
5.2.3. Планирует
деятельность экспертного органа по всем видам работ, координирует их
выполнение, дает указания на выполнение отдельных поручений, контролирует
работу подчиненных.
5.2.4. Представляет
экспертный орган, а по отдельным вопросам министерство (ведомство) по решению
его руководства во всех государственных органах, предприятиях и организациях.
5.2.5. Подписывает исходящие
из экспертного органа официальные документы, связанные с экспертизой проектной
документации, отчетные данные, другие материалы и документы о деятельности
экспертного органа.
5.2.6. Создает в необходимых
случаях для выполнения работ по экспертизе временные экспертные комиссии с
привлечением необходимых специалистов аппарата министерства (ведомства), других
министерств (ведомств) и организаций, определяет их предназначение и задачи.
5.2.7. Издает в пределах
своих полномочий и установленного порядка указания и рекомендации для
подведомственных экспертных подразделений.
5.3. Структура и штаты
экспертного органа утверждаются министром (руководителем ведомства) или его
первым заместителем исходя из общей структуры и штатов центрального аппарата
министерства (ведомства).
Штатная численность
устанавливается исходя из необходимости обеспечения выполнения всех возложенных
на экспертный орган задач и функций.
Комплектование экспертного
органа должно предусматривать замещение должностей высококвалифицированными
специалистами разного профиля по основным разделам проектов.
5.4. Финансирование
содержания экспертного органа и оплата работы внештатных экспертов
осуществляется в порядке, установленном соответствующим решением министерства
(ведомства) согласно действующим нормативно-правовым актам Российской
Федерации.