Приказ МЧС РФ от 26 августа 2009 г. N 496
Об утверждении Положения о системе и порядке
информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Положением
о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.
2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431;
2009, N 22, ст. 2697), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение
о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр С. Шойгу
Зарегистрировано в Минюсте
РФ 15 октября 2009 г.
Регистрационный N 15039
Приложение
Положение о системе и порядке информационного обмена
в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
1. Настоящее Положение
о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) разработано в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43,
ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697), постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. N
794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121;
2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст.
1429, N 29; ст. 3688).
2. Систему информационного
обмена образуют:
субъекты информационного
обмена, в роли которых выступают постоянно действующие органы управления РСЧС на
федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях;
информационно-телекоммуникационная
инфраструктура РСЧС;
совокупность информационных
ресурсов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Информационно-телекоммуникационная
инфраструктура РСЧС, составляющая техническую основу информационного обмена, строится
путем конвергенции на всех уровнях управления различных телекоммуникационных сред
в целях формирования единого информационного пространства.
4. Информационные ресурсы
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подразделяются
на оперативную и плановую информации.
К оперативной информации
относятся сведения о прогнозируемых и (или) возникших чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного, биолого-социального характера и их последствиях, сведения о силах
и средствах РСЧС постоянной готовности, привлекаемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также об их деятельности, направленной на предупреждение
и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
К плановой информации относятся
сведения об административно-территориальных образованиях, об организациях и их деятельности,
необходимые для заблаговременного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. В плановую информацию в обязательном порядке включаются данные
о численности населения административно-территориальных образований и работников
организаций.
Ответственными за сбор,
обработку и передачу оперативной и плановой информации являются органы повседневного
управления РСЧС.
При сборе, обработке и
обмене информацией обязательным условием является соблюдение требований конфиденциальности
и защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной
тайне.
5. В целях ведения автоматизированного
учета оперативной информации Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее
- МЧС России) организует разработку программного обеспечения для сбора, обработки
и хранения оперативной информации и электронные формы документов, являющиеся обязательными
для заполнения при обмене оперативной информацией.
6. Для сбора плановой информации
федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, имеющие функциональные
под системы РСЧС (далее - федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные
организации), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и организации на основе собранной и обработанной информации
формируют базы данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(далее - базы данных) в своей сфере деятельности, осуществляют их актуализацию и
представляют информацию о структуре баз данных и их формате в базу данных МЧС России.
Для учета имеющейся плановой
информации федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
и организации формируют базы данных и представляют их в МЧС России.
По решению органа местного
самоуправления и согласованию с соответствующим территориальным органом МЧС России
базы данных организаций, находящихся на территории органа местного самоуправления,
включаются в базы данных этого органа местного самоуправления.
Базы данных в обязательном
порядке включаются в каталог, который создается соответствующим органом (уполномоченной
организацией, организацией).
В каталоге отражается по
каждой базе данных (массива информации) перечень информационных показателей, период
их обновления, формат данных, а также используемые классификаторы (справочники).
7. Федеральные органы исполнительной
власти и уполномоченные организации согласуют каталоги с МЧС России.
С целью соблюдения единства
принципов построения баз данных органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации согласуют каталоги с региональными центрами по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а органы местного
самоуправления - с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
8. При угрозе возникновения
и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для планирования мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций МЧС России и его территориальные органы имеют право запрашивать
информацию из баз данных, представленных в каталогах, необходимую для принятия решений
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, федеральные
органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации
могут осуществлять обмен информацией по запросу заинтересованной стороны. Предоставление
информации, при наличии таковой, осуществляется между органами повседневного управления
РСЧС.
9. В целях совершенствования
системы обмена оперативной и плановой информацией МЧС России и его территориальные
органы, федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключают дополнительные двусторонние
соглашения, в которых определяют органы управления, на которые возлагается ведение
информационного обмена, с указанием реквизитов сторон (телефоны/факсы, адреса электронной
почты и т.д.) и регламент информационного обмена для организации информационного
взаимодействия.
В целях единого статистического
учета чрезвычайных ситуаций МЧС России устанавливает критерии информации о чрезвычайных
ситуациях и направляет их через свои территориальные органы субъектам информационного
обмена.
10. Базы данных федеральных
органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
ведутся с использованием автоматизированных информационных систем.
МЧС России разрабатывает
общие требования к созданию автоматизированных информационных систем для ведения
баз данных, доводит их до федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных
организации, а также направляет в свои территориальные органы для доведения их до
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
и организаций.
Технические задания на
разработку автоматизированных информационных систем для ведения баз данных готовятся
федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
и организациями с учетом общих требований к созданию автоматизированных информационных
систем для ведения баз данных и согласовываются с МЧС России и его территориальными
органами соответственно.
11. МЧС России формирует
и ведет каталог баз данных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций по каталогам баз данных, представляемых федеральными органами исполнительной
власти и уполномоченными организациями, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.