УТВЕРЖДЕН
постановлением Госстроя России
и Минтруда России
от 22 декабря 1999 г. № 74/51
ПОРЯДОК
реализации требований доступности для инвалидов
к объектам социальной инфраструктуры
Введение
Настоящий порядок разработан
в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563) и
Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, № 19, ст. 2069).
Данный документ определяет
порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями (к которым могут быть отнесены люди
преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и
функций движения, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.) к
объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным
зданиям и сооружениям, включая сооружения общественного пассажирского
транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при
разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их
строительство и реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия
участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и
реконструкции объектов социальной инфраструктуры.
Такое взаимодействие
основано на участии территориальных органов социальной защиты населения и учете
мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного
процесса в области строительства, включая формирование и утверждение заданий на
проектирование застройки, архитектурно-планировочных заданий (далее - АПЗ),
заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое
сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и
надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства
при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Порядок
регламентирует условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного
процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной
документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной
документации для строительства, расширения,
реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов
социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом
потребностей инвалидов.
2. Настоящий
документ определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области
строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования инвалидами объектами воздушного,
железнодорожного, автомобильного, водного транспорта, средствами связи и
информации.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. При
проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной
инфраструктуры (отдельных зданий и сооружений, а
также комплексов жилищно-гражданского и
производственного назначения) заказчикам, инвесторам, научно-исследовательским,
проектным и строительным организациям, независимо
от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также территориальным органам архитектуры и градостроительства, органам
социальной защиты населения, органам
государственной вневедомственной экспертизы и Государственного
архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) необходимо
руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и
нормативно-методическими документами федеральных органов исполнительной власти
Российской Федерации, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим
Порядком и соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
При
проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с
учетом требований доступности для инвалидов следует
в первую очередь руководствоваться Ведомственными строительными нормами (ВСН 62-91*)
"Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и
маломобильных групп населения", а также рекомендациями, разработанными в
развитие этого документа, и соответствующими пособиями, инструкциями,
методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном
порядке.
4. В случаях,
когда при реконструкции застройки, строительстве и реконструкции зданий и
сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть
выполнены в полном объеме требования действующих нормативных документов в части
доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с
местным органом социальной защиты населения и с учетом мнения заинтересованных
общественных объединений инвалидов должны быть приняты решения (в необходимой
для конкретной ситуации степени); обеспечивающие условия жизнедеятельности
инвалидов.
В наиболее
сложных ситуациях в необходимых случаях органы социальной защиты населения
совместно с органами архитектуры и градостроительства создают временную или
постоянно действующую экспертную комиссию с участием квалифицированных
специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных
объединений инвалидов для выработки рекомендаций по созданию условий
доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации
экспертной комиссии представляются в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации или местного самоуправления для принятия соответствующих
решений и учета при выполнении проектных и строительных работ а, при
необходимости -информирования об этих решениях общественности.
5. Оформление и
выдача исходно-разрешительной документации, в том числе заданий на
проектирование застройки, АПЗ и заданий на проектирование объектов социальной
инфраструктуры не допускаются без согласования с местным органом социальной
защиты населения в случаях, когда требования действующих нормативных актов в
части доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры не могут
быть выполнены в полном объеме по тем или иным причинам.
6.
Последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к
существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной
инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для
инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5806) местными
органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов
архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов
(здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально
сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений
общественных объединений инвалидов.
7. Расположение
в структуре города специализированных учреждений, предназначенных для
медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих
учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой в них потребности в
конкретном городе, районе, микрорайоне. Такой принцип позволяет более гибко
решать задачу обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями.
Принятие оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов
обеспечивается путем взаимодействия местных органов архитектуры и
градостроительства с органами социальной защиты населения при участии
общественных объединений инвалидов.
8. Требования по
обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов при разработке
градостроительной документации на всех стадиях и видах проектирования, кроме
проектов планировки и проектов застройки (далее - планировочная документация),
устанавливаются в соответствующих нормативных документах в области
строительства.
III. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ДОСТУПНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
9. Разработка
проектов планировки, проектов застройки и проектной документации на
строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры с учетом
потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной
документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор
на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта.
10. При
подготовке и утверждении задания на проектирование застройки или АПЗ на
проектирование и строительство объектов социальной инфраструктуры местными
органами социальной защиты населения и органами архитектуры и
градостроительства в числе исходных показателей устанавливаются основные обязательные (функциональные) требования,
выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает
создание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
11. Задание на
проектирование застройки или АПЗ на проектирование и строительство объекта
социальной инфраструктуры утверждается в установленном порядке при условии
предварительного его согласования с территориальным органом социальной защиты
населения, и передается заказчиком вместе с заданием на проектирование
подрядной проектной организации.
12. Задание на
проектирование объекта строительства составляется заказчиком (инвестором,
застройщиком) и включает в свой состав мероприятия по созданию доступной для
инвалидов среды жизнедеятельности в соответствии с требованиями, указанными в
АПЗ. В задании должны быть конкретизированы (по
сравнению с АПЗ) требования по обеспечению жизнедеятельности инвалидов и других
маломобильных групп населения.
13. Задание на
проектирование объекта строительства при наличии в АПЗ требований по
доступности его для инвалидов представляется заказчиком (инвестором,
застройщиком) на согласование в органы государственной вневедомственной
экспертизы и последующее утверждение в установленном порядке.
14. За
предоставление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или
непредоставление такой информации, используемой в качестве исходных данных для
проектирования объекта строительства, в соответствии со статьей 66
Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069) установлена ответственность
заказчика (инвестора, застройщика) и других заинтересованных организаций за
нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.
Проектные и
проектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающие
участие в разработке проектно-сметной документации на строительство, несут
ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за ее
качество, соответствие утвержденному заданию на проектирование и соблюдение
обязательных требований действующих нормативных документов в области
строительства в части проектирования среды жизнедеятельности с учетом
потребностей инвалидов.
15. Проектная
документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом
потребностей инвалидов должна разрабатываться в строгом соответствии с
требованиями государственных стандартов, действующих строительных норм и правил
и технических условий, должна согласовываться и утверждаться в установленном
порядке.
16. В составе
основных видов и стадий разработкой утверждаемой части проектной документации
на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный
раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению
условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых
решений и графическими материалами.
17.
Планировочная и проектная документация на строительство объектов социальной
инфраструктуры, независимо от источника финансирования, при наличии в АПЗ
требований по доступности инвалидов к этим объектам должна представляться в
органы государственной вневедомственной экспертизы.
18.
Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не
соответствующая требованиям п. 16 настоящего Порядка, не принимается к
рассмотрению органами государственной вневедомственной экспертизы.
19. Контроль за
соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе
их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается
территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей
территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в
состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений
инвалидов.
IV. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
20. Состав и
содержание планировочной и проектной документации на строительство объектов
социальной инфраструктуры, включая специальный раздел с мероприятиями по учету
потребностей инвалидов, должны отвечать требованиям Инструкции о составе,
порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и
Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной
документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).
21. Задание на
проектирование застройки, АПЗ и задание на проектирование объектов социальной
инфраструктуры в числе основных требований к объекту строительства должны
содержать основные обязательные требования по учету потребностей инвалидов.
22. Основные
решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов должны
разрабатываться на основе функциональных требований к объектам социальной
инфраструктуры, специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам,
облегчающим инвалидам пользование зданиями и сооружениями.
23. В
планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной
инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должны использоваться, как
правило, решения, принятые на предыдущих стадиях разработки, включая
соответствующие части утвержденной в установленном порядке градостроительной и
проектной документации на строительство.
24. В составе
специального раздела проектной документации на строительство зданий и
сооружений производственного назначения с учетом потребностей инвалидов должны
содержаться материалы по генеральному плану и транспорту и
архитектурно-строительным решениям объекта строительства с мероприятиями по
обеспечению для инвалидов условий доступности к зданиям и сооружениям, а в
пояснительной записке - соответствующие обоснования.
В материалах по
генеральному плану и транспорту объекта строительства приводятся мероприятия,
соответствующие решения и показатели по обеспечению инвалидам условий
доступности к объектам социальной инфраструктуры, средствам общественного
пассажирского транспорта, связи и информатики.
В
архитектурно-строительных решениях должны содержаться: краткое описание и
обоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению для
инвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон н
информации.
25. В составе
специального раздела проектной документации на строительство зданий и
сооружений жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей инвалидов
разрабатываются материалы, указанные в СНиП
11-01-95 с дополнениями, отражающими специфику создания доступной для
инвалидов среды жизнедеятельности.
На схеме
генерального плана или непосредственно на генеральном плане показываются
объекты социальной инфраструктуры, к которым должна быть обеспечена доступность
для инвалидов, гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств
инвалидов, площадки отдыха, спорта, малые архитектурные формы, иные элементы
внешнего благоустройства и др.
26. В
соответствии с заданием на проектирование и с учетом предложений органов
социальной защиты населения в проектной документации на строительство дополнительно могут быть приведены
рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий,
устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей
восприятия ее инвалидами.