Постановление Правительства РФ от 28
октября 2009 г. N 846
Об утверждении Правил расследования
причин аварий в электроэнергетике
В соответствии с
Федеральным законом "Об
электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Правила
расследования причин аварий в электроэнергетике.
2. Министерству
энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу
настоящего постановления разработать и утвердить:
форму акта о
расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
форму отчета об
авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения;
порядок передачи
оперативной информации об авариях в электроэнергетике.
3. Министерству
природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с
Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня
вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок
формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.
Председатель
Правительства Российской Федерации В.
Путин
Правила расследования причин аварий в
электроэнергетике
1. Настоящие Правила
определяют порядок расследования причин аварий в электроэнергетике, за
исключением аварий на атомных станциях.
Расследование причин
чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей
электрической энергии (далее - энергопринимающие установки), осуществляется в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
2. В настоящих
Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению
или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта
электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву
и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического
режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок,
полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии
(мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного
электроэнергетического режима работы энергосистемы.
3. В соответствии с
настоящими Правилами расследованию и учету подлежат аварии на всех объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках, расположенных на
территории Российской Федерации.
4.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике (технический
контроль и надзор в электроэнергетике), либо его территориальный орган (далее -
уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике)
осуществляет расследование причин аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение
магистрального трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона, если
это привело к перерыву теплоснабжения потребителей в течение 36 часов и более;
б) повреждение
энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или
водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с
разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главного
паропровода или питательного трубопровода, если такое повреждение привело к
вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более;
в) повреждение турбины
генератора или силового трансформатора номинальной мощностью 10 МВт (10 МВА) и
более, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте
оборудования в течение 25 суток и более;
г) обрушение несущих
элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или
пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима
потребления электрической энергии (мощности);
д) повреждение
гидротехнического сооружения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации
и вызвавшее понижение уровня воды в водохранилище (реке) или повышение его в
нижнем бьефе за предельно допустимые значения;
е) взрыв газа в
газифицированной топке или газоходе энергетического котла
паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла
производительностью 50 гигакалорий в час и более, вызвавший их местные
разрушения (повреждения) или пожар на объекте электроэнергетики.
ж) отклонение частоты
электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы:
50,00+/-0,2 Гц
продолжительностью 3 часа и более;
50,00+/-0,4 Гц
продолжительностью 30 минут и более;
з) массовые отключения
или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 -
35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к
прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс. человек и
более;
и) отключение
генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к
снижению надежности энергосистемы, включая:
разделение
энергосистемы на части, выделение отдельных энергорайонов Российской Федерации
на изолированную от Единой энергетической системы России работу (при отключении
всех электрических связей с Единой энергетической системой России);
превышение максимально
допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и
более;
применение графиков
временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение
электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в
операционной зоне диспетчерского центра;
внеплановое
ограничение выдачи мощности электростанцией на срок более 1 суток на величину
100 МВт и более;
к) отключение объектов
электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше),
генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах
электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей
электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100
МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;
л) нарушения в работе
противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными
действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства
(высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение) генерирующего
оборудования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или
прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная
мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;
м) нарушение в работе
электрических сетей, приведшее к отклонению частоты на шинах распределительного
устройства атомной электростанции (высший класс напряжения 110 - 750 кВ) от
пределов нормальной эксплуатации, установленных технологическим регламентом
эксплуатации атомных электростанций (49,0 - 50,5 Гц);
н) нарушение работы
средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к прекращению
связи (диспетчерской связи, передачи телеметрической информации или управляющих
воздействий противоаварийной или режимной автоматики) между диспетчерским
центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,
объектом электроэнергетики и (или) энергопринимающей установкой
продолжительностью 1 час и более.
5.
Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация выясняют
причины возникновения аварий, в результате которых произошли:
а) повреждение
основного оборудования электростанции, а также отключение такого оборудования
действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом
вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных
действий оперативного персонала;
б) отключение
вспомогательного оборудования электростанции действием автоматических защитных
устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений
технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала,
повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт
и более;
в) повреждение объекта
электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 кВ и выше), а также
отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или
оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических
параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее
обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;
г) повреждение
гидросооружения, требующее проведения внепланового ремонта;
д) повреждение
тепловой сети или оборудования котельной, вызвавшее прекращение теплоснабжения
и (или) горячего водоснабжения потребителей тепловой энергии;
е) нарушение,
приводящее к потере управляемости объекта электроэнергетики (потеря питания
собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха,
систем управления оборудованием) продолжительностью 1 час и более;
ж) неправильные
действия защитных устройств и (или) систем автоматики;
з) вывод из работы
электрооборудования системы электропитания атомной электростанции действием
устройств релейной защиты и автоматики от повышения напряжения или оперативным
персоналом вследствие недопустимых отклонений параметров режима (напряжения и
частоты) электрических сетей;
и) нарушение режима
работы электростанции, вызвавшее превышение лимитов предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более
или лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более 1 суток.
6. Результаты
расследования аварий, указанных в пункте 5
настоящих Правил, направляются собственниками, иными законными владельцами
объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, на которых
произошла авария, либо эксплуатирующими их организациями субъекту
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
7. Собственник, иной законный
владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо
эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении
аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект
электроэнергетики и (или) энергопринимающая установка, а также уполномоченный
орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике в соответствии с порядком
передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утверждаемым
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики
(далее - уполномоченный орган в сфере электроэнергетики).
При получении
информации о возникновении аварий, указанных в подпунктах "ж" -
"н" пункта 4
настоящих Правил, субъект оперативно-диспетчерского управления в
электроэнергетике уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере контроля и
надзора в электроэнергетике.
8. Решение о
расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения
уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике
информации об аварии.
9. Уполномоченный
орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, принявший решение о
расследовании причин аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере
электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.
10. Приказом
руководителя уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике оформляется решение о расследовании причин аварии, создается
комиссия по расследованию причин аварии (далее - комиссия) и определяется ее
состав.
Председателем комиссии
назначается должностное лицо уполномоченного органа в сфере контроля и надзора
в электроэнергетике.
Порядок формирования
комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей
по согласованию с уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.
11. В состав комиссии
кроме должностных лиц уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в
электроэнергетике при необходимости включаются уполномоченные представители:
а) уполномоченного
органа в сфере электроэнергетики;
б) федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по
надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
в) организации по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и
территориальных сетевых организаций;
г) генерирующих
компаний;
д) субъекта
оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
е) потребителей
электрической энергии, присоединенная мощность которых превышает 50 МВт.
12. Расследование
аварий, указанных в подпунктах "ж" - "н" пункта 4
настоящих Правил, осуществляется при участии субъекта оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике.
13. Комиссия вправе
также привлекать к расследованию представителей научных и экспертных
организаций, заводов-изготовителей, а также организаций, выполнявших подрядные,
проектные и конструкторские работы в отношении объектов электроэнергетики и
(или) энергопринимающих установок, на которых произошла авария или на которых
произошли отклонения от установленных технологических режимов работы вследствие
произошедшей аварии.
14. Расследование
причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, начинается
незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок,
не превышающий 20 дней со дня начала расследования.
В случае необходимости
срок проведения расследования причин аварии может быть продлен руководителем
уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, но не
более чем на 45 дней.
15. В ходе
расследования причин аварий, указанных в пункте 4 настоящих Правил,
устанавливаются причины и предпосылки возникновения аварии, круг лиц, действия
(бездействие) которых привели к ее возникновению, а также разрабатывается
перечень противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и
предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках (далее - противоаварийные мероприятия).
16. При расследовании
причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, выявляются и устанавливаются условия их возникновения, в том
числе:
а) обстоятельства,
предшествовавшие аварии, в том числе действия (бездействие) субъектов
электроэнергетики и потребителей электрической энергии, повлекшие возникновение
аварии;
б) исполнение команд и
распоряжений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
в) соблюдение
субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований
нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе
установленных правил и норм эксплуатации объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок, а также технических регламентов;
г) своевременность
принятия субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии мер
по устранению последствий аварии и дефектов оборудования, повышению его
надежности, повышению качества и соблюдению сроков проведения ремонтных работ,
испытаний и профилактических осмотров, контролю за состоянием оборудования, а
также по соблюдению технологической дисциплины при производстве ремонтных
работ.
17. Для выявления
причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, в ходе расследования проводятся следующие необходимые
действия:
а) сохранение
послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача
по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных и диспетчерских
переговоров и иных необходимых документов;
в) описание
послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации
по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) осмотр,
фотографирование послеаварийной обстановки, в случае необходимости -
видеосъемка, составление схемы и эскиза места аварии;
е) опрос очевидцев
аварии, руководителей организаций, на объектах электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установках которых произошла авария, оперативного персонала,
а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
ж) выяснение
обстоятельств, предшествовавших аварии, а также установление причин их
возникновения;
з) выяснение характера
нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования;
и) оценка действий
оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых произошла
авария, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварии;
к) проверка
соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим
требованиям;
л) выявление нарушений
установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и (или)
энергопринимающих установок;
м) оценка соблюдения
установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов
электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, а также гидросооружений
для предупреждения аварий;
н) проверка
соответствия объекта электроэнергетики, энергопринимающей установки и (или)
технологического процесса проектным решениям;
о) проверка
соответствия использования оборудования установленной области его применения;
п) проверка наличия и
исправности средств защиты персонала;
р) проверка наличия
технической документации по эксплуатации объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки.
18. При проведении
расследования причин аварии комиссия:
а) проводит
обследование объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок с
предварительным уведомлением субъекта электроэнергетики и (или) потребителя
электрической энергии, на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей
установке которых возникла авария, о начале расследования причин аварии в срок
не позднее чем за 3 часа до начала обследования;
б) запрашивает у
субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии, собственников,
иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих
установок либо эксплуатирующих их организаций, а также у органов
государственной власти и органов местного самоуправления информацию и
документы, необходимые для расследования причин аварии, в том числе
регистрограммы, записи оперативных и диспетчерских переговоров, копии
технической и иной документации в отношении объекта электроэнергетики и (или)
энергопринимающей установки, на которых произошла авария;
в) осуществляет иные
действия, необходимые для расследования причин аварии.
19. Действия комиссии
в ходе расследования причин аварии оформляются протоколом и подписываются
председателем комиссии.
20. Результаты
расследования причин аварий, указанных в пункте 4
настоящих Правил, оформляются актом о расследовании причин аварии (далее - акт
расследования), форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным
органом в сфере электроэнергетики.
21. Акт расследования
должен содержать следующую информацию:
а) описание состояния
и режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок
до возникновения аварии и во время аварии;
б) описание причин
возникновения аварии и ее развития;
в) описание действий
оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и
потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и (или) причинами
возникновения аварии;
г) описание выявленных
в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов в области
электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил эксплуатации
объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также технических
регламентов;
д) перечень и описание
повреждений оборудования объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок;
е) описание выявленных
в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления
и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее ликвидацию;
ж) перечень противоаварийных
мероприятий.
22. К акту расследования
прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.
23. Материалы расследования
причин аварии формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов и
подлежат хранению уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике
в течение не менее чем 3 лет.
24. Акт расследования составляется
в 2 экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных
членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
25. Копии акта расследования
в 3-дневный срок после окончания расследования со всеми приложениями направляются
председателем комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической
энергии, на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках которых
произошла авария, субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике,
а также могут быть направлены членам комиссии по их запросу.
26. Контроль за выполнением
противоаварийных мероприятий и предписаний, вынесенных по результатам расследования
причин аварий, осуществляется уполномоченным органом в сфере контроля и надзора
в электроэнергетике. В проведении контроля за выполнением противоаварийных мероприятий
по результатам расследования причин аварий, указанных в подпунктах "ж"
- "н" пункта 4
настоящих Правил, участвует субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
27. Собственник, иной законный
владелец объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки либо эксплуатирующая
их организация представляют сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике
в уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, уполномоченный
орган в сфере электроэнергетики, а также субъекту оперативно-диспетчерского управления
в электроэнергетике.
28. Систематизация информации
об авариях в электроэнергетике осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского
управления в электроэнергетике путем ведения базы данных об авариях раздельно в
отношении генерирующих компаний, сетевых организаций и потребителей электрической
энергии.
29. Электронные копии актов
расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.
30. Материалы расследования
аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов
работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок и разработке
мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования указанных объектов (установок),
в том числе в составе энергосистемы.