Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 31 июля 2009 г. № 662
"Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции
безопасности объектов ядерного топливного цикла"
В соответствии с п. 10.11
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г. № 401
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2008, №
22, ст. 2581) приказываю:
1. Утвердить и ввести
в действие прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов
ядерного топливного цикла (РД-06-02-2009).
2. Типовую программу
инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003),
утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной
безопасности от 24 апреля 2003 г. № 41, считать утратившей силу и не подлежащей
применению.
И.О.
руководителя
|
Б.А. Красных
|
Руководящие
документы
РД-06-02-2009
"Типовая
программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла"
Введена
в действие 31 июля 2009 г.
Содержание
1. Типовая программа инспекции безопасности объектов
ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании
статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 1995 года №
170-ФЗ
"Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949;
2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606;
2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418;
№ 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19 и 20 Положения о
лицензировании деятельности в области использования атомной энергии,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997
г. № 865
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, №
41, ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта
27 Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008
г. № 352;
Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 июля 2007 г. № 456;
пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. № 401
"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору", с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404,
а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при
использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
2. Типовая программа
устанавливает основные направления инспекций безопасности объектов ядерного
топливного цикла (ОЯТЦ) и определяет для каждого из этих направлений типовой
перечень вопросов инспектирования.
3. Типовая программа
является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых
инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы
комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в приложении
к Типовой программе).
Типовая программа при
необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных
инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной
инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального
органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, принявший решение о проведении этой инспекции.
4. В Типовой программе
под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа, положения,
инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и определение
соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных актов,
нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки данного
документа.
5. В Типовой программе
используются термины, установленные в федеральных нормах и правилах:
Общие положения
обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (НП-016-05);
Правила ядерной
безопасности для объектов ядерного топливного цикла (НП-063-05).
5. Инспекции
безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:
а) организационное
обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
б) техническое
обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
в) организационное
обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
г) техническое
обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
д) обеспечение
технической безопасности ОЯТЦ;
е) обеспечение
безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе,
отработавшего ядерного топлива;
ж) обеспечение
безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
з) организация и
осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и
радиационно-опасным работам;
и) обеспечение учета и
контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
(РАО);
к) обеспечение
физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных
установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов,
радиоактивных веществ и хранилищ РАО.
6. Направления
инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
принявшим решение о проведении инспекции.
7. В части,
относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной
безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
7.1. Наличие у ОЯТЦ нормативных
правовых актов, организационно-распорядительных документов соответствующего
органа государственного управления использованием атомной энергии, определяющих
требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ при
осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования атомной энергии.
7.2. Наличие у ОЯТЦ
лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно Положению о лицензировании
деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий
действия лицензии в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной
безопасности ОЯТЦ и отчетности об ее состоянии.
7.3. Наличие лицензий
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору у
организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения работ и
оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ, деятельность
которых подлежит лицензированию согласно Положению о лицензировании
деятельности в области использования атомной энергии.
7.4. Наличие
документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой
ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в
результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона
"Об использовании атомной энергии".
7.5. Наличие
разрешений на ввод объектов ОЯТЦ в эксплуатацию (в том числе после проведения
их реконструкции, модернизации, модификации, не предусмотренных регламентом и
влияющих на ядерную и радиационную безопасность).
7.6. Наличие и полнота
перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и
радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие
нормативных документов.
7.7.
Наличие и соблюдение требований документов, определяющих
порядок ввода в действие, пересмотра и внесения изменений в документы
предприятия.
7.8. Наличие
утвержденного в установленном порядке перечня ядерно-опасных участков с
указанием их границ.
7.9. Наличие
заключений по ядерной безопасности, выданных в установленном порядке, и
выполнение их требований.
7.10.
Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных
документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения
ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия,
требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов,
стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц,
ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ.
7.11. Наличие и
выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных
документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти
отступления.
7.12.
Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в предписаниях
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Наличие и содержание планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а
также выполнение этих планов.
7.13. Наличие графиков
и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности ОЯТЦ,
наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний. Наличие планов
мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их выполнения.
7.14. Организация
контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и
контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система
контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов
в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов контроля.
7.15. Документация,
подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров
оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.
7.16. Организация
системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и
эффективности нейтронопоглощающих свойств конструкционных материалов.
7.17.
Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной,
организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной
технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления
персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и
отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.
7.18. Организация
эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями
по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.
7.19. Порядок
проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на
безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.
7.20.
Наличие и содержание должностных инструкций, положений о подразделениях,
определяющих обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.
7.21. Наличие и
соблюдение графиков замены опасного оборудования на безопасное или на
оборудование с повышенным коэффициентом запаса.
7.22.
Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:
- наличие в проектной
документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их
последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- наличие в
документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной
аварии;
- наличие, содержание
и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от
радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в установленном
порядке;
- наличие и содержание
планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;
- наличие и содержание
инструкций по проведению противоаварийных тренировок;
- наличие и содержание
инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных
ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;
- наличие утвержденных
маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях ОЯТЦ
указателей маршрутов эвакуации;
- оборудование пунктов
сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки доз,
полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты, одежды
и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и
оказанию первой помощи пострадавшим;
- обеспеченность
персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств
индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии,
дозиметрических приборов;
- наличие и состояние
основных и дублирующих средств связи, а также средств оповещения об аварии,
наличие и содержание схем оповещения;
- обеспеченность ОЯТЦ
техническими средствами ликвидации последствий аварий.
7.23. Организация
расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о
расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по
результатам расследования нарушений.
7.24.
Наличие аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ,
использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.
Примечание. Вопросы, изложенные в п.п.
7.1-7.7,
7.10-7.12,
7.17-7.20,
7.22-7.24
настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной
безопасности.
8. В части, относящейся к направлению
"Техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке
подлежат:
8.1.
Наличие и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ,
подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик,
графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности
проверок и испытаний.
8.2. Соответствие
размещения оборудования проекту.
8.3. Соответствие
состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ,
требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ
характеристикам.
8.4. Соответствие
режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации.
Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации
систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность.
Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.
8.5.
Состояние метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для
контроля параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки измерительной
аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и выполнение графиков
поверки.
8.6. Обоснованность
использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом
запаса.
8.7.
Порядок ввода в эксплуатацию ядерно и радиационно-опасных объектов, нового
оборудования и аппаратов, используемых при проведении ядерно и радиационно-опасных
работ, организация контроля основных параметров оборудования.
8.8. Наличие и
соответствие системы аварийной сигнализации (САС) о возникновения самоподдерживающейся
цепной реакции (СЦР) требованиям нормативной документации, в том числе:
- наличие обоснования
установки или отказа от установки САС, согласованного в установленном порядке;
- наличие средств
радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения
персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными
материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС,
наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми сигнализирующими
устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной эвакуации
персонала;
- соответствие
характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств
звуковой и световой сигнализации требованиям нормативной документации;
- обоснование
расположения блоков детектирования САС;
- соответствие
показателей надежности САС требованиям нормативной документации:
количество ложных
срабатываний САС (не более двух раз в год);
возможность проверки
работоспособности и настройки САС;
наличие систем само диагностирования
с выдачей звуковых и/или световых сигналов о неработоспособности системы в
постоянно обслуживаемое помещение;
конструктивная
защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих параметров САС от
несанкционированных действий персонала;
состояние
электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);
- наличие
документации:
техническое задание на
разработку средств САС и проекты САС для объектов с ядерными материалами,
согласованные в установленном порядке;
схема расположения
блоков детектирования САС с указанием ядерно-опасного оборудования и мест
хранения ядерных материалов на ядерно-опасных объектах;
схема маршрутов
немедленной эвакуации с указанием пунктов сбора персонала;
инструкция по
действиям персонала в случае срабатывания САС;
план ликвидации
аварий, связанных с возникновением СЦР;
наличие документально
оформленных результатов проверки работоспособности САС;
- наличие
биологической защиты от излучения при СЦР в помещениях, где расположены пульты
управления и контроля за технологическими и производственными процессами, а
также службы радиационного контроля, которые не могут быть покинуты персоналом
во время возникновения СЦР, или размещение их за пределами ядерно-опасной зоны.
8.9.
Наличие средств пожаротушения.
8.10. Организация и
проведение ремонтных работ систем и оборудования, важных для безопасности.
Наличие и содержание графиков проведения планово-предупредительных и
капитальных ремонтов систем, оборудования, элементов ОЯТЦ. Соответствие
фактически выполненных мероприятий графикам.
8.11. Организация
контроля установленного срока службы систем и оборудования, важных для
безопасности:
- организация
установления остаточного ресурса систем и оборудования в процессе эксплуатации;
- мероприятия по
замене оборудования и других элементов, выработавших свой ресурс;
- порядок продления
срока эксплуатации систем, оборудования ОЯТЦ;
- наличие методик
определения остаточного ресурса.
8.12. Наличие
документов для регистрации и хранения информации об отказах систем (устройств),
оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ. Состояние, содержание
документов. Мероприятия по результатам анализа информации об отказах систем
(устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ.
8.13. Наличие и
состояние средств сбора, обработки, регистрации и хранения информации об
отказах влияющего на безопасность оборудования, нарушениях нормальной
эксплуатации, предаварийных ситуациях и авариях.
8.14.
Наличие оборудования, аппаратуры, подлежащих сертификации в Системе сертификации
оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных
источников и пунктов хранения. Наличие сертификатов соответствия. Наличие актов
инспекционного контроля оборудования, аппаратуры органом, выдавшим сертификат
соответствия.
Примечание.
Вопросы, изложенные в п.п.
8.1-8.5,
8.7,
8.9-8.14
настоящей Типовой программы, рассматриваются с точки зрения, касающейся ядерной
безопасности.
9. В части,
относящейся к направлению "Организационное обеспечение радиационной
безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
9.1. Вопросы,
изложенные в п.п.
7.1-7.7,
7.10-7.12,
7.17-7.20,
7.22-7.24
настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.
9.2. Наличие оформленных в установленном порядке
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий и способов транспортирования
радиоактивных веществ и ядерных материалов, устройств и установок с источниками
излучения и радиоактивных отходов санитарным правилам. Наличие оформленных в
установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с
источниками ионизирующего излучения. Соответствие проводимых на объектах ОЯТЦ
работ условиям, установленным санитарно-эпидемиологическими заключениями.
9.3. Наличие
оформленного в установленном порядке документа, устанавливающего категорию
потенциальной радиационной опасности ОЯТЦ.
9.4. Наличие графиков
и актов проверок радиационной безопасности службой радиационной безопасности
ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний.
9.5. Наличие
санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Соответствие санитарно-защитной зоны
ее проекту. Соответствие организации и осуществления контроля радиационной
обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения требованиям нормативных
документов.
9.6. Наличие
оформленного в установленном порядке санитарно-гигиенического паспорта
организации, в которую входит ОЯТЦ, и территории, на которой он расположен.
9.7. Наличие
оформленных в установленном порядке разрешений на сбросы и выбросы
радиоактивных веществ. Соблюдение ОЯТЦ разрешенных выбросов и сбросов радиоактивных
веществ.
9.8. Соответствие
организации радиационного контроля требованиям нормативных документов. Наличие
разрешительных документов, устанавливающих контрольные и рабочие уровни
основных дозовых пределов. Наличие разработанных и введенных в действие в
установленном порядке методик контроля параметров радиационной безопасности.
Наличие средств измерения параметров радиационной безопасности, их поверка и
калибровка.
9.9. Порядок контроля
при вывозе оборудования и материалов с территории объектов в части обеспечения
радиационной безопасности.
9.10. Порядок
обращения с РАО, в том числе:
- порядок сбора и
подготовки РАО для хранения и захоронения;
- наличие журналов
учета, паспортов на партии РАО, актов комиссий по инвентаризации РАО;
- наличие на предприятии
установок по переработке РАО; соответствие условий переработки РАО требованиям
нормативной документации;
- порядок
транспортирования РАО (санитарно-эпидемиологическое заключение на транспортные
средства, транспортные упаковки, контейнеры, цистерны и емкости для перевозки
РАО);
- согласованность с
органами Госавтоинспекции маршрутов транспортирования РАО по дорогам общего
пользования;
- организация и
осуществление радиационного контроля за безопасностью при транспортировании
РАО;
- порядок хранения (захоронения)
РАО; фактическое состояние (характеристика) РАО, направляемых на захоронение;
соответствие пунктов хранения (захоронения) РАО проектной документации, наличие
разрешений на ввод в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологических заключений;
- планируемые и
проведенные мероприятия по уменьшению объемов РАО.
9.11. Наличие приказов
о назначении ответственных за учет и хранение радиоактивных веществ, за сбор,
временное хранение и передачу РАО, о назначении комиссий по инвентаризации
радиоактивных веществ и РАО.
9.12. Наличие
программы обеспечения качества при обращении с РАО.
10. В части,
относящейся к направлению "Техническое обеспечение радиационной
безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
10.1. Вопросы,
изложенные в п.п.
8.1-8.5,
8.7,
8.9-8.14
настоящей Типовой программы, в части, касающейся радиационной безопасности.
10.2. Соответствие
планировки и оборудования помещений классу работ с использованием источников
ионизирующего излучения.
10.3. Соответствие
систем вентиляции, газоочистки и канализации требованиям нормативных
документов, в том числе:
- обеспечение ОЯТЦ
раздельными системами вентиляции для помещений, где ведутся работы с открытыми
источниками ионизирующего излучения, и помещений, в которых проектом ОЯТЦ такие
работы не предусмотрены;
- обеспечение
расчетных значений разрежения в боксах и скорости движения воздуха в рабочих
проемах вытяжных шкафов, оборудование камер и боксов приборами контроля степени
разрежения;
- наличие резервных
вентиляционных агрегатов для помещений, в которых проводятся работы I класса и
работы с эманирующими и летучими радиоактивными веществами;
- наличие системы
очистки воздуха перед выбросом в атмосферу, графики замены фильтров, обоснование
сроков замены;
- наличие системы
спецканализации, ее обеспечение средствами контроля количества и активности
сточных вод.
10.4. Соответствие
оборудования санпропускников требованиям нормативных документов.
11. В части,
относящейся к направлению "Обеспечение технической безопасности
ОЯТЦ", проверке подлежат:
11.1. Регистрация в
органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов пара и горячей воды, грузоподъемных кранов, используемых при
проведении ядерно и радиационно-опасных работ (далее - оборудование, работающее
под давлением, и грузоподъемные краны).
11.2. Организация
проведения работ с использованием оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов. Наличие и содержание организационно-распорядительных
документов, устанавливающих порядок проведения работ, выдачи наряда-допуска и
инструктажа работников (персонала).
11.3. Наличие
сертификатов соответствия оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов, подлежащих обязательной сертификации. Наличие и
содержание актов инспекционного контроля оборудования, работающего под
давлением, и грузоподъемных кранов органом, выдавшим сертификат соответствия.
11.4. Соответствие
условий применения оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных
кранов условиям, определенным соответствующими разрешениями и (или)
сертификатами.
11.5. Организация
технического обслуживания и ремонта оборудования, работающего под давлением, и
грузоподъемных кранов. Наличие и содержание инструкции по техническому обслуживанию.
Соблюдение установленной периодичности работ по техническому обслуживанию.
11.6. Состояние и организация
технического освидетельствования оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных
кранов, соблюдение установленных сроков частичного и полного освидетельствования.
11.7. Наличие и содержание
эксплуатационной документации, включая инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта,
разрешения на работу оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов.
11.8. Сроки службы, остаточный
ресурс оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, их составных
элементов. Порядок продления срока службы.
11.9. Наличие и содержание
документации по обучению и проверке знаний персонала, обслуживающего оборудование,
работающее под давлением, и грузоподъемные краны.
11.10. Выполнение условий
действия лицензии в части, касающейся обеспечения технической безопасности ОЯТЦ
и отчетности об ее состоянии.
12. В части, относящейся
к направлению "Обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов,
изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива", типовой перечень вопросов
определяется в соответствии с приложением 2 к Инструкции по осуществлению надзора
за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
13. В части, относящейся
к направлению "Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами",
типовой перечень вопросов определяется в соответствии с приложением 5 к Инструкции
по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного
топливного цикла (РД-05-19-99).
14. В части, относящейся
к направлению "Организация и осуществление подготовки и допуска работников
(персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам", проверке подлежат:
14.1. Порядок оформления
допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно и радиационно-опасным работам.
14.2. Наличие и содержание
утвержденных в установленном порядке программ и графиков подготовки (в том числе
наличие в программах подготовки раздела о формировании у персонала культуры безопасности),
стажировки, сдачи экзаменов персонала и руководства ОЯТЦ, участвующих в организации
и проведении ядерно и радиационно-опасных работ.
14.3. Соблюдение сроков
сдачи экзаменов. Наличие, содержание протоколов проверки знаний.
14.4. Наличие у работников
разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, полученных
в установленном порядке, выполнение условий действия разрешений.
14.5. Наличие приказов
о назначении комиссий по проверке знаний у работников.
14.6. Периодичность проведения
инструктажа рабочих и инженерно-технических работников, соответствие проведения
внепланового инструктажа установленным требованиям, оформление результатов инструктажа
в установленном на предприятии порядке.
14.7. Штатная и фактическая
численность персонала ОЯТЦ.
14.8. Периодичность проведения
противоаварийных тренировок, полнота охвата персонала ОЯТЦ в их участии.
15. В части, относящейся
к направлению "Обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных
веществ и РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящими
документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов
в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами (РД-07-03-2006)
и Типовой программой целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами
(РД-07-11-2007).
16. В части, относящейся
к направлению "Обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных
веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных
материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО", типовой перечень вопросов
определяется в соответствии с руководящим документом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору - Типовой программой инспекции физической защиты
ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-07-12-2007).
1. В соответствии с Положением
об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной
энергии (РД-03-43-98)
рабочая программа является одним из основных документов по планированию проведения
комплексных и целевых инспекций и подлежит составлению в обязательном порядке.
2. Структура рабочей программы должна соответствовать
требованиям к структуре указанного документа, изложенным в РД-03-43-98.
3. В рабочей программе
предусматриваются те направления инспектирования, которые определены должностным
лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
принявшим решение о проведении инспекции.
4. Рабочая программа составляется
на основе изложенных в Типовой программе перечней вопросов, подлежащих проверке
по каждому из предусмотренных в ней направлений инспектирования.
Указанные перечни дополняются
вопросами, необходимость проверки которых вытекает из анализа информации о фактическом
состоянии ядерной и радиационной безопасности конкретного ОЯТЦ. При этом, исходя
из особенностей деятельности конкретного ОЯТЦ, в рабочую программу должны включаться
вопросы, предусмотренные соответствующими приложениями к Инструкции по осуществлению
надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла
(РД-05-19-99).
5. Рабочую программу составляет
и подписывает ответственный за проведение инспекции, а утверждает должностное лицо,
определенное в РД-05-19-99.
6. Проверки и иные мероприятия,
предусматриваемые в рабочей программе, а также методы и способы их выполнения не
должны приводить к снижению безопасности ОЯТЦ в процессе проведения инспекции.
Проект Типовой программы инспекции безопасности объектов
ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработан в соответствии
с Планом разработки проектов руководящих документов внутриведомственного характера,
утверждаемых руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), утвержденному руководителем Ростехнадзора
28.11.2008.
Проект Типовой программы
разработан на основании статей 23 и 25 Федерального закона Российской Федерации
от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552;
1997, № 7, ст. 808; № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003, № 45,
ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3606; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 49,
ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17); пунктов 5, 19
и 20 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997
г. № 865
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 29, ст. 3528; 2002, № 41,
ст. 3983; 2005, № 7, ст. 560; Российская газета, № 22, 02.02.2007); пункта 27 Положения
о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 352;
Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения
ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 июля 2007 г. № 456;
пункта 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. № 401
"О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору",
с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2008 г. № 404,
а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании
атомной энергии (РД-03-43-98).
Типовая программа не является
документом нормативно-правового характера и не нуждается в государственной регистрации.
С введением в действие
Типовой программы следует считать утратившей силу и не подлежащей применению Типовую
программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003),
утвержденную приказом Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности
от 24 апреля 2003 г. № 41.
Руководитель разработки
проекта Типовой программы: начальник Управления по регулированию безопасности объектов
ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно-опасных
объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ
и физической защитой - А.И. Кислов.
Разработчики проекта Типовой
программы:
начальник отдела Управления
по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических
установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - С.Н. Удодов;
ведущий эксперт Управления
по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических
установок судов и радиационно-опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных
материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - А.С. Дубовенко.
Начальник Управления по регулированию безопасности
объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно
опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных
веществ и физической защитой
|
А.И. Кислов
|
Текст
документа и нумерация пунктов приводится в соответствии с источником