Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 7 августа 2009 г. № 690
"Об утверждении и введении в действие руководства по безопасности "Оценка
безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада водоемов при
их переработке и хранении"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 г. прилагаемое
руководство по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными
отходами Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении" (РБ-049-09).
И.о. руководителя
|
Б.А. Красных
|
Руководство
по безопасности
"Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского каскада
водоемов при их переработке и хранении"
РБ-049-09
Введено в действие
с 1 сентября 2009 г.
Содержание
1. Настоящее руководство
по безопасности носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым
актом.
2. Руководство
по безопасности содержит рекомендации по реализации требований, федеральных норм
и правил, определяющих критерии и принципы обеспечения безопасности при обращении
с радиоактивными отходами (далее - РАО) в части представления информации для оценки
безопасности обращения с РАО Теченского каскада водоемов при их переработке и хранении.
3. Теченский каскад водоемов
(далее - ТКВ) представляет собой совокупность объектов, включающих специальные промышленные
водоемы (В-3, В-4, В-10, В-11, их гидротехнические сооружения, правобережный и левобережный
обводные каналы), расположенные в границах санитарно-защитной зоны организации,
эксплуатирующей ТКВ.
4. К РАО ТКВ относятся
РАО, содержащиеся в воде и в донных отложениях, а также жидкие технологические отходы,
образующиеся в результате текущей производственной деятельности предприятия, и жидкие
нетехнологические отходы, образующиеся в результате взаимодействия поверхностных
и подземных вод с радиоактивным загрязнением территории промышленной площадки, технологических
участков, коммуникаций, сформировавшихся в первые годы работы предприятия.
5. Обращение с РАО ТКВ
в настоящее время включает:
организованное и контролируемое
размещение жидких РАО в ТКВ (прием РАО) и содержание РАО в ТКВ при поддержании условий
обеспечения безопасности (хранение РАО);
проведение работ по стабилизации
уровня воды в ТКВ;
проведение всего цикла
работ, от опытных до промышленного внедрения технологии переработки жидких низко
активных отходов, с целью прекращения приема РАО в ТКВ;
проведение
работ по снижению фильтрационных поступлений радиоактивных веществ за счет естественных
фильтрационных процессов из ТКВ в открытую гидрографическую сеть (река Теча);
проведение технического
контроля состояния водоемов Теченского каскада и гидротехнических сооружений;
проведение радиационного
контроля при обращении с РАО ТКВ;
проведение мониторинга
окружающей среды;
проведение мероприятий
по экологической реабилитации территорий, прилегающих к ТКВ.
6. С целью определения
необходимости реализации технических решений и организационных мероприятий, направленных
на повышение уровня безопасности при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется не реже
одного раза в год или чаще проводить анализ текущего уровня безопасности ТКВ, а
также, в случае существенных изменений природных условий, состояния и характеристик
ТКВ, актуализировать прогнозный расчет для оценки безопасности ТКВ.
7. Безопасность
при обращении с РАО ТКВ следует обеспечивать с учетом следующих принципов:
предотвращение облучения
персонала и населения выше уровней, установленных нормами радиационной безопасности;
ограничение количества
РАО, поступающих в ТКВ, на минимальном, практически достижимом уровне;
поэтапное сокращение и
полное прекращение приема РАО в ТКВ;
обеспечение защиты персонала
и населения в случае возникновения аварий при обращении с РАО ТКВ;
осуществление мониторинга
состояния ТКВ и окружающей среды.
8. С целью обеспечения
безопасности при обращении с РАО ТКВ рекомендуется разрабатывать и проводить технические
и организационные мероприятия, направленные на:
соблюдение требований эксплуатационной
документации при обращении с РАО ТКВ;
осуществление радиационного
контроля при обращении с РАО ТКВ;
соблюдение требований разрешительной
и производственной документации при эксплуатации гидротехнических сооружений ТКВ;
соблюдение
требований санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии порядка обращения
с РАО требованиям санитарных правил;
не превышение установленных
эксплуатирующей организацией нормативов приема РАО в ТКВ;
снижение фильтрационных
поступлений и поддержание стабилизации уровня водоемов ТКВ на обоснованном в проекте
оптимальном уровне;
вывод из эксплуатации сооружений
и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей водоемы ТКВ;
соблюдение требований документации
по защите персонала и населения в случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций
при обращении с РАО ТКВ.
9. С целью ограничения
образования РАО, поступающих в ТКВ на минимальном практически достижимом уровне,
и поэтапного сокращения приема РАО в ТКВ рекомендуется ежегодно пересматривать и
обосновывать нормативы поступления РАО в ТКВ.
10. В состав документации,
обосновывающей безопасность при обращении с РАО ТКВ, рекомендуется включать:
характеристику
поступающих РАО:
а) объем поступающих отходов;
б) химический состав;
в) значение суммарной активности;
г) радионуклидный состав,
значения удельной альфа- и бета-активности;
радионуклидный и химический
состав воды и донных отложений водоемов ТКВ;
параметры
состояния водоемов ТКВ, включающие:
а) уровень воды в водоемах;
б) результаты анализа проб
воды из водоемов;
в) результаты анализа проб
воды из каналов;
г) расход воды на водосбросах
водоемов;
д) расход воды в каналах;
е) результаты осмотра гидротехнических
сооружений;
ж) уровень воды в пьезометрах;
периодичность технического
контроля состояния водоемов ТКВ;
виды радиационного контроля
при обращении с РАО, контролируемые параметры;
периодичность радиационного
контроля при обращении с РАО;
технические средства обеспечения
радиационного контроля при обращении с РАО.
11. С целью получения необходимой
информации для достоверной оценки и прогнозирования изменения уровня безопасности
при обращении с РАО рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг состояния ТКВ
и окружающей среды.
12. Мониторинг следует
проводить в соответствии с разработанной программой мониторинга состояния ТКВ и
окружающей среды, включающей:
объекты контроля (вода
и донные отложения водоемов ТКВ; вода обводных каналов ТКВ; поверхностные воды,
подземные воды, атмосферный воздух, почва, снег и биота в районе расположения ТКВ);
виды контроля (измерение
мощности дозы гамма-излучения и плотности потока бета-частиц на поверхности почвы;
определение удельных и объемных активностей радионуклидов в почве, атмосферном воздухе,
воде и донных отложениях водоемов ТКВ; определение гидрологических и метеорологических
параметров);
периодичность контроля;
контролируемые параметры;
технические средства контроля.
13. Контроль за гидродинамическим
и гидрохимическим состоянием подземных вод следует осуществлять посредством стационарных
режимных наблюдений за уровнем подземных вод и регулярного отбора и анализа проб
из водоносного горизонта через систему наблюдательных скважин.
14. Режимную сеть контрольных
скважин следует формировать с учетом следующих принципов:
равномерная и достаточная
плотность скважин в районе влияния источников загрязнения;
наличие скважин за границами
развития ореолов загрязнения, в пределах "фоновых" территорий, характеризующихся
ненарушенными гидродинамическим и гидрохимическим режимами подземных вод;
выделение
и создание участков детализации (сгущение скважин режимной сети) на периферии ореолов,
где происходит формирование отдельных потоков загрязненных подземных вод по тектонически
ослабленным зонам;
включение в режимную сеть
скважин, техническое состояние и конструкция которых позволяют проводить опробование
по всей мощности водоносного горизонта до относительного водоупора.
15. Выводу из эксплуатации
сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ,
предшествует полное прекращение приема РАО в водоемы и стабилизация водного баланса,
проведение комплексного инженерного и радиационного обследования и разработка:
концепции вывода из эксплуатации
сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
программы вывода из эксплуатации
сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
проекта вывода из эксплуатации
сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ;
отчета по обоснованию безопасности
вывода из эксплуатации сооружений и оборудования технологической схемы обращения
с РАО, включающей ТКВ.
Руководство по безопасности
разрабатывается согласно п. 1 Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной
и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (ПНТД-ОЯРБ/08).
Основанием
для разработки РБ является техническое задание на разработку РБ, утвержденное заместителем
начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного
цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору
за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой
А.А. Лавриновичем 11 февраля 2008 г.
Целью разработки руководства
по безопасности "Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского
каскада водоемов при их переработке и хранении" является разработка рекомендаций
по оценке выполнения требований радиационной безопасности, направленных на обеспечение
безопасности персонала и населения, а также охрану окружающей среды от влияния негативных
факторов, возникших в результате образования Теченского каскада водоемов (ТКВ) и
связанных с обращением с радиоактивными отходами (РАО) ТКВ при их переработке и
хранении.
РБ разрабатывается впервые.
Нормированию подлежат:
- обеспечение безопасности
при обращении с РАО ТКВ;
- вывод из эксплуатации
сооружений и оборудования технологической схемы обращения с РАО, включающей ТКВ.
РБ разработано с учетом
опыта по обращению с РАО ТКВ и анализа действующих нормативных документов по обращению
с РАО.
РБ взаимосвязано
с СП 2.6.1.70-04 "Требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности
при эксплуатации специальных промышленных водоемов ПО "Маяк", введенных
в действие с 1 февраля 2005 г., а также с нормативно-техническими документами системы
Ростехнадзора, указанными в разделе "Источники информации".
Проект окончательной редакции
РБ был направлен в 4 организации:
1) Управление по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок
судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов
и радиоактивных веществ и физической защитой Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
2) Уральское межрегиональное
территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;
3) Управления правового
обеспечения и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
4) ФГУП ПО "Маяк".
Проект окончательной редакции
был согласован без замечаний:
1. Управление правового
обеспечения и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору (исх. № 02-18/1251 от 14.04.2009).
2. Уральское
межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью (исх. № 01-26/04-913 от 21.04.2009).
Проект окончательной редакции
согласован с учетом замечаний:
1. Управление по регулированию
безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок
судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов
и радиоактивных веществ и физической защитой Ростехнадзора (исх. № 06-09/592 от
04.05.2009)
2. ФГУП ПО "Маяк"
(исх. № ПТО-3578 от 24.04.2009)
Полученные замечания и
предложения по проекту окончательной редакции РБ учтены. Документ подготовлен к
утверждению.
1. Федеральный закон "Об
охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.;
2. Федеральный закон "О
радиационной безопасности населения" № 3-ФЗ от 9 января 1996 г.;
3. Об использовании атомной
энергии (с Изменением и Дополнением от 10.02.97 № 28-ФЗ) //Федеральный закон от
21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ;
4. Нормы радиационной безопасности,
НРБ-99;
5. Основные санитарные правила обеспечения радиационной
безопасности, ОСПОРБ-99;
6. Федеральный закон "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", № 52-ФЗ от 30 марта
1999 г.;
7. "Водный кодекс
Российской Федерации", № 167-ФЗ от 16 ноября 1995 г.;
8. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами,
СПОРО-2002;
10. Объединенная конвенция
о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными
отходами //INFCIRC/546, Вена МАГАТЭ, 1997 г.;
11. НП-016-05
"Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла.
ОПБ ОЯТЦ", Ростехнадзор;
12. НП-064-05
"Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты
использования атомной энергии", Ростехнадзор.
Начальник ОБ ПТЦ
НТЦ ЯРБ
|
Л.А. Кузнецов
|
Начальник лаборатории
ОБ ПТЦ НТЦ ЯРБТ
|
О.Н. Ушанова
|
Текст
документа и нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником