Постановление Правительства Москвы от 17
ноября 2009 г. N 1274-ПП
О взаимодействии и координации
деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению
законности в сфере имущественно-земельных отношений
В целях повышения
эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по
обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений, оптимизации
контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы
объектов нежилого фонда, сокращения административных барьеров при осуществлении
предпринимательской деятельности, противодействия коррупции, реализации
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", Закона города Москвы от 26 ноября 2008 г. N
60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в
городе Москве" и Закона города Москвы от 3 июня 2009 г. N
17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости
в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить
Административный регламент взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в области использования
земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (приложение).
2. Возложить на Госинспекцию
по недвижимости координацию деятельности органов исполнительной власти
города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных
отношений.
3. Госинспекции по
недвижимости:
3.1. Подготовить для
рассмотрения в установленном порядке:
- до 15 января 2010 г.
проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях" в части установления прав органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов
об административных правонарушениях в области землепользования и против порядка
управления;
- до 1 марта 2010 г.
проекты нормативных правовых актов о внесении изменений в федеральное
законодательство по вопросам разграничения полномочий в области
государственного земельного контроля между Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации.
3.2. Обеспечить
формирование и ведение банка данных по контролю за использованием земель и
находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда (далее -
объекты недвижимости) с включением в него сведений о мерах, принимаемых другими
заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы, по пресечению
правонарушений в области использования объектов недвижимости.
3.3. В первом
полугодии 2010 г. совместно с Департаментом имущества города Москвы,
Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управлением
координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы,
Объединением административно-технических инспекций города Москвы,
Государственной жилищной инспекцией города Москвы и префектурами административных
округов разработать и принять регламенты об информационном взаимодействии.
3.4. В 2010 году в
соответствии с федеральным законодательством подготовить административные
регламенты взаимодействия с федеральными органами государственной власти,
наделенными соответствующими полномочиями по обеспечению законности в сфере
имущественно-земельных отношений.
3.5. В ежегодных
планах проверок предусматривать проведение совместных мероприятий по контролю
за использованием объектов недвижимости с другими органами исполнительной
власти города Москвы, уполномоченными на осуществление государственного
контроля (надзора).
3.6. В ежегодных
докладах о работе Госинспекции по недвижимости по осуществлению регионального
государственного контроля за использованием объектов недвижимости отражать
вопросы взаимодействия с другими государственными органами по обеспечению
законности в сфере имущественно-земельных отношений и основные направления по
его улучшению и повышению эффективности.
3.7. С целью
предотвращения и пресечения правонарушений в области использования объектов
недвижимости систематически осуществлять, в том числе совместно с другими
заинтересованными органами исполнительной власти города Москвы, обследования
(визуальные осмотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений, при
проведении которых не требуется взаимодействие с их пользователями.
При обнаружении в ходе
проведения обследований административных правонарушений составлять протоколы и
привлекать виновных лиц к административной ответственности, а также направлять соответствующие
материалы о нарушениях в другие органы государственной власти для принятия мер
по пресечению противоправных действий.
3.8. В целях поддержки
малого и среднего предпринимательства осуществлять планомерное сокращение
количества проверок в отношении его субъектов, в порядке, установленном федеральным
законодательством, предоставлять им отсрочку и рассрочку по оплате
административных штрафов, освобождать от административной ответственности при
малозначительности правонарушения.
3.9. Направлять в
органы прокуратуры материалы по правонарушениям в области использования
объектов недвижимости, содержащим признаки уголовно наказуемых деяний,
нарушениям законных прав субъектов малого и среднего предпринимательства на
объекты недвижимости, а также информацию о коррупционных правонарушениях в
сфере имущественно-земельных отношений для принятия мер прокурорского
реагирования.
3.10. Совместно с
Департаментом земельных ресурсов города Москвы, другими заинтересованными
органами исполнительной власти города Москвы проводить работу по внедрению
передовых технологий контроля за использованием земель, в том числе с
применением методов дистанционного зондирования и возможностей спутниковых
систем ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
3.11. Осуществить
комплекс мер по улучшению взаимодействия с общественностью и информированности
населения о проводимой работе по обеспечению законности в сфере
имущественно-земельных отношений:
- размещать на
официальном интернет-сайте Госинспекции по недвижимости ежегодные планы
проведения проверок, ежемесячные отчеты о проводимой работе по обеспечению
законности в сфере имущественно-земельных отношений, информацию о целевых
проверках использования объектов недвижимости, принятых законодательных, иных
нормативных правовых актах и ведомственных инструктивно-методических документах
по вопросам осуществления государственного контроля за использованием объектов
недвижимости и привлечения нарушителей к ответственности с комментариями
специалистов Госинспекции по недвижимости по их применению;
- развивать систему
электронного взаимодействия с юридическими лицами и гражданами, обеспечить
создание специальных разделов на официальном интернет-сайте Госинспекции по
недвижимости с целью получения оперативной информации о правонарушениях в
области использования объектов недвижимости и сигналов о наличии признаков
коррупции в деятельности сотрудников Госинспекции по недвижимости;
- проводить
тематические семинары и пресс-конференции, принимать участие в совещаниях,
обучении представителей малого и среднего бизнеса и других заинтересованных лиц
по вопросам практики применения законодательства, регулирующего
имущественно-земельные отношения, осуществления контроля за его соблюдением, во
встречах с населением, проводимых префектурами и управами районов;
- оказывать правовую
поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства и другим
заинтересованным лицам, в том числе по телефону в режиме "горячей
линии" и через Интернет по вопросам использования объектов недвижимости,
проведения должностными лицами Госинспекции по недвижимости проверок объектов недвижимости,
привлечения нарушителей к административной и иной ответственности;
- регулярно направлять
в городские и окружные средства массовой информации тематические аналитические обзоры
о деятельности Госинспекции по недвижимости, наиболее актуальных мероприятиях по
контролю за использованием объектов недвижимости и принимаемых мерах по пресечению
выявленных нарушений.
3.12. Совместно с Департаментом
имущества города Москвы в первом полугодии 2010 г. подготовить предложения по модернизации
АИС "Контроль недвижимости города Москвы".
4. Госинспекции по недвижимости
совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов
города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом экономической
политики и развития города Москвы до 1 апреля 2010 г. подготовить и представить
на утверждение Правительства Москвы проект порядка расчета и возмещения вреда (ущерба),
причиненного правонарушениями в области использования земель и объектов нежилого
фонда.
5. Департаменту имущества
города Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Департаменту природопользования
и охраны окружающей среды города Москвы, префектурам административных округов и
другим органам исполнительной власти города Москвы:
- ежегодно в срок до 1
июля направлять по установленной форме в Госинспекцию по недвижимости предложения
по проведению плановых проверок использования объектов недвижимости на следующий
год для разработки в соответствии с федеральным законодательством ежегодных планов
проверок объектов недвижимости;
- представлять в порядке,
установленном регламентами об информационном взаимодействии, документально подтвержденную
информацию о принятых мерах в пределах своей компетенции по устранению выявленных
правонарушений;
- анализировать причины
и условия, способствующие совершению правонарушений в области использования объектов
недвижимости, с целью выявления фактов злоупотребления служебным положением должностных
лиц, осуществляющих управление и распоряжение объектами недвижимости, незамедлительно
информировать правоохранительные органы о коррупционных правонарушениях в сфере
имущественно-земельных отношений.
6. Управлению информатизации
города Москвы при формировании плана мероприятий на 2010 год по Городской целевой
программе "Электронная Москва (2009-2011 гг.)" рассмотреть возможность
включения работ по модернизации АИС "Контроль недвижимости города Москвы".
7. Контроль за выполнением
настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Силкина В.Н., руководителя Госинспекции по недвижимости Шатохина В.Е.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков
Приложение
Административный регламент взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявлению и
пресечению правонарушений в области использования земель и находящихся в
собственности города Москвы объектов нежилого фонда
1. Настоящий
Административный регламент определяет порядок взаимодействия органов
исполнительной власти города Москвы по предупреждению, выявлению и пресечению
правонарушений в области использования земель независимо от прав на земельные
участки и объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы
(далее - объекты недвижимости).
2. Основными задачами
взаимодействия являются:
- координация
деятельности по защите государственных и общественных интересов в сфере
имущественно-земельных отношений, а также прав граждан и юридических лиц на
объекты недвижимости;
- обеспечение
соблюдения принципа неотвратимости наказания за совершенные противоправные
действия в области использования объектов недвижимости;
- повышение
эффективности использования объектов недвижимости;
- организация
информационного обмена в целях предупреждения, выявления и пресечения
правонарушений в области использования объектов недвижимости.
3. Правовой основой
осуществления взаимодействия являются Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", иные законы и нормативные правовые акты
Российской Федерации, Устав города Москвы, Закон города Москвы от 3 июня 2009
г. N
17 "О государственном контроле за использованием объектов недвижимости
в городе Москве", иные законы и нормативные правовые акты города Москвы,
регулирующие деятельность органов исполнительной власти по обеспечению
законности в сфере имущественно-земельных отношений.
4. Основными
направлениями взаимодействия являются:
- планирование
мероприятий по контролю за использованием объектов недвижимости;
- подготовка
материалов, необходимых для проведения мероприятий по контролю за
использованием объектов недвижимости и привлечения виновных лиц к
административной и иной ответственности;
- совместное
проведение органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление
государственного контроля (надзора), плановых проверок использования объектов
недвижимости;
- совершенствование
форм и методов обмена информацией по вопросам использования объектов
недвижимости;
- подготовка
информационно-аналитических материалов и ежегодных докладов о состоянии
законности в сфере имущественно-земельных отношений и принимаемых мерах по
предупреждению и пресечению нарушений в использовании объектов недвижимости;
- разработка предложений
по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы
имущественно-земельных отношений, контрольно-инспекционной деятельности и
ответственности за нарушения в области использования объектов недвижимости;
- определение ущерба
(вреда), причиненного правонарушениями в сфере использования объектов
недвижимости.
- проведение
совместных совещаний по проблемам обеспечения соблюдения установленных
требований по использованию объектов недвижимости;
- осуществление
информационно-разъяснительной работы среди жителей города Москвы по вопросам
использования объектов недвижимости и ответственности за правонарушения в
области имущественно-земельных отношений.
5. Основными
принципами осуществления взаимодействия являются:
- законность;
- объективность;
- приоритетность мер
по предупреждению правонарушений в области использования объектов недвижимости;
- комплексное
использование правовых, экономических и иных мер по предупреждению и пресечению
правонарушений в области использования объектов недвижимости;
- взаимодействие
органов исполнительной власти города Москвы с правоохранительными и судебными
органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
гражданами по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений в области
использования объектов недвижимости;
- гласность с учетом
требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6. Госинспекция по
недвижимости:
6.1. Разрабатывает
ежегодные планы проведения плановых проверок по вопросам использования объектов
недвижимости с учетом предложений органов исполнительной власти города Москвы и
направляет их:
- до 1 октября
текущего года в Департамент поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы на согласование в части, касающейся субъектов
малого и среднего предпринимательства;
- до 1 ноября текущего
года в Прокуратуру города Москвы для формирования сводного плана проверок в
порядке, установленном федеральным законодательством.
6.2. По обращениям
органов исполнительной власти города Москвы и их территориальных подразделений
в административных округах:
- проводит внеплановые
проверки в порядке и случаях, установленных законодательством (по нарушениям,
связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде
либо возникновением угрозы причинения такого вреда);
- осуществляет
визуальное обследование объектов недвижимости, не требующее взаимодействия с их
пользователями;
- предоставляет
информацию о проверках объектов недвижимости;
- осуществляет
подготовку заключений об использовании объектов недвижимости в случаях,
установленных законами и иными правовыми актами города Москвы.
6.3. В соответствии со
своей компетенцией, определенной Кодексом
города Москвы об административных правонарушениях, привлекает в установленном
порядке к административной ответственности лиц, допустивших административные
правонарушения в области использования земель и объектов нежилого фонда, а
также за невыполнение ими в срок выданных предписаний об устранении указанных
правонарушений.
6.4. Направляет в Департамент
земельных ресурсов города Москвы (по земельным участкам), Департамент
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (по земельным
участкам, расположенным на особо охраняемых природных территориях) и
Департамент имущества города Москвы (по объектам нежилого фонда) материалы
проверок, необходимые для определения размера вреда (ущерба), причиненного
правонарушениями в области использования объектов недвижимости.
6.5. Представляет
информацию:
- ежеквартально в
порядке, установленном регламентами об информационном взаимодействии, в
Департамент земельных ресурсов города Москвы - по земельным правонарушениям,
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - по
фактам захламления земельных участков, а также земельным правонарушениям,
выявленным на особо охраняемых природных территориях, Департамент имущества
города Москвы - по правонарушениям в области использования объектов нежилого
фонда, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы - по
правонарушениям, допущенным предприятиями потребительского рынка и услуг, для
принятия мер в соответствии со своей компетенцией в отношении виновных лиц, не
устранивших допущенные правонарушения в установленные сроки и продолжающих
противоправные действия после привлечения их к административной
ответственности;
- ежеквартально в
Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы,
префектуры административных округов о правонарушениях в области использования
объектов недвижимости, не устраненных в установленные сроки;
- ежеквартально о
нарушениях, допущенных партнерами Правительства Москвы, для включения в
установленном порядке соответствующих сведений в Реестр деловой репутации
партнеров Правительства Москвы;
- ежеквартально в
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города
Москвы о проведенных проверках, выявленных нарушениях и примененных штрафных
санкциях для осуществления мониторинга деятельности по контролю за
использованием объектов недвижимости, находящихся в пользовании субъектов
малого и среднего предпринимательства;
- о выявленных фактах
незаконного занятия земельных участков под объекты, обладающие признаками
самовольного строительства, для включения соответствующих сведений в Систему
учета и мониторинга объектов самовольного строительства.
6.6. Информирует в
установленном порядке Прокуратуру города Москвы о:
- незаконном
использовании объектов недвижимости, нарушающем государственные и общественные
интересы, законные права граждан, в случае непринятия мер по оформлению прав на
самовольно используемые объекты недвижимости либо их освобождению после выдачи
предписания должностным лицом Госинспекции по недвижимости о прекращении
противоправных действий и наложения административного взыскания за его
невыполнение;
- правонарушениях в
области использования объектов недвижимости, содержащих признаки
уголовно-наказуемых деяний, а также административных правонарушениях,
возбуждение дел по которым не входит в компетенцию Госинспекции по
недвижимости;
- нарушениях законных
прав субъектов малого предпринимательства, а также коррупционных
правонарушениях, ставших известными сотрудникам Госинспекции по недвижимости в
связи с исполнением ими своих обязанностей;
- применении насилия
либо угрозы применения насилия в отношении должностного лица Госинспекции по
недвижимости или его близких в связи с исполнением им своих должностных
обязанностей;
- количестве
проведенных проверок по вопросам использования объектов недвижимости,
выявленных правонарушениях и принятых мерах по их устранению и привлечению
виновных лиц к административной ответственности (ежегодно по полугодиям и в
целом за год).
6.7. Направляет в
порядке, предусмотренном федеральным законодательством, соответствующие
материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного
штрафа в случае его неуплаты в установленные сроки.
6.8. Вносит в
Департамент земельных ресурсов города Москвы предложения о прекращении в
установленном порядке прав на земельные участки в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
6.9. Осуществляет в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правовыми актами
города Москвы, подготовку ежегодных докладов об осуществлении государственного
контроля за использованием объектов недвижимости.
6.10. Осуществляет
ведение банка данных о выявленных правонарушениях в области использования
объектов недвижимости и принятых мерах по их устранению, в том числе другими
органами исполнительной власти города Москвы.
7. Департамент
имущества города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы,
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент города
Москвы по конкурентной политике, префектуры административных округов и другие
заинтересованные органы исполнительной власти города Москвы:
7.1. В порядке,
установленном регламентами об информационном взаимодействии, представляют
Госинспекции по недвижимости сведения, необходимые для осуществления проверок
объектов недвижимости, а также доступ ее сотрудников к соответствующим базам
данных, содержащим информацию, необходимую для осуществления возложенных на них
функций.
7.2. Ежегодно в срок
до 1 июля с учетом требований, установленных федеральным законодательством,
законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, представляют
предложения по проведению Госинспекцией по недвижимости плановых проверок на
следующий год.
7.3. Вносят
предложения по проведению Госинспекцией по недвижимости внеплановых проверок в
случаях, установленных федеральным законодательством, с предоставлением
соответствующих материалов, подтверждающих наличие признаков причинения вреда
жизни и здоровью граждан или окружающей среде либо возникновением угрозы
причинения такого вреда нарушениями в использовании объектов недвижимости.
8. Органы
исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на осуществление
государственного контроля (надзора), принимают участие в совместных
мероприятиях по контролю за использованием объектов недвижимости, проводимых в
соответствии с годовыми планами проверок Госинспекции по недвижимости.
9. Департамент
имущества города Москвы и Департамент земельных ресурсов города Москвы:
- обеспечивают в
соответствии со своей компетенцией защиту интересов города Москвы в судах, в
том числе путем направления исковых заявлений от своего имени или от имени
Правительства Москвы об освобождении незаконно занимаемых объектов недвижимости
и в других случаях, установленных законодательством и договорами аренды;
- в порядке,
установленном Правительством Москвы, определяют размер вреда (ущерба),
причиненного правонарушениями в области использования объектов недвижимости;
10. Департамент
природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предъявляет в суды
иски от своего имени или Правительства Москвы об освобождении незаконно
занимаемых земельных участков на особо охраняемых природных территориях.