МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От
«20» августа 2009 г.
|
№ 355
|
Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста
России № 01/14342-Дк от 6 ноября 2008 г.)
Об утверждении Методики расчета прогнозных
индексов изменения стоимости строительства
В соответствии с Положением о Министерстве
регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390; № 13, ст. 1169;
2006, № 6, ст. 712; № 18, ст. 2002; 2007, № 45, ст. 5488; 2008, № 22 ст. 2582;
№ 42 ст. 4825; № 46 ст. 5337; 2009, № 3 ст. 378, № 6, ст. 738; № 14, ст. 1669) приказываю:
1. Утвердить
прилагаемую Методику расчета прогнозных индексов изменения стоимости
строительства.
2. Федеральному
государственному учреждению «Федеральный центр ценообразования в строительстве
и промышленности строительных материалов» (Е.Е. Ермолаеву):
обеспечить
ежеквартальную разработку прогнозных индексов изменения стоимости строительства
и их представление в Департамент регулирования градостроительной деятельности
не позднее 5 дней с начала очередного квартала;
осуществлять ежемесячный мониторинг стоимости
строительных ресурсов, используемых при расчете прогнозных индексов изменения
стоимости строительства и при изменении стоимости ресурсов более чем на 5 % к
предыдущему периоду представлять предложения в Департамент регулирования
градостроительной деятельности по пересмотру прогнозных индексов изменения
стоимости строительства.
3. Департаменту
регулирования градостроительной деятельности (И.В. Пономареву):
в течение 10
дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
обеспечить
рассмотрение прогнозных индексов изменения стоимости строительства в
трехдневный срок с момента их представления и подготовку их к опубликованию.
4. Контроль
исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального
развития Российской Федерации СИ. Круглика.
Министр
|
|
В.Ф. Басаргин
|
Содержание
Утверждена
приказом Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от «20» августа 2009 г. № 355
Методика расчета прогнозных
индексов изменения стоимости строительства
Раздел I. Общие положения
1. Настоящая
Методика расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства (далее -
Методика) устанавливает порядок разработки, рассмотрения и введения в действие
Минрегионом России прогнозных индексов изменения сметной стоимости
строительства, дифференцированных по статьям затрат сводного сметного расчета
стоимости строительства, в том числе: индексы изменения сметной стоимости
строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и
изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и
затраты, индексы изменения стоимости оборудования (далее - прогнозные индексы).
2. Прогнозные
индексы предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства
базисно-индексным методом, формирования начальной (стартовой) стоимости
строительства при подготовке конкурсной документации, общеэкономических
расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства,
финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального
бюджета.
3. Разработка
прогнозных индексов осуществляется ежеквартально Федеральным государственным
учреждением «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности
строительных материалов» (далее ФГУ - ФЦЦС).
4. Индексы
выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой.
5. При разработке
прогнозные индексы дифференцируются:
по видам
строительства - многоквартирные жилые дома, объекты образования, объекты
здравоохранения, административные здания, объекты спортивного назначения,
объекты коммунального хозяйства, котельные, инженерные сети и очистные
сооружения, объекты мелиорации, предприятия культурно-бытового обслуживания,
гидротехнические сооружения, искусственные дорожные сооружения, автомобильные
дороги, железные дороги, магистральные трубопроводы, прочие объекты;
по видам
используемой сметно-нормативной базы - федеральные единичные расценки
(ФЕР-2001), территориальные единичные расценки (ТЕР-2001);
по способу
применения - к элементам структуры прямых затрат (оплата труда, эксплуатация
машин и механизмов, стоимость материалов), к стоимости строительно-монтажных
работ с учетом накладных расходов и сметной прибыли;
по территории
применения - по субъектам Российской Федерации;
по элементам
затрат сводного сметного расчета стоимости строительства - к стоимости оборудования,
к стоимости проектно-изыскательских работ, к стоимости прочих работ и затрат.
6. Прогнозные
индексы определяются как произведение текущих индексов, рассчитанных в
соответствии с настоящей Методикой, на прогнозный показатель инфляции, установленный
Министерством экономического развития Российской Федерации для соответствующего
квартала.
7. Текущие
индексы изменения цен на и прочих работ и затрат (по состоянию на 01.01.1991 и
01.01.2000) с учетом ежеквартальных индексов цен производителей в строительстве
(оборудование и прочие работы и затраты), сообщаемых федеральным органом государственной
статистики.
8. Текущие
индексы изменения стоимости проектных и изыскательских работ определяются как
отношение стоимости проектирования (изысканий) в текущем уровне цен к
постоянной величине базовой цены разработки проектной документации (изысканий),
определенной по справочникам базовых цен на проектные работы. Стоимость
проектирования (изысканий) в текущем оборудование и прочие работы и затраты
определяются нарастающим итогом на основании данных о стоимости оборудования
уровне цен определяется в соответствии с данными о динамике изменения структуры
стоимости затрат на выполнение работ по проектированию, представляемыми
проектными организациями.
9. Расчет текущих
индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ осуществляется
с использованием соответствующих ресурсно-технологических моделей (далее - РТМ)
на основании отчетных данных региональных органов по ценообразованию в
строительстве, данных государственной статистики.
10. РТМ
формируется в следующем порядке:
10.1. Из
объектной сметы выбираются локальные сметы, учитывающие сметную стоимость
основных конструктивных элементов объекта, общая стоимость
строительно-монтажных работ которых составляет более 70 %.
10.2. Из
указанных локальных смет производится выборка трудовых ресурсов, применяемых
строительных машин и механизмов, материальных ресурсов.
10.3. На основе
выборки ресурсов разрабатывается массив, состоящий из двух блоков - ресурсного
и стоимостного.
10.4. Ресурсный
блок РТМ включает в себя следующие ресурсные
составляющие:
нормативную
трудоемкость рабочих-строителей (монтажников);
нормативное
количество машино-часов по номенклатуре (набору) строительных машин, механизмов
и автотранспортных средств;
расход
материальных ресурсов по номенклатуре (набору), определенной выборкой ресурсов.
Расход
применяемых материальных и трудовых ресурсов, а также нормы времени
эксплуатации строительных машин в РТМ являются фиксированными величинами.
10.4.1. Нормативная
трудоемкость определяется для среднего разряда рабочих - строителей, предусмотренных
в РТМ, и учитывается в человеко-часах.
10.4.2. На
основании выборки ресурсов производится анализ
номенклатуры строительных машин и механизмов с целью определения видов
машин и механизмов, преобладающий по сметной стоимости.
Машины и
механизмы, стоимость эксплуатации которых составляет более 80 % от общей
стоимости эксплуатации, выбираются из смет и применяются в качестве
машин-представителей в РТМ. Для каждой машины-представителя выделяется
нормативное время эксплуатации в машино-часах. Машины и механизмы, стоимость
эксплуатации которых составляет до 20 % от общей стоимости эксплуатации машин
объединяются в группу «Прочие машины и механизмы», при этом затраты на их эксплуатацию
устанавливаются в процентах от общей стоимости строительных машин и механизмов,
определенной по РТМ.
10.4.3. В тех
случаях, когда номенклатура материальных ресурсов обширная, осуществляется:
анализ
номенклатуры материальных ресурсов с целью объединения их по характеристикам;
объединение в
группы одноименных материалов и изделий различных сортов и марок (бетон,
раствор, сборные бетонные и железобетонные изделия* арматура и другое);
определение
приведенного количества материалов, исходя из материала, преобладающего по сметной
стоимости;
объединение
материальных ресурсов, суммарные показатели которых имеют удельный вес примерно
до 20 % в общей стоимости материалов в группу «Прочие материалы».
10.5. В
стоимостном блоке РТМ учитываются:
10.5.1. В базисной
стоимости (по состоянию на 01.01.2000) учитываются:
а) оплата труда
рабочих-строителей в базисном уровне цен (ОТбаз) определенная как
произведение нормативной трудоемкости в человеко-часах (чел.-час) по РТМ на
часовую тарифную ставку в базисном уровне цен
соответствующего разряда рабочих-строителей, принятую при разработке
сборников ФЕР-2001, ТЕР-2001;
б) стоимость
эксплуатации строительных машин в рублях/машино-часах (руб./маш.-час) (ЭМбаз),
принятая согласно соответствующим сборникам сметных норм и расценок на
эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств в базисном уровне
цен, умноженная на нормативное количество машино-часов, определенное в РТМ. Для
соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и стоимости, учтенной ресурсной
ведомостью, в общую стоимость эксплуатации строительных машин включается сумма
объединенных по стоимости машин и механизмов, имеющих удельный вес до 20 % в
общей стоимости эксплуатации машин;
в) стоимость материальных
ресурсов, принятая согласно соответствующим сборникам сметных цен на материалы,
изделия и конструкции по состоянию на 01.01.2000 по номенклатуре (набору)
ресурсов, умноженная на их нормативную или приведенную потребность,
определенную в РТМ (Мбаз). Для
соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и стоимости, учтенной ресурсной
ведомостью, в общую стоимость материальных ресурсов (Мбаз) включается сумма объединенных по стоимости материалов,
изделий и конструкций, имеющих удельный вес до 20 % в общей стоимости
материальных ресурсов и по которым можно не отслеживать текущие цены.
10.5.2. В
текущей стоимости по РТМ учитываются:
а) оплата труда
рабочих-строителей в текущем уровне цен (OTтек) определенная
как произведение нормативной трудоемкости по РТМ на часовую тарифную ставку в
текущем уровне цен соответствующего разряда рабочих-строителей, которая
определяется по формуле:
где:
Т - нормативная трудоемкость
в человеко-часах (чел.-час);
tp - нормативное число часов
работы одного рабочего в месяц, часы (ч.);
С1 - месячная тарифная ставка
рабочего I разряда при работе в нормативных условиях труда, рубли (руб.).
В соответствии
с подпунктом «а» пункта 2.3 Федерального отраслевого соглашения по
строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на
2008-2010 годы размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего I разряда
устанавливается с 01.01.2008 не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для
трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте
Российской Федерации.
Кm - тарифный коэффициент соответствующего разряда
работ;
Кi - коэффициенты, учитывающие доплаты и надбавки к
тарифным ставкам и окладам за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и
особо вредными условиями труда, за разъездной, подвижной и вахтовый характер
работ, надбавки за профессиональное мастерство, сверхурочную работу, выполнение
особо важных заданий и другие;
Кр - районный коэффициент к заработной плате,
устанавливаемый законодательством;
ПВ - прочие
выплаты, производимые за счет средств, учитываемых в расходах на оплату труда в
соответствии с действующими нормативными документами (очередные и
дополнительные отпуска, выслуга лет, надбавки за непрерывный стаж в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним районам).
б)
представленные региональными органами по ценообразованию в строительстве
сметные цены 1-го машино-часа (маш.-час) в текущем уровне цен, по определенной
в РТМ номенклатуре строительных машин, механизмов и автотранспортных средств,
умноженные на нормативное или приведенное количество машино-часов (ЭМтек) Для соответствия стоимости,
учтенной в РТМ, и стоимости, учтенной ресурсной ведомостью, в общую стоимость
эксплуатации строительных машин (ЭМбаз)
включается текущая стоимость объединенных по стоимости машин и механизмов,
полученная путем умножения базисной (по состоянию на 01.01.2000) стоимости
объединенных машин на индекс по основной технике, полученный в РТМ;
в) текущие
средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции по данным региональных
органов по ценообразованию в строительстве с учетом усредненных расходов по
доставке, заготовительно-складских расходов и услуг посредников (транспортные
затраты в пределах сложившихся в регионе) по номенклатуре ресурсов в
соответствии с РТМ, умноженные на их нормативное количество (Мтек). Для
соответствия стоимости, учтенной в РТМ, и стоимости, учтенной ресурсной
ведомостью, в общую стоимость материальных ресурсов (Мбаз) включается
текущая стоимость объединенных по стоимости материалов, изделий и конструкций
(прочих материалов), полученная путем умножения базисной (по состоянию на
01.01.2000) стоимости прочих материалов на индекс по основным материалам,
полученный в РТМ.
11. На
основании произведенных по всей совокупности расчетов в РТМ определяются
стоимостные показатели в прямых затратах: в базисном (по состоянию на
01.01.2000) уровне цен - Пбаз и в текущем уровне цен - Птек,
которые определяются по формуле:
Пбаз = Отбаз + Эмбаз + Мбаз;
Птек = Оттек +
Эмтек + Мтек.
12. Расчет текущих
индексов пересчета по статьям затрат производится в следующем порядке:
устанавливается размер индексов пересчета по оплате
труда рабочих-строителей, монтажников и рабочих, обслуживающих строительные
машины по формуле:
Иот =
ОТтек/ОТбаз;
устанавливается
размер индекса к стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов по
формуле:
Иэм =
ЭМтек/ЭМбаз;
устанавливается
размер индекса к стоимости материальных ресурсов по формуле:
Им =
Мтек/Мбаз.
13. Для определения
индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в целом (Исмр),
в базисном и текущем уровнях цен учитываются накладные расходы (HP) и
сметная прибыль (СП).
14. Текущий индекс изменения стоимости
строительно-монтажных работ (без прочих затрат и без НДС) на объект в целом
определяется по формуле:
Исмр = СМРтек/СМРбаз,
где
СМРбаз=ОТбаз + ЭМбаз + Мбаз + НРбаз + СПбаз,
СМРтек=ОТтек + ЭМтек + Мтек + НРтек + СПтек.
Раздел III. Порядок рассмотрения и издания прогнозных индексов
15. Разработанные прогнозные индексы представляются
ФГУ ФЦЦС в Департамент регулирования градостроительной деятельности Минрегиона
России (далее - Департамент) не позднее 5 (пяти) дней с начала очередного
квартала с приложением соответствующих расчетных обоснований, завизированных
ответственным исполнителем ФГУ ФЦЦС.
16.
Рассмотрение представленных прогнозных индексов осуществляется Департаментом и
включает в себя:
изучение
комплектности представленных расчетных обоснований;
проведение
проверки представленных расчетных обоснований;
подготовку
письма Минрегиона России о рекомендуемой величине прогнозных индексов.
17. Срок
рассмотрения представленных обоснований прогнозных индексов не должен превышать
3 (трех) календарных дней со дня их получения Департаментом.
18. В случае
выявления недостатков в представленных расчетах их корректировка осуществляется
специалистами Департамента в рабочем порядке.
19. По
результатам рассмотрения расчетных обоснований прогнозных индексов Департаментом готовится
проект письма в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации о рекомендуемой величине
прогнозных индексов.
Проект письма
визируется начальником ФГУ ФЦЦС, начальником отдела сметного нормирования
Департамента, директором Департамента.
20. Письмо с
прогнозными индексами подписывается заместителем Министра регионального
развития Российской Федерации, курирующим деятельность Департамента.
21. В течение
квартала, для которого разработаны прогнозные индексы, ФГУ ФЦЦС ежемесячно
осуществляет мониторинг стоимости ресурсов, используемых при расчете прогнозных
индексов и в случае, если общая стоимость ресурсов, включенных в РТМ,
изменилась более чем на пять процентов, ФГУ ФЦЦС направляет в Департамент
предложения о пересмотре величины прогнозных индексов с приложением
обосновывающих материалов.
Департаментом
рассматривает представленные материалы в соответствии с пунктами 16-20
настоящей Методики.