Материалы по формированию педагогического заказа к порядку
проектирования и строительства зданий и сооружений общеобразовательных учреждений
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2009 г. №
03-917)
Департамент государственной политики в образовании
письмом от 12.05.2009 № 03-917 направил в органы, осуществляющие управление в
сфере образования субъектов РФ, Материалы по формированию педагогического
заказа к порядку проектирования и строительства зданий и сооружений
общеобразовательных учреждений для возможного использования в работе.
Содержание
Материалы подготовлены на
основании анализа информации о лучших реализованных архитектурных проектах
общеобразовательных учреждений в субъектах РФ (письмо Минобрнауки России от 29.12.2008
№ 03-2759), а также по итогам заседаний рабочей группы по вопросу разработки
новых строительных норм и правил, а также современных архитектурных проектов
общеобразовательных учреждений в части педагогического заказа.
Минрегионом России
актуализирован СНиП 31-06-2008
"Общественные здания и сооружения" (актуализированная редакция СНиП 2.08.02-89
размещена на сайте Минрегиона России www.minregion.ru). Указанный свод норм и правил
содержит необходимые требования, определяющие строительство зданий и сооружений
современных школ.
С 1 октября 2008 г.
вступили в действие новые СанПиН
2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации
питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и
среднего профессионального образования", которые "...распространяются
на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания
образовательных учреждений".
Разделом II указанных
СанПиН определены требования к размещению, объемно-планировочным и
конструктивным решениям помещений для организации питания в общеобразовательных
учреждениях.
Департамент
государственной политики в образовании Минобрнауки России приглашает
заинтересованных педагогов и управленцев к обсуждению определения принципов
педагогического заказа к новой школьной архитектуре в образовании в
интернет-сообществе "Открытый класс":
http://www.openclass.m/projects/munistry/new_school.
По информации субъектов РФ, как
правило, при строительстве новых общеобразовательных учреждений используются
типовые проекты, разработанные научно-исследовательскими и проектными
институтами СССР. В то же время в ряде субъектов РФ (г. Москва, Республика Саха
(Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ,
Тюменская область, Красноярский край, Чукотский автономный округ) в последнее
время реализованы современные индивидуальные проекты общеобразовательных школ в
соответствии с требованиями действующих СНиП.
Анализ представленной
в адрес Минобрнауки России информации о реализованных проектах
общеобразовательных учреждений позволяет сделать следующие выводы:
- здания и сооружения
общеобразовательных учреждений в отношении использованных материалов,
внутренней планировки и типологии помещений имеют большие сходства, несмотря на
различные природно-климатические условия, что связано с применением действующих
СанПиН и СНиП;
- имеется тенденция к
увеличению площади зданий и сооружений в расчете на одного учащегося;
- классные комнаты
спроектированы в расчете на традиционную рассадку учащихся (ряды парт,
выделенное учительское место, прямоугольная форма классной комнаты);
- предусмотрены
большие холлы (атриумы) для обеспечения возможности общения учащихся разных
классов и возрастов;
- имеется тенденция к
увеличению числа общешкольных помещений - залов различной направленности
(музыкальный, актовый, конференционный залы, зал защиты проектов), в том числе
к расширению помещений физкультурно-оздоровительного комплекса (физкультурные,
хореографический залы, бассейны с ваннами различного размера);
- как правило, проекты
предполагают централизованное водо- и электроснабжение, канализацию, в то же
время имеются решения с автономными системами (автономная дизельная
электростанция, котельная, водонапорная башня, водоочистные сооружения);
- при строительстве
зданий и сооружений учитывается необходимость прокладки телекоммуникационных
сетей и размещения телекоммуникационного оборудования, в том числе
специализированных устройств приема-передачи спутникового сигнала.
При этом оригинальные
авторские проекты большинства построенных и планируемых к сдаче объектов -
зданий и сооружений общеобразовательных учреждений - в настоящее время не могут
рассматриваться как варианты универсальных решений, и быть рекомендованы к
использованию органам муниципальных образований и органам исполнительной власти
субъектов РФ, выступающим в качестве заказчиков строительства
общеобразовательных школ.
В целях унификации
разработки индивидуальных архитектурных проектов зданий и сооружений
общеобразовательных учреждений Министерство предлагает учитывать следующие
принципы:
- обеспечить
удешевление строительства за счет использования современных экологичных
материалов и строительных технологий;
- обеспечить
сокращение сроков строительства;
- обеспечить учет
особенностей организации образовательного процесса, использования коммуникационных
и телекоммуникационных технологий в образовании;
- обеспечить учет
возрастных особенностей учащихся;
- проводить
оптимизацию схемы пришкольных участков.
Основные
функциональные требования к разработке данных проектных решений с учетом организации
учебного процесса на уровне современных образовательных стандартов представлены
в таблице.
Таблица
Функциональные
единицы
|
Функциональные
характеристики
|
Функциональные
требования
|
Примечания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Общие
решения зданий и сооружений
|
Общеобразовательная
школа (I - III ступень)
|
Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет
|
Типовые
инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования
и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на
системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного
отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием
температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых
полов
|
|
Школа
I ступени (начальная школа)
|
Возраст учащихся от 6,5 лет до 10 (11) лет
|
Типовые
инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования
и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на
системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного
отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием
температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых
полов
|
Модель
|
Школа
II ступени (подростковая школа)
|
Возраст
учащихся от 10 (11) лет до 15 (16) лет
|
Типовые
инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования
и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на
системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного
отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием
температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых
полов
|
Модель
|
Школа
III ступени (старшая школа)
|
Возраст
учащихся от 15 (16) лет до 17 (18) лет
|
Типовые
инженерные решения на основе новейших достижений в области вентиляции, кондиционирования
и отопления; вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать новую технику и технологию
приготовления пищи. Технологическое тепло необходимо утилизировать не менее
чем на 50%; схемы прямоточного воздухообмена в кухнях необходимо заменять на
системы с активированными приточно-вытяжными зонтами; системы водяного
отопления необходимо проектировать по двухтрубной схеме с пофасадным регулированием
температуры в помещениях. Применять системы отопления с использованием теплых
полов
|
Модель
|
Школа
полного дня
|
Возраст учащихся от 6,5 лет до 18 лет
|
Наличие
дополнительных помещений спортивного, художественно-эстетического
направления, кабинетов для занятий в малых группах (до 15 человек)
|
Модель
|
Типовые
школьные здания постройки до 2000 г.
|
|
Разработка
проектов модернизации школьных зданий, в том числе увеличение площади за счет
перекрытия внутреннего пространства типовых зданий в форме "каре",
при этом площадь здания увеличивается на 30-40%
|
|
Общешкольные
помещения
|
Общешкольный
атриум
|
Пространство
общешкольного общения учащихся,
место проведения общешкольных выставок и экспозиций
|
Наличие
верхнего света, специальное покрытие стен, возможно расположение рядом с входной
группой
|
|
Информационно-библиотечный
комплекс
|
Возможно
выделение специальной зоны для учащихся младших классов
|
Система
индивидуальных рабочих мест для работы с информацией; помещения для тиражного
и иного оборудования; компьютерный центр, медиатека и универсальное
лекционное помещение; встроенные шкафы для книг и хранилище книг
|
|
Залы
|
|
Актовый зал с многофункциональной сценой, вместимостью
на общее количество учащихся школы; хореографический зал, раздевалки; обязательное наличие технических помещений (кладовых) и в начальной
школе - помещений для одежды учащихся, сушильни для одежды и обуви
|
|
Основные
учебные помещения
|
Учебные
кабинеты
|
|
В основу
учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета,
рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы
|
|
Предметные
кабинеты
|
По
предметам: химия, физика, биология
|
Должны
включать:
классную
комнату;
практикум;
лаборантскую.
Каждое
помещение имеет отдельный выход в общий коридор и объединено внутренними
дверями
|
|
Помещения
физкультурно-оздоровительного назначения
|
Спортивный
комплекс
|
Спортивные
залы для:
-
начальной школы;
|
Многофункциональный
спортивный зал - трансформер с возможностью одновременных занятий для
нескольких классов (при этом могут быть использованы мобильные перегородки) и
проведения спортивных соревнований по различным видам физической культуры и
спорта.
|
Наличие
раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений
|
-
основной и старшей школы
|
Наличие
различных зон в спортивном зале - стенок для скалолазания, спортивных игр,
занятий легкой атлетикой. Наличие качественного напольного и настенного
(противоударного, например пробкового) покрытия, зрительских трибун (могут
быть откидные)
|
Бассейн
|
Целесообразность строительства бассейна обусловлена климатическими
условиями зоны, в которой ведется строительство
|
Не менее трех
25-метровых дорожек, возможность для прыжков, "лягушатник" для
обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста. Наличие разно уровневых
спусков в воду
|
Наличие
раздевалок с душевыми кабинами, тренерских, подсобных помещений
|
Площади
и габариты
|
Площади и габариты
помещения, а также их взаимное расположение в объеме здания рассчитываются на
основе действующих СНиП с учетом тенденции к увеличению расчетной
площади на одного учащегося до 25-30 м2.
|