Полное меню
Приложение № 1
|
Дата, время _____________________________________________________________________ Орган управления дорожным хозяйством____________________________________________ Оперативный дежурный __________________________________________________________ Метеорологические явления (по регионам/участкам автомобильных дорог) _______________
|
и) Информационные потоки в системе оперативного управления работами по содержанию дорог представлены на рисунке 3. Рекомендуемый информационный обмен определяет порядок взаимодействия органов управления и подразделений дорожного хозяйства и подразделений Росгидромета. Рекомендуемый перечень задач и состав информационных потоков приведен в таблице 6.
Рисунок 3
Информационные потоки при оперативном управлении работами по содержанию
автомобильных дорог на основе специализированной гидрометеорологической
информации
Таблица 6
Перечень задач обмена гидрометеорологической информацией в системе оперативного управления работами по содержанию автомобильных дорог
Решаемая задача |
Состав информации |
n1: Сеанс связи с измерительными системами и АДМС, расположенными вдоль дороги |
Показания датчиков |
n2: Сеанс связи с подразделениями Росгидромета |
Прогнозы погоды (общего назначения и специализированные), штормовые предупреждения, информация МРЛ, ИСЗ |
n3: Сеанс связи с Росавтодором |
Данные о состоянии проезда по дорогам, дорожно-транспортных происшествиях, выполненных работах. |
n4: Первичная обработка данных АДМС |
Информация датчиков в цифровом, табличном, графическом видах |
n5: Обработка информации по специальным алгоритмам |
Прогнозы состояния дорожного покрытия, рекомендации по технологиям проведения работ |
n6: Обращение к архиву и оперативной базе данных |
Архивная и оперативна информация о погодных условиях, состоянии покрытия, выполненных работах |
n7: Обращение к банку дорожных данных |
Уровень содержания участков дороги, их геометрические параметры, инженерное обустройство, особенности отдельных участков дорог по условиям снегозаносимости и образования скользкости, степень опасности участков, очередность проведения работ |
n8: Обращение к базе данных, описывающей ресурсы на зимнее содержание |
Данные о противогололедных материалах, дорожной технике, производственных базах |
n9: Формирование информации для оперативного управления |
Прогноз состояния дорожного покрытия для отдельных участков, рекомендации по технологиям проведения работ |
к) Единая автоматизированная система метеообеспечения включает в себя специализированное метеорологическое обеспечение, основанное на интегрированной информационной системе сбора, обработки и распространения информации организаций Росавтодора.
Единая автоматизированная система обеспечивает:
- совместимость данных различных подсистем входящих в состав СЦОУ ФДА, ЦПУ ОУДХ;
- доступность данных единой системы для совместного использования с данными других систем и баз данных дорожной отрасли для общего анализа;
- надежность сохранения информации в течение не менее 3-х лет.
л) Специализированное метеорологическое обеспечение дорожного хозяйства является необходимым условием для решения инженерных задач и задач управления автомобильными дорогами. Результатом специализированного гидрометеорологического обеспечения является:
- необходимая информация для работников дорожных организаций о возможном изменении погодных условий и ожидаемом состоянии дорожного покрытия, выбор оптимальной технологии работ в зависимости от погодных условий;
- беспрепятственное и безопасное движение;
- обеспечение сохранности автомобильных дорог;
- более эффективное использование финансовых и материальных ресурсов при зимнем содержании дорог;
- уменьшение вреда, наносимого окружающей среде, дорожным сооружениям и автотранспортным средствам избыточным использованием химических реагентов для борьбы с зимней скользкостью.
- планирование и финансирование работ по содержанию дорог с учетом погодно-климатических особенностей регионов;
- обеспечение органов управления дорожным хозяйством информацией о необходимости введения ограничения скоростей движения или принятия решения о временном закрытии движения на отдельных участках дорог.
м) Подготовка и переподготовка кадров по метеорологическому обеспечению дорожного хозяйства осуществляется в организациях, имеющих лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
а) Гидрометеорологическая информация общего назначения и специализированная информация, поступающая от Росгидромета и других организаций, имеющих лицензию Росгидромета, рекомендуется использовать для решения задач управления содержанием автомобильных дорог.
Типовой перечень опасных природных явлений (ОЯ), принятых руководящими документами Росгидромета, приведен в таблице А.1.
Таблица А.1
Типовой перечень опасных природных явлений
Название ОЯ |
Характеристики и критерии определения ОЯ |
А.1 Метеорологические |
|
А.1.1 Очень сильный ветер |
Ветер при достижении скорости при порывах не менее 25 м/с, или средней скорости не менее 20 м/с; на побережьях морей и в горных районах при достижении скорости при порывах не менее 30 м/с |
А.1.2 Ураганный ветер (ураган) |
Ветер при достижении скорости 33 м/с и более |
А.1.3 Шквал |
Резкое кратковременное (в течение нескольких минут, но не менее 1 мин) усиление ветра до 25 м/с и более |
А.1.4 Смерч |
Сильный маломасштабный вихрь в виде столба или воронки, направленный от облака к подстилающей поверхности |
А.1.5 Сильный ливень |
Сильный ливневый дождь с количеством выпавших осадков не менее 30 мм за период не более 1 ч |
А.1.6 Очень сильный дождь (очень сильный дождь со снегом, очень сильный мокрый снег, очень сильный снег с дождем) |
Значительные жидкие или смешанные осадки (дождь, ливневый дождь, дождь со снегом, мокрый снег) с количеством выпавших осадков не менее 50 мм (в ливнеопасных (селеопасных) горных районах - 30 мм) за период времени не более 12 ч |
А.1.7 Очень сильный снег |
Значительные твердые осадки (снег, ливневый снег) с количеством выпавших осадков не менее 20 мм (³20 см. визуально) за период времени не более 12 ч |
А.1.8 Продолжительный сильный дождь |
Дождь с короткими перерывами (не более 1 ч) с количеством осадков не менее 100 мм (в ливнеопасных районах с количеством осадков не менее 60 мм) за период времени более 12 ч, но менее 48 ч, или 120 мм за период времени более 2 суток |
А.1.9 Крупный град |
Град диаметром 20 мм и более |
А.1.10 Сильная метель |
Перенос снега с подстилающей поверхности (часто сопровождаемый выпадением снега из облаков) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 ч |
А.1.11 Сильная пыльная (песчаная) буря |
Перенос пыли (песка) сильным (со средней скоростью не менее 15 м/с) ветром и с метеорологической дальностью видимости не более 500 м продолжительностью не менее 12 ч |
А.1.12 Сильный туман (сильная мгла) |
Сильное уменьшение дальности видимости за счет скопления мельчайших частиц воды (пыли, продуктов горения), при котором значение метеорологической дальности видимости составляет не более 50 м с продолжительностью не менее 12 ч |
А.1.13 Сильное гололедно-изморозевое отложение |
Диаметр отложения на проводах гололедного станка: гололеда - диаметром не менее 20 мм; сложного отложения или мокрого (замерзающего) снега - диаметром не менее 35 мм; изморози - диаметр отложения не менее 50 мм |
А.1.14 Сильный мороз |
В период с ноября по март значение минимальной температуры воздуха достигает установленного для данной территории опасного значения или ниже его |
А.1.15 Аномально-холодная погода |
В период с октября по март в течение 5 дней и более значение среднесуточной температуры воздуха ниже климатической нормы на 7°С и более |
А.1.16 Сход снежных лавин |
Сход крупных лавин, наносящих значительный ущерб хозяйственным объектам или создающий опасность населенным пунктам |
А.2 Гидрологические |
|
А.2.1 Половодье |
Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующая наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников (по ГОСТ 19179) |
А.2.2 Зажор |
Скопление шуги с включением мелкобитого льда в русле реки, вызывающее стеснение водного сечения и подъем уровня воды (по ГОСТ 19179) до отметок повторяемостью наивысших уровней менее 10% |
А.2.3 Очень большие расходы воды |
Расходы воды (естественные) повторяемостью менее 10% |
А.2.4 Очень малые расходы воды |
Расходы воды (естественные) повторяемостью менее 10% |
А.2.5 Затор |
Скопление льдин в русле реки во время ледохода, вызывающее стеснение водного сечения и связанный с этим подъем уровня воды (по ГОСТ 19179) до отметок повторяемостью наивысших уровней менее 10% |
А.2.6 Паводок |
Фаза водного режима реки, вызываемая дождями или снеготаянием во время оттепелей, которая может многократно повторяться в различные сезоны года, характеризуется интенсивным, обычно кратковременным увеличением расходов и уровней воды (по ГОСТ 19179) до отметок повторяемостью наивысших уровней менее 10% и вызывается дождями или снеготаянием во время оттепелей |
А.2.7 Сель |
Стремительный поток большой разрушительной силы, состоящий из смеси воды и рыхлообломочных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек в результате интенсивных дождей или бурного таяния снега, а также прорыва завалов и морен (по ГОСТ 19179) |
А.2.8 Низкая межень |
Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в конкретных пунктах в течение не менее 10 дней |
А.2.9 Раннее ледообразование |
Появление льда и образование ледостава (даты) на судоходных реках, озерах и водохранилищах в конкретных пунктах в ранние сроки повторяемостью не чаще 1 раза в 10 лет |
б) Региональные подразделения Росгидромета в соответствии с заключаемыми договорами обеспечивают дорожные организации гидрометеорологической информацией специального назначения. Термины, используемые в прогнозах погоды, приведены ниже.
Термины, применяемые в прогнозах количества осадков, и соответствующие количественные характеристики для жидких и смешанных осадков приведены в таблице А.2, для твердых осадков - в таблице А.3.
Таблица А.2
Термины, применяемые в прогнозах жидких и смешанных осадков
Термины |
Количество осадков, мм за 12 ч |
Без осадков, сухая погода, преимущественно без осадков |
Без осадков или £0,2 |
Дождь, осадки, моросящий дождь, небольшой дождь, дождливая погода, дождь со снегом (мокрый снег) |
От 0,3 до 10 |
Сильный дождь, ливневый дождь (ливень), сильные осадки, сильный дождь со снегом, сильный мокрый снег |
От 11 до 49 |
То же для селеопасных районов |
От 11 до 29 |
То же для Черноморского побережья Кавказа |
От 11 до 79 |
Очень сильный дождь, очень сильные осадки, очень сильный дождь со снегом, очень сильный мокрый снег |
³50 |
То же для селеопасных районов |
³30 |
То же для Черноморского побережья Кавказа |
³80 |
В том числе сильный ливень (сильные ливни) |
³ 30 мм за период £ 1 ч |
Таблица А.3
Термины, применяемые в прогнозах твердых осадков
Термины |
Количество осадков, мм за 12 ч |
Без осадков, сухая погода, преимущественно без осадков |
£0,1 |
Снег (снегопад), небольшой снег |
От 0,2 до 4 |
Сильный снег (сильный снегопад) |
От 5 до 19 |
Очень сильный снег (очень сильный снегопад) |
³20 |
Для характеристики вида (фазового состояния) осадков применяют термины "дождь", "снег", "осадки". Термин "осадки" можно применять только с обязательным дополнением одного из терминов, приведенных в таблице А.4.
Таблица А.4
Термины, применяемые в прогнозах вида (фазового состояния) осадков
Термины |
Характеристика осадков |
Дождь со снегом |
Дождь и снег одновременно, преобладает дождь |
Мокрый снег |
Снег и дождь одновременно, преобладает снег |
Снег, переходящий в дождь |
Сначала ожидается снег, а затем дождь |
Дождь, переходящий в снег |
Сначала ожидается дождь, а затем снег |
Дождь и снег (снег и дождь) |
Чередование дождя и снега с преобладанием дождя (снега) |
Для характеристики продолжительности осадков применяют термины, приведенные в таблице А.5.
Таблица А.4
Термины, применяемые в прогнозах продолжительности осадков
Термины |
Общая продолжительность осадков, час. |
Кратковременный дождь, кратковременные дожди, кратковременный снег (дождь со снегом, мокрый снег) |
Менее 3 |
Дождь (снег, мокрый снег, дождь со снегом) с перерывами, продолжительный дождь (снег, мокрый снег, дождь со снегом) |
Более 6 |
Временами дождь (снег, дождь со снегом, мокрый снег) |
От 3 до 6 |
К комплексам неблагоприятных метеорологических явлений в метеорологии относят: сочетание гололеда (толщина отложения 10 мм и более) и сильного ветра (максимальной скоростью 20 м/с и более); сочетание низкой температуры воздуха (-25°С и ниже) и сильного ветра (скоростью 20 м/с и более) и т.д.
На рисунке А.1, в качестве примера, представлена форма предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях в районе пролегания автомобильной дороги М-18 "Кола".
Предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях (НМЯ) по Мурманской области, переданные в ФГУ Упрдор "Кола" с 4 по 5 февраля 2009 г. |
Предупреждение о НМЯ № 3 5-7 февраля 2009 г. по Мурманской области ожидается морозная погода: температура воздуха -25-30° местами до -38°, на Крайнем Севере области -20-25°. Передано 04.02.09 в 16.05 |
Предупреждение о НМЯ № 4 5-7 февраля на Крайнем Севере Мурманской области (на севере Печенгского и Кольского районов) ожидается температура воздуха -25-30°. Передано 05.02.09 в 9.14 |
Рисунок
А.1.
Форма предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях
Информацию Росгидромета рекомендуется дополнять данными радиолокационных или спутниковых наблюдений за облачностью и осадками, которые должны быть адаптированы для сети дорог или для отдельной автомобильной дороги.
Рекомендуемый перечень информации, включенной в специализированный метеорологический прогноз, для нужд органов управления дорожным хозяйством и подрядных организаций:
- предупреждения о возможном времени начала и окончания осадков, их виде и интенсивности;
- предупреждения о гололедных явлениях;
- тенденции изменения температуры, относительной влажности воздуха, точки росы и по возможности атмосферного давления;
- данные о направлении и скорости ветра;
- данные метеорологических радиолокаторов об интенсивности и количестве осадков с представлением информации в картографическом и табличном виде с ее расшифровкой в виде текста по основным направлениям дорог;
- прогнозы погоды на 12 часов (с 9 до 21 часа и с 21 до 9 часов) по районам, по которым проходит автомобильная дорога;
- специализированные прогнозы погоды на 4 часа с перекрытием 1 час (до 8 раз в сутки) - температура воздуха, скорость и направление ветра, вероятность образования гололеда, зоны осадков с указанием интенсивности;
- штормовые предупреждения с указанием времени начала и окончания (затухания) явления с заблаговременностью 4 часа и с обязательной отменой предупреждения.
в) Рекомендуемый перечень информации и прогнозов следует запрашивать при заключении договоров ОУДХ с подразделениями Росгидромета. В договорах также определяются периодичность и сроки поступления информации, указываются требования к оправдываемости предоставляемых специализированных прогнозов.
Рекомендуемые формы предоставления специализированного прогноза:
- текстовая;
- табличная;
- графическая;
- картографированный прогноз (возможно с анимацией).
В таблице А.6. приведена рекомендуемая форма специализированного метеорологического прогноза, запрашиваемого дорожными организациями. Перечень запрашиваемой метеорологической информации может меняться в зависимости от климатических зон и экономической целесообразности.
Таблица А.6
Форма специализированного прогноза погоды
Форма ОУДХ |
||||||||||||||||||
Номер специализированного метеорологического прогноза … |
||||||||||||||||||
Автомобильная дорога … |
||||||||||||||||||
Участок автомобильной дороги, км … |
||||||||||||||||||
Время прогноза: |
||||||||||||||||||
От _________ (московское время, число/месяц/год) |
||||||||||||||||||
До _________ (московское время, число/месяц/год)
Общее количество жидких осадков, мм Общее количество твердых осадков, см "Черный лед", (да/нет) Метель, (да/нет) |
г) Для получения оперативной информации об осадках следует использовать данные автоматизированных метеорологических радиолокаторов наблюдательной сети Росгидромета. Информация от автоматизированных метеорологических локаторов (MPЛ) поступает круглосуточно, в автоматическом режиме.
д) Сигнал радиоэха МРЛ расшифровывается, полученные данные отображаются на экране монитора компьютера и включают в себя следующие виды информации:
- изображение распределения радиолокационной отражаемости облаков и осадков по зоне обзора радиолокатора радиусом 200 км, совмещенное с картографической информацией и позволяющее отчетливо видеть перемещение зон осадков относительно автомобильной дороги;
- эволюцию (ослабление, усиление) и перемещение зоны осадков (определяется визуально);
- карта высоты верхней границы облаков (км);
- карта опасных явлений, связанных с облачностью и осадками (ливень, сильный ливень или ливневой снег, мощные кучево-дождевые облака с различной вероятностью грозовых разрядов, град, шкваловые усиления ветра);
- количество и интенсивность осадков (мм/ч);
- количество выпавших осадков (мм) за определенный период. В режиме оперативной работы - за период от начала метеорологических полусуток (6 или 18 часов по Гринвичу/ВСВ) до текущего времени наблюдения;
- вектор переноса зон осадков относительно установки станции, определяемый автоматически, позволяющий прогнозировать выпадение осадков в интересующем районе, грозовые и другие опасные явления.
В настоящее время на сети Росгидромета в основном эксплуатируются две системы автоматизированных радиолокационных метеорологических наблюдений - АКСОПРИ (автоматизированный комплекс сбора, обработки и представления радиолокационной информации) и МЕТЕОЯЧЕЙКА. Комплекс АКСОПРИ обеспечивает получение всего набора данных, перечисленных выше. Период обновления данных 10 мин. Эффективный радиус измерения осадков на комплексе АКСОПРИ - 120 км в зимний и переходные периоды, измерения осадков и обнаружения опасных явлений - 200 км в летний период. Комплексы МЕТЕОЯЧЕЙКА на сети Росгидромета работают в штатном режиме с периодом 60-180 минут и при наличии гроз - 30 минут. Параметры по количеству и интенсивности осадков, количеству выпавших осадков и вектору переноса зон осадков на комплексах МЕТЕОЯЧЕЙКА в настоящее время не определяются. В ближайшие годы предполагается расширение сети радиолокационных наблюдений на базе радиолокаторов нового поколения, обеспечивающих получение возможной метеорологической информации в полном объеме.
Типичный вид отображения информации поступающей от МРЛ в системе АКСОПРИ показан на рисунке А.2. Представлена карта распределения интенсивности осадков по зоне обзора радиусом 200 км. В центре карты в графическом виде показан вектор перемещении зон осадков. Сверху, в правой и левой колонках, представлена информация для расшифровки данных и управления изображением.
Рисунок А.2
Пример отображения информации об щсадках, полученного от автоматизированного метеорологического радиолокационного комплекса
В метеорологии для составления специализированных прогнозов используются различные методы. Сравнительный анализ методов приведен в таблице Б.1.
При выборе метода для специализированных прогнозов руководствуются классификацией погодообразующих процессов трех различных масштабов и учитывают область их действия. Пространственно-временные масштабы погодообразующих процессов для решения задач содержания автомобильных дорог приведены на рисунке Б.1.
Таблица Б.1
Используемые в метеорологии методы прогноза
Характеристики |
Метод прогноза |
||
Синоптический |
Гидродинамический |
Физико-статистический |
|
Сущность метода |
Определение с помощью синоптических карт положения и перемещения атмосферных фронтов. Прогноз погодных условий с учетом влияния местных факторов |
Интегрирование уравнений термо- и гидродинамики воздушных масс, расчет полей основных метеорологических параметров. |
Прогнозирование погодных явлений с помощью математических моделей, построенных по статистическому архиву метеоданных |
Область применения |
Прогноз метеорологических параметров и опасных явлений для региона |
Прогноз крупномасштабных процессов, составление синоптических карт |
Прогноз отдельных метеорологических параметров и особо опасных явлений |
Достоинства |
Учитывает влияние региональных особенностей; наиболее отработанный метод |
Лишен субъективизма, обладает высокой точностью |
Возможно введение в модель факторов (дорожных), зависящих от метеопараметров; прост в использовании |
Ограничения |
Требует наличия высококвалифицированных синоптиков, не лишен субъективизма |
Требует мощных ЭВМ, метеорологической информации с обширных территорий и спутников погоды, не может оперативно корректироваться |
Требует наличия и переработки большого объема статистической информации через каждые 2-3 года |
В области макромасштаба распределение метеорологических элементов определяется общей циркуляцией атмосферы, в мезомасштабной области на характер распределения метеорологических параметров оказывают влияние рельеф местности, наличие водоемов и т.д.
В области микромасштаба распределение метеорологических величин определяется факторами, действующими в непосредственной близости от поверхности обмена, и зависит от физических свойств этой поверхности.
Рисунок Б.1
Пространственно-временные масштабы погодообразующих процессов и задач содержания
автомобильных дорог
Оперативное управление работами по зимнему содержанию автомобильных дорог (ЗСАД) осуществляется в области мезо- и микромасштаба. В этих пространственно-временных рамках организуются технологические процессы снегоочистки, ликвидации и профилактики образования зимней скользкости на временных интервалах, соответствующих требованиям к уровню содержания автомобильных дорог.
Характеристика параметров внешней среды различного пространственно-временного масштаба и решаемых при этом задач содержания автомобильных дорог приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2
Характеристика параметров внешней среды и задач содержания автомобильных дорог для различного пространственно-временного масштаба
Наименование параметра |
Описание параметров при: |
||
макромасштабе |
мезомасштабе |
микромасштабе |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Пространственный масштаб - для погодных процессов |
Тысячи километров |
От сотен метров до сотен километров |
От нескольких метров до сотен метров |
- для автомобильных дорог |
Сеть автомобильных дорог общего пользования |
Зона обслуживания дорожно-эксплуатационной организации |
Зона снегозаносимых и гололедоопасных участков |
Временной масштаб - для погодных процессов |
От нескольких месяцев до года |
От нескольких часов до нескольких суток |
От десятков минут до нескольких часов |
Задачи управления по содержанию дорог |
Планирование затрат и ресурсов на содержание для сети дорог с учетом климатических особенностей регионов. Планирование работ по содержанию дороги для конкретной организации |
Мобилизация ресурсов при оповещении о чрезвычайной ситуации - особо опасном для содержания дорог погодном явлении. |
Оперативное управление технологическими процессами содержания работ, выбор технологии производства работ в зависимости от сложившихся или ожидаемых погодных условий |
Уровень пространственного распределения погодных процессов |
Континентальный |
Региональный |
Локальный |
Используемые методы прогноза погодных процессов и явлений |
Климатологический, гидродинамический |
Синоптический, гидродинамический, физико-статистический |
Физико-статистический |
Специализированное метеорологическое обеспечение содержания дорог |
Долгосрочные прогнозы на сезон |
Прогнозы погоды общего назначения, штормовые предупреждения об опасных явлениях (ОЯ) |
Специализированные дорожные прогнозы и производственно-технологические предупреждения, детализированные по участкам дорог и по времени |
Состав информации производственно-технологических предупреждений для оперативного управления ЗСАД |
Отсутствуют |
Необходимость мобилизации дополнительных ресурсов при штормовом предупреждении |
Состояние дорожного покрытия, рекомендации по выбору технологий производства работ, ПГМ, нормы распределения, очередность проведения работ по участкам дороги |
Источники получения погодных информационных ресурсов |
Справочники по климату, климатические описания автодорог, Гидрометцентр |
Региональные отделения Росгидромета и коммерческие компании |
Сеть автоматических дорожных метеостанций (АДМС), метеорологические локаторы |
Направления совершенствования специализированного метеорологического обеспечения дорожного хозяйства |
Учет специфики задач, решаемых при содержании дорог (дорожная климатология) |
Детализация прогнозов по конкретным маршрутам дорог, разработка более детальных прогнозов осадков (время начала, окончания, вид, интенсивность) |
Учет конкретных дорожных условий на отдельном участке дороги, разработка более детальных прогнозов осадков (время начала, окончания, вид, интенсивность) |
Технические характеристики
Размеры |
100×65×41 мм |
Выходной сигнал |
4 - 20 мА |
Вес |
~360 г |
Длина кабеля |
0,3 м |
Рабочая температура |
-40 … 60°С |
Влажность работоспособности |
0 - 95% отн. влажности |
Принцип |
Capacitive ceramic (по изменению емкости керамического конденсатора) |
Диапазон измерения |
0 - 1200 гПа |
Точность |
±2,0 гПа, при -20°С<Т<45°С и 600 гПа < Рабс < 1100 гПа |
Технические характеристики
Размеры |
Длина 185 мм, Ø 16 мм |
Выходной сигнал |
По сопротивлению и частоте |
Вес |
400 г |
Длина кабеля |
10 м |
Рабочая температура |
-30 … 70°С |
Рабочая влажность |
0 - 100% отн. влажности |
По влажности |
|
Принцип |
Capacitive (по изменению проводимости чувствительного конденсатора) |
Диапазон измерения |
0 - 100% отн. влажности |
Точность |
±2% отн. влажности |
По температуре |
|
Принцип |
Pt1000 (термистор) |
Диапазон измерения |
-30 … 70°С |
Точность |
±0,2°С |
Технические характеристики
Размеры |
Длина 555 мм, радиус 160 мм |
Конструкция |
Корпус из нержавеющей стали |
Вес |
1,5 кг |
Длина кабеля |
10 м |
Подогрев |
24 В DC |
Питание |
9 ... 26 В DC |
Рабочая температура |
-30 … 60°С |
Рабочая влажность |
5 - 100% отн. влажности |
Выходной сигнал |
4 - 20 мА |
По скорости ветра |
|
Принцип |
Ультразвуковой |
Диапазон измерения |
0 - 60 м/с |
Точность |
±0,15 м/с (0 - 5 м/с)<2,5% от величины (>5 м/с) |
По направлению ветра |
|
Принцип |
Ультразвуковой |
Диапазон измерения |
0 - 360° |
Точность |
±3° |
Технические характеристики
Размеры |
Длина 200 мм, Ø 90 мм |
Вес |
~1,5 кг |
Длина кабеля |
10 м |
Диапазон измерения размера капель |
от 0,5 мм до 8 мм |
Разрешение: |
|
- точность |
0,01 - 0,1 - 1,0 мм/м2 |
- вид осадков |
дождь/снег |
Питание |
10 - 15 В |
Подогрев |
24 В |
Рабочая температура |
-30 … 70°С |
Рабочая влажность |
0 - 100% |
Принцип |
24 ГГц - Доплер-радар (по изменению сигнала) |
Технические характеристики
Размеры |
Ø 120 мм, высота 50 мм |
Определяемые состояния дороги |
Сухо, увлажнено, сыро, остаточная соль, замерзающая вода, лед или снег |
Вес |
Около 800 г |
Рабочий ток |
< 200 мА |
Интерфейс |
RS485, baud rate: 2,400 - 38,400 бит/с |
Длина кабеля |
От 25 м до 100 м |
Питание от |
9 - 14 B DC |
Рабочая температура |
-30 … 70°С |
Рабочая влажность |
0 - 100% отн. влажности |
По определению состояния дороги |
|
Различает |
Сухо/увлажнено/сыро |
По определению скользкости дороги |
|
Различает |
Нет льда/снега, снег, замерзающая вода, лед |
По температуре |
|
Принцип |
NTC (полупроводник) |
Диапазон измерения |
-30 … 70°С |
Точность |
±0,2°С (-10 ... 10°С), в других случаях ±0,5°С |
Разрешение |
0,1°С |
Температура замерзания смеси |
|
Диапазон измерения |
-20 ... 0°С |
Точность |
±1°C (t > -10°C) |
Разрешение |
0,1°С |
Технические характеристики
Размеры |
Ø 83 мм |
Конструкция |
Анодированный алюминиевый корпус |
Выходной сигнал |
100 мВ при 1000 Вт/м2 |
Вес |
226 г |
Длина кабеля |
5 м |
Спектральный диапазон |
0,4 - 1,05 мкм |
Рабочая температура |
-40 ... 70°С |
Принцип |
Silicon cell (по изменению сигнала с силиконовых (кремниевых) ячеек) |
Диапазон измерения |
0 - 1500 Вт/м2 |
Точность |
±1% от полной шкалы |
Технические характеристики
Вес |
2 кг |
Размеры |
Длина 230 мм, Ø 80 мм |
Размеры термокожуха |
Длина 120 мм, Ø 110 мм |
Функции |
Переключение между измерением дальности до преграды и высоты снежного покрова |
Аналоговый интерфейс |
Дальность до преграды/высота снежного покрова; (0) 4 - 20 мА (регулируемый), разрешение 12 бит |
Цифровой интерфейс |
Дальность до преграды/высота снежного покрова и температура воздуха; RS232, скорость передачи данных 1200 Бод - 19200 Бод, различные ASCII протоколы |
Питание |
11 - 15 B DC |
Защита от молнии |
Все соединения защищены на 0,6 кА |
Высота снежного покрова |
|
Принцип |
Ультразвуковой |
Диапазон измерения |
0 - 10 м |
Точность |
±0,1% от шкалы измерения |
Разрешение |
1 мм |
Температура |
|
Диапазон измерения |
-35 ... 60°С |
Разрешение |
0,1°С |
Технические характеристики
Вес |
8 кг |
Размеры |
889×292×305 мм |
Функции |
Измерение видимости на расстоянии до 16 км |
Интерфейс |
RS232 или RS422 (дополнительный) |
Рабочая температура |
-40 ... 60°С |
Питание |
100 - 240 В АС, 14 ВА или 10-36 В DC, 6 ВА |
Видимость |
|
Принцип |
Рассеяние ИК-излучения |
Диапазон измерения |
30 - 16000 м |
Точность |
±10% RMSE |
Технические характеристики
Вес |
0,37 кг |
Размеры |
Длина 50 мм, Ø 6 мм |
Функции |
Измерение температуры грунта |
Интерфейс |
RS232 или RS422 (дополнительный) |
Рабочая температура |
-50 ... 150°С |
Рабочая влажность |
0 - 100% |
Длина кабеля |
10 м |
Принцип |
По изменению сопротивления |
Диапазон измерения |
-50 … 150°С |
Точность |
±0,4°С |
На рисунке В.1. представлен дистанционный датчик состояния поверхности дорожного покрытия DSC111 (Vaisala).
Рисунок
В.1
Дистанционный датчик состояния поверхности дорожного покрытия DSC111 (Vaisala)
Характеристики датчика:
- дистанционное определение состояния поверхности;
- принцип спектроскопического измерения, обнаруживает отдельно наличие: воды, льда, слякоти, снега или обледенения;
- оценка сцепления;
- точные и стабильные результаты измерения даже при интенсивном движении;
- безопасная для глаз лазерная технология;
- легкая установка и обслуживание;
- низкие затраты на обслуживание;
- устойчивость к погодным условиям, долговечная конструкция;
- возможно использовать как самостоятельное устройство в отдаленных установках с дополнениями в виде солнечной батареи или gsm.
Для распространения данных наблюдений АДМС на смежные участки дорог, рекомендуется проведение температурного картографирования сети дорог (термокартирование).
Температурный профиль дороги рассчитывается относительно мест установки дорожных датчиков. Разность температур позволяет выявить места с пониженной температурой дорожного покрытия, т.е. вероятные места первоочередного образования зимней скользкости. Термокартирование дороги включает в себя данные измерений температуры поверхности дороги на всем протяжении между АДМС. Пример измерения температуры дорожной поверхности с помощью лаборатории представлен на рисунке Г.1.
Измерения рекомендуется производить ночью на сухом дорожном покрытии в разные периоды года при различных уровнях радиационных потоков.
Рисунок Г.1.
Пример измерения температуры дорожной поверхности"
Результаты термокартирования участка дороги приведены на рисунке Г.2. Расшифрованные данные термопрофиля приведены для дороги М10 Москва-С. Петербург км 71 + 400 - км 91 + 400.
Рисунок Г.2
Вид первичной, расшифрованной термокарты (термопрофиль)
Термокартирование производится с помощью специальной передвижной лаборатории, оборудованной инфракрасными датчиками, которые позволяют дистанционно в движении производить измерения температуры поверхности дороги. Кроме того, лаборатория оборудована датчиками температуры воздуха, расположенными на расстоянии 30-40 см и 200 см от поверхности дороги, датчиком влажности воздуха, расположенным на расстоянии 200 см от поверхности дороги, системой определения координат и дополнительными системами, позволяющими оперативно вносить данные об элементах обстановки дороги, особенностях ландшафта вблизи дороги.
Информация записывается в банк данных, который используется в системе дорожного погодного мониторинга для корректировки значений температуры покрытия различных участков дороги в зависимости от типа погодных условий и показаний дорожных датчиков.
Один из вариантов лаборатории для производства работ по термокартированию представлен на рисунке Г.3.
Рисунок Г.3.
Передвижная лаборатория для проведения работ по термокартированию
В системе Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, метеорологической отрасли, а также системе гидрометеорологического обеспечения дорожного хозяйства приняты следующие обозначения и сокращения:
- АДМС - автоматическая дорожная метеостанция;
- АКСОПРИ - автоматизированный комплекс сбора, обработки и представления радиолокационной информации;
- АСМО - автоматизированная система метеорологического обеспечения;
- ГМЦ - Гидрометцентр России;
- ДМК - пункт дорожного метеоконтроля;
- ИСЗ - метеорологические искусственные спутники Земли;
- МДВ - метеорологическая дальность видимости;
- МРЛ - метеорологические радиолокаторы;
- НЯ - неблагоприятные метеорологические явления;
- ОЯ - опасные метеорологические явления;
- ПГМ - противогололедные материалы;
- Пункт ДМК - пункт дорожного метеоконтроля;
- СДМО - система дорожного метеорологического обеспечения;
- СЦОУ - ситуационный центр оперативного управления;
- УГМС - межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета;
- ЦГМС - областной (республиканский, краевой, окружной и др.) центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета;
- ЦПУ - центральный пункт управления.
Ключевые слова: дорожное хозяйство, информационное обеспечение, специализированное гидрометеорологическое обеспечение, гидрометеорологический прогноз, автоматическая дорожная метеостанция, содержание дорог
Расположен в: |
---|
Источник информации: https://internet-law.ru/stroyka/text/57595
На эту страницу сайта можно сделать ссылку:
На правах рекламы:
© Антон Серго, 1998-2024.
|
Разработка сайта |
|