Приказ
Минприроды России
от 30 декабря 2009 г. № 429
"Об
утверждении Положения о порядке организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов"
В
соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 мая 2008 г. № 404
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581; № 42, ст.
4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738, № 33, ст. 4088, № 34, ст.
4192) приказываю:
1.
Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления надзора за
системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
2. Признать не подлежащим применению приказ Госатомнадзора
России от 31.07.2003 № 86 "Об утверждении Положения о надзоре за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов", зарегистрированный в Минюсте России 28.08.2003,
регистрационный № 5024 (Российская газета, 2003, № 184).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 марта 2010
г.
Регистрационный № 16561
Положение
о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов
1. Положение
о порядке организации и осуществления надзора за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями:
Федерального
закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552;
1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29, ст. 2949; 2002, № 1, ст. 2; № 13, ст. 1180; 2003,
№ 46, ст. 4436; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834;
№ 49, ст. 6079; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17);
постановления
Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. №
352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля
ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,
№ 19, ст. 2188; 2009, № 18, ст. 2248);
постановления
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404
"О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации 2008, № 22, ст. 2581, № 42, ст. 4825, № 46,
ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4088, № 34, ст. 4192, № 49,
ст. 5976);
постановления
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №
401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348,
2006, № 5, ст. 544, № 23, ст. 2527, № 52, ст. 5587, 2008, № 22, ст. 2581, № 46,
ст. 5337, 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081, № 49, ст. 5976).
2.
Положение устанавливает порядок организации и осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
3.
Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется
территориальными органами Федеральной службы по экологическому технологическому
и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с участием структурных подразделений центрального
аппарата.
4.
Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает
в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных
документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий
лицензий (далее - требования по учету и контролю), а также состояния государственного
учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации,
осуществляемую путем проведения инспекций.
5. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании
системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений,
факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных
материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных
материалов.
6.
Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов Ростехнадзор в пределах своих полномочий:
1)
запрашивает, получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы
государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;
2)
организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных
материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;
3)
принимает предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры,
направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений
в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов
и причин этих нарушений;
4)
предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.
7.
Ростехнадзор ведет учет данных, необходимых для осуществления надзора за системой
государственного учета и контроля ядерных материалов.
8.
Доступ должностных лиц Ростехнадзора к информации организаций, к информации, содержащейся
в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и
контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах
сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы
государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, осуществляется
в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Доступ
должностных лиц Ростехнадзора к материалам, составляющим государственную тайну,
осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Информация,
получаемая Ростехнадзором в ходе осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной
в пункте
5 Положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской
Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав
на интеллектуальную собственность.
9. Инспекции по проверке состояния учета и контроля ядерных материалов
могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые
инспекции проводятся на основании планов проведения плановых инспекций Ростехнадзора,
утвержденных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации
порядке.
Внеплановые
инспекции могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а
также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов,
в том числе через таможенную границу Российской Федерации, или аномалиями в учете
и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения выданных ранее
предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций.
О
проведении плановой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее, не
позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала, о проведении внеплановой инспекции
- не менее чем за двадцать четыре часа до начала инспекции.
10.
Периодичность проведения инспекций определяется в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.
В
ходе инспекций учета и контроля в организации в течение календарного года должны
быть проверены все зоны баланса ядерного материала в данной организации.
Инспекции
проводятся с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации
и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.
Состав
комиссии по проведению инспекции с указанием фамилии, имени, отчества и полного
наименования должности проверяющих должностных лиц (должностного лица) Ростехнадзора
определяется приказом Ростехнадзора о проведении инспекции.
11.
Проведение инспекции должно включать в себя следующие этапы:
1)
подготовка к проведению инспекции и организация инспекции, включая, в том числе,
составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора программы
проведения инспекции, издание приказа о проведении инспекции и направление проверяемой
организации копии приказа о проведении инспекции в сроки, установленные пунктом
9 Положения;
2)
проведение инспекции;
3)
оформление результатов инспекции.
12.
Инспекция включает проверку:
1)
расследования выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов и устранения
нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;
2)
наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных
измерений характеристик ядерных материалов;
3)
выполнения требований к учету и контролю;
4)
соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов
федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;
5)
выполнения условий действия лицензий, выданных Ростехнадзором организации, осуществляющей
деятельность в области использования атомной энергии;
6)
выполнение ранее выданных предписаний;
7)
выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования
атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной
энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
Нумерация
подпунктов приводится в соответствии с источником.
6)
проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки
и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов.
Конкретное
содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой уполномоченным
должностным лицом Ростехнадзора.
13.
Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и
получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также
получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам,
непосредственно связанным с целями инспекции.
В
случае выявления нарушений могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные
первоначальной программой инспекции.
14.
При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных
материалов могут применяться технические средства измерений количества и состава
ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые
при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов (далее - технические средства) и персонально идентифицируемые
устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта (транспортного средства,
контейнера, цистерны, помещения, тары, оборудования и др.) от несанкционированного
доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения
(далее - пломбировочные устройства).
Вопросы
обеспечения безопасности связанные с использованием технических средств и пломбировочных
устройств согласовывается с инспектируемой организацией.
Использование
технических средств и пломбировочных устройств при проведении инспекций осуществляется
уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора при соблюдении требований техники
безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах.
Территориальные органы Ростехнадзора должны поддерживать работоспособность принадлежащих
им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку
средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения ядерных
материалов в ходе инспекций проводятся в установленном порядке.
15.
По результатам инспекций составляется акт, экземпляр которого после оформления выдается
в установленном порядке инспектируемой организации.
16.
В случае выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и
контроля ядерных материалов Ростехнадзор принимает в пределах своих полномочий следующие
меры:
1)
выдает руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений;
2)
приостанавливает или прекращает действие разрешений Ростехнадзора на право ведения
работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций,
осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение
учета и контроля ядерных материалов;
3)
приостанавливает или прекращает действие выданных Ростехнадзором или его территориальными
органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными
материалами;
4)
привлекает к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5)
направляет правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и
правил и условий действия лицензий (разрешений), если указанные нарушения содержат
признаки состава преступления согласно уголовному законодательству Российской Федерации.
17.
Учет и анализ результатов надзора осуществляется:
1)
работником подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета
и контроля ядерных материалов, территориального органа Ростехнадзора;
2)
подразделением территориального органа Ростехнадзора, ответственным за осуществление
надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;
3)
территориальным органом Ростехнадзора;
4)
подразделением центрального аппарата Ростехнадзора, выполняющим функции организации
и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
18.
Анализ производится на основании следующих документов и информации:
1)
актов и предписаний по результатам проведенных инспекций;
2)
постановлений Ростехнадзора о назначении административного наказания;
3)
информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих
обращение с ядерными материалами;
4)
отчетов организаций об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных
материалов (далее - специальных отчетов);
5)
отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы
государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне, информационно-аналитических
центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение
с ядерными материалами, получаемых по запросам Ростехнадзора;
6)
отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его
территориальных органов;
7)
информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении
ядерных материалов.
19.
Обработка и анализ информации о результатах надзора осуществляется при помощи автоматизированной
информационной системы
20.
По результатам анализа составляется заключение о состоянии системы государственного
учета и контроля ядерных материалов.
Заключение
о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов составляется
в сроки, установленные Ростехнадзором для подготовки годового отчета о деятельности:
1)
территориального органа Ростехнадзора;
2)
Ростехнадзора.
21.
Учету и хранению в Ростехнадзоре подлежат:
1)
акты и предписания по результатам проведённых инспекций;
2)
постановления Ростехнадзора о назначении административного наказания;
3)
акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных
материалов;
4)
специальные отчеты организаций;
5)
отчетные документы организаций, получаемые по запросам Ростехнадзора;
6)
отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний Ростехнадзора и его
территориальных органов;
7)
информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении
ядерных материалов;
8)
заключения о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Срок
хранения указанных документов определяется приказом Ростехнадзора, но не может быть
меньше срока действия лицензий в области использования атомной энергии, выданных
соответствующей организации.