Письмо Министерства экономического развития РФ от
17 декабря 2009 г. № 22066-ИМ/Д23
"О внесении в государственный кадастр недвижимости
сведений о зонах с особыми условиями использования территорий"
В связи с многочисленными
обращениями, поступающими в Минэкономразвития России, по вопросам, связанным с внесением
в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастр) сведений об установленных
в соответствии с законодательством Российской Федерации зонах с особыми условиями
использования территорий, в том числе охранных и санитарно-защитных зонах (далее
- зоны), сообщаем следующее.
1. Состав сведений кадастра
о зонах определен статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О
государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). К указанным
сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования
органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения
об установлении или изменении зон (далее - решение об установлении зон), реквизиты
указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 15 Закона о кадастре
установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления
в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта,
который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается
или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового
учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.
Вместе с тем в действующем
законодательстве отсутствуют единые подходы к правовому регулированию порядка установления
зон. В частности, для отдельных видов зон не определены органы, уполномоченные принимать
решения об установлении зон.
В этой связи необходимо
отметить, что применительно к землям промышленности и иного специального назначения
пунктом 5 статьи 87 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что порядок
использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения,
а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории,
если иное не установлено Земельным кодексом, определяется:
1) Правительством Российской
Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся
в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления
в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Полагаем, что органы, уполномоченные
принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в актах
Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, изданных в соответствии с вышеуказанными
положениями Земельного кодекса.
Кроме того, в ряде случаев
действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации
которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении
соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным
законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны
магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г.,
Постановлением Госгортехнадзора России от 24 апреля 1992 г. № 9).
При таких обстоятельствах,
по мнению Минэкономразвития России, в качестве основания для внесения в кадастр
сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный
правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида,
и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
2. Сведения о зонах вносятся
в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении
государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 618 (далее - Положение).
При этом необходимо отметить,
что участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие
органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако в ряде случаев
лицами, заинтересованными во внесении в кадастр сведений о зонах, являются правообладатели
объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие
зоны (далее - заинтересованное лицо).
В связи с чем, по мнению
Минэкономразвития России, предусмотренные Положением документы, необходимые для
внесения в кадастр сведений о зоне, могут быть представлены в орган кадастрового
учета заинтересованным лицом. Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового
учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом,
принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого
органа. При этом нотариального удостоверения указанной доверенности не требуется.
3. В соответствии со статьей
56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены
по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами.
При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования
земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с
пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной
регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним".
Согласно части 3 статьи
15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий
объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение),
включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего
ограничения (обременения).
Таким образом, внесение
сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости)
о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей
зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны,
возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.
Кроме того, исходя из положений
Закона о кадастре, внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для
осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих
в границы такой зоны.
Учитывая изложенное, по
мнению Минэкономразвития России, государственный кадастровый учет частей земельных
участков может быть осуществлен в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона о кадастре
на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета
в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах
необходимых сведений об образуемых частях земельных участков, либо в соответствии
с частью 2 статьи 16 Закона о кадастре на основании заявлений о государственном
кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов,
предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре.
4. По вопросу предоставления
сведений кадастра о зонах и земельных участках, включенных в границы таких зон,
полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей
14 Закона о кадастре сведения, внесенные в кадастр, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании
которого сведения об объекте недвижимости внесены в кадастр;
- кадастровой выписки об
объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта
объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- кадастровой справки.
Указанные документы, за
исключением кадастрового плана территории, содержат сведения только об объектах
недвижимости.
Таким образом, сведения
о зоне могут быть предоставлены в виде кадастрового плана территории в границах
кадастрового квартала (в том числе в виде кадастрового плана территории в границах
условного кадастрового квартала).
Сведения о включении определенного
земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта
земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке
"16" раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке "16" раздела
КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса
и тому подобного) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть
земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится
соответствующая информация, содержащая индивидуальное обозначение (вид, тип, номер,
индекс и тому подобное) такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет
части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке "16" указывается,
что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону.
При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны
отображаются при наличии соответствующей технической возможности.
Прошу довести настоящее
письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Росреестра.
И.Е. Манылов