Письмо Министерства экономического развития
РФ от 18 февраля 2010 г. № 2321-ИМ/Д23
"Об основаниях внесения в государственный
кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках"
В Минэкономразвития России
поступают запросы, касающиеся действий органа кадастрового учета в случаях обращения
заинтересованных лиц с заявлениями в целях включения в государственный кадастр недвижимости
(далее - кадастр) сведений и документов о ранее учтенных в соответствии с частью
1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном
кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) земельных участках (далее
- ранее учтенные земельные участки), в связи с чем сообщаем следующее.
Согласно части 7 статьи
45 Закона о кадастре, если сведения и документы об указанном в части 6 указанной
статьи ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного
кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации
о таком ранее учтенном земельном участке, данные сведения и документы включаются
в соответствующие разделы кадастра при обращении заинтересованного лица с соответствующим
заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или
подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.
В Законе о кадастре не
установлен перечень заинтересованных лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового
учета с вышеуказанным заявлением, а также не определены требования к документам,
устанавливающим или подтверждающим право на ранее учтенный земельный участок.
Таким образом, по мнению
Минэкономразвития России, заявление о включении в кадастр сведений и документов
о ранее учтенном земельном участке может быть представлено в орган кадастрового
учета любым лицом. При этом проверка правомочий указанного лица на обращение в орган
кадастрового учета с соответствующим заявлением, включая наличие у такого лица права
на ранее учтенный земельный участок, не предусмотрена Законом о кадастре и не относится
к компетенции органа кадастрового учета.
В части проверки органом
кадастрового учета документа, устанавливающего или подтверждающего право на ранее
учтенный земельный участок, полагаем необходимым отметить следующее.
Законом о кадастре не ограничен
перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для включения
в кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках. Данный вывод также подтверждается
правовой позицией, имеющейся во вступившем в силу решении Верховного Суда Российской
Федерации от 23 марта 2009 г. № ГКПИ08-2286, которым признан недействующим пункт
21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом
Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35, в части,
не предусматривающей возможность принятия решения о внесении в кадастр сведений
о ранее учтенном земельном участке на основании иных не указанных в этом пункте
документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок.
Таким образом, сведения
о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в кадастр на основании любого
документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на
соответствующий земельный участок. Однако при проведении органом кадастрового учета
проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований
для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте
недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или
подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями
для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр,
но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная
регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на
соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.
В этой связи в части, необходимой
для включения в кадастр, вышеуказанные документы должны содержать описание ранее
учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного статьей
7 Закона о кадастре состава сведений (часть 3 статьи 45 Закона о кадастре), такой
документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям
законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент
его издания (т.е. применительно к деятельности органа кадастрового учета такой документ
должен содержать сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового
учета решения о включении соответствующих сведений и документов в кадастр).
Дальнейшая проверка юридической
силы документа, устанавливающего или подтверждающего право на ранее учтенный земельный
участок (включая проверку действия документа на определенную дату), осуществляется
при проведении правовой экспертизы документов в рамках осуществления государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прошу довести настоящее
письмо до территориальных органов Росреестра и подведомственных учреждений.
И.Е. Манылов