МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральная служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору
Утверждено приказом
Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 января 2010 г. № 9
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ
ПРОЕКТИРОВАНИИ И КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ,
ПОСТАВЛЯЕМЫХ НА ОБЪЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
РБ-051-09
Введено в действие
с 15 января 2010 г.
Настоящее «Положение о разработке программ
обеспечения качества при проектировании и конструировании изделий, поставляемых
на объекты использования атомной энергии» (далее - Положение) носит
рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Положение содержит рекомендации по разработке программ
обеспечения качества при проектировании (конструировании) систем (элементов),
влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии, и при
разработке оборудования, входящего в эти системы (элементы) (далее - разработка
изделий).
Положение определяет подходы к реализации
требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к
программам обеспечения качества при выполнении проектно-конструкторских,
проектных и конструкторских работ в процессе разработки изделий, поставляемых
на объектах использования атомной энергии (включая разработку ядерного
топлива).
Разработано с учетом рекомендаций документов
МАГАТЭ:
Руководство по безопасности № GS-R-3, Система управления для установок и деятельности.
Application of the Management System for Facilities and Activities, IAEA
safety standards series No. GS-G-3.1.
Выпускается впервые. 1
1 Разработано
коллективом авторов в составе: Плеханов В.Ш., Кулешова Е.В. (НТЦ ЯРБ),
Алексашин П.П., Меламед В.Е. (ВО «Безопасность»), Горлов В.Н., Ивашин А.М. (АНО
«Атомсертифика»), Стрежнев Е.Б. «ОАО «СПбАЭП»
Содержание
1. Положение о
разработке программ обеспечения качества при проектировании и конструировании
изделий, поставляемых на объекты использования атомной энергии (далее -
Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов
использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит
рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Настоящее Положение содержит рекомендации по разработке
программ обеспечения качества (далее - ПОК) при проектировании
(конструировании) систем (элементов), влияющих на безопасность объектов
использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), и при разработке оборудования,
входящего в эти системы (элементы) (далее - разработка изделий).
2. Настоящее
Положение определяет подходы к реализации требований федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии к ПОК при выполнении
проектно-конструкторских, проектных и конструкторских работ (далее - ПКР) в
процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ (включая разработку ядерного
топлива), а именно:
1) НП-011-99.
Требования к программе обеспечения качества для атомных станций. Утверждены
постановлением Госатомнадзора России от 21 декабря 1999 г. № 4;
2) НП-041-02.
Требования к программе обеспечения качества для объектов ядерного топливного
цикла. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002 г. №
15;
3) НП-042-02.
Требования к программе обеспечения качества для исследовательских ядерных
установок. Утверждены постановлением Госатомнадзора России от 31 декабря 2002
г. №16;
4) НП-056-04.
Требования к программе обеспечения качества ядерных энергетических установок
судов. Утверждены постановлением Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 31 декабря 2004 г. № 13.
3. Для разработки ПОК
при выполнении ПКР в процессе разработки изделий, поставляемых на ОИАЭ, могут
быть использованы другие подходы в случае их достаточного обоснования.
4. ПОК при разработке
изделий устанавливает организационно-технические мероприятия по обеспечению
качества изделий, направленные на безопасность ОИАЭ, и разрабатывается с целью
обеспечения уверенности у заказчика, других заинтересованных организаций и
надзорных органов в том, что ПКР, выполняемые при разработке изделий,
поставляемых на ОИАЭ, а также их результаты (проектная, конструкторская и другая
техническая документация, изготовленные опытные образцы изделия) удовлетворяют
требованиям, установленным в технических регламентах, федеральных нормах и
правилах в области использования атомной энергии, техническом задании (далее -
ТЗ) на выполнение ПКР или разработку изделий, исходных требованиях заказчика
или исходных технических требованиях (далее - ИТТ), договоре на выполнение ПКР,
общей программе обеспечения качества для ОИАЭ, проектной, конструкторской,
технологической, эксплуатационной документации, разработанной применительно к
ОИАЭ, руководящих документах, стандартах и других нормативно-технических
документах (далее - НТД).
5. Организация, выполняющая
ПКР, разрабатывает, утверждает и согласовывает ПОК до начала регламентируемых в
программе работ.
6. В ПОК рекомендуется
приводить:
1) политику
организации в области качества;
2) цели и область
распространения ПОК;
3) информацию по
направлениям деятельности организации по обеспечению качества при выполнении
ПКР;
4) перечень документов, использованных при
разработке ПОК (включая федеральные нормы и правила в области использования
атомной энергии, стандарты, инструкции, процедуры и др.);
5) перечень
документов, планируемых к разработке в обеспечение политики в области качества
и положений ПОК (при необходимости);
6) используемые
термины и их определения (при необходимости).
7. По каждому
направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется указать
распределение ответственности руководства и персонала организации, а также документы
(процедуры), использованные при разработке и реализации мероприятий по данному
направлению.
8. Информацию,
представленную в ПОК, рекомендуется периодически пересматривать, не реже одного
раза в три года, а также по результатам анализа несоответствий, эффективности
(результативности) корректирующих и предупреждающих мер и в случаях:
1) существенного
изменения требований к ПОК или требований, влияющих на безопасность ОИАЭ и/или
на качество ПКР;
2) изменения
организационной структуры или границ ответственности подразделений и
организаций;
3) изменения порядка
выполнения ПКР;
4) наличия
существенных замечаний или несоответствий, выявленных в процессе внутренних и
внешних проверок (аудитов) ПОК.
9. В случае
обнаружения недостатков в ПОК (включая ее недостаточную результативность),
организация, ответственная за разработку и реализацию этой программы, принимает
меры к их устранению в ПОК и (или) в работе организации.
10. Для вновь
разрабатываемых изделий допускается использовать типовые программы обеспечения
качества, действующие в организации, при условии, что они учитывают специфику
требований к этим изделиям и удовлетворяют требованиям к обеспечению качества,
установленным заказчиком.
11. В разделе
«Политика в области качества» приводится политика в области качества
деятельности организации, которая:
1) устанавливает
приоритет вопросам обеспечения безопасности ОИАЭ при осуществлении деятельности
организации;
2) определяет
основные цели в области качества и методы их достижения;
3) содержит
обязательства руководства организации, реализация которых позволит достичь
требуемого качества.
В обязательствах
руководства организации рекомендуется включать гарантии обеспечения
деятельности, описываемой в ПОК, необходимыми финансовыми,
материально-техническими, людскими ресурсами и информационными ресурсами.
12. В разделе
«Введение» рекомендуется привести:
1) цель (назначение),
область распространения (применения) ПОК;
2) перечень НТД, в соответствии с которыми
разработана ПОК (допускается ссылка на приложение к ПОК);
3) информацию об
общей программе обеспечения качества (при ее наличии), в рамках которой
разработана ПОК;
4) порядок и
периодичность анализа и пересмотра ПОК.
13. В разделе
«Организационная деятельность по обеспечению качества» рекомендуется привести:
1) перечень основных
документов, определяющих организационно-правовую форму организации;
2) информацию об
области деятельности организации, определенной в ее Уставе;
3) сведения о наличии
у организации лицензий Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на право ведения работ в определенной
области использования атомной энергии и лицензий других федеральных органов
исполнительной власти (на момент окончания разработки ПОК);
4) информацию о
распределении ответственности за осуществление деятельности в области качества
между организациями, участвующими в разработке изделия, и эксплуатирующей
организацией ОИАЭ;
5) краткое описание
системы менеджмента качества (далее - СМК) организации (с указанием основных
документов и сертификатов
соответствия при их наличии).
13.1. В описании СМК рекомендуется привести:
1) основные принципы
управления качеством, на которых основана деятельность организации;
2) организационную
структуру организации в части, относящейся к выполнению ПОК (с указанием
ответственного за качество представителя руководства организации и
подразделений, осуществляющих нормоконтроль, технологический, инспекционный
контроль, метрологический надзор и контроль, авторское сопровождение,
управление качеством);
3) функциональные
обязанности, полномочия и границы ответственности, порядок взаимодействия
должностных лиц, руководящих ПКР, выполняющих и оценивающих ПКР (при этом рекомендуется исключить дублирование подчиненности и
дублирование исполнения);
4) полномочия и
границы разделения ответственности по работам, выполняемым подрядными
организациями в рамках ПОК;
5) основные функции
персонала организации и ее подразделений при разработке и выполнении политики в
области качества, ПОК, обеспечении и контроле качества выполняемых ПКР и
опытных образцов изделий;
6) краткое описание
порядка деятельности по управлению качеством, включая ее планирование,
выполнение, контроль, анализ, оценку и улучшение.
13.2. Принципы
управления качеством при выполнении ПКР рекомендуется формулировать с учетом
следующих положений:
1) деятельность по
обеспечению качества осуществляется на основе дифференцированного подхода,
основанного на классификации изделий и выполняемых работ по их влиянию на
безопасность ОИАЭ (с учетом потенциальной опасности изделий ненадлежащего
качества и надежности при их эксплуатации);
2) технические и организационные решения,
принимаемые при выполнении ПКР для обеспечения безопасности ОИАЭ, соответствуют
требованиям НТД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями,
апробацией, прежним опытом выполнения аналогичных работ и опытом эксплуатации
однотипных изделий, а также анализом достигнутого уровня науки и техники;
3) при изменении
требований действующих и вводе в действие новых НТД проводится анализ влияния
на безопасность выявленных отступлений от новых требований, разработка и
реализация мероприятий по устранению и/или компенсации влияния отступлений на
безопасность ОИАЭ;
4) изменения в
организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния
на качество выполнения ПКР обосновываются заранее, тщательно планируются и
оцениваются после их осуществления руководством организации;
5) между
руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль
выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей,
исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное
выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;
6) ответственность за
выполнение ПОК лежит на руководстве организации.
13.3. При необходимости в разделе приводят требования к ПОК подрядных
организаций, участвующих в выполнении ПКР, являющиеся дополнительными по
отношению к требованиям, устанавливаемым федеральными нормами и правилами в
области использования атомной энергии и (или) общей программой обеспечения
качества для ОИАЭ.
14. В разделе
«Управление персоналом» описывают действующую в организации систему подбора,
подготовки персонала и поддержания его квалификации. Рекомендуется привести
информацию:
1) о мерах,
обеспечивающих комплектацию персонала и его профессиональную компетентность на
уровне, достаточном для качественного выполнения ПКР в установленные сроки;
2) о наличии
требований к персоналу, выполняющему работы, влияющие на качество ПКР,
непосредственно осуществляющему контроль качества ПКР, испытания и проверки
(включая данные о наиболее важных признаках квалификации, виде и продолжительности
обучения применительно к конкретным должностным обязанностям, объемах знаний и
практического опыта и т.п.);
3) о разработке,
реализации и проведении анализа программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации,
аттестации и проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение федеральных
норм и правил в области использования атомной энергии, требований по
безопасности ОИАЭ и качеству выполняемых ПКР в соответствии с должностными
обязанностями работников (в том числе при вводе в действие новых НТД и
изменении действующих документов);
4) о
порядке ведения учетной документации по управлению персоналом (в том числе о
графиках проведения занятий, журналах посещаемости, удостоверениях о проверке
знаний и др.);
5) о деятельности
администрации организации по формированию и поддержанию культуры безопасности,
осознанию каждым работником организации личной причастности к вопросам
обеспечения качества;
6) о порядке контроля
качества и оценке результативности деятельности, связанной с подбором,
подготовкой и поддержанием квалификации персонала организации.
15. В разделе
«Управление документами» описывают действующую в организации систему управления
документами, используемыми при выполнении ПКР.
1) В разделе рекомендуется
указать, что система управления документами:
а) распространяется на все виды
используемой при выполнении ПКР документации (в том числе нормативную,
техническую, регламентирующую, методическую, организационную, проектную,
конструкторскую, технологическую, программную, исполнительную, отчетную,
поставочную и др.);
б) основана на едином
порядке обращения с документами, включающем разработку, выявление и устранение
несоответствий, утверждение, согласование, ввод в действие, тиражирование,
классификацию, идентификацию, инвентаризацию, регистрацию, пересмотр, рассылку,
хранение, уничтожение документов;
в) направлена на:
• обеспечение полноты, достоверности, непротиворечивости и обоснованности
используемых документов;
• исключение применения устаревших и аннулированных документов;
• своевременное обнаружение несоответствий и внесение необходимых
изменений;
• обеспечение рабочих мест действующими документами.
2) В разделе рекомендуется привести сведения о
порядке управления документами, обеспечивающем:
а) применение
документов в том случае, если они не противоречат требованиям технических
регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии
и другой документации;
б) проверку наличия
на месте выполнения ПКР до начала этих работ необходимых действующих
документов, в соответствии с требованиями которых принимаются технические и
организационные решения;
в) контроль записей
регистрации, размножения, рассылки, изъятия, уничтожения, хранения документов;
г) своевременное
аннулирование документов, действие которых приостановлено (включая отдельное
хранение отмененной или замененной документации);
д) выполнение
документов на носителе информации, гарантирующем их удобочитаемость и
сохранность;
е) идентификацию и
сохранение документов, отражающих основные этапы выполнения ПКР (включая
источники, обосновывающие принятие конечных решений), а также изменения и
дополнения к ним в течение установленного срока.
16. В разделе
«Управление поставками оборудования, комплектующих изделий, материалов, а также
предоставляемыми услугами» описывают порядок выполнения деятельности,
осуществляемой с целью обеспечения соответствия установленным требованиям
оборудования, комплектующих изделий и материалов, применяемых при изготовлении
опытных или головных образцов изделий, а также услуг (работ), предоставляемых
(выполняемых) подрядными организациями.
1) В разделе
рекомендуется описать порядок выбора подрядной организации (предполагаемого
поставщика), предусматривающий:
а) проверку наличия у
организации лицензии Ростехнадзора на право выполнения соответствующих работ
(предоставления услуг) - при их необходимости;
б) проведение анализа
опыта потребителей идентичной (или подобной) продукции или услуг, выполненных
предполагаемым поставщиком; опыта эксплуатации продукции предполагаемого
поставщика; имеющихся данных, относящихся к закупаемым продуктам или
обеспечиваемым услугам, являющихся представительными характеристиками текущей
способности предполагаемого поставщика обеспечить качество применяемой
продукции или предоставляемых услуг (выполняемых работ) в соответствии с
требованиями НТД и документации о поставке в установленные сроки при
соответствующей экономической эффективности;
в) проведение, при
необходимости, аудита СМК поставщика в отношении предоставляемых услуг
(выполняемых работ) и (или) изготовления применяемой продукции.
2) В разделе
описывают порядок проверки применяемой продукции (до ее использования) на
соответствие требованиям, установленным в НТД, и требованиям к поставке,
которые обеспечиваются:
а) проверкой
выполнения условий подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения
поставочных документов, включая проверку наличия сертификатов соответствия (в
том числе, при необходимости, в Системе сертификации оборудования, изделий и
технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения);
б) анализом наличия
установленных требований к качеству применяемой продукции и возможностей их
проверки; требований к маркировке, консервации, упаковке, погрузке,
транспортировке, разгрузке, условиям хранения, переконсервации; требований к
персоналу, выполняющему работы, связанные с применяемой продукцией, и др.;
в) контролем
соответствия данных о качестве продукции, полученных от поставщика, установленным
требованиям;
г) проведением
контрольных операций (испытаний);
д) корректирующими и
предупреждающими мерами (в том числе в части обращения с несоответствующей
продукцией) и оценкой их эффективности (результативности).
17. В разделе «Производственная
деятельность» описывают порядок выполнения ПКР на всех этапах разработки
изделий, включая:
1) разработку ТЗ
(ИТТ) на изделия;
2) стадии разработки
технической документации (например, разработка конструкторской документации в
общем случае предусматривает стадии технического предложения, эскизного
проекта, технического проекта, разработки рабочей документации);
3) разработку и отработку
технологии изготовления и оборудования для изготовления опытных образцов
изделия, организацию производства, изготовление опытных образцов изделия и
проведение их испытаний (контроля);
4) приемку
результатов ПКР.
17.1. В разделе
рекомендуется указать, что в процессе выполнения ПКР соответствие параметров и
характеристик разрабатываемых изделий установленным требованиям обеспечивается:
1) разработкой,
согласованием и утверждением ТЗ (ИТТ), устанавливающего стадии и этапы
разработки, требования к параметрам и характеристикам изделия (включая
требования к качеству и надежности изделий с учетом их влияния на безопасность
ОИАЭ);
2) проведением оценки технического уровня
разрабатываемых изделий на соответствие мировому уровню (на стадии разработки
ТЗ (ИТТ) до его утверждения);
3) распределением
ответственности за разработку и контроль технической документации с установлением
границ выполнения ПКР и взаимодействий между подразделениями организации и
подрядными организациями;
4) подготовкой
договорных документов, планов и графиков разработки технической документации,
требований на разработку; выдачей заданий подрядным организациям и
подразделениям;
5) контролем
соответствия разрабатываемой технической документации требованиям технических
регламентов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии,
ТЗ (ИТТ), стандартам Единой системы конструкторской документации, Единой
системы технологической документации и Единой системы программной документации,
проектным спецификациям, чертежам, инструкциям и др.;
6) изготовлением и
испытанием головных образцов и опытных образцов изделий, которые планируется
после испытаний поставить на ОИАЭ, в соответствии с планами качества.
17.2. В разделе
рекомендуется указать, что при выполнении ПКР, связанных с разработкой изделий,
используемых на ОИАЭ при обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО),
разрабатываются мероприятия, обеспечивающие в процессе эксплуатации и вывода из
эксплуатации этих изделий:
1) предотвращение
незапланированного накопления РАО;
2) ограничение
образования РАО на минимальном, практически достижимом уровне;
3) организацию
контроля качества проведения технологических процессов при обращении с РАО.
17.3. В разделе
рекомендуется указать, что при разработке ТЗ (ИТТ) должен проводиться анализ
достоверности, обоснованности, достаточности и непротиворечивости входных
данных для выполнения ПКР, включающих:
1) функциональные и
эксплуатационные требования, распространяющиеся на изделие;
2) соответствующие
законодательные и другие обязательные требования;
3) информацию, взятую
из опыта предыдущих разработок, изготовления и эксплуатации аналогичных
изделий;
4) другие требования,
влияющие на безопасность ОИАЭ и качество изделий.
17.4. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) анализ входных
данных для выполнения ПКР и выявление наиболее эффективных решений для их
реализации может осуществляться по результатам ранее выполненных
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а форма представления
входных данных, их содержание и сроки представления оговариваются в договоре на
выполнение ПКР.
2) выходные данные
выполненных ПКР:
а) документально
представляют в виде технической документации, содержащей в общем случае
графическую часть, текстовую документацию, расчеты, протоколы испытаний,
обоснования, заключения изготовителей, эксплуатирующей организации и др.;
б) соответствуют
входным данным (требованиям) разработки или превосходят их;
в) содержат критерии
приемки, испытаний (или ссылки на документы, в которых указаны эти критерии);
г) обеспечивают
соответствующей информацией деятельность по изготовлению и эксплуатации
изделия;
д) идентифицируют
параметры и характеристики изделия, влияющие на его качество и надежность;
е) являются
контролепригодными, т.е. подтверждаются контролем выполненных ПКР и испытаниями
на различных этапах и стадиях выполнения ПКР с тем, чтобы убедиться в
соответствии параметров и характеристик изделия
установленным требованиям в ТЗ (ИТТ) и других документах (протоколах, актах и
т.д.):
ж) верифицируются
относительно входных данных и утверждаются до их последующего использования.
17.5. В разделе
рекомендуется описать действующие процедуры контроля за соблюдением при
выполнении ПКР требований ТЗ, технических регламентов, федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии и процедуры, подтверждающие
правильность принятых технических решений в процессе технического контроля,
нормоконтроля, метрологического налзора и контроля и надзора, испытаний,
авторского сопровождения, а также контроля, осуществляемого заказчиком и
другими организациями (в процессе внешнего контроля). При этом рекомендуется
указать следующее:
1) технический
контроль осуществляется в заранее установленных в ТЗ (ИТТ) и (или) планах ПКР
контрольных точках в зависимости от стадии или этапа выполнения ПКР и
предусматривает проверку полноты, достоверности и обоснованности представленной
информации, в том числе:
а) анализ
соответствия проверяемых документов, входящих в ПКД, требованиям ТЗ (ИТТ) и
НТД;
б) оценку принятых
конструктивных решений по научным и техническим показателям, включая анализ
соответствия конструктивных решений выполненным расчетам, анализ правильности
выполнения расчетов (например, путем сопоставления их результатов с
результатами, полученными с помощью альтернативных методов расчета, испытаний,
моделирования), сопоставление нового проекта с аналогичным проектом,
проверенным на практике, если такой существует; анализ правильности выбора
оборудования, полуфабрикатов, комплектующих изделий и материалов;
в) анализ
правильности выполнения спецификаций, относящихся к проверяемому документу;
указания размеров, параметров, проекций, разрезов, сечений, видов, выбранных
материалов, компоновки листа, выбора масштаба, графического исполнения чертежей
и схем) и др.;
г) анализ
правильности применения нормативных, расчетных документов;
2) в процессе
нормоконтроля осуществляют проверку соответствия разработанной технической
документации требованиям действующих НТД;
3) метрологическая
экспертиза предусматривает анализ и оценку технических и организационных
решений, относящихся к выбору измеряемых параметров, установлению требований к
точности измерений, выбору методов и средств измерений и их метрологическому
обслуживанию, разработке методик контроля, измерений, обработке их результатов
и др.;
4) в ходе авторского
сопровождения изготовления опытных или головных образцов изделий осуществляется
дополнительный контроль выполненных ПКР;
5) внешний контроль
(экспертиза) выполненных ПКР осуществляется заказчиком, эксплуатирующей
организацией, вышестоящими организациями, специализированными экспертными
организациями в соответствии с установленным ими порядком.
17.6. В разделе
рекомендуется указать требования, предъявляемые к должностным лицам,
участвующим в деятельности по контролю разработанной технической документации,
с учетом того, что они не принимают непосредственного участия в разработке
проверяемой документации, их квалификация не ниже квалификации исполнителей и
они имеют опыт выполнения аналогичных ПКР. При этом технический контроль
проводится в подразделениях, разрабатывающих документацию, специалистами,
назначенными руководством; все остальные виды контроля, как правило,
осуществляются в специализированных подразделениях или подрядными
организациями.
17.7. В разделе рекомендуется указать, что в результате контроля ПКР
определяются и прогнозируются области возможного возникновения проблем и
несоответствий, а также проводятся корректирующие воздействия и разрабатываются
меры, предупреждающие их возникновение в будущем и обеспечивающие соответствие
окончательных результатов ПКР требованиям заказчика.
17.8. Рекомендуется
указать, что завершающими этапами стадий разработки технической документации, в
зависимости от важности разработки (влияния на безопасность ОИАЭ), могут
являться:
1) на стадии
технического проекта - защита результатов выполненных ПКР на научно-техническом
совете организации или заказчика с участием представителей изготовителя (при
необходимости);
2) при завершении ПКР
- рассмотрение результатов ПКР приемочной комиссией, в ходе которого проводится
проверка результатов выполненных работ на соответствие требованиям НТД, ТЗ
(ИТТ), оценка научно-технического уровня принятых технических решений, их
обоснованность и принятие решения о целесообразности использования полученных
результатов при создании рабочей документации.
17.9. Рекомендуется привести порядок формирования и работы приемочной
комиссии, оценивающей результаты ПКР (при необходимости ее создания),
включающий:
1) проведение
приемочных испытаний и анализ их результатов;
2) рассмотрение
разработанных технических документов;
3) составление и
утверждение акта, в котором указывается соответствие разработанных изделий
требованиям технических условий (ТЗ, ИТТ) и возможность их изготовления;
4) анализ результатов
оценки технического уровня, технологичности, конкурентоспособности и качества
изделий (в том числе показателей надежности изделий в условиях хранения и
эксплуатации);
5) анализ результатов
оценки разработанной технической документации и др.
17.10. В разделе рекомендуется указать, что
изменения в разработанную техническую документацию вносятся в установленном
порядке, предусматривающем:
1) оформление
извещений об изменении, разрешений на внесение изменений в разработанную
техническую документацию;
2) согласование
изменения технической документации с заказчиком, контролирующими и надзорными
органами, организациями и подразделениями, которые ранее согласовывали эти
документы;
3) внесение изменений
в техническую документацию для систем (элементов), важных для безопасности
ОИАЭ, в соответствии с требованиями Ростехнадзора, устанавливающими основные
положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной и
конструкторской документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной
безопасности ОИАЭ;
4) анализ
необходимости корректировки других документов, связанных с измененной
документацией, и контроль этих изменений;
5) принятие решения
о целесообразности переиздания документации при наличии большого числа
внесенных в нее изменений;
6) рассылку
изменений, внесенных в документацию, по спискам и в порядке, соответствующем
рассылке первоначального текста документации;
7) контроль получения
измененной документации адресатами и изъятия устаревших ее версий.
18. В разделе «Испытания» приводят информацию о
порядке проведения, контроля назначения и результатов испытаний, а также
порядке их валидации (если испытания запланированы при выполнении ПКР).
18.1. В разделе рекомендуется указать виды
планируемых при выполнении ПКР испытаний, включая:
1) лабораторные
исследовательские, стендовые и другие испытания моделей, макетов, натурных
составных частей изделия, а также доводочные испытания экспериментальных и
опытных образцов в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации, в ходе
которых выбираются, отрабатываются и проверяются новые технические решения,
обеспечивающие достижение основных эксплуатационных характеристик изделий;
2) контрольные
испытания опытных образцов (опытной партии, головных образцов) изделия, к
которым относятся:
а) предварительные испытания, проводимые с целью
предварительной оценки соответствия опытного образца изделия требованиям ТЗ
(ИТТ), корректировки ПКД, а также для определения готовности опытного образца к
приемочным испытаниям;
б) приемочные
испытания, проводимые с целью оценки соответствия всех характеристик изделия
требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ); проверки и подтверждения соответствия опытного
образца изделия требованиям ТЗ (ИТТ) в условиях, максимально приближенных к
условиям реальной эксплуатации изделия, а также для принятия решений о
возможности изготовления и поставок изделия на ОИАЭ;
в) испытания на
надежность, проводимые с целью оценки соответствия показателей надежности
изделий требованиям, установленным в ТЗ (ИТТ).
18.2. В разделе рекомендуется описать порядок
проведения контроля назначения и результатов испытаний, предусматривающий
проверку:
1) полноты состава
видов испытаний, предусмотренных для верификации результатов ПКР;
2) достоверности и
приемлемости полученных результатов испытаний;
3) наличия
утвержденных и согласованных программ и методик испытаний;
4) готовности
испытательного оборудования к обеспечению установленных технических
характеристик изделий и их контролю (включая требования по безопасности и
надежности);
5) соответствия материально-технического и
метрологического обеспечения требованиям, гарантирующим создание условий и режимов
испытаний, указанных в программе и методике испытаний, обеспечивающих получение
достоверных результатов;
6) выполнения
требований к срокам проведения испытаний, к квалификации и опыту персонала,
допущенного к испытаниям;
7) информации о том,
как в программах и методиках испытаний отражаются модель эксплуатации изделия,
требования к метрологическому обеспечению, условия приемлемости результатов
испытаний, представительность испытаний по объему и составу изделий;
8)
возможности использования результатов приемочных испытаний при оценке
соответствия изделия (в том числе, при проведении его обязательной сертификации
в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных
установок, радиационных источников и пунктов хранения);
9) правильности
документирования результатов испытаний и оценки их приемлемости
(достоверности).
18.3. В разделе рекомендуется
указать, что в случае, если в результате проведения испытаний установлено несоответствие
параметров или характеристик изделия заданным требованиям, предусматривается
проведение анализа последствий выявленных отклонений (несоответствий) с учетом
их влияния на безопасность ОИАЭ, разработка необходимых корректирующих мер и
оценка их результативности.
19. В разделе
«Метрологическое обеспечение» описывают порядок осуществления деятельности,
направленной на установление и применение научных и организационных основ,
технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства,
требуемой точности и достоверности измерений.
В рамках деятельности по
метрологическому обеспечению в разделе рекомендуется указать на необходимость
выполнения и контроля следующих мероприятий на основе безусловного соблюдения
требований документов государственной системы обеспечения единства измерений:
1) проведение
метрологической экспертизы разрабатываемой технической документации;
2) разработка и
согласование номенклатурных перечней основных параметров изделия, подлежащих
измерению, а также перечней применяемых при выполнении ПКР средств измерений,
контрольного и испытательного оборудования (с указанием класса их точности,
методик выполнения измерений и др.);
3) приобретение,
изготовление, идентификация, учет, хранение, эксплуатация (включая техническое
обслуживание и ремонт), списание средств измерений, контрольного и
испытательного оборудования;
4) калибровка и
поверка средств измерений, аттестация испытательного оборудования и методик,
проверка контрольного оборудования в соответствии с установленными процедурами
и разработанными перечнями и графиками;
5) ведение, учет и
хранение протоколов документации по метрологическому обеспечению;
6) метрологический
надзор подразделений и подрядных организаций, применяющих средства измерений,
контрольное и испытательное оборудование.
20. В разделе «Обеспечение качества программных средств и расчетных
методик» описывают порядок осуществления деятельности по обеспечению качества
программных средств (далее - ПС) и расчетных методик, включающий:
1) организацию
взаимодействия между подразделениями организации в части подготовки данных для
проведения расчетных работ;
2) организацию
разработки ПС и расчетных методик, использования ПС и расчетных методик,
разработанных сторонними предприятиями;
3) применение
лицензированных ПС, разработанных сторонними предприятиями;
4) регистрацию,
верификацию и аттестацию ПС и расчетных методик.
В разделе рекомендуется привести перечень ПС
и расчетных методик, используемых при выполнении ПКР, с указанием области их
применения и информации о регистрации, верификации и аттестации ПС в порядке,
установленном Ростехнадзором.
21. В разделе
«Обеспечение надежности» описывают порядок осуществления деятельности,
направленной на обеспечение, подтверждение и контроль соответствия
установленным требованиям показателей надежности разрабатываемых изделий.
В рамках деятельности по
обеспечению надежности рекомендуется осуществлять:
1) выбор номенклатуры
и нормирование показателей надежности изделия и его элементов с учетом возможных
вариантов схемно-конструктивных решений, особенностей изделия, режимов и
условий его эксплуатации, показателей надежности лучших отечественных и
зарубежных аналогов;
2) анализ видов
возможных отказов и тяжести их последствий, установление критериев отказов и
критериев предельного состояния, расчет показателей надежности для критичных
отказов или для всей совокупности возможных отказов, выбор оптимального по
надежности варианта;
3) разработку и
обоснование требований к надежности элементов изделия;
4) выбор
конструкционных материалов и элементов с учетом требований к надежности
элементов и изделия в целом;
5) разработку
организационных и технических решений и мероприятий, обеспечивающих необходимую
стойкость и работоспособность изделий в заданных условиях (включая внешние
воздействующие факторы), режимах и времени эксплуатации;
6) разработку (выбор)
методов и средств контроля технического состояния (диагностирования);
7) выбор методов
контроля показателей надежности;
8) уточненную
расчетную оценку (прогнозирование) показателей надежности изделия в целом и его
элементов;
9)
разработку программ и методик испытаний на надежность опытного образца изделия
(партии изделий) или головного изделия;
10) экспериментальную
отработку и испытания на надежность опытных образцов, элементов и изделия в
целом;
11) анализ причин
отказов и повреждений опытных образцов, разработку мероприятий по их
устранению;
12) анализ
разработанных правил эксплуатации, эксплуатационной и ремонтной документации по
периодичности и объему планового технического обслуживания и ремонта изделий
для поддержания и восстановления заданных требований к надежности;
13) выбор необходимой
номенклатуры и стратегии пополнения комплекта запасных изделий и инструментов в
период эксплуатации;
14) выбор и обоснование
системы сбора и обработки информации о надежности изделий и их элементов на
различных стадиях жизненного цикла;
15) разработку
требований к технологии изготовления, анализ предлагаемой технологии
изготовления с точки зрения обеспечения качества элементов, являющихся
критическими в обеспечении надежности изделий;
16) разработку (при
необходимости) методических, технических и инструктивных документов по
обеспечению надежности.
В разделе рекомендуется привести
сведения о функционировании системы обратной связи между эксплуатирующей
организацией ОИАЭ и организацией, разрабатывающей изделие, для получения
информации о работоспособности и отказах спроектированных ранее аналогичных
изделий (и их элементов), эксплуатируемых на ОИАЭ.
22. В разделе «Контроль несоответствий»
описывают порядок выполнения деятельности, направленной на своевременное
выявление и устранение несоответствий, связанных с нарушением установленных в
НТД требований или отступлениями от них, которые приводят к снижению качества
выполняемых ПКР или изделий.
22.1. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) источником данных
о несоответствиях являются результаты испытаний элементов, опытных образцов
изделий, изделий первой промышленной партии, результаты инспекций, проверок
ПОК, входного контроля качества материалов, комплектующих изделий, результаты
контроля работ (услуг), технологических процессов и др.;
2) анализ влияния
выявленных несоответствий на безопасность предусматривает выявление
непосредственных и коренных причин несоответствий, их систематизацию и
ранжирование, определение существенных факторов, отрицательно влияющих на
качество выполнения работ;
3) обеспечивается
исключение возможности использования (в том числе случайного) материалов и
изделий, а также выполнения работ, не соответствующих установленным
требованиям;
4)
осуществляется в установленном порядке уведомление руководства соответствующего
уровня о несоответствиях и о наметившихся тенденциях в причинах и характере
нарушений и отступлений от требований НТД (при этом Ростехнадзор и другие
надзорные органы информируются о несоответствиях, влияющих на безопасность
ОИАЭ, исправление которых возможно только при принятии специальных решений,
требующих внесения изменений в проектную, конструкторскую документацию или в
НТД, а также при остановке работ по предписаниям надзорных органов).
22.2. В разделе
рекомендуется привести порядок разработки, реализации и контроля корректирующих
и предупреждающих мер по устранению и предотвращению несоответствий,
предусматривающий в том числе:
1) изменение
организации контроля качества выполнения работ;
2) доработку
(изменение) или выпуск новых документов;
3) совершенствование
порядка административного контроля, устранение недостатков управления, распределение
обязанностей персонала по проведению корректирующих и предупреждающих мер;
4) повышение
квалификации исполнителей (в том числе, переподготовка и повторная аттестация
персонала, ответственного за появление условий, отрицательно влияющих на качество
ПКР);
5) усиление
ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) должностных
обязанностей;
6) замену подрядной
организации;
7) замену или
совершенствование дефектных изделий;
8) контроль за
эффективностью (результативностью) принятых корректирующих и предупреждающих
мер;
9) обеспечение
документального оформления и доведения до сведения руководства соответствующего
уровня и исполнителей результатов анализа причин возникновения несоответствий и
принятых корректирующих и предупреждающих мер.
22.3. Входными данными для разработки
корректирующих и предупреждающих мер являются сведения из эксплуатирующей
организации ОИАЭ; результаты самопроверки персоналом выполненных работ,
технического и технологического контроля, метрологической экспертизы, нормо-контроля,
инспекций, испытаний, проверок ПОК, авторского сопровождения изготовления и
эксплуатации ранее разработанных аналогичных изделий; информационные материалы
о несоответствиях на ОИАЭ и др.
23. В разделе
«Управление записями по качеству» описывают порядок осуществления деятельности,
направленной на формирование и ведение документации, в которой отражается
информация о качестве выполнения ПКР (в том числе результаты проверок,
инспекций, испытаний, анализов, отчеты о несоответствиях, предписания по устранению
несоответствий, сертификаты соответствия, паспорта на материалы, изделия и
др.).
Рекомендуется привести сведения о
порядке управления записями по качеству, направленном на:
1) установление вида
записей по качеству, в зависимости от важности, и их идентификацию на основе
системного учета и регистрации носителей информации;
2) обеспечение
полноты и своевременности представления информации о качестве на основе
действующей системы сбора, регистрации, обеспечения доступа, составления картотеки,
хранения, ведения, передачи данных и уничтожения зарегистрированной утратившей
силу документации по качеству;
3) обеспечение
необходимых условий для длительного хранения записей в соответствующих
помещениях, в условиях, исключающих их порчу и потерю;
4) использование на
рабочих местах только действующих записей (когда отмененная или замененная
документация своевременно возвращена в архив и соответствующим образом
замаркирована с целью предупреждения ее случайного использования);
5) установление периодичности
и форм представления отчетности по качеству;
6) оперативную
передачу информации о принятых решениях исполнителям;
7) сбор и анализ
информации о реализации принятых решений;
8) составление отчетов, содержащих результаты
проведенных проверок по использованию документов, качеству технической
документации (включая сведения о взаимоувязанных изменениях ПОК и документов
СМК) и др.
24. В разделе
«Проверки ПОК» описывают порядок проведения проверок (аудитов) выполнения ПОК
организации и частных ПОК подрядных организаций по всем направлениям
деятельности, описанных в этих программах.
24.1. Проверку
выполнения ПОК рекомендуется назначать:
1) для
систематической оценки эффективности (результативности) ПОК, оценки
эффективности управления деятельностью организации и выполнения ее персоналом
должностных обязанностей;
2) после внесения
значительных изменений в ПОК и (или) если требуется пересмотр ПОК;
3) при наличии
претензий и рекламаций по качеству изделий или работ (услуг);
4) при необходимости
контроля реализации корректирующих и предупреждающих мер;
5) для оценки
деятельности подрядной организации до заключения договора (контракта) на
поставку материалов, изделий и предоставление услуг (выполнение работ);
6) после заключения
договора для проверки выполнения подрядчиком обязанностей и требований в
соответствии с договором и НТД.
24.2. В разделе
рекомендуется указать следующее:
1) организация
проводит внутренние проверки ПОК в своих подразделениях и внешние проверки
частных ПОК в соответствии с разработанной процедурой;
2) внешние проверки
выполнения ПОК проводятся вышестоящими организациями и эксплуатирующими
организациями в соответствии с установленным ими порядком;
3) плановая проверка
ПОК осуществляется в соответствии с графиком проверок выполнения ПОК, утверждаемым
руководством проверяющей организации;
4) внеплановая
проверка ПОК осуществляется в случаях выявления тенденции к снижению качества
выполняемых ПКР и их результатов, а также при необходимости проверки реализации
запланированных корректирующих и предупреждающих мер и оценки их эффективности
(результативности).
24.3. В рамках деятельности,
связанной с проверками ПОК, рекомендуется предусматривать выполнение мер,
обеспечивающих в том числе:
1) назначение
проверяющей комиссии с соответственно подобранным, обученным и аттестованным
персоналом, непосредственно не отвечающим за выполнение проверяемой работы;
2) разработку
проверяющей комиссией плана проверки ПОК;
3) заблаговременное
уведомление руководства проверяемой организации (подразделения) об объеме и
сроках проведения проверки ПОК (в случае проведения внеплановых проверок
допускается проведение проверки без предварительного уведомления);
4) рассмотрение результатов проверки ПОК на
заседании проверяющей комиссии с участием руководства проверяемой организации
(подразделения);
5) разработку и
реализацию плана корректирующих и предупреждающих мер, предусматривающего, при
необходимости, корректировку ПОК, а также представление отчета об его
выполнении;
6) документальное
оформление проверяющей комиссией результатов проверок выполнения ПОК в виде
отчета, содержащего предложения по устранению выявленных несоответствий и
оценку эффективности (результативности) корректирующих и предупреждающих мер,
принятых по результатам предыдущей проверки.