МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE
COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
|
межгосударственный
стандарт
|
ГОСТ
1.2-
2009
|
Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила разработки, принятия, применения,
обновления и отмены
|
Москва
Стандартинформ
2010
|
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и настоящим стандартом
Сведения о стандарте
1
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП
«ВНИИНМАШ»)
2
ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3
ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 36 от 1 ноября 2009 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
|
Азербайджан
|
AZ
|
Азстандарт
|
Армения
|
AM
|
Минэкономики Республики Армения
|
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт Республики Беларусь
|
Казахстан
|
KZ
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Кыргызстан
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская Федерация
|
RU
|
Ростехрегулирование
|
Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Узбекистан
|
UZ
|
Узстандарт
|
Украина
|
UA
|
Госпотребстандарт Украины
|
4
ВЗАМЕН ГОСТ 1.2-97
5
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря
2009 г. № 845-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1.2-2009 введен в действие в Российской Федерации для применения в качестве национального стандарта с 1 мая 2010 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
В Российской Федерации информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Содержание
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Interstate system for standardization.
Interstate standards, rules and recommendations on interstate
standardization. Rules for development, taking over, application, renovation
and cancellation
|
Дата введения - 2010-05-01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки, принятия, применения, обновления
(пересмотра, внесения изменений и поправок) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной
стандартизации).
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
1.2
Настоящий стандарт не распространяется на процедуры разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов на оборонную продукцию.
1.3
По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на процедуры разработки
межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных
государствах, в частности правила разработки и применения межгосударственных стандартов в
области строительства и строительных материалов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные
стандарты:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт изменен, то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться измененным стандартом, а при замене на другой стандарт - стандартом, действующим вместо настоящего стандарта. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1.1
Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5) и с учетом приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее -
МГС).
3.1.2
Межгосударственные стандарты разрабатывают на объекты стандартизации, которые определены в ГОСТ 1.0 (раздел 7).
3.1.3
Разработку межгосударственного стандарта осуществляют на основании программы работ
по межгосударственной стандартизации, по решению МГС или по инициативе национального органа по
стандартизации государства - участника Соглашения о проведении согласованной политики в области
стандартизации, метрологии и сертификации* (далее - Соглашение) или межгосударственного технического комитета по стандартизации (MTK), за которым закреплена соответствующая сфера деятельности или объект стандартизации.
* Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992
г. в г. Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007
г., принятыми в г. Ашхабаде).
Основанием для разработки межгосударственного стандарта может быть также межгосударственная программа стандартизации по определенному направлению деятельности или группе продукции.
Примечание - Программу работ по межгосударственной стандартизации, протоколы заседаний МГС, межгосударственные программы стандартизации по направлениям деятельности и группам продукции размещают на официальном сайте МГС.
3.1.4 Разработку межгосударственного стандарта осуществляют в следующем порядке:
-
первая стадия - организация разработки стандарта;
-
вторая стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в государствах-участниках Соглашения;
-
третья стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта, ее рассмотрение в государствах-участниках Соглашения и голосование;
-
четвертая стадия - принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта (например, в случае, указанном в 3.6.1)
или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.5 Положения, устанавливаемые в межгосударственном стандарте, должны основываться на
современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к данному объекту и/или аспекту
стандартизации и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и
оказания услуг.
3.1.6 В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта могут быть предложены:
- действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства-участника Соглашения или иной страны;
- действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или
региональный стандарт;
- международный документ, не являющийся международным стандартом.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
-
содержание применяемого стандарта (документа) должно удовлетворять целям межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (раздел 4);
-
наличие международного, регионального или двухстороннего соглашения, допускающего такое
применение стандарта (документа), или разрешение правомочного на это органа.
При соблюдении этих условий действующий национальный стандарт государства-участника
Соглашения может быть предложен для принятия в качестве межгосударственного стандарта в соответствии с 3.6.
3.1.7 При разработке межгосударственного стандарта необходимо обеспечить увязку его положений с положениями ранее принятых межгосударственных стандартов. Если эти положения устарели и
противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с его
разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с разделом 5 или их отмену в соответствии с разделом 6.
3.1.8 Проект межгосударственного стандарта и иных документов, используемых в процессе его
разработки, оформляют в электронно-цифровой форме, пригодной для обмена документами в соответствии с порядком, установленным МГС [1].
3.2 Организация разработки межгосударственного
стандарта
3.2.1 При разработке межгосударственного стандарта (далее - стандарт*) в государстве-участнике Соглашения национальный орган по стандартизации этого государства (далее - национальный орган) готовит соответствующее предложение к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным МГС, [2]
и с использованием Интегрированной
автоматизированной информационной системы Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС).
* За исключением случаев, когда необходимо подчеркнуть межгосударственный статус стандарта.
Примечание - Темы по разработке межгосударственных стандартов в области строительства и строительных материалов также включают в план работ по межгосударственной стандартизации и техническому нормированию, который принимает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
3.2.2 В обоснованных случаях допускается разработка проекта стандарта в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации). В этом случае национальный орган или уполномоченная им организация вносит соответствующую информацию в АИС МГС
в виде предложения об инициативной разработке.
Примечание - Данная система осуществляет автоматическую отправку уведомлений об инициативной разработке проекта стандарта (с краткой аннотацией) на адреса электронной почты национальных органов других государств-участников Соглашения.
3.2.3 Организацию работ по разработке проекта стандарта в государстве-участнике Соглашения осуществляют национальный орган этого государства и секретариат МТК (а при его отсутствии - секретариат национального технического комитета по стандартизации), который имеет
соответствующую по тематике область деятельности и за которым закреплен соответствующий объект
стандартизации.
Примечания
1 При наличии МТК фактически организацией разработки проекта стандарта в государстве-разработчике занимается секретариат национального технического комитета по стандартизации (далее - секретариат национального ТК), которому национальным органом этого государства поручено выполнение функций постоянно действующего национального рабочего органа в данном МТК.
2 Здесь и далее, где упоминается МТК или национальный ТК соответствующие работы и иные функции может выполнять подкомитет МТК или подкомитет национального ТК и их органы (если это предусмотрено в положении о данном МТК или в положении о национальном ТК).
3
Конкретные правила организации разработки проектов межгосударственных стандартов (начиная с подачи соответствующих предложений) в государствах-участниках Соглашения могут быть установлены национальными органами этих государств.
3.2.4 Разработчиком проекта стандарта (далее - разработчик) должна быть организация, которая специализируется по данному виду продукции (услуг, технологий или иному объекту стандартизации) и имеет в этой области наиболее высокий научно-технический потенциал. Выбор разработчика
осуществляет заказчик разработки*. В обоснованных случаях для разработки стандарта может быть создана рабочая группа из квалифицированных специалистов разных организаций, которые имеют опыт
разработки нормативных и/или технических документов в данной области. При этом в рабочую группу
могут быть включены по представлению национальных органов (органов государственного управления
строительством) других государств-участников Соглашения полномочные представители в МТК, секретариатов соответствующих национальных ТК или иные специалисты, компетентные в этой
области.
* За исключением случая инициативной разработки за счет собственных средств и сил.
3.3 Правила разработки первой редакции
проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.3.1 Разработчик стандарта разрабатывает первую редакцию проекта стандарта и готовит пояснительную записку к нему.
3.3.2 При разработке проекта стандарта руководствуются общими требованиями к его содержанию, установленными ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного (регионального) стандарта (документа) как основы для разработки (см. ГОСТ 1.3) или требованиями технического задания, если разработка стандарта осуществляется на основании договора или контракта.
3.3.3 При разработке проекта стандарта используют или учитывают:
- требования национальных технических регламентов, а также технические регламенты региональных интеграционных образований, например директивы Европейского союза и правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные и межгосударственные стандарты, а также международные документы, не являющиеся международными стандартами;
- национальные стандарты государств-участников Соглашения;
- национальные стандарты экономически развитых стран;
- стандарты организаций (фирменные и корпоративные стандарты), разработанные передовыми предприятиями (компаниями), научными организациями и общественными объединениями своей страны и других стран;
- прочую информацию о современных достижениях науки, техники и технологии;
- предложения национальных органов государств-участников Соглашения, членов МТК и членов национального ТК, государственных органов, а также иных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
3.3.3.1 При отсутствии у разработчика национальных стандартов и технических регламентов других государств-участников Соглашения эти документы могут быть запрошены через национальный орган своего государства у национальных органов этих государств, которые при наличии заинтересованности могут предоставить их русские версии или переводы на русский язык на безвозмездной основе.
Примечание - Документы в области строительства и строительных материалов могут быть запрошены через орган государственного управления строительством.
3.3.3.2 При использовании в проекте стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права, соблюдают соответствующие нормы законодательства государства-разработчика. При этом необходимую информацию приводят в пояснительной записке к проекту и/или в предисловии стандарта.
3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта - по ГОСТ 1.5 (разделы 3 и 4, подразделы 6.1 и 6.2).
3.3.5 При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного (регионального) стандарта или международного документа, не являющегося международным стандартом, используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
Примечание - При соблюдении условий, указанных в 3.6.1,
принятие международного (регионального) стандарта (документа) в качестве межгосударственного стандарта может быть осуществлено по правилам, установленным в 3.6.
3.3.6 В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
- основание для разработки стандарта с указанием номера темы по программе работ по межгосударственной стандартизации;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, если необходимо для конкретизации соответствующих сведений, приведенных в разделе 1 стандарта;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и/или сведения о применении при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (международного документа, не являющегося международным стандартом);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта;
- сведения о разработчике стандарта с указанием его сайта в сети Интернет, почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты.
При необходимости, обусловленной особенностями объекта и/или аспекта стандартизации, в пояснительной записке к проекту стандарта также приводят сведения о патентной чистоте проекта стандарта
или предусмотренную законодательством государства-разработчика информацию об использовании при
разработке стандарта документов, относящихся к объектам патентного или авторского права.
3.3.7
Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к
нему в секретариат соответствующего по тематике МТК, а при его отсутствии в свой национальный
орган (непосредственно в секретариат национального ТК или иную организацию, уполномоченную
национальным органом на работу в АИС МГС) или секретариат МНТКС (если стандарт распространяется на строительство или строительные материалы) для их размещения в данной системе. При
этом проект стандарта и пояснительную записку представляют в электронном виде в форматах
(*.DOC) или (*.PDF).
3.3.8
Секретариат МТК, а при его отсутствии национальный орган (непосредственно секретариат
национального ТК или иная организация, уполномоченная национальным органом на работу
в АИС МГС) или секретариат МНТКС размещает проект стандарта и пояснительную записку к нему в
АИС МГС на стадии «Рассмотрение» в соответствии с практическим руководством по пользованию этой
системой*.
* Практическое руководство по пользованию АИС МГС является эксплуатационным документом, который размещен в данной системе в ограниченном доступе (только для Бюро по стандартам МГС, национальных органов и уполномоченных ими организаций). Далее при указании на работу в АИС МГС этот документ может быть использован и при отсутствии его упоминания в тексте.
При этом срок рассмотрения первой редакции проекта стандарта составляет три месяца. Данный срок может быть сокращен до двух месяцев, если это обусловлено объективными причинами, например, в случае, когда в качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта
предложен национальный стандарт государства-участника Соглашения (см. 3.6.1).
Причину сокращения срока указывают в пояснительной записке к проекту стандарта и в АИС МГС.
Примечание - При размещении проекта стандарта в АИС МГС выполняется автоматическая отправка
уведомлений о начале рассмотрения первой редакции проекта стандарта на электронную почту национальных органов.
3.3.9 Национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, организуют
рассмотрение проекта стандарта в своих государствах. При этом национальный орган может обеспечить доступ к АИС МГС полномочному представителю этого государства в МТК, секретариату национального ТК, другой организации или лицу, которое ответственно за рассмотрение этого проекта, и иным
заинтересованным организациям.
3.3.10 Замечания и предложения, приводимые в отзыве на первую редакцию проекта стандарта, рекомендуется излагать в следующей последовательности:
-
по проекту в целом;
-
по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам таблицам, графическим материалам, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта.
Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить
конкретный характер.
3.3.11 На основании отзывов заинтересованных организаций и лиц полномочный представитель
государства в МТК, секретариат национального ТК или иная организация (лицо), ответственные за рассмотрение данного проекта в данном государстве, готовят обобщенный отзыв этого государства и размещают его в АИС МГС, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
3.4 Правила разработки окончательной
редакции проекта межгосударственного стандарта и ее рассмотрения
3.4.1 По истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта секретариат МТК, а
при его отсутствии национальный орган государства-разработчика (непосредственно секретариат национального ТК или иная организация, уполномоченная национальным органом на работу в АИС МГС) или
секретариат МНТКС обобщает отзывы, размещенные в АИС МГС заинтересованными государствами, и
в десятидневный срок направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта
стандарта, прилагая в случае необходимости свои рекомендации о целесообразности реализации
предложений и учета замечаний, содержащихся в этих отзывах.
3.4.2 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом замечаний и
предложений заинтересованных лиц своей страны, членов МТК или национальных органов других государств, а также с учетом соответствующих рекомендаций секретариата МТК (секретариата национального ТК) или секретариата МНТКС. При этом целесообразность учета замечаний и предложений, поступивших по истечении срока рассмотрения первой редакции проекта стандарта, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.
Примечание - Срок подготовки окончательной редакции проекта стандарта, установленный национальным органом государства-разработчика или иным заказчиком разработки, указывают в программе работ по межгосударственной стандартизации.
3.4.3
При подготовке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию по форме и правилам ее заполнения, которые приведены в приложении А. При этом используют шаблон отзыва, размещенный в АИС МГС, а в пояснительную записку к
окончательной редакции проекта стандарта включают характеристику учета полученных замечаний и
предложений.
3.4.4
В случае разработки промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта
соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.3).
При этом в АИС МГС
вместе с проектом стандарта и пояснительной запиской размещают сводку отзывов на его предыдущую
редакцию.
3.4.5
Разработчик направляет окончательную редакцию проекта стандарта, пояснительную записку к ней и сводку отзывов на первую редакцию в секретариат национального ТК или непосредственно
в национальный орган государства-разработчика, а проект стандарта в области строительства или строительных материалов - в секретариат МНТКС.
Примечание - Порядок рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.4.6 После принятия национальным органом государства-разработчика или секретариатом МНТКС решения о готовности окончательной редакции проекта стандарта для голосования его направляют на издательское редактирование в организацию, уполномоченную на это соответствующим
национальным органом.
При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые
исправления.
3.4.7 После издательского редактирования секретариат МТК, а при его отсутствии национальный
орган государства-разработчика (непосредственно секретариат национального ТК или иная организация, уполномоченная на работу в АИС МГС) или секретариат МНТКС размещает окончательную редакцию проекта стандарта, а также пояснительную записку к проекту и сводку отзывов на первую редакцию
в АИС МГС на стадии «Окончательная редакция». При этом срок рассмотрения окончательной редакции
проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.
Примечание - При размещении окончательной редакции проекта стандарта в АИС МГС выполняется
автоматическая отправка уведомлений о начале голосования по данной редакции проекта стандарта на электронные адреса национальных органов всех государств-участников Соглашения.
3.4.8 Национальные органы (органы государственного управления строительством) организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта в своих государствах в течение предоставленного для этого срока.
3.4.9 По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта национальные органы заинтересованных государств принимают решение и заполняют бюллетень для голосования в АИС МГС в течение предоставленного для этого срока. При голосовании против принятия проекта стандарта в данной редакции, а также в случае, когда национальный орган воздержался при голосовании, к бюллетеню голосования присоединяют файл с обоснованием этого решения в форматах (*.DOC) или (*.PDF).
3.5 Правила принятия межгосударственного
стандарта
3.5.1 Межгосударственный стандарт принимает МГС по результатам голосования в АИС МГС или
непосредственно на заседании совета.
Примечание - Деятельность МГС, в том числе порядок проведения его заседаний, регламентированы соответствующими правилами [3].
Принятию межгосударственного стандарта в области строительства или строительных материалов предшествует одобрение его проекта МНТКС в соответствии с межгосударственными строительными нормами, принятыми данной комиссией [4].
3.5.2 Голосование по проекту стандарта в АИС МГС осуществляется по результатам рассмотрения его окончательной редакции в государствах-участниках Соглашения, проводимого в соответствии с 3.4.8. Подведение итогов голосования осуществляется в данной системе автоматически в день окончания голосования.
Примечание - Если национальный орган воздерживается при голосовании, то считается, что соответствующая страна не заинтересована в применении данного стандарта, а мнение этой страны в подсчете голосов не учитывается.
3.5.3 Стандарт считают принятым по результатам голосования в АИС МГС, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании, и при этом отсутствуют предложения о вынесении рассмотрения результатов голосования на заседание МГС и стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.5.5). При этом число национальных органов, проголосовавших за принятие стандарта, должно быть не менее четырех с учетом национального органа государства-разработчика.
3.5.3.1 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика (секретариат МНТКС) организует проведение окончательного редактирования стандарта. По результатам редактирования на каждом листе стандарта указывают условное обозначение о его готовности к изданию.
3.5.3.2 Национальный орган государства-разработчика (секретариат МНТКС) направляет в Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Бюро по стандартам) документы, необходимые для регистрации принятого стандарта, в соответствии с порядком, установленным МГС [5],
а также размещает стандарт, прошедший издательское редактирование, в АИС МГС на стадии «Принятие».
3.5.3.3 Бюро по стандартам оформляет результаты голосования в АИС МГС протоколом с подписью ответственного секретаря МГС, проводит в соответствии с установленным МГС порядком [5] регистрацию принятого МГС стандарта по результатам голосования в АИС МГС и размещает его на издание (см. 4.2).
Примечание - При размещении стандарта в АИС МГС для издания выполняется автоматическая отправка уведомлений об этом на электронные адреса национальных органов всех государств-участников Соглашения.
3.5.3.4
По результатам голосования в АИС МГС Бюро по стандартам ежемесячно формирует и рассылает национальным органам перечень документов, которые приняты по результатам голосования в АИС МГС, и перечень проектов, выносимых на рассмотрение на заседании МГС. Соответствующие перечни Бюро по стандартам также предоставляет на ближайшие заседания научно-технических комиссий*, а затем на ближайшее заседание МГС.
* В МГС созданы научно-технические комиссии по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил.
3.5.4 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган (орган государственного управления строительством) государства-разработчика может принять решение о прекращении его разработки или доработке проекта с учетом замечаний и предложений национальных органов.
3.5.4.1 Доработку проекта стандарта осуществляют в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
3.5.4.2 При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования национальных органов, которую оформляют аналогично сводке отзывов по первой редакции проекта стандарта. При этом информацию о национальных органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят в пояснительной записке.
3.5.4.3 Национальный орган государства-разработчика или иная уполномоченная им организация (секретариат МНТКС) размещает в АИС МГС доработанный проект стандарта с пояснительной запиской и сводкой замечаний и предложений для проведения повторного голосования. При этом срок рассмотрения доработанного проекта стандарта и голосования по нему составляет два месяца.
При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляют работы в соответствии с 3.5.3.1-3.5.3.4.
3.5.4.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимают на заседании МГС или МНТКС по рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил) или секретариата МНТКС.
В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы (органы государственного управления строительством) заинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления аналогичного национального стандарта.
3.5.5 Принятие стандарта выносят на заседание МГС по предложению национального органа, не согласного с результатами голосования по его проекту. На заседание МГС также выносят принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, если такая процедура принятия предусмотрена в программе работ по межгосударственной стандартизации.
3.5.5.1 Если проект стандарта предполагают вынести на заседание МГС, то перед этим заседанием секретариат МТК (а при его отсутствии - национальный орган государства-разработчика или секретариат МНТКС) организует (с участием национального ТК и/или разработчика стандарта) следующие мероприятия, направленные на снятие разногласий:
- двусторонний обмен предложениями по снятию разногласий, проводимый между разработчиком стандарта и его оппонентом по электронной почте или путем личных встреч;
- обсуждение этих предложений на двустороннем или многостороннем совещании представителей национальных органов или органов государственного управления строительством;
- рассмотрение проекта стандарта на заседании МТК;
- рассмотрение проекта стандарта на заседании соответствующей научно-технической комиссии или на заседании МНТКС.
3.5.5.2 При рассмотрении проекта стандарта на заседании МГС результаты рассмотрения отражают в протоколе заседания. При этом сведения о принятом на заседании стандарте включают в соответствующий перечень, который является неотъемлемой частью данного протокола.
3.5.5.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание МГС, а член совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не менее чем за 20 дней до проведения заседания.
Примечание - Бюллетень голосования оформляют, используя шаблон, размещенный в АИС МГС.
3.5.5.4 Стандарт считают принятым на заседании МГС, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа членов совета, представляющих заинтересованные в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с 3.5.5.3.
3.5.5.5 Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, то данный стандарт считают принятым только при положительном голосовании всех членов МГС, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом члена совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.
3.5.5.6 В случае принятия стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с 3.5.3.1-3.5.3.3.
3.5.6 Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или воздержавшиеся (не принявшие участия в голосовании), могут в дальнейшем присоединиться к проголосовавшим, направив в Бюро по стандартам бюллетень голосования со своим положительным решением. Информацию об этом решении публикуют на сайте МГС и в ежемесячно издаваемых в государствах-участниках Соглашения информационных указателях национальных стандартов.
3.5.7 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, которые не приняли участия в голосовании, воздержались при голосовании или проголосовали против принятия стандарта в данной редакции.
Примечание - Если национальный орган проголосовал против принятия межгосударственного стандарта и готовится принять (утвердить) национальный стандарт, распространяющийся на тот же объект и аспект
стандартизации, то в этом национальном стандарте рекомендуется указать (идентифицировать) все различия данных стандартов, используя правила, которые аналогичны установленным ГОСТ 1.3 для модифицированных стандартов.
3.6 Особенности принятия национальных
стандартов в качестве межгосударственных стандартов
3.6.1 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен национальный стандарт государства-участника Соглашения, если данный стандарт изложен на русском языке* и является идентичным международному или региональному стандарту.
* Или если существует и является общедоступным официальный перевод на русский язык этого стандарта.
3.6.2
Предложение по национальному стандарту государства-участника Соглашения может исходить от национального органа, принявшего (утвердившего) данный стандарт. Если это предложение
исходит от национального органа другого государства, Бюро по стандартам, секретариата МНТКС или
секретариата МТК, то возможность реализации данного предложения предварительно согласовывают с
национальным органом, принявшим (утвердившим) этот стандарт.
3.6.3
Сторона**, предложившая принять национальный стандарт в качестве межгосударственного
стандарта, размещает данный стандарт в АИС МГС на стадии «Окончательная редакция» вместе с пояснительной запиской, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием.
** Бюро по стандартам, секретариат МНТКС, секретариат МТК, национальный орган или организация, уполномоченная им на работу в АИС МГС.
3.6.4
Рассмотрение национального стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.4.8
и 3.4.9,
а подведение итогов голосования - в соответствии с 3.5.2
и 3.5.3.
3.6.5
При положительных результатах голосования по принятию национального стандарта в качестве межгосударственного стандарта сторона, выдвинувшая соответствующее предложение, оформляет титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта в соответствии с ГОСТ 1.5 (приложение А и подраздел 3.3). При этом в предисловии межгосударственного стандарта в первом пункте не указывают разработчика этого стандарта, а приводят полное наименование органа, выдвинувшего данное предложение и внесшего стандарт на принятие, во втором пункте - сведения о принятии
межгосударственного стандарта, в третьем пункте - информацию о том, что данный стандарт подготовлен на основе применения национального стандарта (с указанием его обозначения) и может быть
дополнен национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
3.6.6
Титульный лист и предисловие межгосударственного стандарта, которые подготовлены в соответствии с 3.6.5, направляют в Бюро по стандартам для регистрации данного стандарта в качестве
межгосударственного стандарта, включения его в электронный каталог «Межгосударственные стандарты» и размещения титульного листа стандарта и его предисловия в АИС МГС на стадии «Издание» согласно правилам, принятым МГС [5].
3.6.7
При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта государства-участника Соглашения в качестве межгосударственного стандарта его доработку не осуществляют, за исключением случая, когда предложение по данному стандарту исходило от национального
органа, принявшего (утвердившего) соответствующий национальный стандарт. В этом случае на основе
данного национального стандарта может быть подготовлен проект межгосударственного стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.5, и с учетом замечаний и предложений заинтересованных
стран, а дальнейшие работы (в том числе рассмотрение и голосование по этому проекту) осуществляют
в соответствии с 3.5.4.2-3.5.4.4.
4 Правила применения
межгосударственных стандартов
4.1
Межгосударственный стандарт применяют в качестве национального стандарта в государствах, чьи национальные органы приняли этот стандарт (присоединились к нему), в порядке, установленном этими национальными органами. Как правило, применение межгосударственного стандарта
осуществляют непосредственно, без переоформления в национальный стандарт.
4.2 Бюро по стандартам размещает принятый и зарегистрированный межгосударственный стандарт в АИС МГС на стадии «Издание».
4.3
Заинтересованный национальный орган получает в АИС МГС зарегистрированный межгосударственный стандарт и вводит его в действие на территории своего государства в качестве национального стандарта путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. При
этом национальный орган устанавливает для стандарта дату введения его в действие на территории
своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) национальный стандарт (стандарты). При этом стандарт может быть дополнен национальными информационными
данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15).
4.4
Заинтересованный национальный орган устанавливает дату введения в действие межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта не позднее двух лет со дня регистрации
стандарта в Бюро по стандартам. При этом учитывают соответствующие рекомендации национального
органа государства-разработчика, которые изложены в пояснительной записке к проекту стандарта.
4.5
Для наиболее важных стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников
Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату введения их в действие в качестве
национальных стандартов.
4.6
Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для применения в качестве национального стандарта, его издание и распространение на территории государства
осуществляют в порядке, установленном его национальным органом.
Информацию о введении межгосударственного стандарта в действие в государстве-участнике
Соглашения национальный орган направляет в Бюро по стандартам для актуализации электронного каталога «Межгосударственные стандарты».
4.7
В случае принятия в качестве межгосударственного стандарта национального стандарта государства-участника Соглашения (см. 3.6) национальный орган другого заинтересованного государства
получает в АИС МГС титульный лист и предисловие зарегистрированного межгосударственного стандарта, при необходимости дополняет национальными информационными данными по ГОСТ 1.5 (подраздел 3.15), издает их и вводит данный стандарт в действие для применения на территории своего
государства.
4.8
В государстве-участнике Соглашения, национальный стандарт которого принят в качестве
межгосударственного стандарта, данный национальный стандарт продолжают применять во внутренних отношениях, а в межгосударственных отношениях его используют вместе с титульным листом и
предисловием межгосударственного стандарта.
4.9
При ссылках на стандарт, применяемый в соответствии с 4.7 или 4.8 в межгосударственных отношениях, и при указании его обозначения в маркировке используют рекомендации по межгосударственной стандартизации, принятые МГС [6].
4.10 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в качестве национального стандарта в каком-либо государстве-участнике Соглашения, то этот стандарт можно применять в межгосударственных отношениях со странами, в которых действует данный стандарт, для изготовления и
поставки продукции на экспорт в эти страны или для оказания им услуг, а также в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами) между заинтересованными странами.
5.1.1 Межгосударственный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:
-
если его содержание препятствует соблюдению вновь заключенного межгосударственного соглашения;
-
если содержание стандарта перестало отвечать целям и принципам межгосударственной стандартизации;
-
если содержание стандарта вошло в противоречие с действующими и вводимыми нормами законодательств (в том числе техническими регламентами) государств-участников Соглашения;
-
если содержание стандарта не удовлетворяет современным экономическим, социальным или
иным потребностям государств-участников Соглашения и/или не соответствует современному уровню развития науки, техники и технологий;
-
при необходимости обеспечения гармонизации с вновь разработанным или обновленным международным (региональным) стандартом (международным документом, не являющимся международным
стандартом);
- если содержание стандарта противоречит содержанию другого вновь разрабатываемого (обновляемого) межгосударственного стандарта или если эти стандарты дублируют друг друга.
В последнем случае при организации обновления стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по межгосударственной стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам разработки распространяющихся на них стандартов.
Межгосударственный стандарт также может быть обновлен по предложению национальных органов, органов государственного управления строительством, других органов государственного управления, предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.
5.1.2 Обновление стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра, разработки изменения к стандарту, а при наличии опечаток, ошибок или иных неточностей редакционного характера - путем внесения поправки в стандарт.
5.1.3 При необходимости обновления стандарта национальные органы, органы государственного управления строительством, другие органы государственного управления, предприятия, организации, иные субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государств, на территории которых применяют этот стандарт, направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием) в секретариат МТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, национальный орган своего государства или непосредственно в национальный орган государства-разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт), или в секретариат МНТКС. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их обоснованность или содержащие гарантийные обязательства по полному или частичному
финансированию работы, а также текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт.
5.1.4 Секретариат МТК (а при его отсутствии - национальный орган, секретариат МНТКС и/или секретариат национального ТК) рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра) и возможные источники финансирования этой работы.
5.1.5 Если в течение пяти лет после принятия стандарта в секретариат МТК (секретариат национального ТК или секретариат МНТКС) не поступали предложения по его обновлению, то данный секретариат направляет членам МТК или МНТКС, а также национального ТК запрос о предоставлении предложений по обновлению стандарта (его отмене) или самостоятельно проводит оценку научно-технического уровня и/или проверку содержания данного стандарта.
5.1.6 При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, оценивают необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым стандартом других межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт).
5.1.6.1 Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления
взаимосвязанного стандарта, закрепленного за другим МТК или национальным органом, то соответствующее предложение направляют в секретариат этого МТК (национальный орган или секретариат МНТКС).
5.1.6.2 Секретариат МТК (национальный орган или секретариат МНТКС), в который поступило это предложение, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщает свое мнение в национальный орган (орган государственного управления строительством) государства, на которое возложено ведение данного секретариата.
5.1.6.3 Национальный орган (орган государственного управления строительством) рассматривает предложение по обновлению стандарта и определяет возможность финансирования этой работы,
5.1.7 Последующие работы по организации разработки изменения к действующему стандарту или его пересмотру осуществляют в порядке, установленном в 3.2.
5.1.8 Если в качестве межгосударственного стандарта принят национальный стандарт государства-участника Соглашения (см. 3.6),
то необходимость обновления данного стандарта определяет национальный орган этого государства. После принятия (утверждения) изменения к национальному стандарту или его пересмотра этот национальный орган предлагает национальным органам других государств, в которых применяют данный стандарт в качестве межгосударственного стандарта, проголосовать в АИС МГС. При этом изменение к национальному стандарту или его новую версию размещают в качестве окончательной редакции проекта соответствующего межгосударственного документа (изменения или стандарта), а обоснование необходимости обновления стандарта приводят в пояснительной записке, которую размещают в АИС МГС вместе с проектом на стадии «Окончательная редакция». Дальнейшие работы осуществляют с соблюдением правил, установленных в 5.2.6,
5.2.8-5.2.10
или в 5.3.3-5.3.5.
5.2.1 Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации), дополнения или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за
собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, с продукцией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту
до внесения в него изменения.
Изменение к стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на
воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данного метода.
Для остальных видов стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20 % объема стандарта.
Примечание - При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним межгосударственным стандартам.
5.2.2 Изменение к стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного характера в форме самостоятельного документа, как правило, не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость внесения которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных
положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).
Исключением является случай, когда в стандарте дана нормативная ссылка на отмененный межгосударственный стандарт. В этом случае в стандарт вносят изменение с целью исключения положения
стандарта, в котором дана эта ссылка, или его модификации путем включения недостающего требования (правила).
Примечания
1 Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, связанное с нормативными ссылками, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов.
2
Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение (или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться.
5.2.3
Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а
осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3.
Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20 % объема стандарта или при необходимости существенного изменения наименования или области применения стандарта.
5.2.4
Оформление и изложение изменения - по ГОСТ 1.5 (раздел 5). Каждому вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.
5.2.5
Работы по внесению в стандарт изменения организует секретариат МТК, за которым закреплен данный объект стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК) национальный орган
(орган государственного управления строительством) государства-разработчика этого стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт), или секретариат МНТКС. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту, как правило, привлекают юридическое или физическое лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.
5.2.6 Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют с соблюдением правил, установленных в 3.2-3.5 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:
-
в пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта стандартизации
приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное
обоснование целесообразности внесения данного изменения, но не включают сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне;
-
в пояснительной записке приводят сведения о том, в каких государствах-участниках Соглашения применяют изменяемый стандарт, а также отражают содержание предложений этих государств по
обновлению данного стандарта;
-
для рассмотрения первой редакции проекта изменения и подготовки отзывов предоставляют два
месяца;
- для рассмотрения окончательной редакции проекта изменения и проведения голосования по
нему предоставляют два месяца;
-
в обоснованных случаях (например, когда внесение изменения обусловлено необходимостью замены какого-либо положения нормативной ссылкой на принятый межгосударственный стандарт) допускается его первую редакцию размещать в АИС МГС как окончательную редакцию, предназначенную для
голосования;
-
изменение к стандарту считают принятым в АИС МГС, если за это проголосовало не менее двух
третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;
-
национальные органы, проголосовавшие против принятия изменения к стандарту в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос о применении данного стандарта
на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах-участниках Соглашения стандарта с принятым изменением и без него*.
* При этом учитывают необходимость применения измененного стандарта при поставке продукции в страны, национальные органы которых проголосовали за принятие изменения к этому стандарту.
5.2.7
Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы
всех государств-участников Соглашения, как правило, принимают на заседании МГС. При этом изменение к такому стандарту считают принятым только при положительном голосовании всех членов совета, участвующих в заседании.
5.2.8 Регистрацию и учет принятого изменения к стандарту, в том числе оформление дела изменения, актуализацию электронного каталога «Межгосударственные стандарты», публикуемого на сайте МГС, а также размещение текста данного изменения в АИС МГС на стадии «Издание» осуществляет Бюро по стандартам в соответствии с правилами, принятыми МГС [5].
В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту.
5.2.9 Изменение к стандарту вводят в действие на территории государств путем принятия национальными органами соответствующих организационно-распорядительных документов. При этом дату
введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее трех месяцев, но не
позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам.
Для изменения к наиболее важному основополагающему стандарту, затрагивающему интересы
всех государств-участников Соглашения, МГС может установить единую для всех государств дату
введения его в действие.
5.2.10 Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту в государстве, в котором применяют данный стандарт, и при необходимости текста самого изменения осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом публикацию текста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный стандарт.
5.3 Правила про ведения работ по
пересмотру межгосударственного стандарта
5.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания (более 20 % объема стандарта), структуры и/или наименования стандарта, а также при установлении в нем новых и/или более прогрессивных требований, если это приводит к следующим последствиям:
-
нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;
-
нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;
-
влиянию на воспроизводимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), проводимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее стандарту.
Примечание - При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам или работы по их пересмотру.
5.3.2
Пересмотр стандарта организует секретариат МТК, за которым закреплен данный объект
стандартизации, или (при отсутствии соответствующего МТК) национальный орган (орган государственного управления строительством) государства, за которым закреплен данный стандарт, или секретариат
МНТКС. При этом в качестве разработчика новой версии стандарта, как правило, привлекают юридическое или физическое лицо, являющееся разработчиком данного стандарта.
5.3.3 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего.
При этом
разработку и принятие стандарта осуществляют с соблюдением правил, установленных в разделе 3, со
следующими дополнениями:
-
результаты голосования по новой версии стандарта считают положительными, если за его принятие проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, в которых применяют действующий стандарт;
-
национальные органы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовали
против принятия новой версии стандарта в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос о продолжении применения прежней версии этого стандарта в качестве национального стандарта.
5.3.4
В пояснительной записке к проекту разрабатываемого стандарта приводят технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности пересмотра действующего стандарта и
краткую характеристику пересмотра, а также описание ожидаемой эффективности от применения новой
версии стандарта вместо его прежней версии. При этом в пояснительной записке допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если пересмотр действующего стандарта
не обусловлен необходимостью гармонизации данного межгосударственного стандарта на международном или региональном уровне.
5.3.5 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в новой версии стандарта (в предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения новой версии стандарта сохраняют его регистрационный номер, после которого приводят (отделяя тире) четыре цифры, означающие год принятия и/или регистрации новой версии стандарта.
5.3.6 Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводят в действие и применяют в соответствии с разделом 4.
5.4 Правила внесения поправки в
межгосударственный стандарт
5.4.1 Если при применении межгосударственного стандарта выявлена необходимость внести исправления в его официальное издание для устранения опечаток, ошибок или неточностей редакционного характера, допущенных при подготовке стандарта к этому изданию, то любой пользователь стандарта
может направить предложение по внесению в стандарт соответствующей поправки в национальный
орган своего государства.
При этом следует учитывать, что текст поправки не должен превышать одной страницы. По содержанию поправка не должна иметь характер изменения к стандарту. В частности не допускается вводить
поправками новые пункты, подпункты, таблицы, графический материал, формулы или приложения.
5.4.2 Если необходимо внести поправку в межгосударственный стандарт, изданный централизовано, то после рассмотрения соответствующего предложения и в случае согласия с ним национальный
орган направляет данное предложение в организацию, осуществившую данное издание.
Организация, осуществляющая централизованное издание, публикует информацию о поправке и
ее текст в ежемесячно издаваемом им информационном указателе. Соответствующую информацию и
текст поправки также направляют в Бюро по стандартам для актуализации информационно-поисковой
системы «СНГ Стандарт».
5.4.3 Если необходимо внести поправку в межгосударственный стандарт, изданный в государстве-участнике Соглашения, то после рассмотрения соответствующего предложения и в случае согласия с ним национальный орган этого государства организует внесение поправки в стандарт в
соответствии с правилами, установленными в данном государстве.
Информация о поправке к межгосударственному стандарту, изданному в государстве-участнике
Соглашения, и ее текст публикуют в официальном периодическом издании национального органа этого
государства и размещают на его официальном сайте в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта.
6 Правила проведения
работ для отмены межгосударственных стандартов и прекращения их применения в
государствах
6.1 Межгосударственный стандарт отменяют:
-
в связи с прекращением выпуска продукции* (оказания услуг или проведения иных процессов), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;
* Если в этом стандарте отсутствуют указания по ремонту или обслуживанию данной продукции.
-
при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);
-
при прекращении применения данного стандарта (см. 6.2) во всех применявших его государствах;
-
в случае отмены национального стандарта, который принят в качестве межгосударственного
стандарта в соответствии с 3.6;
-
в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений
работ по межгосударственной стандартизации в данной области.
6.2 Национальный орган государства, в котором применяют межгосударственный стандарт, вправе прекратить его применение в качестве национального стандарта в одностороннем порядке при:
-
возникновении противоречий между требованиями (правилами), установленными в данном стандарте, и положениями законодательного акта (в том числе технического регламента), принятого в этом
государстве;
-
несоответствии установленных в данном стандарте требований (правил) потребностям национальной экономики и/или безопасности;
-
несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, а также в других обоснованных случаях.
6.2.1
Государственные органы управления, национальные ТК, предприятия, организации, другие
субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государства, в котором
применяют межгосударственный стандарт, направляют предложения о прекращении применения данного стандарта в качестве национального стандарта в национальный орган своего государства.
6.2.2
Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотрение поступивших предложений по прекращению применения межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта и определяет целесообразность реализации этих предложений в
одностороннем порядке (только на территории своей страны) или путем подготовки предложения об отмене данного стандарта решением МГС.
6.2.3
В случае принятия решения о прекращении применения межгосударственного стандарта в
государстве-участнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке
национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление (с указанием причины) в Бюро по стандартам и национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, не позднее чем за пять месяцев до даты прекращения применения.
Информацию о прекращении применения межгосударственного стандарта в государстве-участнике Соглашения в качестве национального стандарта в одностороннем порядке направляют в Бюро
по стандартам для актуализации информационно-поисковой системы «СНГ Стандарт».
6.3 Национальный орган государства направляет предложение об отмене межгосударственного
стандарта в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или при его отсутствии в национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт.
6.4
Секретариат МТК (национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт) анализирует предложение об отмене стандарта, оценивает целесообразность реализации этого предложения и при согласии с ним размещает в АИС МГС пояснительную записку с обоснованием целесообразности отмены стандарта. При этом для рассмотрения этого предложения предоставляют
трехмесячный срок.
6.5
Национальный орган государства, в котором межгосударственный стандарт применен в качестве национального стандарта, организует рассмотрение предложения об его отмене в соответствии с
правилами, установленными данным национальным органом, и заполняет бюллетень голосования в
АИС МГС в течение срока голосования. При голосовании против отмены стандарта к бюллетеню присоединяют файл с обоснованием этого решения.
Примечание - При голосовании по отмене стандарта опцию «Воздержаться» не используют.
6.6
Подведение итогов голосования по отмене стандарта в АИС МГС осуществляет Бюро по стандартам на основе информации, автоматически формируемой в данной системе по истечении срока голосования.
6.7
Стандарт считают отмененным МГС в АИС МГС, если за его отмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данный стандарт и принявших участие в голосовании (в течение срока, установленного для голосования).
6.8
По результатам голосования в АИС МГС Бюро по стандартам формирует перечень стандартов, отмененных по результатам голосования в АИС МГС, который представляют на очередное заседание МГС для сведения.
6.9
Закрытие дела отмененного стандарта, актуализацию электронного каталога «Межгосударственные стандарты», публикуемого на сайте МГС, и направление официальной информации об отмене
стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт, а также передачу копии дела стандарта в случае одностороннего прекращения его применения в государстве, в котором хранилось это дело, осуществляют в порядке, установленном МГС [5].
6.10 Решение о прекращении применения межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с публикацией официальной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным органом.
7.1 Правила по межгосударственной стандартизации (далее - правила) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений основополагающих организационно-технических и общетехнических межгосударственных стандартов, а также при нецелесообразности разработки таких стандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок взаимодействия национальных органов и Бюро по стандартам в работах в области технического регулирования (в том числе в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил), а также в области метрологии.
7.2 Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее - рекомендации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике не устоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений в области технического регулирования (в том числе в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, надзора и контроля за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил), а также в области метрологии, то есть до принятия соответствующих стандартов или правил.
7.3 Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов или противоречить им.
7.4 Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций - по ГОСТ 1.5.
7.5 Разработку правил и рекомендаций осуществляют по решению МГС на основе предложений национальных органов государств-участников Соглашения или Бюро по стандартам, как правило, на основании программы работ по межгосударственной стандартизации.
7.6 Разработку правил и рекомендаций осуществляют организации, специализирующиеся в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и иных видов деятельности в
области технического регулирования, или непосредственно Бюро по стандартам (в соответствии с функциями, возложенными на него).
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии МГС для разработки проекта правил (рекомендации) может быть образована рабочая группа из представителей национальных органов или иных организаций.
7.7 Разработку правил и рекомендаций осуществляют в порядке, установленном 3.2-3.4
для проектов стандартов. При этом проект правил (рекомендаций) размещают в АИС МГС для рассмотрения, при необходимости дорабатывают, направляют на издательское редактирование по 3.4.6
и 3.5.3.1,
обсуждают на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации, надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил), а затем рассматривают и принимают на заседании МГС. Допускается принятие рекомендаций путем голосования в АИС МГС.
7.8 Правила считают принятыми при положительном голосовании всех членов МГС, участвующих в заседании.
7.9 Рекомендации считают принятыми при положительном голосовании большинства (не менее двух третей) членов МГС, участвующих в заседании или в голосовании в АИС МГС.
7.10 Регистрацию и учет принятых правил и рекомендаций, публикацию соответствующей информации, издание правил и рекомендаций, обеспечение ими национальных органов осуществляют в соответствии с порядком, установленным МГС [5].
7.11 Правила и рекомендации издают, распространяют и применяют в государствах-участниках Соглашения в порядке, установленном их национальными органами.
7.12 Обновление правил и рекомендаций осуществляют путем их пересмотра, внесения в них изменений или поправок. При этом разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесения в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6-7.10.
7.13 Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии с 6.3-6.10.
7.14 Одностороннее прекращение применения правил в государстве-участнике Соглашения не допускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляют процедуры, указанные в 6.2.
А.1 Форма сводки отзывов
СВОДКА ОТЗЫВОВ
на первую редакцию* проекта межгосударственного стандарта
________________________________________________________________________________
наименование стандарта
Структурный элемент стандарта
|
Сокращенное наименование
национального органа
|
Предложение, замечание
|
Заключение разработчика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель разработки
_______________________________________
должность и наименование организации-разработчика
|
_________________
личная подпись
|
__________________
инициалы, фамилия
|
Разработчик стандарта и/или
составитель сводки отзывов
|
|
|
_______________________________________
должность
|
_________________
личная подпись
|
__________________
инициалы, фамилия
|
|
|
|
|
* Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то указывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта
вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), которые размещены в АИС
МГС
вместе с бюллетенями при голосовании против принятия данного стандарта в данной редакции.
А.2 Правила заполнения сводки отзывов
А.2.1 Сводку отзывов заполняют в следующей последовательности:
-
в целом по проекту стандарта;
-
по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам (в порядке изложения стандарта);
-
по приложениям в целом и по их структурным элементам (в порядке их размещения).
А.2.2 Замечания и предложения, высказанные в разных отзывах, но относящиеся к одному структурному
элементу, приводят вместе.
А.2.3 При первом указании в сводке отзывов организации, представившей отзыв, указывают реквизиты сопроводительного документа и/или дату размещения отзыва в АИС МГС.
А.2.4 Заключение разработчика приводят с использованием следующих типовых формулировок:
-
«Принято»;
-
«Принято частично» с указанием части, в которой учтено данное замечание или предложение;
-
«Отклонено» с приведением обоснования нецелесообразности учета данного замечания или предложения;
-
«Принято к сведению», если содержание данного замечания или предложения не предполагает его учет при
доработке проекта или относится к структурному элементу, который исключен или изменен по другой причине;
-
«Предложено обсудить на заседании НТКС (МНТКС, МТК или ином согласительном совещании)».
[1]
|
ПМГ
48-2002
|
Порядок обмена документами в электронном формате
|
[2]
|
ПМГ 22-2004
|
Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации
|
[3]
|
|
Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
|
[4]
|
МСН 1.01-01-96
|
Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения
|
[5]
|
ПМГ 03-99
|
Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации
|
[6]
|
РМГ 50-2002
|
Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозначений стандартов в маркировке
|
Ключевые слова: межгосударственные стандарты, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации, правила разработки, рассмотрения, принятия, применения, обновления, отмены и прекращения применения