ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ «ОРГТРАНССТРОЙ»
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НАРЕЗКА
ПОПЕРЕЧНЫХ ШВОВ СЖАТИЯ
В СВЕЖЕУЛОЖЕННОМ БЕТОННОМ ПОКРЫТИИ
АЭРОДРОМОВ МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ
НАРЕЗЧИКОМ ШВОВ ДНШС-60-3М
Технологическая карта предназначена для
использования при разработке проекта производства работ и организации работ и
труда на объекте.
Технологическая карта разработана для устройства поперечных швов сжатия в
нижнем слое (основании) и при нарезке пазов швов сжатия комбинированным
способом в верхнем слое цементобетонного аэродромного покрытия, устраиваемого
комплектом бетоноукладочных машин «Автогрейд» или ДС-100, в состав которого
дополнительно включен модернизированный нарезчик швов ДНШС-60-3М, поставленный
на колесный ход.
В технологической карте предусмотрены следующие
условия:
бетонное покрытие ряда имеет ширину 7,5
м и толщину 28
см;
расстояние между швами сжатия нижнего слоя
- 10 м,
между швами сжатия верхнего слоя, устраиваемыми комбинированным
способом - 18 м;
глубина нарезаемых швов 7
см;
состав звена 2 чел.;
производительность комплекта бетоноукладочных
машин и производительность нарезчика швов - 600
м покрытия (4500
м2) в смену.
При изменении условий, принятых в настоящей
технологической карте, требуется ее корректировка и привязка к новым условиям
работы.
При устройстве цементобетонного покрытия
комплектом машин «Автогрейд» или ДС-100 модернизированный нарезчик швов
ДНШС-60-3М располагают следом за бетоноукладочной машиной.
До нарезки поперечных швов производят
разбивку расположения их на поверхности.
Швы устраивают до начала схватывания бетона не
позднее 10 - 30 мин (в зависимости от температуры воздуха) после
обработки покрытия бетоноукладочной машиной.
Для нарезки поперечного шва рабочий
орган нарезчика подводят к краю бетонируемого ряда и поворотом колонки
устанавливают его так, чтобы хвостовик вибропластины был обращен наружу, а
режущая кромка - по линии шва. Бухту ленты надевают на стержень держателя так,
чтобы она разматывалась по часовой стрелке.
Для установки ленты в шов ее заправляют в
прорезь вибропластины и немного протягивают. Конец ленты на длине 2 - 3
см обрезают, складывают вдвое - втрое и сложенный
колец снизу вверх заводят в прорезь фиксатора (рис. 1).
Рис. 1. Чертеж фиксатора ленты
Фиксатор с заправленной лентой устанавливают
вплотную к кромке покрытия так, чтобы головка фиксатора легла на поверхность
бетона. Вибропластину подводят к фиксатору, выправляют ленту, наматывая
ее на бухту. Включают вибратор рабочего органа, погружают вибропластину с
лентой в бетон и включают механизм передвижения каретки. Фиксатор придерживают
рукой, пока не прорежут 1,5 - 2 м
шва, затем ленту у фиксатора обрезают ножницами или ножом, конец ленты
выпрямляют и поверхность бетона отделывают гладилкой. При упоре вибропластины в
затвердевший бетон смежного ряда в результате срабатывания муфты предельного
момента каретка останавливается сама, после чего сразу выключают привод лебедки
и вибратор. На маячных рядах после прохода вибропластины сквозь прорезь
переносной опалубки останавливают механизм передвижения каретки, выключают
привод лебедки, а затем вибратор. Переносную опалубку (металлический щиток с
прорезью) устанавливают вплотную к кромке бетона в конце нарезаемого шва (рис.
2).
Рис. 2. Металлический щиток
с прорезью (переносная опалубка)
По окончании нарезки шва ленту обрезают
и вытягивают из прорези вибропластины крючком,
вибропластину поднимают, очищают от бетона, и рабочий орган холостым ходом
возвращают к началу шва. После этого конец ленты окончательно заправляют в
бетон и тщательно заделывают гладилкой.
В качестве прокладки для швов применяют полиэтиленовую ленту, смотанную в
бухты (ГОСТ
10354-63). Ширина ленты должна быть на 10
мм больше глубины шва (т.е. 80
мм). На месте работы бухты хранят в специальных
ящиках, установленных на раме нарезчика швов.
Если в бетоне начался процесс
схватывания, то этот участок пропускают и нарезчик перемещают на свежеуложенный
бетон; на пропущенном участке швы нарезают в затвердевшем бетоне нарезчиками с
алмазными дисками. В условиях континентального климата и в тех случаях, когда
ожидаются значительные перепады температуры в течение суток, в верхнем слое
бетонного покрытия поперечные швы сжатия устраивают комбинированным способом:
вначале в свежеуложенном бетоне нарезчиком ДНШС-60-3М устраивают шов путем
закладки полиэтиленовой ленты, а затем в затвердевшем бетоне по заложенной
ленте нарезают верхнюю часть паза шва.
При нарезке швов в свежеуложенном бетоне необходимо выполнять следующие
условия:
а) вибропластина должна периодически
(обязательно при перерывах в работе и в конце смены) очищаться от бетона и
промываться водой. По мере износа вибропластина должна заменяться новой (рис.
3);
Рис. 3. Чертеж вибропластины
б) резиновая гладилка должна быть
эластичной. В процессе работы ее необходимо периодически очищать и промывать
водой, а изношенную заменять новой, изготовленной из диэлектрического коврика
толщиной 6 - 10 мм;
в) электровибратор рабочего органа должен
работать на расчетном напряжении. Работа на пониженном напряжении не
допускается.
К качеству швов предъявляются следующие требования:
а) шов должен быть ровным, отклонение прокладки
от прямой линии не должно быть более 3
мм на длине 1
м;
б) лента
должна быть заделана в бетон вертикально - отклонение ленты от вертикальной
плоскости более 10° не допускается;
в) глубина заложения полиэтиленовой прокладки
должна быть не менее 1/4 толщины покрытия (7
см). Лента должна выступать из шва над
поверхностью бетона на 0,5 - 1 см.
Дефекты в работе рабочего органа нарезчика
и способы их устранения
|
Возможные причины
|
Способы устранения
|
Лента рвется
при ее закладке в бетон
|
1. Прорезь
вибропластины имеет заусеницы или забита засохшим бетоном
|
Очистить прорезь,
устранить заусеницы
|
2. Ширина
ленты больше прорези
|
Заправить
пластину лентой требуемой ширины
|
3. Лента
неправильно заправлена в прорезь вибропластины
|
Ленту
заправить с правой стороны; разматывание ленты с катушки должно происходить по
часовой стрелке
|
Лента плохо
омоноличивается с бетоном
|
1.
Недостаточная вибрация вибропластины вследствие неисправности электромотора
вибратора, обрыва гибкого шланга, недостаточного напряжения тока,
неправильной установки резиновых амортизаторов на валу колонки
|
Устранить
неисправности в моторе или гибком шланге; отрегулировать напряжение,
исправить установку резиновых амортизаторов
|
2. Чрезмерно
высокая скорость перемещения рабочего органа
|
Снизить
рабочую скорость перемещения рабочего органа
|
Бетон
разрыхляется рабочим органом, происходит скалывание и разрушение бетона,
лента не омоноличивается с бетоном
|
1. Упущено
время, па-резки шва, началось схватывание бетона
|
На участке, на
котором началось схватывание бетона, нарезку швов ДНШС-60-3М прекратить, а
нарезчик переместить на участок со свежеуложенным бетоном
|
2.
Вибропластина перекошена или загрязнена затвердевшим бетоном
|
Пластину
установить так, чтобы ее плоскость совпадала с вертикальной плоскостью шва,
очистить ее от затвердевшего бетона
|
При включении
электродвигатель не работает
|
Загрязнились
или истерлись щетки кольца
|
Зачистить
щетки и притереть их к плоскости кольца, при необходимости поставить новые
щетки
|
При включении
электродвигатель гудит, а вал ротора не вращается или вращается медленно
|
Нет напряжения
в одной из фаз. Ослаб контакт в выключателе
|
Проверить сеть
и контактные соединения
|
Сильно греется
рубильник электромотора вибратора
|
Изношены шарикоподшипники,
отсутствует или загрязнена смазка вибратора
|
Сменить
подшипники, проверить, состояние смазки, добавить или заменить ее
|
Корпус
вибратора под напряжением
|
Замыкание
токоведущих частей на корпус
|
Найти и
устранить замыкание
|
Гибкий вал скручивается
|
Нарушена
центровка между электродвигателем и вибратором
|
Исправить
центровку электродвигателя с вибратором
|
Указания по технике безопасности
Запрещается заправлять ленту в прорезь вибропластины
при включенном электродвигателе вибратора, а также производить смазку,
регулировку или какие-либо другие исправления на ходу машины.
Машинисту нарезчика запрещается резко
погружать рабочий орган в обрабатываемый бетон, оставлять без надзора машину
при включенном вибраторе. Запрещается пригружать вибронож для его вдавливания в
бетон.
Необходимо постоянно следить за
тщательным и надежным заземлением понижающего трансформатора машины.
При производстве работ по нарезке швов в
свежеуложенном бетоне модернизированным нарезчиком ДНШС-60-3М следует
руководствоваться «Указаниями по производству и приемке аэродромно-строительных
работ», СН
121-73, М., Стройиздат, 1974, и «Техническими указаниями по устройству
деформационных швов в цементобетонных дорожных покрытиях». , Оргтрансстрой, М., 1969.
Работы по нарезке швов в свежеуложенном бетоне, как правило, ведут в две смены.
В каждую смену нарезчик швов ДНШС-60-3М
обслуживает машинист нарезчика 4 разр. и бетонщик 4 разр.
Машинист нарезчика отвечает за качество
устраиваемых швов. Он управляет машиной, следит за работой рабочего
органа и за хорошим сцеплением ленты с бетоном, а также заправляет ленту в
прорезь вибропластины. В начале смены машинист готовит машину к работе, а в
конце смены очищает ее.
Бетонщик заправляет конец ленты в фиксатор и придерживает его рукой при
нарезке в начале шва, в маячных рядах приставляет и придерживает металлический
щиток к кромке покрытия в конце шва в месте выхода вибропластины, обрезает
ленту и убирает фиксатор, очищает фиксатор от бетонной смеси и отделывает
поверхность бетона в начале и конце шва, устраняет мелкие дефекты после нарезки
шва. Бетонщик периодически очищает и промывает водой вибропластину и резиновую
гладилку. В начале и в конце смены помогает машинисту в подготовке машины к
работе, уборке рабочего места, а также нарезает полиэтиленовую пленку на ленты
и скручивает в бухты.