Постановление Правительства РФ от 24 мая
2010 г. № 361
"Об утверждении Правил установления
размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте
транспортных средств"
В соответствии с
Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемые Правила
установления размера расходов на материалы и запасные части при
восстановительном ремонте транспортных средств.
2. Настоящее
постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального
опубликования.
Председатель
Правительства Российской Федерации В.
Путин
Правила установления размера расходов на
материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств
Содержание
1. Настоящие Правила
устанавливают порядок расчета размера расходов на материалы и запасные части
при восстановительном ремонте транспортных средств.
2. Восстановительный
ремонт назначается для устранения повреждений транспортного средства, причиной
которых является дорожно-транспортное происшествие. Перечень указанных
повреждений определяется на основе результатов осмотра поврежденного
транспортного средства и (или) независимой технической экспертизы (оценки)
транспортного средства.
3. Размер расходов на
материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства
рассчитывается:
а) на дату
дорожно-транспортного происшествия;
б) с учетом условий и
географических границ товарных рынков материалов и запасных частей,
соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.
4. Определение
номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих
замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом
характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (поставка только в
комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов
только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа
запасных частей только под срочный заказ (поставку) и т.д.).
5. Размер расходов на
запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей,
узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте
транспортного средства. Износ является показателем, характеризующим
относительную потерю стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и
агрегатов) транспортного средства в процессе эксплуатации.
6. Расчет размера расходов
проводится в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в
процессе восстановительного ремонта транспортного средства, а также материалов,
которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией
изменяют физическое или химическое состояние основных эксплуатационных
материалов (отвердители, растворители, разбавители и т.д.).
7. Размер расходов на
материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается
по следующей формуле:
,
где:
Рм
- расходы на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства
(рублей);
n - количество видов материалов при
восстановительном ремонте транспортного средства;
-
стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);
-
удельная норма расхода материала i-го вида (единиц материала/ремонтных
единиц);
-
количество ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов,
метров, кв. метров и т.д.), подвергаемых восстановительному ремонту с
использованием материала i-го вида.
8. Определение стоимости
одной единицы материала i-го вида осуществляется методом статистического
наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих
в пределах географических границ товарного рынка материала i-го вида,
соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия, и осуществляющих
свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стоимость одной единицы материала i-го вида рассчитывается как
средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов
(продавцов) на товарном рынке этого материала.
9. Удельная норма
расхода материала i-го вида рассчитывается как среднее значение,
определенное по данным производителей такого материала, представленных на
товарном рынке этого материала.
10. Количество
ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров,
кв. метров и т.д.), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием
материала i-го вида, определяется по результатам осмотра транспортного
средства и (или) независимой технической экспертизы (оценки) транспортного
средства в соответствии с нормами, правилами и процедурами ремонта транспортных
средств, установленными изготовителями транспортных средств с учетом условий их
эксплуатации.
11. Количество и
номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих
замене при восстановительном ремонте транспортного средства, устанавливаются по
результатам его осмотра и (или) независимой технической экспертизы (оценки) в
соответствии с нормами, правилами и процедурами ремонта транспортных средств,
установленными изготовителями транспортных средств с учетом условий их
эксплуатации.
12. Размер расходов на
запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства
рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
РЗЧ
- расходы на запасные части при восстановительном ремонте транспортного
средства (рублей);
m
- количество наименований комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов),
подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;
kj - количество единиц комплектующего изделия
(детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащих замене при
восстановительном ремонте транспортного средства;
- стоимость новой
запасной части j-го наименования, установка которой назначается взамен
комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования,
подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства
(рублей);
Иj - износ комплектующего
изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене
при восстановительном ремонте транспортного средства (процентов).
13. Установление размера расходов на запасные части
проводится с учетом следующих условий:
а) наименование запасной
части приводится на русском языке и должно содержать полное наименование
конструктивного элемента, указанного в каталоге запасных частей для этой марки
(модели, модификации) транспортного средства, составленного изготовителем
транспортного средства;
б) при замене
комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) на новую запасную часть такая
запасная часть не должна ухудшать безопасность транспортного средства
относительно его состояния на момент выпуска в обращение и должна
соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены
законодательством Российской Федерации;
в) в случаях,
предусмотренных технологической документацией, при замене отдельных
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) должна быть учтена
необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только
заменяемые комплектующие изделия, а также детали, полностью обеспечивающие
устранение повреждения.
14. Определение
стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего
замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го
наименования, осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого
среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах
географических границ товарного рынка новой запасной части j-го
наименования, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия.
Стоимость новой запасной части j-го наименования рассчитывается как
средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов
(продавцов) на товарном рынке новой запасной части этого наименования.
15. Износ
комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования,
подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не
может начисляться свыше 80 процентов его стоимости.
16. Для комплектующих
изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения
запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно
осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек
безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое
значение износа.
Номенклатура
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается
нулевое значение износа, утверждается федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере
транспорта.
17. Износ кузова
транспортного средства, изготовленного из металлов и (или) их сплавов,
рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
Икуз
- износ кузова транспортного средства (процентов);
е
- основание натуральных логарифмов (е»2,72);
Ткуз
- возраст кузова транспортного средства (лет);
Тск
- гарантия от сквозной коррозии кузова производителя транспортного средства
(лет).
18. Износ шины
транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
Иш
- износ шины (процентов);
Нн
- высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
Нф
- фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
Ндоп
- минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).
Износ шины
дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет - на 15
процентов, свыше 5 лет - на 25 процентов.
19. Износ
аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по следующей
формуле:
,
где:
Иак
- износ аккумуляторной батареи (процентов);
Так
- возраст аккумуляторной батареи (лет);
- нормативный срок
службы аккумуляторной батареи до замены (списания) (лет).
Нормативный срок
службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:
4 годам - при
среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. километров
включительно;
3 годам - при
среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. километров.
20. Износ
комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, рассчитывается по следующей
формуле:
,
где:
Ипл
- износ комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (процентов);
е
- основание натуральных логарифмов (е»2,72);
Тпл
- возраст комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (лет).
21. Износ остальных
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства
рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
Ики
- износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);
е
- основание натуральных логарифмов (е»2,72);
DТ
- коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали,
узла и агрегата) его возраста;
Тки
- возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);
DL - коэффициент,
учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата)
величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки
- пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и
агрегатом) (тыс. километров).
Значения коэффициентов
DТ
и DL
для различных видов транспортных средств приведены в приложении.
22. Если комплектующее
изделие (деталь, узел и агрегат) не заменялось с начала эксплуатации
транспортного средства его возраст принимается равным возрасту транспортного
средства, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием
принимается равным пробегу транспортного средства с начала эксплуатации.
Если по результатам
независимой технической экспертизы транспортного средства установлено или
имеется документальное подтверждение (запись в паспорте транспортного средства,
оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка
организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия и т.п.) того, что
комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) было установлено при замене,
произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст
принимается равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и
датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим
изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на
дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату предыдущей замены
комплектующего изделия.
Возраст комплектующего
изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного
средства, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации
транспортного средства либо с даты замены такого комплектующего изделия.
Пробег транспортного средства определяется по
одометру. Если одометр неисправен или его состояние не соответствует
установленным требованиям, пробег с начала эксплуатации транспортного средства
определяется расчетным путем в соответствии со справочными данными.
23. Расчет размера
расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте
транспортных средств проводится с использованием информационного обеспечения,
формируемого и распространяемого в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта.
24. В состав
информационного обеспечения входят:
а) номенклатура и
характеристика материалов для восстановительного ремонта транспортных средств;
б) номенклатура
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается
нулевое значение износа;
в) нормативные данные
в отношении материалов и запасных частей;
г) полный перечень
региональных товарных рынков материалов и запасных частей с указанием их
географических границ;
д) ценовая информация
в отношении материалов и запасных частей;
е) данные
производителей транспортных средств о гарантии от сквозной коррозии кузова;
ж) справочные данные о
среднегодовых пробегах транспортных средств;
з) справочные данные о
странах происхождения для различных марок (моделей) транспортных средств;
и) перечень
нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других
нормативно-технических документов, данных федеральной статистической отчетности
и других информационных материалов, рекомендуемых для использования при
проведении расчета размера расходов на материалы и запасные части при
восстановительном ремонте транспортных средств.
Приложение
Значения коэффициентов DТ и DL для различных видов транспортных средств
Вид
транспортного средства
|
Коэффициенты
|
DТ
|
DL
|
1.
|
Легковые
автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,055
|
0,0028
|
2.
|
Грузовые
бортовые автомобили, страной происхождения которых является Российская
Федерация
|
0,08
|
0,0024
|
3.
|
Автомобили-тягачи,
страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,072
|
0,0016
|
4.
|
Автомобили-самосвалы,
страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,12
|
0,002
|
5.
|
Специализированные
автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,11
|
0,0016
|
6.
|
Автобусы, страной
происхождения которых является Российская Федерация
|
0,122
|
0,0008
|
7.
|
Легковые
автомобили, странами происхождения которых являются государства Европы,
включая Турцию
|
0,04
|
0,002
|
8.
|
Легковые
автомобили, странами происхождения которых являются государства Северной
Америки и Южной Америки
|
0,044
|
0,0024
|
9.
|
Легковые
автомобили, странами происхождения которых являются государства Азии (кроме
Японии)
|
0,05
|
0,0026
|
10.
|
Легковые
автомобили, страной происхождения которых является Япония
|
0,036
|
0,0016
|
11.
|
Грузовые
автомобили иностранного производства
|
0,072
|
0,0017
|
12.
|
Автобусы
иностранного производства
|
0,096
|
0,0008
|
13.
|
Прицепы и
полуприцепы, страной происхождения которых является Российская Федерация, для
грузовых автомобилей
|
0,096
|
0
|
14.
|
Прицепы и
полуприцепы иностранного производства для грузовых автомобилей
|
0,08
|
0
|
15.
|
Прицепы для
легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача)
|
0,048
|
0
|
16.
|
Мотоциклы,
страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,095
|
0
|
17.
|
Мотоциклы
иностранного производства
|
0,055
|
0
|
18.
|
Сельскохозяйственные
тракторы, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,16
|
0
|
19.
|
Сельскохозяйственные
тракторы (80 - 100 л.с.) иностранного производства
|
0,055
|
0
|
20.
|
Прочие
тракторы иностранного производства
|
0,088
|
0
|
21.
|
Прочая
самоходная сельскохозяйственная техника и машины
|
0,12
|
0
|
22.
|
Автогрейдеры
|
0,126
|
0
|
23.
|
Погрузчики
фронтальные одноковшовые
|
0,124
|
0
|
24.
|
Экскаваторы
одноковшовые
|
0,08
|
0
|
25.
|
Катки
дорожные
|
0,085
|
0
|
26.
|
Прочая
самоходная дорожно-строительная техника и машины
|
0,11
|
0
|
27.
|
Аэродромная
самоходная техника и машины
|
0,1
|
0
|
28.
|
Землеройная
самоходная техника и машины
|
0,08
|
0
|
29.
|
Коммунальная
самоходная техника и машины
|
0,13
|
0
|
30.
|
Лесозаготовительная
самоходная техника и машины
|
0,11
|
0
|
31.
|
Пожарная
самоходная техника и машины
|
0,15
|
0
|
32.
|
Строительная
самоходная техника и машины
|
0,06
|
0
|
33.
|
Самоходная
техника и машины для нефтедобычи и нефтепереработки
|
0,18
|
0
|