1. Утвердить прилагаемую
Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минприроды России с
участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать
и утвердить в месячный срок план мероприятий по реализации Стратегии развития
геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и обеспечить его
выполнение.
Председатель Правительства
Российской Федерации В. Путин
Геологическая отрасль
является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой
совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций
всех форм собственности, обеспечивающих потребности государства и общества в
сфере геологического изучения территории Российской Федерации, ее
континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана,
Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны,
мониторинга и охраны недр.
Настоящая Стратегия
учитывает тенденции изменения в сфере геологического изучения недр,
отечественной и мировой минерально-сырьевой базы и анализ их текущего
состояния.
Настоящая Стратегия
определяет основные направления развития геологической отрасли Российской
Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения
конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в
области геолого-разведочного производства.
Геологическая отрасль
обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность
Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов, в том числе в
Мировом океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации.
Геологическая отрасль
неразрывно связана с деятельностью отраслей, осуществляющих:
добычу, первичную
переработку, транспортировку и реализацию минерального сырья;
использование минерального
сырья производителями энергии, металлургической и химической промышленностью,
строительной индустрией и агропромышленным комплексом.
Система
государственного управления геологической отраслью на федеральном уровне
включает:
Министерство природных
ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения,
использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр;
Федеральное агентство
по недропользованию и его территориальные органы, оказывающие государственные
услуги по геологическому изучению недр, осуществляющие управление
государственным имуществом, лицензирование недропользования, государственный
учет и государственную экспертизу запасов, информации и проектов
геолого-разведочных работ;
Федеральную службу по
надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, осуществляющие
государственный контроль за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр.
К полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования
отношений недропользования относятся управление фондом недр
общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а
также участие в разработке и реализации государственных программ геологического
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и участие в определении
условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих территориях.
Координационным
органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных
органов и организаций в области изучения и использования минерально-сырьевых
ресурсов, является Правительственная комиссия по вопросам
топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В настоящее время
отсутствует четкое разграничение ответственности государства и бизнеса в сфере
воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Поиски и оценка
месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств
федерального бюджета в рамках государственного заказа, так и за счет средств
недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов
государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении
составляет в среднем соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5
- для твердых полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по поиску
отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей
не ведутся.
Большинство
геологических организаций функционирует в форме федеральных государственных
унитарных предприятий и акционерных обществ, управление которыми осуществляется
при минимальном участии Федерального агентства по недропользованию.
Информационно-аналитическое
обеспечение отрасли включает:
сбор и обработку
геологической информации, а также ее хранение;
создание сводной
информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного
управления фондом недр;
предоставление
геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям.
Получение и
интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями,
научными и производственными организациями, проводящими работы по
геологическому изучению и использованию недр.
Сбор, обработка,
хранение и предоставление геологической информации в пользование обеспечиваются
разветвленной сетью организаций, находящихся в ведении Федерального агентства
по недропользованию.
Основными сводными
информационно-аналитическими продуктами, имеющими ключевое значение для
государственного управления фондом недр, являются:
государственный баланс
запасов полезных ископаемых;
государственный
кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации;
государственный реестр
работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для
добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, а также лицензий
на пользование недрами;
сводные данные
федерального государственного статистического наблюдения, отражающие объемы
выполненных геолого-разведочных работ в физическом и денежном выражении.
В настоящее время
содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность
предоставления в пользование не полностью соответствуют потребностям
геолого-разведочного производства, выработки и принятия управленческих решений.
В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет
собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически
выпадает из оборота на неопределенный срок.
Не решены вопросы
сбора и хранения первичной геологической информации.
Геолого-разведочные
работы характеризуются высокой наукоемкостью. Результатом научных исследований
в геологии являются новые данные и знания о геологическом строении недр,
закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых. Эффективность
геолого-разведочных работ обеспечивается внедрением прогрессивных
научно-технических решений и технологий в области поисков и разведки
месторождений полезных ископаемых.
Основные объемы
научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы
выполняются отраслевыми научными организациями, учреждениями Российской
академии наук и профильными высшими учебными заведениями.
Научные исследования в
геологии развиваются в условиях постоянного обновления информации о
геологическом строении и минерагеническом потенциале недр, появления новых идей
и концепций, а также изменения экономической и геополитической ситуации.
Решающее значение в
развитии научных геологических исследований имеет возможность обработки и
освоения огромного объема геологических, геофизических, геохимических и
дистанционных данных на основе современных информационных технологий. Принципиально
новым является переход от качественных оценок к количественным моделям.
Разрабатываются новые
подходы к тектоническому районированию и прогнозированию открытий месторождений
полезных ископаемых на основе геодинамического анализа.
Существенно усовершенствованы
используемые методы исследования вещества и строения недр Земли, позволяющие
получать всестороннюю аналитическую характеристику геологического вещества на
основе элементного и изотопного анализа, и разработаны новые такие методы.
Использование новых физических методов дает возможность выявить детальные
особенности внутреннего строения горных пород и минералов. Значительное
повышение чувствительности геофизических методов и их комплексное применение
привело к существенной детализации и новому пониманию внутреннего строения
Земли.
Отмечается расширение
объектов геолого-разведочных работ и их масштаба. Кроме верхних горизонтов
земной коры в сферу геологических исследований уже сейчас вовлечены вся
литосфера, территория континентального шельфа Российской Федерации и дно
Мирового океана. Это стало возможным благодаря глубокому и сверхглубокому
бурению, возросшей точности геофизических исследований, особенно различных
сейсмических методов, достижениям в области экспериментальной петрологии и
минералогии и изучении каменного материала глубинного происхождения, а также
успехам в физике горных пород в условиях высоких температур и давлений.
К настоящему времени
достаточно детально изучены нефтегазоносные и нефтегазоперспективные отложения
осадочных бассейнов России на глубине до 3,5-4,5 км. Весьма актуальным
становится повышение глубинности исследований в пределах территории Российской
Федерации и получение новых данных о нефтегазоносности континентального шельфа
Российской Федерации.
В практику геолого-геофизических
исследований внедрены цифровые измерительные системы, а также средства
автоматики и информационно-коммуникационных технологий.
Использование
передовых научно-технических решений позволяет уменьшить риски, неизбежные при
проведении геологических работ на ранних стадиях геологического изучения
территории.
Вместе с тем в
последние годы вследствие перепрофилирования ряда конструкторских и
приборостроительных организаций разработка и выпуск отечественных
аппаратурно-технологических комплексов и оборудования существенно сократились.
Отчетливо проявилось отставание в развитии отечественных технических средств и
технологий для геолого-разведочных работ от уровня, достигнутого зарубежными
странами. По ряду направлений происходит замещение отечественного оборудования
и технологий импортными.
Имеющиеся в
распоряжении государственных геологических организаций технические средства в
значительной степени изношены и морально устарели.
Выявление новых
источников минерального сырья становится все более сложным и дорогостоящим
из-за усложнения условий проведения геолого-разведочных работ. Стоящие перед
геологической отраслью проблемы определяют необходимость разработки новых
подходов, научных теорий, методов и технологий поисков и разведки.
Подготовка
специалистов геологического профиля в Российской Федерации ведется в 34 высших
учебных заведениях, включая 18 технических университетов, академий и
институтов, и 20 техникумах. Подготовка ведется по 15 специальностям высшего
профессионального образования и 8 специальностям среднего профессионального
образования.
Общий контингент
студентов-геологов составляет около 18 тыс. человек, в том числе студентов
высших учебных заведений - около 16 тыс. человек, студентов техникумов - около
2 тыс. человек. Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим образованием
составляет около 2,5 тыс. человек, со средним геологическим образованием -
около 500 человек. По данным последних лет, от 30 до 50 процентов
выпускников-геологов работают не по специальности.
За последние 15 лет
обеспеченность организаций геологической отрасли специалистами с высшим
профессиональным образованием снизилась почти в 1,5 раза, выросла доля лиц
пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически
активной возрастной категории до 40 лет. Кроме того, постоянно увеличивается
отток кадров, а более 10 процентов появившихся рабочих мест остаются
вакантными. По различным оценкам, дефицит молодых инженеров, экономистов и
управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической
отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.
Причинами дефицита
высококвалифицированных геологических кадров являются:
отсутствие
мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии геолога для привлечения
молодых и талантливых кадров и, как следствие, изменение возрастной структуры в
сторону преобладания предпенсионных и пенсионных групп, в результате чего
средний возраст геологических кадров, особенно в государственных организациях,
составляет 50-60 лет;
слабое и неэффективное
взаимодействие высших учебных заведений и других учебных заведений с успешно
работающими научными и производственными геологическими организациями и
компаниями-недропользователями;
отсутствие
образовательных программ, отвечающих современным требованиям;
несоответствие
номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям
отрасли;
отсутствие системы
повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития
геологической отрасли;
отсутствие современных
механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической
отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на
специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда.
Стратегической целью
развития геологической отрасли до 2030 года является формирование
высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения
недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение
поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде.
В соответствии с
Основами государственной политики в области использования минерального сырья и
недропользования, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. № 494-р, и долгосрочной государственной программой
изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе
баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, основными
задачами геологической отрасли на долгосрочную перспективу являются:
воспроизводство
минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей
экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых
основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и
обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;
изучение территории
Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей,
дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения
различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов;
охрана недр и
рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих
и перспективных потребностей базовых отраслей экономики;
оценка и прогноз
состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и
явлениям.
Минерально-сырьевая
база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и
промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим ее
развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и
геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно
зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на
современном технологическом уровне является центральной задачей геологической
отрасли. Решение этой задачи определяется детальностью геологической
изученности территории страны, результативностью и качеством
геолого-разведочных работ на всех стадиях их проведения - от регионального
изучения недр до разведки месторождений полезных ископаемых.
Россия располагает
значительными минерально-сырьевыми ресурсами большинства используемых в мире
полезных ископаемых. Годовой объем производства товарной продукции по таким
видам минерального сырья, как нефть, природный газ, угли, железные руды,
алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные
руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30 процентов
валового внутреннего продукта Российской Федерации.
В развитии российского
и мирового минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные
тенденции:
повышение роли новых
территорий, акваторий внутренних морей и континентального шельфа в связи с
истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов и твердых
полезных ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрываемых месторождений;
усиление внимания к
новым для промышленности типам месторождений твердых полезных ископаемых,
углеводородного сырья, геотермальным и гидроминеральным ресурсам;
увеличение глубин
поисков и разработки месторождений полезных ископаемых;
снижение качества руд
вводимых в эксплуатацию месторождений и постепенное замещение выбывающих из
эксплуатации месторождений богатых легкообогатимых руд месторождениями бедных
труднообогатимых руд;
перемещение
геолого-разведочных работ в удаленные районы и районы со сложными
горно-геологическими и климатическими условиями и слабо развитой инфраструктурой.
С развитием
научно-технического прогресса изменился и продолжает меняться спектр
используемых полезных ископаемых, а также отмечается сокращение потребления
отдельных видов минерального сырья в сочетании с ростом других и появлением
новых.
При высокой
обеспеченности России общими запасами большинства полезных ископаемых в стране
имеется дефицит отдельных видов минерального сырья, потребность в которых не
покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта. Причинами
этого являются отсутствие или неблагоприятное геолого-географическое размещение
месторождений качественных руд, а также наличие технологических сложностей
добычи, обогащения и переработки минерального сырья.
Развитие
минерально-сырьевой базы находится под влиянием следующих сдерживающих
факторов:
отсутствует отвечающая
современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных
регионов России, что сдерживает проведение опережающих
прогнозно-минерагенических исследований и поисковых работ;
существенно сократился
резерв объектов, на которых возможно получение в ближайшие годы значительных
приростов запасов интенсивно добываемых полезных ископаемых;
в нераспределенном
фонде недр велика доля запасов полезных ископаемых, освоение которых
экономически нецелесообразно при используемых технологиях добычи, обогащения и
переработки минерального сырья, а также при существующем состоянии
транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
действующая система
государственного регулирования отношений недропользования не создает
достаточных условий для привлечения инвестиций недропользователей в
геолого-разведочные работы;
существующая система
государственных закупок не позволяет обеспечить непрерывное осуществление
полного цикла геолого-разведочных работ от обнаружения перспективных площадей
до открытия и начала освоения месторождений, продолжительность которого
составляет от 5 до 15 лет.
Проблема устойчивого
развития и использования минерального сырья может быть решена на основе
реализации широкого комплекса мероприятий, направленных на повышение
инвестиционной привлекательности геолого-разведочных проектов, расширения
объемов геолого-разведочных работ и повышения их эффективности,
совершенствования административных и экономических механизмов регулирования
недропользования, усиления научно-технического, инновационного и кадрового
обеспечения геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы.
Развитие геологической
отрасли в рамках настоящей Стратегии предусматривается по следующим
приоритетным направлениям:
совершенствование
системы государственного управления геологическим изучением недр и
воспроизводством минерально-сырьевой базы;
повышение
инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой базы;
совершенствование
системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование
геологической информации;
совершенствование
научно-технического обеспечения геолого-разведочных работ;
создание условий для
внедрения инновационных технологий;
совершенствование
системы подготовки и переподготовки кадров.
Совершенствование государственного
управления в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и
использования минерально-сырьевой базы будет основано на оптимизации
организационной структуры геологической отрасли и развитии принципов
программно-целевого планирования геолого-разведочных работ.
Необходимо
конкретизировать функции и сферу ответственности государственного сектора
геологической отрасли, а также разграничить вклад государства и бизнеса в
воспроизводство минерально-сырьевой базы. В зависимости от вида полезных
ископаемых, района проведения геолого-разведочных работ и других факторов эта
граница может смещаться в ту или иную сторону.
В сфере
воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья вклад
государства должен ограничиваться региональной стадией изучения новых
нефтегазоносных провинций (научные исследования, бурение параметрических
скважин, геофизические работы регионального масштаба, в том числе
сейсмические). Более детальные геофизические исследования, включая подготовку
перспективных структур к бурению, а также само поисково-разведочное бурение
должны находиться в сфере ответственности нефтегазодобывающих компаний и
финансироваться за их счет.
В сфере
воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых
государственный заказ в ряде случаев может включать проведение
геолого-разведочных работ поисково-оценочной стадии, а иногда (для
месторождений, имеющих первостепенное государственное и военно-стратегическое
значение) - разведочной стадии.
Оптимизация
организационной структуры геологической отрасли направлена на достижение
следующих целей:
обеспечение
государственного контроля за стратегически важной отраслью;
повышение
эффективности размещения и исполнения государственного заказа в сфере
геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
обеспечение
оптимального функционирования государственной системы лицензирования
пользования участками недр;
обеспечение более
качественного выполнения работ в сфере геологического изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
повышение
эффективности управления имущественным комплексом геолого-разведочных
организаций;
создание условий для
технического перевооружения геолого-разведочных организаций в соответствии с их
специализацией;
формирование единого
информационного пространства, консолидирующего в себе информационные потоки
различной ведомственной принадлежности, относящиеся к проблемам
государственного управления и инвестирования в области геологического изучения
недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы;
укрепление кадрового
потенциала организаций, специализирующихся по видам работ и полезных
ископаемых;
создание условий для
диверсификации минерально-сырьевого обеспечения экономики страны за счет
расширения российского присутствия на международном рынке геологических услуг.
Реструктуризация
геологической отрасли предполагает:
преобразование
федеральных государственных унитарных предприятий информационно-экспертного
профиля в бюджетные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по
недропользованию;
развитие научных
организаций, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение выполнения
возложенных на Федеральное агентство по недропользованию государственных
функций по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой
базы, а также совершенствование принципов управления ими;
консолидацию
специализированных по видам геолого-разведочных работ и полезных ископаемых
геологических организаций в форме акционерного общества, в уставный капитал
которого должны быть переданы акции открытых акционерных обществ и акции
преобразованных в открытые акционерные общества федеральных государственных
унитарных предприятий, объединенных горизонтальными научно-производственными
связями. Предполагается, что в отношении этого акционерного общества позиции
акционера - Российской Федерации будут определяться Правительством Российской
Федерации. Участие в управлении этим обществом предполагается возложить на
Федеральное агентство по недропользованию. Финансирование сервисного
обеспечения геолого-разведочного производства должно будет осуществляться за
счет внебюджетных источников.
Государственный сектор
геологической отрасли призван обеспечивать выполнение следующих функций:
государственное
геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных
территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий
внутренних морей, а также дна Мирового океана, Арктики и Антарктики;
локализация и оценка
ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах
с целью воспроизводства запасов минерального сырья;
функционирование
государственной системы лицензирования;
выполнение
государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, технических проектов
разработки месторождений полезных ископаемых и проектов геолого-разведочных
работ;
государственный учет
запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, работ, участков недр и
лицензий;
государственный
мониторинг состояния недр;
государственный контроль
и надзор за геологическим изучением недр и рациональным недропользованием.
Оптимизация
функционирования негосударственного сектора геологической отрасли
предусматривает создание условий для дальнейшего развития геолого-разведочных
подразделений действующих горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, сервисных
геолого-разведочных структур, а также для формирования небольших
геолого-разведочных компаний и усиления роли субъектов малого и среднего
предпринимательства в проведении геолого-разведочных работ и разработке
месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний. В этих целях
будут приняты следующие меры:
упрощение процедуры
получения лицензии на геологическое изучение за счет собственных или привлеченных
средств (вплоть до введения заявительного принципа) и обеспечение возможности
свободного рыночного оборота поисковых лицензий;
обеспечение свободного
доступа к геологической информации, полученной за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
развитие рыночных
механизмов привлечения рискового капитала (бирж, финансовых институтов и других
механизмов) для финансирования геолого-разведочных работ.
Для привлечения
субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке месторождений, не
представляющих интереса для крупных компаний, предусматривается:
разработка критериев
определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний;
упрощение порядка
предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи
полезных ископаемых;
обеспечение
возможности переуступки прав пользования такими участками недр в пользу
субъектов малого и среднего предпринимательства на рыночных условиях.
Программно-целевое
планирование в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и
использования минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе
действующих и разрабатываемых государственных программ. Получит развитие планирование
геолого-разведочных работ в пределах естественных границ минерагенических
провинций и минерально-сырьевых центров, выделяемых с учетом возможностей
транспортной и энергетической инфраструктуры территорий вне зависимости от
административно-территориального деления.
Минерально-сырьевые
центры определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению
месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и
планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья
или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную
систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки
потребителям.
Для выделяемых
объектов планирования будет проводиться согласование программ геолого-разведочных
работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и средств пользователей недр.
Такой же подход будет
использоваться при подготовке программ лицензирования с учетом соблюдения
следующих основных принципов:
обеспечение балансов
между локализацией прогнозных ресурсов, воспроизводством и освоением запасов
полезных ископаемых;
использование
конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами, в
том числе на близко расположенные участки недр, содержащие малые и средние
месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;
корректировка программ
социально-экономического развития регионов, направленная на совершенствование
энергетической и транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых
ресурсов.
Повышение
инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе совершенствования
нормативно-правового обеспечения недропользования и введения механизмов
экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и рационального использования минерально-сырьевых
ресурсов.
Совершенствование
нормативно-правового обеспечения будет направлено на снятие административных
барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой базы и предусматривает:
совершенствование
порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;
упрощение порядка
формирования перечней участков недр, предоставляемых в пользование без конкурса
для целей геологического изучения, а также на условиях конкурса или аукциона
для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;
упрощение порядка
предоставления недропользователю права на разведку и разработку нижележащих
горизонтов разрабатываемых участков недр и сопредельных участков нераспределенного
фонда при выходе месторождения или отдельных его частей за пределы
первоначально предоставленной лицензионной площади и последующую разработку
открытых месторождений (залежей), а также введение возможности продления сроков
действия лицензий с уточнением границ лицензионной площади;
создание нормативной
правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных
месторождений полезных ископаемых;
разработку и
утверждение требований к содержанию технических проектов по видам полезных ископаемых;
упрощение порядка
предоставления в пользование для целей проведения поисковых, разведочных и
эксплуатационных работ земельных и лесных участков, находящихся во всех формах
собственности, с учетом интереса собственника;
разработку и
нормативное закрепление понятийного аппарата, используемого в законодательных и
других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере использования
недр;
создание необходимой
нормативной правовой базы для функционирования рынков частного акционерного
капитала, необходимых для привлечения средств внебюджетных источников в целях
осуществления работ по поиску и оценке полезных ископаемых;
введение механизма
гарантирования лицу, открывшему месторождение, в том числе федерального
значения, права на участие в реализации проекта по обустройству и разработке
такого месторождения;
создание прозрачной
системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установление
формализованных оснований для прекращения, приостановления или ограничения права
пользования участками недр.
В целях экономического
стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и рационального недропользования предполагается
введение ряда мер.
В области
совершенствования системы налогов и платежей предусматривается введение
следующих мер:
обоснование введения
дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых;
выработка механизмов
перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных
ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации
(налог на добавочный доход);
оптимизация механизма
взимания экспортных пошлин на минеральное сырье и продукты его переработки.
Введение налоговых новаций
планируется осуществлять в соответствии с мероприятиями, предусмотренными
Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти.
В области
совершенствования механизма предоставления участков недр в пользование
предусматриваются следующие меры:
стимулирование
геолого-разведочной деятельности компаний и снижение их инвестиционных рисков в
процессе пользования недрами на участках федерального значения в части
совершенствования принципов возмещения расходов недропользователей, открывших
месторождения полезных ископаемых;
дальнейшее
совершенствование порядка расчета разового платежа за пользование недрами;
совершенствование
порядка расчета и взимания иных платежей при предоставлении недр в пользование.
В части оптимизации
затрат недропользователей предусматривается:
совершенствование
механизма осуществления государственного заказа в части включения в него
положений, определяющих особенности формирования условий торгов применительно к
размещению заказа на ведение геолого-разведочных работ;
разработка укрупненных
нормативов затрат на освоение месторождений по различным регионам Российской
Федерации;
принятие положения о
ликвидационном фонде, формируемом компаниями-недропользователями в целях
финансирования мероприятий по консервации и ликвидации предприятия,
восстановлению природной среды и рекультивации земель и благоустройству
территорий. Отчисления в этот фонд будут производиться недропользователями на
специальный депозитный счет в любом банке на территории Российской Федерации в
течение действия проекта отработки месторождения.
Кроме того, в целях
развития геолого-разведочной деятельности и стимулирования рационального
пользования недрами предусматривается:
совершенствование
классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых в части учета
экономических факторов их освоения;
разработка мер,
направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных
ископаемых, и дальнейшее совершенствование института первооткрывательства.
Совершенствование
системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование
геологической информации предусматривает обеспечение полноты, достоверности и
оперативности предоставления геологической информации в соответствии с
современными и перспективными требованиями геолого-разведочного производства и
государственного управления в сфере недропользования.
Для достижения
требуемого уровня полноты, достоверности и оперативности предоставления
геологической информации предполагается решить следующие задачи:
обеспечение
нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности и
коммерческого использования геологической информации, полученной как
государственными, так и негосударственными организациями за счет различных
источников финансирования;
разработка
нормативно-правового обеспечения сбора, обработки, анализа и хранения
геологической информации, в том числе носителей первичной геологической и
геофизической информации;
актуализация форм
федерального статистического наблюдения и совершенствование технологии сбора,
обработки, хранения и анализа собираемых по ним данных.
Предусматривается
создание системы предоставления геологической и сопутствующей информации на
безвозмездной основе. Планируется предоставить геологическим компаниям
возможность самостоятельной реализации продукции геологического изучения недр,
полученной за счет средств внебюджетных источников. Результаты
геолого-разведочных работ, выполненных на территории Российской Федерации за
счет средств частных компаний, могут на протяжении определенного времени
составлять коммерческую тайну, а затем должны передаваться в открытый доступ.
Для обеспечения
свободного доступа к открытой геологической информации будет создан
информационный портал, содержащий сведения о динамике ресурсной базы и добычи
полезных ископаемых, видах, объемах, стоимости и результативности
геолого-разведочных работ. Повышение оперативности предоставления в пользование
основных информационно-аналитических продуктов должно обеспечиваться переводом
их на электронные носители, имеющие равный статус с традиционными бумажными
документами.
Совершенствование научно-технического
обеспечения геолого-разведочных работ планируется осуществлять в следующих
направлениях:
разработка
перспективных научных направлений, научно-технических решений, современных
методов и технологий, приборов и оборудования, призванных повысить
эффективность геологического изучения недр, воспроизводства и использования
минерально-сырьевой базы страны;
разработка типовых
прогнозно-геологических моделей месторождений полезных ископаемых для их
выявления и оценки в различных регионах страны;
целевое изучение
основных горнорудных районов страны и определение перспектив выявления новых
месторождений и скрытых рудных тел в пределах рудных полей, на флангах и
глубоких горизонтах отрабатываемых месторождений;
разработка и внедрение
современных технологий поисков, разведки, добычи, обогащения и переработки
минерального сырья, его комплексного использования, направленных на повышение
энергоэффективности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;
научное обоснование
закономерностей размещения и выявления на территории Российской Федерации
нетрадиционных видов минерального сырья и новых типов месторождений.
Необходимой
составляющей всех этапов работ, выполняемых в геологической отрасли (работы
общегеологического и минерагенического назначения, поиски, оценка, разведка и
освоение месторождений), является научно-методическое сопровождение, которое
обеспечивает повышение воспроизводства фонда недропользования, его ликвидной и
остродефицитной частей.
Для создания единой
системы отраслевых научных знаний необходимо:
сохранение
существующих и создание новых научных школ, совершенствование подготовки
специалистов высшей квалификации;
развитие теоретических
основ мониторинга, моделирования и прогнозирования опасных геологических
процессов и явлений, обеспечивающих повышение точности риска и снижение ущерба
от опасных геологических процессов и явлений;
проведение на
постоянной основе опережающих проблемно ориентированных фундаментальных
геологических исследований, обеспечивающих решение современных и перспективных
прикладных задач геологической отрасли в части, касающейся:
обоснования новых
подходов к минерагеническому районированию территории страны и оценке
прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также разработки моделей глубинного
строения рудных районов;
разработки
фундаментальных основ оценки ресурсного потенциала глубоких горизонтов
осадочных бассейнов, прогноза уникальных и крупных месторождений углеводородов,
в том числе в пределах континентального шельфа Российской Федерации и акваторий
внутренних морей.
Необходимо дальнейшее
развитие геофизических методов и создание современных
аппаратурно-технологических средств, наиболее важными из которых являются:
аэрогеофизические
аппаратурно-технологические комплексы с высокой разрешающей способностью;
многоканальные
телеметрические системы регистрации геофизических данных с высокой частотой
дискретизации;
геофизическая
аппаратура на основе сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков,
обладающих высокой чувствительностью.
Для обеспечения морских
геофизических исследований на опорных профилях необходимо создание нового
поколения донных станций, использующих сейсмический и электромагнитный каналы,
а также канал измерения теплового потока.
Предусматривается
совершенствование технико-технологического обеспечения бурения и исследования
глубоких скважин, скважин на твердые полезные ископаемые и гидрогеологических
скважин.
Для развития
геолого-разведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации и в
Мировом океане требуется переоборудование и переоснащение современными
техническими средствами имеющихся научно-исследовательских судов и
строительство новых научно-исследовательских судов.
Необходимо создать
современную метрологическую базу обеспечения единства измерений при проведении
геолого-разведочных работ и лабораторно-аналитических исследований.
Передовые
научно-технические достижения должны определять требования к результатам и
качеству геолого-разведочных работ, закрепляемые соответствующими стандартами,
регламентами, рекомендациями и другими нормативными документами.
Переход на
инновационный путь развития геологической отрасли предполагает техническое
перевооружение средств получения геологической информации, ее обработки,
интерпретации и предоставления в пользование.
Инновационную базу
средств получения геологической информации планируется развивать на основе
современных измерительных, аналитических и интерпретационных
аппаратурно-технологических комплексов, специализированных по видам геолого-разведочных
работ и минерального сырья, а также на основе технологий интегрированного
анализа и поддержки принятия управленческих решений.
Предусматривается
широкое использование современных компьютеризированных систем сбора, обработки
и оперативной передачи геологических, геофизических и геохимических данных.
Особое значение имеет внедрение информационно-технологических решений,
обеспечивающих координацию данных из официальных источников цифровой информации
по недропользованию. Для этого предусматривается создание мотивационных
условий, способствующих внедрению передовых технологий проведения всех видов
геолого-разведочных работ.
Экономическое
обеспечение инновационной деятельности предусматривает:
выделение прямых
инвестиций за счет средств федерального бюджета на разработку инновационных
проектов, важных для решения государственных задач, не решаемых частными
инвесторами;
разработку финансовых
механизмов развития инновационной деятельности в сфере недропользования путем создания
возможных условий для реализации лизинговых соглашений;
субсидирование
процентных ставок по кредитам, привлеченным в российских кредитных
организациях, и лизинговым договорам для компаний, осуществляющих разработку и
реализацию инновационных проектов;
внесение изменений в
законодательство Российской Федерации о размещении заказов в целях
стимулирования инноваций и модернизации через систему государственного заказа;
освобождение на
определенный период времени от уплаты таможенных пошлин ввозимого геолого-разведочного
оборудования, не имеющего российских аналогов.
Совершенствование
системы подготовки и переподготовки кадров предполагает разработку и реализацию
программы подготовки кадров по геологическим специальностям, включающей
организационные, нормативно-правовые и финансово-экономические мероприятия,
направленные:
на обеспечение
кадрового потенциала отрасли;
на обеспечение
качественной профессиональной кадровой подготовки;
на оптимизацию
размещения образовательных центров;
на организацию
мониторинга кадровой ситуации.
Обеспечение
потребностей в кадровых ресурсах необходимо решать, прежде всего, за счет
повышения престижа профессии геолога и закрепления в отрасли специалистов,
получивших соответствующее образование. Решению этой проблемы будут
способствовать:
реализация программ
целевой подготовки специалистов горно-геологического профиля с высшим и средним
профессиональным образованием на основе договоров на целевую контрактную
подготовку, заключаемых между студентом и работодателем;
обеспечение
конкурентного уровня материального вознаграждения работников отрасли;
установление
вознаграждения за выслугу лет и введение социальных гарантий;
признание научных
достижений и достойное поощрение первооткрывательства;
расширение возможности
научного, профессионального и административного роста.
Обеспечение
качественной подготовки кадров требует постоянного обновления знаний и
реализации принципов непрерывности общей и профессиональной подготовки специалистов
по всем образовательным уровням.
В общеобразовательных
учебных заведениях предполагается развитие детско-юношеских геологических
движений (геологические кружки, молодежные геологические партии и экспедиции,
экскурсии, выставки, олимпиады и конкурсы), обеспечивающих популяризацию среди
молодого поколения профессий горно-геологической направленности.
Система подготовки
специалистов геологического профиля в высших учебных заведениях
предусматривает:
рациональную модель
подготовки специалистов, способных принимать инженерные решения в процессе
практической деятельности на основе принципа неразрывного единства
теоретического и практического обучения;
подготовку кадров для
осуществления инновационной деятельности в области наукоемких технологий и коммерциализации
результатов научных разработок;
повышение доли
практической компоненты в обучении за счет увеличения роли и обеспеченности
самостоятельной работы студентов с целью повышения их творческой активности;
закрепление за высшими
учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями
производственных организаций в качестве постоянных баз производственной
практики студентов;
стимулирование
заинтересованности организаций в проведении преддипломной практики с
последующим трудоустройством выпускников высших учебных заведений;
развитие региональных
центров (полигонов) для прохождения студентами учебной практики при ведущих
высших учебных заведениях горно-геологического профиля;
переоснащение
учебно-лабораторной базы образовательных учреждений и совершенствование их
научно-методической базы в соответствии с текущими и перспективными задачами
отрасли;
объединение
учебно-образовательных ресурсов и программ в единую общероссийскую систему
непрерывного геологического образования и управления знаниями, а также
применение в рамках этой системы инновационных технологий и методов обучения
специалистов;
создание в профильных
научно-исследовательских институтах кафедр высших учебных заведений,
способствующих участию студентов в научно-исследовательском процессе.
Для обеспечения
послевузовской подготовки специалистов и руководителей геологической отрасли
планируется восстановить:
сеть учебных центров
повышения квалификации, обеспечив разработку новых организационных, финансовых
и методических основ их деятельности;
формирование
отраслевого кадрового резерва;
целевую подготовку
кадров высшей квалификации для нужд геологической отрасли.
Проблему рационального
размещения образовательных центров предполагается решить с учетом существующей
географии учебных заведений, количественных и качественных показателей выпуска
специалистов, а также задач, стоящих перед геологической отраслью на
территориальном, региональном и федеральном уровнях.
Организация кадрового
мониторинга геологической отрасли будет заключаться в целенаправленном
отслеживании динамики и эффективности подготовки, переподготовки и
использования специалистов и руководителей различных уровней геологической
отрасли.
Мониторинг обеспечит
решение следующих задач:
получение достоверной
и всесторонней кадровой информации;
формирование банка
данных персонала и разработка информационно-поисковой системы кадров;
систематизация,
обобщение статистических данных и определение динамики и оценок состояния
кадрового обеспечения;
интегрирование
результатов анализа в целостную систему оценочных показателей для
прогнозирования, планирования и управления кадровыми процессами;
определение
направлений дальнейшего совершенствования механизма кадрового обеспечения.
Реализация настоящей
Стратегии позволит перевести геологическую отрасль на качественно новый
уровень, в результате чего будет достигнуто повышение геологической изученности
страны, воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального
недропользования и снижение ущербов от негативных процессов и явлений.
Для оценки реализации
настоящей Стратегии сформирована система целевых показателей, характеризующих
развитие геологической отрасли по критериям инновационного развития, кадрового
обеспечения, инвестиционной привлекательности, обусловливающим развитие
минерально-сырьевой базы, рост геологической изученности территории и
увеличение степени охвата территорий системой наблюдений за опасными
геологическими процессами и явлениями. При этом используются следующие целевые
показатели:
увеличение до 70
процентов доли геолого-разведочных работ, выполняемых инновационно-активными
организациями;
достижение полной
обеспеченности геологических организаций специалистами высшего уровня
квалификации;
обеспечение роста
объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников вследствие
повышения инвестиционной привлекательности геолого-разведочных работ по
отношению к достигнутому уровню в 2015 году на 20 процентов, в 2020 году - на
40 процентов, в 2030 году - на 50 процентов;
обеспечение
воспроизводства минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности
в разведанных запасах, которое в соответствии с основными документами
стратегического планирования социально-экономического развития страны составит
соответственно в среднем в год к 2015, 2020 и 2030 годам:
по нефти - до 490 млн.
тонн в год, до 500 млн. тонн и до 530 млн. тонн;
по природному газу -
до 715 млрд. куб. метров, до 780 млрд.
куб. метров и до 900 млрд. куб. метров;
по золоту - до 210
тонн, до 220 тонн и до 250 тонн;
по железной руде - до
180 млн. тонн, до 190 млн. тонн и до 200 млн. тонн;
по меди - до 1100 тыс.
тонн, до 1250 тыс. тонн и до 1400 тыс. тонн;
по никелю - до 400
тыс. тонн, до 440 тыс. тонн и до 450 тыс. тонн;
повышение уровня
изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и
акваторий внутренних морей посредством проведения работ общегеологического и
специального назначения к 2012 году до 45 процентов, к 2020 году - до 50 процентов
и к 2030 году - до 70 процентов;
повышение уровня
изученности территорий Российской Федерации, подверженных влиянию опасных
геологических процессов и явлений, к 2015 году - до 55 процентов, к 2020 году -
до 60 процентов и к 2030 году - до 80
процентов.
Для достижения
поставленной цели настоящей Стратегии необходимо учитывать макроэкономические,
операционные, социальные и научно-технологические риски.
Макроэкономические
риски связаны с возможным ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, со
снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, с высокой
инфляцией, кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.
Источниками
возникновения таких рисков являются:
снижение объемов
выпуска продукции наиболее ресурсоемких отраслей экономики;
неблагоприятное
изменение внутренней и внешней конъюнктуры в смежных отраслях экономики;
недостаток мощностей и
низкий технический уровень развития отечественного приборо- и машиностроения
для геологической отрасли;
несоответствие объема
выделяемых государственных инвестиций на геологическое изучение недр и
воспроизводство минерально-сырьевой базы требованиям настоящей Стратегии.
Нестабильность
международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию
проектов с участием зарубежных партнеров, объемы международного кооперационного
сотрудничества, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга
кредитного доверия к геологической отрасли со стороны кредитных организаций и
международных финансовых институтов.
Операционные риски
связаны с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля за
реализацией настоящей Стратегии, в том
числе с недостатками нормативно-правового обеспечения. Эффективное и динамичное
развитие геологической отрасли во многом зависит от создания благоприятного
правового климата для инновационного развития. Несвоевременное внесение
назревших изменений в нормативную правовую базу может стать источником
серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного развития отрасли.
К операционным рискам
следует отнести возможное перепрофилирование геологических организаций при их
приватизации.
Социальные риски
обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров геологической отрасли для
осуществления научных исследований, геолого-разведочных работ и полномочий на
федеральном и региональном уровнях.
Научно-технологические
риски возникают при недостаточном финансировании работ, направленных на
усиление научно-технического и инновационного развития геологической отрасли,
создание и внедрение современных технологий.
Риски достижения
показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются также
вероятностным характером геолого-разведочного процесса.
Необходимым условием
эффективной реализации настоящей Стратегии является минимизация указанных
рисков, анализ промежуточных результатов ее выполнения и принятие оперативных
мер по корректировке приоритетных направлений развития геологической отрасли.
Финансирование
предусмотренных настоящей Стратегией мер предполагается осуществлять за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств
внебюджетных источников.
Направления и механизмы
развития геологической отрасли в соответствии с настоящей Стратегией нацелены
на повышение эффективности использования финансовых средств, предусматриваемых
на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Финансовое обеспечение
мероприятий, связанных с оптимизацией организационной структуры геологической
отрасли, экономическим стимулированием геологического изучения недр,
воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального недропользования, с
созданием условий для внедрения инновационных технологий за счет средств
федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств,
предусматривается уточнять по результатам рассмотрения этих обязательств в
установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной
финансовый год и плановый период.
Стратегия реализуется
в 3 этапа:
первый этап -
2010-2012 годы;
второй этап -
2013-2020 годы;
третий этап -
2021-2030 годы.
На первом этапе
предусматривается создание первоочередных нормативно-правовых и экономических
механизмов развития отрасли.
На втором этапе
предполагается завершение институциональных преобразований, в том числе
связанных с совершенствованием системы государственного управления
геологической отраслью, совершенствованием системы сбора, обработки, анализа,
хранения и предоставления в пользование геологической информации, усилением
научно-технического и кадрового обеспечения геолого-разведочных работ. При этом
предполагается обеспечить геологическое изучение территории страны и
воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, достаточных для
функционирования экономики страны в условиях инновационного развития.
Реализация настоящей
Стратегии на первом и втором этапах не потребует изменений финансового
обеспечения геолого-разведочных работ, предусмотренных долгосрочной
государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой
базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья,
утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На третьем этапе в
результате введения в действие нормативной правовой базы в части повышения
доступности геологической информации, заявительного принципа получения и
свободного оборота поисковых лицензий инвестиционная привлекательность
геолого-разведочной деятельности значительно возрастет. При этом вклад
недропользователей в решение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы
Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей
будет определяющим. С этого времени средства федерального бюджета должны будут
направляться преимущественно на региональное геологическое изучение территории
Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей,
дна Мирового океана, Арктики и Антарктики в целях обеспечения потребностей
различных отраслей экономики страны и защиты ее геополитических интересов.
Указанные изменения найдут отражение в государственной программе геологического
изучения недр.
Для достижения стратегической
цели настоящей Стратегии формируется система управления ее реализацией, которая
предполагает:
формирование плана
мероприятий по реализации настоящей Стратегии и эффективной организационной
модели по его выполнению;
концентрацию имеющихся
ресурсов на достижении значений целевых показателей развития геологической
отрасли;
создание механизма
мониторинга, оценки и минимизации рисков реализации настоящей Стратегии.
Реализация настоящей
Стратегии осуществляется органами государственной власти в соответствии с
полномочиями в установленной сфере деятельности. При реализации настоящей
Стратегии соответствующими органами государственной власти представляется в
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации промежуточная
отчетность о фактически достигнутых значениях целевых показателей развития
геологической отрасли, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их
преодолению.
Координация реализации
настоящей Стратегии возлагается на Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации. Задачами координатора являются организация системы
мониторинга, анализ хода реализации настоящей Стратегии и оценка достигнутых
результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной
отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и их финансового
обеспечения.