В целях реализации в дорожном хозяйстве основных
положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом
регулировании", применения и соблюдения технических норм, а также
установления классификации, порядка разработки и экспертизы, согласования,
утверждения, регистрации, обновления и отмены документов системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства:
1. Структурным
подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям
автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным
дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения,
территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской
Федерации рекомендовать к применению с 15.06.2010 ОДМ 218.1.001-2010
"Рекомендации по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - ОДМ 218.1.001-2010).
2. Управлению
научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования
(В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ
218.1.001-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1
настоящего распоряжения.
3. Признать утратившим
силу распоряжение Федерального дорожного агентства от 08 июля 2005 г. N
ОБ-158-р об издании и применении ОДМ
218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов
технического регулирования в сфере дорожного хозяйства".
4. Контроль за
исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В.
Быстрова.
Руководитель A.M. Чабунин
1.1 Отраслевой
дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению
документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее
- методический документ) разработан в соответствии с п. 3 статьи 4 Федерального
закона от 27 декабря 2002 N
184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О
техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в
дорожном хозяйстве.
1.2 Настоящий
методический документ содержит рекомендации по классификации, порядку
разработки, экспертизы, регистрации, обновления, отмены и применения документов
технического регулирования в дорожном хозяйстве.
В настоящем
методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
Федеральный закон от
27 декабря 2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" в редакции Федеральных законов от
09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от
23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от
30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ (далее - ФЗ "О техническом регулировании")
ГОСТ
Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ
Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций.
Общие положения
ГОСТ
Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные
Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ
Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов.
Организация проведения экспертизы
ГОСТ
Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и
рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения,
пересмотра и отмены
ГОСТ Р
1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
В настоящем
методическом документе применены термины по ГОСТ Р
1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дорожное
хозяйство: Комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования
Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие
обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и
содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных
исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу
и переработку материалов и иную деятельность, связанную с проектированием,
строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
3.2 техническое
регулирование: Правовое регулирование отношений в области установления,
применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с
ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а
также в области установления и применения на добровольной основе требований к
продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование
отношений в области оценки соответствия (ФЗ "О техническом регулировании").
3.3 технический
регламент: Документ, который принят международным договором Российской
Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным
законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением
Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального
органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает
обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического
регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к
связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая
изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ФЗ "О техническом регулировании").
3.4 стандарт:
Документ, в котором в целях добровольного многократного использования
устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и
характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ФЗ "О техническом регулировании").
3.5 национальный
стандарт Российской Федерации: Стандарт, утвержденный национальным органом
Российской Федерации по стандартизации (ФЗ "О техническом регулировании").
3.6 свод правил:
Документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и
(или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях
соблюдения требований технических регламентов (ФЗ "О техническом регулировании").
3.7 стандарт
иностранного государства: Стандарт, принятый национальным (компетентным)
органом (организацией) по стандартизации иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").
3.8 региональный
стандарт: Стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ
"О техническом
регулировании").
3.9 свод правил
иностранного государства: Свод правил, принятый компетентным органом
иностранного государства (ФЗ "О техническом регулировании").
3.10 региональный свод
правил: Свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации (ФЗ
"О техническом
регулировании").
3.11 региональная
организация по стандартизации: Организация, членами (участниками) которой
являются национальные органы (организации) по стандартизации государств,
входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в
соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
3.12 стандарт
организации: Стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей
стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения
качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для
распространения и использования полученных в различных областях знаний
результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р
1.12) (ФЗ "О
техническом регулировании").
3.13 отраслевой
дорожный методический документ: Акт рекомендательного характера, изданный
распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве,
разъясняющий методологию работ в сфере технического регулирования и (или)
содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства,
реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них.
4.1 В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании"
техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых
правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению
работ или оказанию услуг;
- соответствия
технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития
материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости
органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов,
исполнителей и приобретателей;
- единой системы и
правил аккредитации;
- единства правил и
методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур
обязательной оценки соответствия;
- единства применения
требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости
ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости
совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по
сертификации;
- недопустимости
совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости
внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов;
- недопустимости
одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа
государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических
регламентов.
4.2 В соответствии со
статьями 7 и 13 ФЗ "О
техническом регулировании" к основным документам системы технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические
регламенты;
- национальные
стандарты;
- правила (нормы)
стандартизации и рекомендации по стандартизации;
- общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- своды правил;
- стандарты
организаций;
- международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств,
зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов;
- акты
рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа
исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
4.3 В соответствии со
статьей 6 ФЗ "О
техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или
здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного
или муниципального имущества;
- охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения
энергетической эффективности.
Принятие технических
регламентов в иных целях не допускается.
4.4 В соответствии со
статьей 7 ФЗ "О
техническом регулировании" технические регламенты с учетом степени
риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования,
обеспечивающие:
- безопасность
излучений;
- биологическую
безопасность;
- взрывобезопасность;
- механическую
безопасность;
- пожарную
безопасность;
- промышленную
безопасность;
- термическую
безопасность;
- химическую
безопасность;
- электрическую
безопасность;
- ядерную и
радиационную безопасность;
- электромагнитную
совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений;
- другие виды
безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 Федерального закона
"О техническом
регулировании".
Технический регламент
должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования,
требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения
технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы
оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться
схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного
сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные
сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического
регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать
требования энергетической эффективности.
Технические регламенты
применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или)
места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к
продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или)
юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами,
приобретателями. Технический регламент может содержать специальные требования к
продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения
продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и
географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1
статьи 6 Федерального закона "О техническом регулировании".
4.5 В соответствии со
статьей 15 ФЗ "О
техническом регулировании" и ГОСТ
Р 1.2 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным
образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения
продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов
или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями,
продавцами, приобретателями.
Применение
национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному
стандарту.
Национальным органом
по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу
технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании
федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и
размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой
форме перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения
которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого
технического регламента.
4.5 # В соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании"
в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным
требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в
целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или
к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства,
строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации разрабатываются своды правил.
Разработка и утверждение
сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в
пределах их полномочий.
4.6 В соответствии с ГОСТ
Р 1.10 и ГОСТ Р
1.12 правила (нормы) стандартизации устанавливают
организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют
отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют
порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
4.7 В соответствии с ГОСТ
Р 1.10 и ГОСТ Р
1.12 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического
характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют
применению основополагающего национального стандарта или содержат положения,
которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в
основополагающем национальном стандарте.
4.8 В соответствии с [1]
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации
(далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный
перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных
группировок и направлены для применения при создании государственных
информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене
информацией.
4.9 В соответствии со
статьей 17 ФЗ "О
техническом регулировании" и ГОСТ
Р 1.4 стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных,
научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц
могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости
применения этих стандартов.
Стандарты организаций
применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания
услуг, а также для распространения и использования полученных в различных
областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации,
принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в
обязательном порядке.
Стандарты
профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов,
инженерных обществ и других объединений юридических лиц разрабатываются для
добровольного общеотраслевого применения.
4.10 В соответствии со
статьей 16.1 ФЗ "О
техническом регулировании" международные стандарты, региональные
стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды
правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном
фонде технических регламентов и стандартов могут включаться в перечень
документов в области стандартизации, в результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических
регламентов.
4.11 Документы
рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические
документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для
целей разъяснения методологии работ в сфере технического регулирования и (или)
содержащих технические рекомендации в области проектирования, строительства,
реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и
искусственных сооружений на них.
4.12 Документы системы
технического регулирования, обеспечивающие функционирование дорожного
хозяйства, представлены в таблице 1.
Таблица
1
Наименование документа
|
Утверждающая инстанция
|
Назначение документа
|
Технические регламенты
|
Принимаются международным
договором Российской Федерации,
ратифицированным в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации,
или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением
Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому
регулированию (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании")
|
Устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции,
в том числе зданиям, строениям и сооружениям
или к связанным с требованиями к продукции
процессам проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации)
|
Национальные стандарты
|
Утверждаются Национальным
органом Российской Федерации по стандартизации
(статья 14 ФЗ "О техническом
регулировании")
|
Документ, в котором в целях
добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации, выполнения
работ или оказания услуг. Стандарт может
содержать требования к терминологии,
символике, упаковке, маркировке или
этикеткам и правилам их нанесения.
|
Правила (нормы) в области
стандартизации
|
Утверждаются Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ
Р 1.10)
|
Устанавливают организационно-методические положения,
которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего
национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
|
Рекомендации по стандартизации
|
Утверждаются Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ
Р 1.10)
|
Содержат советы
организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по
стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения,
которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления
в основополагающем национальном
стандарте
|
Общероссийские классификаторы технико-экономической
и социальной информации
|
Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ([1])
|
Устанавливают систематизированный перечень наименований
и кодов объектов классификации и (или)
классификационных группировок и
направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов
и межведомственном обмене информацией.
|
Своды правил
|
Утверждаются федеральными
органами исполнительной власти в пределах их полномочий ([2])
|
Устанавливают технические
правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации продукции. Разрабатываются в случае отсутствия национальных
стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или
к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения
требований технических регламентов.
|
Стандарты организаций: стандарты научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и т.п. стандарты конкретных
субъектов хозяйственной деятельности
|
Принимаются организациями самостоятельно на основании п. 1 статьи 17 ФЗ
"О
техническом регулировании" и могут
согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства (необходимость согласования определяется организацией)
|
Применяются для целей совершенствования
производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для
распространения и использования полученных в различных областях знаний
результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок
|
Международные стандарты, региональные
стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств
|
Принимаются международными, региональными и национальными органами
(организациями) по стандартизации и зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и
стандартов
|
Применяются на добровольной
основе в качестве документов в области стандартизации,
обеспечивающих соблюдение требований
технических регламентов при включении их национальным органом РФ в соответствующий перечень документов в области стандартизации
|
Отраслевые дорожные методические документы
|
Издаются федеральным органом исполнительной власти в области дорожного
хозяйства на основании п. 3 статьи 4 ФЗ "О техническом регулировании"
|
Применяются на добровольной
основе в качестве рекомендательного акта разъясняющего
методологию работ в сфере технического
регулирования и (или) содержащего технические рекомендации в области проектирования,
строительства, реконструкции,
модернизации, ремонта и содержания
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них
|
5.1 Технические
регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке,
установленном статьями 9, 9.1 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
5.2 Национальные
стандарты Российской Федерации разрабатываются, утверждаются, обновляются и
отменяются в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.2. Экспертиза проектов национальных стандартов РФ в области дорожного
хозяйства проводится техническим комитетом по стандартизации "Дорожное
хозяйство" (ТК 418) в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.6.
5.3 Общероссийские
классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и
применяются в соответствии с [1].
5.4 Правила
стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются,
изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ
Р 1.10.
5.5 Своды правил
разрабатываются и утверждаются в соответствии с [2].
5.6 Стандарты
организаций разрабатываются, утверждаются и отменяются в порядке, установленном
ГОСТ
Р 1.4.
Стандарты организаций
разрабатываются и утверждаться этими организациями самостоятельно исходя из
целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции,
выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования
полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний),
измерений и разработок.
В случае ссылки на
утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации,
положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами,
заключившими данный договор (контракт).
По решению организации
утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной
власти в области дорожного хозяйства для согласования в установленном порядке.
5.7 Международные
стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты
иностранных государств и своды правил иностранных государств разрабатываются,
утверждаются и отменяются в порядке, установленном в данных международных,
региональных и национальных органах (организациях).
5.8 ОДМ
разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти в области дорожного хозяйства. В случае ссылки на официально принятые
ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов
становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор
(контракт).
6.1 Межгосударственные
стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р),
принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на
переходный период (до вступления в силу соответствующих технических
регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей
целям (статья 46 ФЗ "О
техническом регулировании"):
защиты жизни и
здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или
муниципального имущества;
охраны окружающей
среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения
действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
обеспечения
энергетической эффективности.
6.2 В переходный
период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в
дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за
исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте 6.1
настоящего методического документа, следующие категории документов, принятые до
1 июля 2003 года:
отраслевые стандарты
дорожного хозяйства (ОСТ);
строительные нормы и
правила (СНиП);
отраслевые дорожные
нормы (ОДН);
ведомственные
строительные нормы (ВСН);
нормативные документы
других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их
регистрации Минюстом России;
отраслевые дорожные
методические документы (ОДМ);
стандарты субъектов
Российской Федерации;
нормы субъектов
Российской Федерации;
стандарты предприятий
дорожного хозяйства (СТП).
Федеральные органы
исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе вносить изменения в
свои нормативные документы, применяемые до дня вступления в силу
соответствующих технических регламентов. При этом проекты нормативных
документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных
изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в
электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня их принятия.
Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень
этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную
комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями
пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О техническом регулировании"
федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не
позднее, чем за тридцать дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии
по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители
данного федерального органа исполнительной власти, иных заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти, научных организаций,
саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и
потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются
на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
В другие категории
нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение
переходного периода положения данных нормативных документов могут быть
переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо в
своды правил, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные
методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
В случае ссылки на
вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной)
документации, положения данных документов становятся обязательными для
соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
7.1 Для оптимизации и систематизации работ отраслевые
дорожные методические документы дорожного хозяйства (ОДМ) классифицируют по
классификационным группам, приведенным в таблице 2.
Таблица
2
Классификационная группа
|
Наименование классификационной
группы
|
1
|
Организация технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства
|
2
|
Проектирование автомобильных дорог
|
3
|
Качество производства дорожных
работ
|
4
|
Оценка соответствия
|
5
|
Метрологическое обеспечение
|
6
|
Безопасность дорожного движения.
|
7
|
Кадровое обеспечение.
|
8
|
Сервис и охрана окружающей среды.
|
9
|
Информационно-управляющие системы
|
10
|
Финансовое обеспечение
|
11
|
Другие
|
7.2 В ОДМ классификационной
группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством
и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования
в сфере дорожного хозяйства.
7.3 В ОДМ классификационной
группы 2 разъясняются положения, устанавливающие нормы проектирования.
7.3.1 Нормы проектирования
конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
- земляное полотно;
- дорожная одежда;
- дренаж и водоотвод.
7.3.2 Нормы проектирования
искусственных сооружений по составляющим компонентам:
- тоннели и трубы;
- мосты, путепроводы и
эстакады;
- защитные сооружения;
- объекты сервиса и элементы
обустройства автомобильных дорог.
7.4 В ОДМ классификационной
группы 3 разъясняются положения, устанавливающие требования к нормируемым параметрам.
7.4.1 Нормируемые параметры
к технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных
сооружениях на них при:
- строительстве;
- реконструкции;
- модернизации;
- ремонте;
- содержании;
- утилизации.
7.4.2 Нормируемые параметры
к ресурсам, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережению:
- сырье;
- материалы;
- изделия и конструкции.
7.4.3 Нормируемые параметры
транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений
на них.
7.5 ОДМ классификационной
группы 4 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области
оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, подтверждения соответствия, строительного
контроля, государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических
регламентов в дорожном хозяйстве и т.д.
7.6 ОДМ классификационной
группы 5 разъясняют положения по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве.
7.7 ОДМ классификационной
группы 6 разъясняют положения по вопросам обеспечение безопасности автомобильных
дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по ним.
7.8 ОДМ классификационной
группы 7 разъясняют положения по вопросам установление уровня квалификационных требований
для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.
7.9 В ОДМ классификационной
группы 8 разъясняются положения, устанавливающие:
- нормативные параметры
к развитию сервиса в придорожной полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность
участников дорожного движения создание условий для развития сервиса в придорожной
полосе, обеспечивающего комфорт и безопасность участников дорожного движения;
- обеспечение экологической
безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения
по автомобильным дорогам.
7.10 ОДМ классификационной
группы 9 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков
данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной
информационной системы в дорожном хозяйстве.
7.11 ОДМ классификационной
группы 10 разъясняют положения по обеспечению финансирования работ по ремонту и
содержанию в зависимости от исходного и требуемого уровня транспортно-эксплуатационного
состояния автомобильных дорог.
Обозначение отраслевых дорожных методических документов
состоит из его номера, включающего в себя:
- аббревиатуру "ОДМ";
- трехзначное число с точкой,
означающее комплекс дорожного хозяйства;
- однозначное число, означающее
классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;
- трехзначное число, означающее
порядковый номер документа в классификационной группе;
- четырехзначное число,
означающее год регистрации документа.
Пример обозначения настоящего
отраслевого дорожного методического документа:
[1] Постановление
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских
классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической
области"
[2] Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 858 "О
порядке разработки и утверждения сводов правил"